Главные вкладки

    Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности
    статья на тему

    Зеленина Ирина Александровна

    Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развитие речи, тонкой моторики и зрительно – моторной координации. Ожидаемым итогом всех профессиональных усилий при систематической помощи родителей является  социализация умственно отсталых детей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.docx33.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему:

    "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся  с  умеренной   умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности".

    Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развитие речи, тонкой моторики и зрительно – моторной координации. Ожидаемым итогом всех профессиональных усилий при систематической помощи родителей является  социализация умственно отсталых детей. Сегодня я хочу познакомить вас с опытом своей работы по данному направлению.

       В составе обучающихся моего класса  находятся дети  с умеренной степенью умственной отсталости, ТМНР (тяжелыми и  множественными нарушение развития), нарушением поведенческой и эмоционально-волевой сферы, нарушением зрительного анализатора.

      Первые годы обучения в школе были  очень сложными. У многих мой обучающихся  навыки самообслуживания были сформированы очень слабо.  Дети  не умели самых элементарных вещей: самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, мыть руки, самостоятельно  принимать пищу, держать в руках ложку и любой другой предмет. И поэтому, такие мероприятия как:  переодевание на физкультуру, посещение туалета, принятие пищи для нас представляли большую сложность.  

      При нормальном развитии ребенок к двум годам уже может самостоятельно осуществить действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки,  может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним.  А у ребёнка с тяжёлым нарушением интеллекта освоение данных навыков растянуто во времени. В тоже время,  родители детей с нарушениями в интеллектуальном развитии  редко осознают несформированность этих навыков как проблему. То, что ребёнка в возрасте девяти - десяти лет приходится кормить,  одевать, раздевать и т. д., родители воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Отчасти это объясняется тем, что они не задумываются, насколько умения, связанные с самообслуживанием, важны для развития ребенка, для его социальной адаптации. А  многие родители откладывают начало коррекционной  работы, считая, что с возрастом дети сами  разовьются, и с ними будет легче заниматься. В этих случаях к фактору глубокой умственной отсталости ребёнка присоединяется педагогическая запущенность, что ещё более усложняет процесс воспитания и обучения.

          С чего начинать в первую очередь? Очень сложно ответить на этот вопрос, потому как всё важно. План действий подсказали сами дети. Я стала исходить из их возможностей, имеющегося потенциала. Всегда нужно правильно расставить приоритеты. Поэтому моим приоритетом стало - что умеет делать ребёнок, не забывая о зоне его ближайшего развития.

           Свою работу я начала с обследования детей. Мне необходимо было узнать, что умеют делать дети, какие навыки и умения у них сформированы.   Проведённый мониторинг на начало школьного обучения (наблюдение за организованной деятельностью детей, анкетирование родителей, специальные диагностические задания) показал, что степень сформированности гигиенических навыков и навыков самообслуживания у них на крайне низком уроне, и многие из них нуждаются в помощи со стороны взрослых.

    Из общего количества обучающихся предложенные задания смогли выполнить:

    • закатать рукава - 33%,
    • смочить руки - 50%,
    • взять мыло, намыливать до появления пены - 16.6 %,
    • смыть мыло - 16,6%,
    • сухо вытереть руки - 16,6 %,  
    • пользоваться расчёской - 33%,
    • пользоваться носовым платком - 6,3%,
    • пользоваться туалетом 83%,
    • есть ложкой 50 %

    имеют нарушение общей и мелкой моторики 96%

          Проведённый мониторинг показал, что большая часть детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью к началу школьного обучения не владеет навыками самообслуживания и гигиеническими навыками и имеют грубые нарушения мелкой и общей моторики.

    Это определяет актуальность специальной работы по формированию навыков гигиены и самообслуживания с данной категорией обучающихся и её практическую значимость.

          Самой важной задачей для себя я определила научить детей элементарным практическим навыкам самообслуживания: научить их есть, умываться, пользоваться  мылом,  одеваться и раздеваться, что так необходимо в жизни.

          Решению этих задач способствовали уроки: "Предметно- практической деятельности",  СБО ( Социально - бытовой ориентировки),  "Самообслуживания".  

    На уроках предметно- практической деятельности я старалась  уделить  большое  внимание формированию  произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами, овладению знаниями о свойствах окружающих предметов и умениями использовать их по функциональному назначению. Прежде чем сформировать какой -либо навык, необходимо было научить детей правильно действовать с различными предметами (с  мылом, крупой,   посудой, ложкой, вилкой, ножом).  На уроках в этих целях применялись  специальные упражнения и игры  по развитию моторики и координации движений с водой : переливание  воды двумя руками с использованием стаканчика, ложки ;  купаем куклу, пускаем лодочку, достаём со дна тазика затонувшие предметы, пересыпание крупы  двумя руками, с использованием  ложки, стаканчика , сортировка  различных круп; игры с мыльными пузырями, мылом.

    Данные виды работ, которые отрабатывались на этих уроках, затем широко применялись на  других уроках, а также в повседневной  жизни.

    А  на уроках СБО  свою работу проводила  по следующим  разделам:

    -  Навыки гигиены тела;

    -  Навыки одевания раздевания;

    -  Навыки приёма пищи;

    -  Навыки приготовления пищи;

    -  Навыки культурного поведения;

    -  Навыки, связанные с гигиеной одежды и обуви.

    На первом этапе работы, необходимо было создать обучающую среду для детей.  Наша задача с родителями была окружить детей предметами быта и их копиями - игрушками, которые использовались во время игр и специальных упражнений, направленных на освоения  определенного  навыка.    Благодаря помощи родителей для данных уроков в класс было приобретено:  различные наборы детской посуды, одноразовой посуды, емкости разной величины, тазики, контейнеры, коробки, банки,  детская  бытовая техника, различные наборы круп,  санитарно - гигиенические принадлежности, дидактические игры и пособия доски для застегивания пуговиц, картины и т.д.

    Следующим этапом, явился отбор методов и приемов работы. Изучив, специальную литературу по данной теме я для себя отобрала следующие  методы и приемы:

    1.Игровые приемы.

      Процесс овладения навыками самообслуживания должен проходить в игре. Для этого использовала игровые приемы  и задания  ( "Накорми, одень, уложи спать куклу ",  «Покажи части своего тела и лица» (голова, глаза, волосы и т.д ),  знакомила детей с примерами из художественных произведений «Мойдодыр», «Маша-растеряша», «Федорино горе».

    2.Детальный показ и подробное объяснение. Детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет  практическое участие ребенка в выполнении данного действия. Первоначально навыки отрабатываются «рука в руке» с педагогом, с максимальным привлечением внимания к происходящему

    3.Выделение способа и порядка выполнений действий -алгоритм.

    Сохранение неизменным одного и того же способа, одной и той же последовательности действий для выработки алгоритма.

     4.Многократные упражнение детей и контроль.  Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности

    5. Использование в виде помощи  инструкций, памяток – напоминаний.

    Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям, наглядным инструкциям - напоминаниям.

    6.Система поощрения. Использование  системы поощрений (пищевое -конфета,     любимое занятие -просмотр мультиков).

    7.Самостоятельное выполнение действий в процессе дидактических игр.

    8. Закрепление навыка в процессе повседневных режимных  моментов. После отработки навыка в процессе дидактической игры  переходить к закреплению  навыков в процессе повседневных режимных моментов

    9. Пример взрослых. Отработка навыка дома с родителями.

     Родителями, при этом не только отрабатывать навык до автоматизма,   советую привлекать детей к помощи в   простых  бытовых делах (тереть на тёрке овощи, сложить грязное бельё из корзины в стиральную машину; переложить чистое бельё из машины в таз; , достать газету из почтового ящика).

         Постепенно шаг за шагом у моих детей стали формироваться навыки саообслуживания. Они научились мыть руки, умываться, вытирать руки на сухо, переодеваться на физкультуру, самостоятельно есть ложкой.  

         В третьим классе,   на уроках СБО мы  стали знакомится с   продуктами  питания и учились самостоятельно приготавливать из них простейшие блюда.  Если в первом классе дети брали в рот и ели абсолютно всё, что им попадет в руки (пластилин, карандаши, игрушки, песок, муляжи, тетради, краски),  то став старше они узнали, что лучше и вкуснее всё -таки есть продукты питания: овощи, фрукты, булочки, бутерброды, конфеты  и т.). Еда для них стала главным мотивом к деятельности. Ради её они готовы были сделать всё, выполнить любое задание, чтобы получить заветную булочку или конфетку, или услышать слова "пойдемте есть в столовую".

          И конечно уроки СБО, где мы учились  готовить  проходили на "ура!".  Сначала мы знакомились с правилами гигиены при приготовлении пищи. (Навык мыть руки перед едой и при работе с продуктами был сформирован у всех). Учились выполнять простейшие операции с продуктами питания. Выполняли специальные упражнения: мыли овощи и фрукты, очищали от скорлупы яйца, чистили варенные овощи,  натирали на тёрке овощи, сыр, учились резать хлеб,  нарезать кольцами и полукольцами  овощи, фрукты, колбасу,  намазывать на хлеб масло, сыр, шоколадную пасту, я  точно уверена в том, что мой дети от голода не умрут, они  смогут приготовить себе простейшую еду.  Уроки СБО  способствовали сплочению дети, выработки у них навыков социально-приемлемого и культурного поведения. Если в 1-2-х  классах организовать чаепитие с моими детьми было просто не возможно. За столом не сидели, всё хватали руками, то теперь у нас на каждый праздник, день рождения проходят   классные чаепитие совместно с родителями, мы вместе с детьми посещаем места общественного питания: пиццерии, кафе .

          Очень важно, формируя навыки самообслуживания у детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР ,  воспитывать и навыки культурного поведения. Даже нормально развивающийся ребёнок, если он избалован, капризен и груб, производит неприятное впечатление. Воспитание же правильного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное значение. Нельзя допускать, чтобы ребёнок хватал со стола, что ему хочется, разбрасывал игрушки по всей (комнате), брал вещи, принадлежащие взрослым. При этом бесполезно прибегать к длительным беседам, поучениям, так как он попросту не поймёт их. Нужно многократно показывать ему, как следует поступать в определённых случаях, каким образом выполнять необходимые действия. И только путём многих упражнений ребёнок приучается, например, мыть руки перед едой, благодарить за помощь, правильно вести себя в общественных местах. Систематически предъявляемые требования приводят к образованию положительных привычек, которые позволяют ребёнку с (ОВЗ) в определённой степени приспособиться к окружающей жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям

    Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв

    В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

         Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит

    Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв

    Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельнос...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

    Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в

    Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной д...