Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в
рабочая программа (1 класс) на тему

Сиско Елена Викторовна

Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной деятельности, формирование навыков невербального и доступного вербального общения.

Чувственный опыт накапливается в процессе восприятия различных ощущений. В качестве основных видов ощущений различают тактильные (осязательные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, кинестетические и органические (ощущения, связанные с органическими потребностями). Сенсорная система может развиваться, только если на нее действуют силы, активизирующие ее рецепторы.

Многие трудности обучения и поведенческих проявлений детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации.

  Цель курса: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы. 

Задачи:

1. Создавать стимулирующие условия для развития элементарного восприятия.

2. Учить реагировать на различные раздражители.

3. Вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами.

4. Учить выражать свои ощущения, предпочтения.

5. Учить воспринимать предметы разной формы, цвета, величины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_kor_zan.docx33.99 КБ
Файл kal_kor.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Воротнее

муниципального района Сергиевский Самарской области

«УТВЕРЖДАЮ» к использованию в образовательном процессе  на 2016/ 17 уч. год          Директор школы:                     _____    О.П. Коршикова

Адаптированная основная общеобразовательная программа

по учебному предмету «Коррекционные занятия»

для обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

за курс 1 класса

Программу разработал учитель начальных классов:

Сиско Елена Викторовна

2016г

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва, 2015 год, в соответствии с нормативно-правовой базой:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;

- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к  условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;

- АООП образования обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Воротнее муниципального района Сергиевский  Самарской области;

- Базисный учебный план АООП (вариант 2) ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Положение «О рабочей группе» ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее м.р. Сергиевский Самарской области;

- Устав ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее  м.р. Сергиевский Самарской области.

        Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной деятельности, формирование навыков невербального и доступного вербального общения.

Чувственный опыт накапливается в процессе восприятия различных ощущений. В качестве основных видов ощущений различают тактильные (осязательные), вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, кинестетические и органические (ощущения, связанные с органическими потребностями). Сенсорная система может развиваться, только если на нее действуют силы, активизирующие ее рецепторы.

Многие трудности обучения и поведенческих проявлений детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации.

        Цель курса: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.  

Задачи:

1. Создавать стимулирующие условия для развития элементарного восприятия.

2. Учить реагировать на различные раздражители.

3. Вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами.

4. Учить выражать свои ощущения, предпочтения.

5. Учить воспринимать предметы разной формы, цвета, величины.

Особенности класса

Для учащихся данного класса характерна умственная отсталость в умеренной, тяжелой и глубокой степени, тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР), которые сочетаются с сенсорными нарушениями (Гавердовская Евгения, Панькина Екатерина), соматическими нарушениями (Тихонов Александр, Тукмаков Алексей), расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы (Сизова Татьяна), ДЦП (Громова Дарья, Степанова Василина).

        Дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений, языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем, использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

        Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

        Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.

        Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У Громовой Д., Степановой Е., Панькиной Е., Тукмакова А. наблюдается замедленный темп, вялость, неловкость движений. У Гавердовской Е., Сизовой Т., Тихонова А., наоборот, наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.

        Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

        В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Общая характеристика учебного предмета

        Коррекционные занятия по сенсорному развитию направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.

У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

В ходе обучения у детей с ТМНР формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.  

 

 Место предмета в учебном плане 1 класса

        В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

  • определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе;
  • в предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности;
  • оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика»;
  • выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Предметные результаты:

формирование следующих умений:

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • цвет (основные цвета);
  • контрастные температурные ощущения (холодный – горячий);
  • вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый);
  • запахи (приятные, неприятные);
  • фактуру материала (мягкий – твердый, гладкий – шершавый);
  • звук (громкий-тихий).

Метапредметные результаты:

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Содержание учебного курса

Разделы курса

Кол-во часов

Требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела

Темы курса

Кол-во часов

Содержание учебной темы

Зрительное восприятие

16

Фиксировать взгляд:

- на лице человека,

- на неподвижном светящемся предмете,

- на предмете, расположенном напротив,

- на движущемся предмете.

Фиксация взгляда на лице человека.

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

Узнавание (различение) цвета объектов

3

2

3

3

2

3

Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на лице человека (совместно с учителем, по подражанию)

Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки).

Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).

Выполнение упражнений на прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).

Выполнение упражнений на прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

Выполнение упражнений на узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие

15

Прослеживать за близко расположенным перемещающимся источником звука. Соотносить звук с его источником.

Находить одинаковые по звучанию объекты.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

Соотнесение звука с его источником.

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

3

3

3

3

3

Выполнение упражнений на локализацию неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).

Выполнение упражнений на прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

Выполнение упражнений на локализацию неподвижного удаленного источника звука.

Выполнение упражнений на соотнесение звука с его источником.

Выполнение упражнений на нахождение одинаковых по звучанию объектов

Кинестетическое восприятие

20

Различать материалы по температуре, фактуре, влажности, вязкости.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения.

Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости.

Реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

Реакция на давление на поверхность тела.

Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела.

Реакция на положение частей тела.

Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Различение материалов по температуре, фактуре, влажности, вязкости.

3

3

2

2

2

2

3

3

Выполнение упражнений на выявление эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

Выполнение упражнений на выявление реакции на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

Выполнение упражнений на выявление реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

Выполнение упражнений на выявление реакции на давление на поверхность тела.

Выполнение упражнений на выявление реакции на горизонтальное (вертикальное) положение тела.

Выполнение упражнений на выявление реакции на положение частей тела.

Выполнение упражнений на выявление реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Выполнение упражнений на различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Восприятие запаха

6

Узнавать (различать) некоторые объекты по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

Реакция на запахи.

Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

3

3

Выполнение упражнений на выявление реакции на запахи.

Выполнение упражнений на узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

Восприятие вкуса

9

Узнавать (различать) продукты по вкусу (шоколад, груша и др.).

Узнавать (различать) основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

3

3

3

Выполнение упражнений на выявление реакции на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Выполнение упражнений на узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).

Выполнение упражнений на узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Планируемые результаты освоения программы в 1 классе

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
  • Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
  • Различать и называть основные цвета.
  • Классифицировать геометрические фигуры.
  • Составлять предмет из 2—3 частей.

  • Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

  • Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
  • Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
  • Различать речевые и неречевые звуки.
  • Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
  • Выделять части суток и определять порядок дней недели

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

     Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

  1. Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

  1. Активное участие- действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • По подражанию или по образцу
  • Самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

Сформированность представлений

  1. Представление отсутствует

-

  1. Не выявить наличие представлений

?

  1. Представление на уровне:
  • Использования по прямой подсказке
  • Использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • Самостоятельного использования

пп

п

+

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

- предметные и сюжетные картинки, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости,

температуре, плотности;

- технические средства: ноутбук, колонка;

- аудио и видеоматериалы, презентации.

Список используемой литературы:

1. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж.Айрес; (пер.с англ.Юлии Даре). – М.:Теревинф, 2009 год.

2. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-

развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие / М.

Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е.Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009 год.

3. Рудакова Е.А. Содержание программно-методического материала

«Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями

развития» / «Образование детей с тяжелыми и множественными

нарушениями развития». Материалы международной научно-

практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и

множественными нарушениями развития» 27-29 ноября 2013 года /

Под научн. ред. Н.Н.Яковлевой – СПб., 2014 год.

4. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.

5. Царев А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и

множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и

обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред.

Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» с. Воротнее

 муниципального района Сергиевский Самарской области

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов.                  Протокол № 2 от 09.09.2016г. Руководитель МО:                ______       Е.В.Сиско.

«Согласовано»                             дата 09.09.2016г.   

Заместитель директора по УВР: ________   Л.М. Гусева.

Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Коррекционные занятия»

для обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

за курс 1 класса

Составил учитель начальных классов:

Сиско Елена Викторовна



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Коррекционные занятия» 1 класс

п/п

тема урока

кол-во часов

дата урока

элементы содержания

практическая часть программы

текущий и промежуточный контроль

деятельность обучающихся

раздел 1. _Зрительное восприятие  (16ч.)

1.1.

Фиксация взгляда на лице человека.

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на лице человека (совместно с учителем, по подражанию)

Практическая работа

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

1.2.

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете

2

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки).

Практическая работа

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

1.3.

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на фиксацию взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).

Практическая работа

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

1.4

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).

Практическая работа

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

1.5

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

2

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

Практическая работа

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

1.6

Узнавание (различение) цвета объектов

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

раздел 2. Слуховое восприятие  (15 ч.)

2.1

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на локализацию неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

2.2

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

2.3

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на локализацию неподвижного удаленного источника звука.

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

2.4

Соотнесение звука с его источником.

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на соотнесение звука с его источником.

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

2.5

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на нахождение одинаковых по звучанию объектов

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

раздел 3. Кинестетическое восприятие  (20 ч.)

3.1

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения.

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на выявление эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

3.2

Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости.

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на выявление реакции на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

3.3

Реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

2

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на выявление реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

3.4

Реакция на давление на поверхность тела.

2

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на выявление реакции на давление на поверхность тела.

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

3.5

Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела.

2

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на выявление реакции на горизонтальное (вертикальное) положение тела.

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

3.6

Реакция на положение частей тела.

2

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на выявление реакции на положение частей тела.

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

3.7

Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на выявление реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

3.8

Различение материалов по температуре, фактуре, влажности, вязкости.

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

раздел 4. Восприятие запаха  (6 ч.)

4.1

Реакция на запахи.

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на выявление реакции на запахи.

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

4.2

Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

раздел 5. Восприятие вкуса  (9 ч.)

5.1

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на выявление реакции на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

5.2

Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя

5.3

Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

3

1. Наблюдение за действиями учителя.

2. Выполнение упражнений совместно с учителем

3. Выполнение упражнений по подражанию.

4. Выполнение упражнений по инструкции учителя.

Выполнение упражнений на узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Индивидуальный опрос

Наблюдение

Слушать и выполнять действия совместно с учителем, по подражанию, по инструкции учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...

«Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»

Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью  одним из эффективных м...

Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...

Конспект классного часа «Правила поведения в школе» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 2-3 класса

Классный час Тема: «Правила поведения в школе»Данный конспект будет полезен учителям и воспитателям, работающим с обучающимися начальных классов коррекционной школы VIII вида.А так же с де...