Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями в развитии
рабочая программа (1 класс)

Загородняя Наталья Викторовна

       Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. С учетом их психо-физического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Цель программы –  формирование готовности и успешности освоения обучающимися АООП (вариант 6.4) через обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _vneurochnaya_6.4_01-4_psihomotorika_variant_6.4_1.docx85.87 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: ДОгМ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31»

111395, Москва, ул. Молдагуловой, д.6А                                           sk31@edu.mos.ru

Телефон: 8 (499) 374-11-31                                                                   http://schiv31.mskobr.ru

«Рассмотрено» на заседании МО

 _______Загородняя Н.В.

Пр. №1 от «  .08.2023 г.»

«Согласовано» заместитель директора

              Кошелева Н.В.

«     .08. 2023 г.»

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКОШИ №31

                   Середкина Е.Ю.

«      .08. 2023 г.»

Рабочая адаптированная

 коррекционно-психологическая программа

по внеурочной деятельности

«Психомоторика и развитие деятельности»

 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 9.2)

для 1-4 классов

 на 2023-2024 учебный год

                                                                Составители: коллектив педагогов-                       психологов ГКОУ СКОШИ №31

Руководитель МО педагогов-психологов: Загородняя Н.В.

                                           Москва, 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 31».

  Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. С учетом их психо-физического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.   

- Основным нормативным документом для разработки учебного плана служит Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598, далее - ФГОС НОО ОВЗ), Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1023, далее ФААОП НОО ОВЗ).

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цель программы –  формирование готовности и успешности освоения обучающимися АООП (вариант 6.4) через обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Основные задачи программы:

  1. Подготовка и адаптация ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
  2.  Формирование элементарных учебных навыков;
  3. Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие

имеющихся движений, расширение диапазона движений;

  1. Овладение возможным для ребенка средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  2. Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.;
  3. Развитие отдельных сторон личностной сферы и познавательных психических процессов
  4. Формирование социально-бытовых умений, обеспечивающих жизнедеятельность.

Общая характеристика курса с учетом особенностей его освоения обучающимися.

          Особенности и своеобразие психофизического развития детей НОДА с ТМНР, имеют тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП, вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации.  Различное сочетание таких нарушений определяет особые образовательные потребности детей, что в свою очередь диктует необходимость разработки специальной программы.

 Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Для обучающихся с НОДА с ТМНР, поступление в школу, смена обстановки, изменения образа жизни и привычного окружения требует активного приспособления к этой новой общественной организации. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера занятия с психологом в период первого подготовительного года способствуют благополучной адаптации.

Большинство детей группы с НОДА с ТМНР не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи.

Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по

степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др.

Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.

У группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого. Учет типологических особенностей с позиции специальной психологии и педагогики позволяет решать задачи организации условий обучения и воспитания детей в образовательной организации.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психология развития» рассчитана на: в 1 дополнительном классе на 33 часа (1 час в неделю): в 1 классе – на 33 часа (1 час в неделю); во 2 классе – на 34 часа (1 час в неделю); в 3 классе – на 34 часа (1 час в неделю); в 4 классе – на 34 часа (1 час в неделю).

Структура занятий:

  1. Ритуал приветствия
  2. Вводное упражнение
  3. Работа по теме занятия
  4. Ритуал прощания

Форма проведения – групповая

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Принцип активности подразумевает психические, физические, речевые реакции ребенка, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация.

 Принцип деятельностного подхода и сенсорно-перцептивных действий. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.

Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.  В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.      

 1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к

эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • навык находиться в учебном помещении, удерживая позу ученика;

• умение выполнять инструкции педагога;

• использование по назначению учебных материалов;

• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

• в течение определенного периода времени,

• от начала до конца,

• с заданными качественными параметрами.

4.Речь и альтернативная коммуникация.

• понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты

рукотворного мира и деятельность человека.

  • умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
  • овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными2

• понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,

пиктограмм, других графических знаков.

• умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе

общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,

речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,

таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем

указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо

другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,

компьютерное устройство).

