Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Сиско Елена Викторовна

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и

интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе

является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и

умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет

стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему

средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами

помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира,

сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных

жанровых произведений.

          Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его

самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким

образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и

личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.

На музыкальных занятиях развивается способность не только эмоционально

воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство

ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу,

ритмике.

Цель обучения - развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости

на музыку.

Задачи:

§     организация музыкально-речевой среды;

§     пробуждение речевой активности обучающейся;

§     пробуждение интереса к музыкальным занятиям;

§     формирование музыкально-ритмических движений;

§     развитие музыкального вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_muz.docx43.36 КБ
Файл kal_muz1.docx53.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Воротнее

муниципального района Сергиевский Самарской области

«УТВЕРЖДАЮ» к использованию в образовательном процессе  на 2016/ 17 уч. год          Директор школы:                     _____    О.П. Коршикова

Адаптированная основная общеобразовательная программа

по учебному предмету «Музыка и движение»

для обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

за курс 1 класса

Программу разработал учитель начальных классов:

Сиско Елена Викторовна

2016г

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва, 2015 год, в соответствии с нормативно-правовой базой:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;

- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к  условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;

- АООП образования обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Воротнее муниципального района Сергиевский  Самарской области;

- Базисный учебный план АООП (вариант 2) ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Положение «О рабочей группе» ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее м.р. Сергиевский Самарской области;

- Устав ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее  м.р. Сергиевский Самарской области.

         Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и

интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе

является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и

умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет

стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему

средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами

помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира,

сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных

жанровых произведений.

          Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его

самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким

образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и

личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.

На музыкальных занятиях развивается способность не только эмоционально

воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство

ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу,

ритмике.

Цель обучения - развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости

на музыку.

Задачи:

  • организация музыкально-речевой среды;
  • пробуждение речевой активности обучающейся;
  • пробуждение интереса к музыкальным занятиям;
  • формирование музыкально-ритмических движений;
  • развитие музыкального вкуса.

Общая характеристика учебного предмета

Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающейся являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков и т.д.).

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.

Уроки строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов игровой деятельности), системности и преемственности.

На уроках разработано последовательное использование следующих упражнений:

  • музыкально-ритмические движения;
  • упражнения с использованием простейших ударных и шумовых инструментов;
  • вокальные упражнения.        

В процессе обучения активно применяются различные упражнения, в основу которых положены многократные повторения умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от обучающейся соблюдения четких правил.

Место предмета в учебном плане 1 класса

        В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты:

  • умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
  • умение узнавать знакомые песни и подпевать их;
  • иметь представление о играх импровизациях, участвовать в них;
  • иметь представление о музыкальных игрушках, различать их по звучанию;
  • создавать с помощью учителя ритмический рисунок;
  • иметь представление о музыкально-ритмических движениях, упражнениях на общую моторику.

Метапредметные результаты:

  • умение выполнять задание в течение определённого времени;
  • умение выполнять инструкции учителя;
  • проявлять интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку);
  • стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
  • умение использовать навыки, полученные на занятиях по музыкальной деятельности, в жизни.

Личностные результаты:

  • проявлять интерес к слушанию звучания музыкальных инструментов;
  • персональная  идентичность в осознании  себя как "Я";
  • умение получать радость от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
  • развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости;
  • проявление положительных качеств личности;
  • получение положительных эмоций от взаимодействия в процессе деятельности;
  • проявление эмоционально положительного отношения к результатам своего труда.

Содержание учебного предмета

Программа предполагает работу по следующим разделам: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».

«Слушание музыки»

Различение тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки. Узнавание знакомой песни. Узнавание (различение) колыбельной песни (марша). Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки.

«Пение»

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов). Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни: отдельных фраз, всей песни.

«Движение под музыку»

Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.). Начало (окончание) движения под музыку. Движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, покачивание с ноги на ногу; движение в хороводе; ритмичная ходьба под маршевую музыку. Выполнение под музыку действий с предметами (кукла, обруч, флажок, мяч): наклоны предмета в разные стороны, опускание (поднимание) предмета, подбрасывание (ловля) предмета, махание предметом и т.п. Движение под музыку в медленном (умеренном, быстром) темпе.

«Игра на музыкальных инструментах»

Узнавание (различение) контрастных (сходных) по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд (погремушки, колокольчики, бубенцы); тихая (громкая) игра на музыкальном инструменте.


Планируемые результаты освоения программы в 1 классе

Минимальный уровень

        Достаточный уровень

Проявление интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Владение элементарными певческими умениями и навыками.

Умение откликаться на музыку с помощью простейших движений.

Умение определять звучание погремушек, колокольчиков, бубенцов.

Овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Владение навыками выражения своего отношения к музыке в жесте, мимике.

Владение певческими умениями и навыками.

Наличие навыков музицирования на некоторых инструментах

(погремушки, колокольчики, бубенцы).

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

     Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

  1. Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

  1. Активное участие- действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • По подражанию или по образцу
  • Самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

Сформированность представлений

  1. Представление отсутствует

-

  1. Не выявить наличие представлений

?

  1. Представление на уровне:
  • Использования по прямой подсказке
  • Использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • Самостоятельного использования

пп

п

+

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

- дидактический материал: изображения (картинки, фото) музыкальных инструментов; флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др.; музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубенцы;

- технические средства: ноутбук, колонка, проектор;

- аудио и видеоматериалы, презентации, тексты песен.

Список используемой литературы:

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).

2. Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр / Пер. с англ. О.Ю.Поповой. - М.: Тервинф, 2002. -112 с. - (Особый ребенок)

3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры - забавы по развитию мелкой I

моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. /

Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 64 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников)

4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).

5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г.Р.Шашкина, О.Л.Сергеева; Под ред. Е.А.Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Воротнее

 муниципального района Сергиевский Самарской области

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов.                  Протокол № 2 от 09.09.2016г. Руководитель МО:                ______       Е.В.Сиско.

«Согласовано»                             дата 09.09.2016г.   

Заместитель директора по УВР: ________   Л.М. Гусева.

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Музыка и движение»

для обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

за курс 1 класса

Составил учитель начальных классов:

Сиско Елена Викторовна



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Музыка и движение» 1 класс

Тема

Кол-во часов

Формируемые представления

Дата

Слушание музыки (4ч)

1

Слушание «Осенняя песенка», муз. Васильева-Буглая, сл.А. Плещеева

1

Осень, листопад

2

Слушание «Дождик», муз. Г. Лобачева - русская народная песня

1

Дождик

3,4

Голоса предметов (узнавание звуков различных предметов)

2

Погремушки, колокольчик, бубенцы

Пение (6ч)

5,6

Песня «Осень», муз. Тиличеевой, сл. Лешкевич

2

Осень, листопад, березка

7,8

Песня «Солнышко» - муз. М. Рухвергера, сл. А. Барто

2

Солнышко, ладоши

9,10

Мелодии осени. Песни об осени

2

Осень, листопад, дождик

Движение под музыку (4ч)

11,12

Танцевать под музыку: "Звонкий колокольчик" - поворачиваться в стороны

2

Колокольчик

13,14

Музыкально-ритмические игры на подражание движениям животных: ходить как медведь, прыгать как заяц, топать как слон,  бегать как лошадка и др.

2

Медведь, заяц, слон, лошадь

Игра на музыкальных инструментах (4ч)

15,16

«Бубенчики», муз. Н. Ветлугиной (игра с колокольчиком)

2

Колокольчик

17,18

«Тихие и громкие звоночки», сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова (игра с бубенцами)

2

Бубенцы

Слушание музыки (2ч)

19

Слушание «Спят усталые игрушки», муз. А. Островского, сл. З. Петровой

1

Ночь, игрушки, одеяло, подушки, сказка

20

Слушание «Марш» из балета П. Чайковского «Щелкунчик»

1

Марш

Пение (2ч)

21

Песня «Что нам осень принесет?», муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасова

1

Осень, яблоки, огород, мёд, хлебушек

22

Песня «Чему учат в школе», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского

1

Школа, буквы, тетрадь

Движение под музыку (4ч)

23

«Зайки серые сидят», сл. В. Антоновой, муз. Г. Финаровского (подражание движениям зайца)

1

Заяц

24

«Медвежата», сл. Н. Френкеля, муз. М. Красева (подражание движениям медвежонка)

1

Медведь

25

«Комическая пляска» (отрывок), муз. М. Раухвергера (заяц)

1

Заяц

26

«Паровоз», муз. З. Компанейца (подражание звукам с движениями)