   Содержание коррекционного курса (дополнительного класса)

Для достижения успешной адаптации ребенка с НОДА с МНР к новым условиям обучения в школе, и максимально положительной динамики в развитии идет опора на его позитивный сенсорный и личный опыт.  Вариативность упражнений и игр позволяют учитывать индивидуальные психофизиологические особенности ребёнка, направляя процесс адаптации и развития в ту сторону, которая наиболее активна.  Подобранные в курсе упражнения помогают детям постепенно включиться в учебный процесс и легко адаптироваться. У детей с данной группы, как правила тотальное нарушение речи или её отсутствие, в связи с этим уделяется особое внимание речи специалиста: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа. Устное изложение односложных инструкций сочетается с сенсорным и ярко-наглядным стимульным материалом.

В содержание курса входят следующие направления.

I. Диагностика.

II.    Я-школьник- 12 часов. Адаптация. Принятие и освоение социальной роли обучающегося: дети должны иметь адекватное представление о школьной жизни и знать школьные правила.

III. Предметно-практические действия – 4часа. Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

lV. Двигательное развитие- 8чсов. Формирования возрастных моторных функций

V. Сенсорное развитие- 9 часов. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве. Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр. Воспитывать познавательный интерес.

Содержание коррекционного курса (1-4 классы)

В содержание курса входят следующие направления:

I. Сенсорное развитие,

II. Предметно-практические действия,

III. Двигательное развитие,

lV. Альтернативная коммуникация,

V. Представления о себе

  1. Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
  2.   Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
  3. Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий. Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
  4. У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
  5.  Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.

Тематическое планирование занятий первого дополнительного  года обучения

№ п\п

Раздел

Тема  урока

Кол-во часов

Воспитательный потенциал

Форма деятель

ости

1

Диагностика

1

2

   Я-школьник

(12 часов)

Узнаем друг друга

Создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия, установление контакта между детьми.

Сбросить интенсивность физического и психического напряжения.

1

Учить устанавливать

контакт с

собеседником,

Реагировать на

собственное имя.

Приветствовать собеседника

звуком (словом, предложением). 

Игра «Именной паровозик»

Беседа "Как можно знакомиться". Знакомство детей в группе

Умение договариваться

1

Помочь детям освоить новую школьную норму общения.

Выражать жестом согласия

(несогласия), удовольствия

(неудовольствия),

благодарности, своих желаний;

приветствие (прощание),

обращение за помощью, ответы

на вопросы с использованием

жеста.

Составление простых предложений по

сюжетным

Картинкам.

Лента школьного времени.»

1

Уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время.

Тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научиться различать и сравнивать

Сюжетные

Картинки.

Игра «Школьники - дошкольники»

Мальчики и девочки.

1

Воспитание у детей культуры взаимоотношения, способствовать установлению позитивных отношений между мальчиками и девочками.

Тренировать ребенка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями.

Беседа «Друг в беде не бросит».

Игра «Резко - плавно».

Учимся работать дружно.

1

Освоение навыков сотрудничества.

Упражнение «Поздороваемся

 «Сложить фигуру»

«Рисуем настроение»

         Уважение

1

Развивать толерантное отношение к другим людям, учить взаимодействию в группах; отрабатывать у детей умение работать по условным знакам.

Игра «Вот так!»

Игра «Выбери пару по сигналу»

Сплочение группы "Учимся общаться"

1

Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций.

Сюжетные

Картинки. Игровая деятельность

«Я и другие»

1

Учить

ребёнка к эмоционально-позитивным отношениям со

сверстниками: со-радования, со-страдания, со-участия как

важным направлениям социализации.

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения, крупной

и мелкой моторики;

Доброжелательность

1

Учить выражать  доброжелательное отношение, уважение и симпатию

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом,

дидактические

игры

Правило сотрудничества

1

формирование представлений о правилах сотрудничества; отработка коммуникативных умений

Упражнение «Волшебная нить»

«Узелок» «Комплименты»

Правило сотрудничества

1

отработка навыков эффективного учебного сотрудничества; развитие коммуникативных эмоций

Упражнение «Зашифрованные рисунки»

 «Лепим снеговика»

Разминка. Игра «Жмурки»

Остров Чувств

1

Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.

Игра «Зеркало»

Демонстрационный материал

3

Предметно-практические действия

( 4 часа)

Действия с материалами.

Смешивание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета,

цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами).

1

Воспитывать и учить сосредотачиваться на какой либо деятельности

Познавательные игры.

Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки,

шишки и др.).

1

Развивать представления об окружающих предметах;

- развивать устойчивую мотивацию

Познавательные игры.

Конструирование. Работа со

строительным материалом

1

Познавательные игры

Соотнесение разнородных

предметов по цвету,

составление простых

сочетаний из 5—6 цветов.

1

Закрепление эталонных представлений о

цвете предметов.

Демонстрационный

й материал.

Познавательные игры.

4

Двигательное развитие

( 7 часов)

Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться предметами, сопровождающими действие.

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

1

Воспитывать правилам поведения в школе

Познавательные игры

 Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в

стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание разгибание фаланг

пальцев, голову вниз , назад

1

Учить работать по инструкции и ориентироваться в пространстве

Познавательные игры

Дыхательные упражнения. Упражнения для формирования правильной осанки

1

Выполнение основных движений с удержанием мяча

Игровая деятельность

Сильные и умелые. Упражнения для формирования правильной осанки.

1

Ритмические упражнения.

Игровая деятельность

 Мой веселый мяч. Перекладывание

мяча из руки в

руку, катание

мяча

1

Коррекция мелкой моторики и развитие

координации движений

Игра

«Прокати мяч»

Мой веселый мяч. Броски и ловля мяча в

парах

1

Коррекция мелкой моторики и развитие

координации движений

Игровая деятельность

Умелые пальчики. Коррекция мелкой

моторики рук

1

Координация движений кисти, концентрация

внимания

Игровая деятельность

5

 

Сенсорное развитие

( 9 часов)

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека

1

Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека

Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса.

Восприятие формы:

 куб, шар, цилиндр и пр.

1

Движущиеся мишени. Формирование умения прослеживать взглядом за предметами ( движущимся, не подвижном предмете, различать форму предмета, величину предмета)

1

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).

Необходимо учитывать размер предъявляемого предмета: чем меньше предмет, тем ближе к ребенку он расположен.

Слуховое восприятие.

Волшебные звуки. Формирование умения соотносить звук с его источником. 

1

Учить понимать смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков.

Игровая ситуация.

В работе используют два одинаковых набора звучащих объектов: музыкальные инструменты, «шумящие» коробочки и др.

Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.

1

Учить понимать смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков

Игровая ситуация.

В работе используют два одинаковых набора звучащих объектов: музыкальные инструменты, «шумящие» коробочки и др.

Восприятие цвета (белый, черный, красный, оранжевый)

1

Учим развивать наблюдательность, мышление, обогащает речь.

Учить подмечать особенности предметов и явлений.

Игровая ситуация. Демонстрационный материал

Кинестетическое восприятие

Формирование умения различать свойства материалов.

1

Знакомить ребенка со свойствами материалов в процессе соприкосновения с ними

Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Восприятие вкуса

Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу          ( горький, кислый и пр.)

1

Учить ребенка соотносить продукт с его вкусом

Узнавание (различение) продуктов по вкусу.

Игровая ситуация.

Восприятие запаха.

Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху (кофе, лимон, хвоя и др.)

1

Учить узнавать (различать) объекты по запаху

Ребенку предъявляют объект и дают его понюхать. Запахи пищевых продуктов желательно подкреплять вкусовыми ощущениями. Познавательные игры

  33 часа

           Тематическое планирование занятий первого года обучения

№ п\п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Воспитательный процесс

Форма деятель

ости

1.Сенсорное развитие

Диагностика

1

Зрительное восприятие.

1

Фиксация взгляда на лице человека

1

Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека

Для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса

Слуховое восприятие

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха

(плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником

звука

1

Учить понимать смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков

Игровая ситуация.

Кинестетическое восприятие

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл

1

Знакомить ребенка со свойствами материалов в процессе соприкосновения с ними

Различение материалов

Восприятие запаха Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (кофе, яблоко, хлеб)

1

Учить узнавать (различать) объекты по запаху

Ребенку предъявляют объект и дают его понюхать

Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по вкусу (сладкие, горькие)

1

Учить ребенка соотносить продукт с его вкусом

Демонстрационный материал

Восприятие цвета ( красный, синий, желтый, зеленый

4

Учим развивать наблюдательность

Демонстрационный материал

Восприятие формы(круг, квадрат, треугольник)

3

Учить узнавать (различать) объекты

Демонстрационный материал

Восприятие величины (большой-маленький, один-много)

2

Учить узнавать (различать) объекты

Демонстрационный материал

2 Предметно-практические действия,

Действия с материалами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета,

цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами).

1

Воспитывать и учить сосредотачиваться на какой либо деятельности

Познавательные игры

Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки,

шишки и др.).

1

Воспитывать и учить сосредотачиваться на какой либо деятельности

Познавательные игры

3.Двигательное развитие

Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом,

левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево,

вперед в положении лежа на спине/животе), повороты (вправо, влево в

положении лежа на спине/животе).

1

Учить работать по инструкции и ориентироваться в пространстве

Игровая деятельность

Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в

стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг

пальцев

1

Учить работать по инструкции и ориентироваться в пространстве

Игровая деятельность

Выполнение движений ногами:

подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад

1

Учить работать по инструкции и ориентироваться в пространстве

Игровая деятельность

4.Альтернативная коммуникация

Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

Выражение мимикой согласия (несогласия)

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

4

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки, одежда; животные; овощи,  продукты; бытовые приборы).

2

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Понимание слов, обозначающих

действия предмета (пить- есть, сидеть- стоять)

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение своего имени и имени членов семьи по средствам графического изображения (таблички).

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Использованием средств невербальной коммуникации. Использование

графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и

объектов(игрушки(пирамида, машинка, кукла), одежда (платье, брюки, кофта); животные (кошка, собака, корова, поросенок); овощи (картофель, морковь, помидор, огурец),  продукты (хлеб, яйцо, молоко, мясо0; бытовые приборы (телевизор, утюг, холодильник)

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Использованием средств невербальной коммуникации Использование

графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия

предмета (пить, есть, сидеть, стоять)

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

5.Представление о себе

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация

себя как мальчика (девочки).

1

Учить идентифицировать

себя как мальчика (девочки)

Игровая деятельность

Узнавание (различение) частей тела

(голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот)

1

Воспитание у детей культуры взаимоотношения

Игровая деятельность

33 часа


Тематическое планирование занятий второго года обучения

№ п\п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Воспитательный процесс

Форма деятель

ости

1

Сенсорное развитие

1.Диагностика

1

2.Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на неподвижном

светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз)

напротив ребенка (справа, слева от ребенка).

1

Формирование умения фиксировать взгляд

Игровая деятельность

3.Слуховое восприятие

Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его

источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

1

Учить понимать смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков

Демонстрационный материал

4.Кинестетическое восприятие 

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

Реакция на соприкосновение клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), 

1

Знакомить ребенка со свойствами материалов в процессе соприкосновения с ними

Демонстрационный материал

5.Восприятие запаха Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (хлебо-булочные изделия, апельсина, колбасы, хвоя)

1

Учить узнавать (различать) объекты по запаху

Демонстрационный материал

6.Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по вкусу (кислый, соленый)

1

Учить узнавать (различать) объекты по вкусу

7.Восприятие цвета (белый, черный, коричневый, оранжевый)

4

Учить узнавать (различать)

Демонстрационный материал

8.Восприятие формы(овал, прямоугольник, шар, куб) закрепляем (круг, квадрат, треугольник)

3

Учить узнавать (различать) объекты

Демонстрационный материал

9.Восприятие величины (длинный-короткий, один-много)

2

Учить узнавать (различать) объекты

Игровая деятельность.

Демонстрационный материал

2

Предметно-практические действия,

Действия с материалами.

 Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя;

пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя).

1

Воспитывать и учить сосредотачиваться на какой либо деятельности

Игровая деятельность.

Демонстрационный материал

Действия с предметами.

Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или

крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и

др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.).

1

Воспитывать и учить сосредотачиваться на какой либо деятельности

Игровая деятельность.

Демонстрационный материал

3

Двигательное развитие

Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом,

левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево,

вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в

положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).

1

Учить работать по инструкции и ориентироваться в пространстве

Игровая деятельность

 Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в

стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами

1

Учить работать по инструкции и ориентироваться в пространстве

Игровая деятельность

 Выполнение движений ногами:

подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. ». Стояние с опорой

(вертикализатор, костыли, трость и др.), без опоры. Ходьба по ровной

горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры).

1

Учить работать по инструкции и ориентироваться в пространстве

Игровая деятельность

4

Альтернативная коммуникация

Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

Выражение мимикой удовольствия (неудовольствия); приветствие

(прощание) с использованием мимики.

Выражение жестом согласия (несогласия- несогласия).

Привлечение внимания звучащим предметом

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Импрессивная речь

Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся

класса, педагогов.

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель; животные; фрукты,  продукты).

4

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Понимание слов, обозначающих

действия предмета (бегать, спать, рисовать, играть, гулять )

2

Использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение своего имени и имени членов семьи, учащихся класса, педагога по средствам графического изображения (таблички).

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Использованием средств невербальной коммуникации. Использование

графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и

объектов (посуды (чайник, кастрюля, сковорода), мебели (диван, стол, стул, шкаф); животные (волк, медведь, лиса, заяц); фрукты (апельсин, яблоко, груша),  продукты ( молоко, колбаса, сыр , масло).

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Использованием средств невербальной коммуникации Использование

графического изображения (электронного устройства) для обозначения цвета, формы, величины. Обобщающих понятий (посуда, мебель; животные; фрукты,  продукты).

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

5

Представление о себе

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация

себя как мальчика (девочки).

1

Воспитание у детей культуры взаимоотношения

Демонстрационный материал

Узнавание (различение) частей тела

(голова (волосы, лицо), туловище (спина, живот).

 Руки (ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня).

1

Учить идентифицировать

себя как мальчика (девочки)

Демонстрационный материал

Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза,  нос, рот).

1

34ч


Тематическое планирование занятий третьего года обучения

№ п\п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Воспитательный процесс

Форма деятель

ости

1

Сенсорное развитие

Диагностика

1

Зрительное восприятие.

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).

1

Формирование умения фиксировать взгляд

Демонстрационный материал. Игровая деятельность

Слуховое восприятие

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой

1

Учить понимать смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков

Демонстрационный материал. Игровая деятельность

Кинестетическое восприятие 

Реакция на соприкосновение с предметами различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый).

1

Знакомить ребенка со свойствами материалов в процессе соприкосновения с ними

Демонстрационный материал. Игровая деятельность

Восприятие запаха Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (огурец, чеснок, банан, цветочный запах, зубная паста)

1

Учить узнавать (различать) объекты по запаху

объекты по вкусу

Демонстрационный материал. Игровая деятельность

Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

1

Учить узнавать (различать) объекты по вкусу

Восприятие оттенков  цвета (голубой, розовый, фиолетовый и т.д)

2

Учить узнавать (различать)

Демонстрационный материал. Игровая деятельность

Восприятие формы( ромб, трапеция, цилиндр)

2

Учить узнавать (различать) объекты

Демонстрационный материал. Игровая деятельность

Восприятие величины (узкий –широкий, высокий –низкий, толстый-тонкий)

2

Учить узнавать (различать)

Демонстрационный материал. Игровая деятельность

2

Предметно-практические действия,

Действия с материалами.

 Разминание материала (тесто,

пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой).

1

Воспитывать и учить сосредотачиваться на какой либо деятельности

Демонстрационный материал. Игровая деятельность

Действия с материалами.

Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием

инструмента (лопатка, стаканчик).

1

Воспитывать и учить сосредотачиваться на какой либо деятельности

Демонстрационный материал. Игровая деятельность

Действия с материалами. Переливание материала (вода) двумя руками (с

использованием инструмента (стаканчик, ложка).

1

Воспитывать и учить сосредотачиваться на какой либо деятельности

Демонстрационный материал. Игровая деятельность

Действия с предметами.

Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками).

1

Воспитывать и учить сосредотачиваться на какой либо деятельности

Демонстрационный материал. Игровая деятельность

Действия с предметами. Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей

кистью (пальцем).

1

Воспитывать и учить сосредотачиваться на какой либо деятельности

Демонстрационный материал. Игровая деятельность

3

Двигательное развитие

 Выполнение движений головой по образцу педагога: наклоны (вправо, влево, вперед ), повороты (вправо, влево), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).

1

Учить работать по инструкции и ориентироваться в пространстве

Игровая деятельность

 Выполнение движений руками по образцу педагога: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: пальчиковые игры с словесным сопровождением. Выполнение движений плечами

1

Учить работать по инструкции и ориентироваться в пространстве

Игровая деятельность

 Выполнение движений ногами по образцу педагога:

подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад». Стояние с опорой

(вертикализатор, костыли, трость и др.), без опоры. Ходьба по наклонной поверхности, лестницы (с опорой, без опоры).

1

Учить работать по инструкции и ориентироваться в пространстве

Игровая деятельность

4

Альтернативная коммуникация

Коммуникация с использованием невербальных средств выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом;

обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Импрессивная речь

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо)

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Понимание слов, обозначающих обобщающих понятий (посуда, мебель,

игрушки, одежда, животные, продукты питания)

3

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Понимание слов, обозначающих

действия предмета (ездить, летать, плавать, ходить);

(писать, кушать, одеваться, мыть руки)

2

Использованием средств невербальной коммуникации.

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения

признака предмета (цвет, величина, форма ).

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Использованием средств невербальной коммуникации.  Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы)

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

Использованием средств невербальной коммуникации Использование

графического изображения (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой,

твой и др.).

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Игровая деятельность

5

Представление о себе

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Определение особенностей и различия во внешности и  поведении девочек и мальчиков.

1

Учить идентифицировать,   я мальчик, девочка

Игровая деятельность

Узнавание (различение) частей лица и тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот).

 Руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).

1

Воспитание у детей культуры взаимоотношения

Игровая деятельность

Знание назначения частей тела.

1

34ч


Тематическое планирование занятий четвертого года обучения

№ п\п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Воспитательный процесс

Форма деятельности деятельности

1

Сенсорное развитие

Диагностика

1

Зрительное восприятие.

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный)

1

Формирование умения фиксировать взгляд

Игровая деятельность

Слуховое восприятие

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки

1

Учить понимать смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков

Игровая деятельность

Кинестетическое восприятие 

Реакция на соприкосновение с предметами вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

1

Знакомить ребенка со свойствами материалов в процессе соприкосновения с ними

Игровая деятельность. Демонстрационный материал

Кинестетическое восприятие.

Реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

Реакция на давление на поверхность тела.

1

Знакомить ребенка со свойствами материалов в процессе соприкосновения с ними

Игровая деятельность

Демонстрационный материал

Восприятие запаха. Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, помидор, яблоко, хвоя, шоколад)

1

Учить узнавать (различать) объекты по запаху

Игровая деятельность

Демонстрационный материал

Восприятие вкуса.

Узнавание продуктов по вкусу (горький шоколад, груша, хлеб, сыр, лимон). Узнавание основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

1

Учить узнавать (различать) объекты по вкусу

Игровая деятельность

Демонстрационный материал

Восприятие   цвета и оттенков. Умение выделать цвета и оттенки на объёмных предметах и плоскостных изображениях

2

Учить узнавать (различать) по цвету

Демонстрационный материал

Восприятие формы. Умение видеть геометрические фигуры в предметах была (дверь-прямоугольник, часы круг, стул – квадрат, крыша – треугольник)

2

Учить узнавать (различать) по форме

Демонстрационный материал

Восприятие величины. Умение сравнивать предметы разной величины способом «наложение», «сравнением»

2

Учить узнавать , различать, сравнивать

Демонстрационный материал

2

Предметно-практические действия,

Действия с материалами.

 Наматывание материала (бельевая

веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).

1

Воспитывать и учить сосредотачиваться на какой либо деятельности

Развивать представления об окружающих предметах

Демонстрационный материал

Действия с материалами.

Размазывание материала руками на плоскости (сверху вниз, слева направо).

1

Развивать представления об окружающих предметах

Демонстрационный материал

Действия с материалами. Переливание материала (вода) двумя руками (с

использованием инструмента (стаканчик, ложка).

1

Развивать представления об окружающих предметах

Демонстрационный материал

Действия с предметами.

Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов,

прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами).

1

Развивать представления об окружающих предметах

Действия с предметами. Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость.

1

Развивать представления об окружающих предметах

Демонстрационный материал

3

Двигательное развитие

 Выполнение движений. Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую.

1

Учить работать по инструкции и ориентироваться в пространстве

Игровая деятельность

 Выполнение движений руками. Пальчиковая гимнастика.

1

Учить работать по инструкции и ориентироваться в пространстве

Игровая деятельность

 Выполнение движений Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле,

садиться из положения «лежа на спине».

1

Учить работать по инструкции и ориентироваться в пространстве

Игровая деятельность

4

Альтернативная коммуникация

Коммуникация с использованием невербальных средств. Выражение своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Импрессивная речь

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй).

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (быстро,

медленно, хорошо, плохо, весело, грустно)

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Понимание слов, обозначающих обобщающих понятий (обувь, одежда, школьные принадлежности, транспорт, птицы, растения, продукты). Развитие мышления (обобщение, классификация).

3

Учить общаться использованием невербальных средств

Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).

Ответы на вопросы по

содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства).

2

Учить общаться использованием невербальных средств

Использованием средств невербальной коммуникации (мимика, жесты, пантомимика) в выражении своих потребностей.

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Использованием средств невербальной коммуникации ( мимики, жестов или пантомимики) для обозначения желаний.

1

Учить общаться использованием невербальных средств

Использованием средств невербальной коммуникации Использование

 (мимики, жестов или пантомимики) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой,

твой и др.).

1

Учить общаться использованием невербальных средств

5

Представление о себе

Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения)

1

Учить идентифицировать,   я мальчик, девочка

Узнавание (различение) частей лица и тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот).

 Руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка).

1

Воспитание у детей культуры взаимоотношения

Знание назначения частей тела.

1

34ч

Формы контроля.

 1.  Оценка учебной деятельности педагогом;

          2. Оценка психологом уровня развития когнитивного развития сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые школьный психолог на протяжении 4 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

        3. Изменение уровня психического развития, согласно данным индивидуально-диагностической карте, заполняемой психологом и/или специалистами ППк

 Материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Для реализации курса необходимо специальное материально- техническое

оснащение, включающее:

1. Наглядные пособия, раздаточный материал: сенсорное оборудование, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.

Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины), графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради;

        2. Канцелярские товары (альбом, карандаши, краски, пластилин и т.п).

        3. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер), видеоматериал (ролики, уроки, тестовые задания и т.п.)

        4. Аудиозаписи

5. технические средства обучения для детей с ДЦП: средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя, ограничители и др.

        6.Литература     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."

Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...

"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"

Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различны...

Рабочая адаптированная коррекционно-развивающая программа по внеурочной деятельности педагога-психолога по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата(вариант 6.2) 1-4 классов

Адаптированная рабочая программа по курсу «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся по варианту 6.2.  начального общего образования для обучающихся с НОДА – это пр...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психомоторика и развитие деятельности» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ментальными нарушениями. Программа реализуется ...