1

Паровоз

Игра на музыкальных инструментах (2ч)

27

Музыкальный инструмент погремушка, ознакомление, элементы игры

1

Погремушка

28

«Тихие и громкие звоночки», сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова (громкое и тихое звучание колокольчиком)

1

Колокольчик

Пение (2ч)

29

Песня «Елочка», муз. М. Красева, сл. З. Александровой

1

Елка, Новый год

30

Песня «Елочка, елка - лесной аромат», муз. О. Фельцмана, сл. И. Шаферана

1

Движение под музыку (4ч)

31

Движения под музыку «Игра с куклой», муз. В. Карасевой

1

Мишка, кукла

32

Движения под музыку «Пальчики и ручки» - русская народная мелодия

1

Пальчики, ручки

33

Движения по музыку «Ловкие ручки», муз. Е. Тиличеевой

1

34

Движения под музыку «Ходим – бегаем», муз. Е. Тиличеевой

1

Ходьба, бег

Игра на музыкальных инструментах (2ч)

35

«Погремушки» (украинская народная мелодия), обр. М. Раухвергера (игра на погремушках)

1

Погремушки

36

«Новогодняя песенка», муз. Г. Гладкова (игра с бубенцами)

1

Бубенцы

Слушание музыки (2ч)

37

Слушание «Дед мороз», муз. М. Красева

1

Дед мороз, Снегурочка

38

Слушание «Полька» из «Детского альбома» П.И. Чайковского

1

Полька

Пение (4ч)

39,40

«Снежок», муз. М. Иорданского, сл. И. Блюмендельд и Т. Сикорской

2

Снежок

41,42

«Зимняя пляска» - муз. М, Старокадамского, сл. О. Высоцкой

2

Мороз, ладошки, рукавицы

Движение под музыку (4ч)

43

Движения под музыку «Мишка ходит в гости», муз. М. Раухвергера

1

Ходьба, бег, прыгание, кружение, покачивание с ноги на ногу

44

Движения под музыку «Гуляем и пляшем», муз. М. Раухвергера

1

45

Движения под музыку «Мы флажки свои поднимем», муз. Вилькорейской

1

Действия с флажками

46

Движения под музыку «Пружинка» - русская народная мелодия

1

Движение «пружинка»

Игра на музыкальных инструментах (4ч)

47,48

Музыкально-дидактическая игра: “Определи по ритму”

2

Погремушки, колокольчики, бубенцы

49,50

Музыкально-дидактическая игра: “Угадай, на чём играю?"

2

Слушание музыки (2ч)

51

«Баю – баю», муз. М. Красева

1

Кукла, глазки, засыпать

52

«Как у наших у ворот» - русская народная мелодия

1

Муха, комар, стрекоза, муравей

Пение (5ч)

53,54

«Мама в день 8 марта» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Ивенсен

2

Мама, 8 марта

55,56

«Флажок» - муз. М. Красева, сл. Н. Френкель

2

Флажок

57

Музыка в природе: песня комара, пчелы, жука  

1

Комар, пчела, жук

Движение под музыку (4ч)

58

Движения под музыку «Где же наши ручки», муз. Т. Ломовой, сл. И. Плакиды

1

Топанье, хлопанье в ладоши

59

Танцевать под музыку: "Кораблик на волнах"- раскачиваться

1

Покачивание с ноги на ногу

60

Танцевать под музыку: "Звонкий колокольчик" - поворачиваться в стороны

1

Повороты с колокольчиком

61

«Мишка с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной, перевод Н.Найденовой

1

Топанье, хлопанье в ладоши

Игра на музыкальных инструментах (2ч)

62,63

«Во саду ли, в огороде», обр. Н. Римского-Корсакова (игра с бубенцами, колокольчиками)

2

Бубенцы, колокольчики

Пение (3ч)

64,65

«Веселые гуси» - украинская народная песня

2

Гуси, бабуся

66

Исполнение выученных песен

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...

Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...

Конспект классного часа «Правила поведения в школе» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 2-3 класса

Классный час Тема: «Правила поведения в школе»Данный конспект будет полезен учителям и воспитателям, работающим с обучающимися начальных классов коррекционной школы VIII вида.А так же с де...

Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредством нейропсихологических игр и упражнений »

Обобщение опыта «Формирование математических представлений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми множественными нарушениями развития посредс...

Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»

Доклад«Внедрение экскурсий в природу как средства развития  у  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен...