Главные вкладки

    «Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»
    статья

    Кириленко Элеонора Минкаиловна

    Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью  одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность воспитанников, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_kirilenko.docx25.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»

    Кириленко Э.М., учитель начальных классов

    КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» №1

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об

    образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование.

    Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей

    среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми

    возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития,

    социальную адаптацию.

            Я работаю по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (вариант 1.4 )    

    Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья я, как учитель, вижу свою цель в развитии познавательной деятельности, расширению кругозора, творческого мышления, желанию учиться, находить удовлетворение в учении, развитию и формированию умственных способностей: внимания, памяти, логического мышления и воображения. Именно поэтому мне необходимо знать об индивидуальных  возрастных особенностях детей. Мне были необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать ребёнка, создавать положительные эмоции. Опираясь на опыт работы,  такой формой деятельности стала дидактическая игра. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь серьезный  труд сделать занимательным и интересным для учеников. Игра помогает им сделать любое занятие доступным увлекательным, интересным, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Она стимулирует познавательную активность воспитанников, вызывая у них положительные эмоции. Кроме этого игры развивают у детей произвольность таких процессов, как внимание и память. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

    Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В

    то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра

    имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а

    другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

    С детьми с тяжёлой умственной отсталостью  одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность воспитанников, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. В практике моей работы дидактическая игра заняла достаточно прочное место. Я применяла её на всех уроках. Приведу примеры игр по основным предметам.

    Предмет

    Тема

    На что направлена игра

    Окружающий природный мир

    «Грибы и Ягоды»

    развитие быстроты реакции

    «Рыбы»

    развитие тактильных ощущений

    Жестовый язык

    «Закрепление. Буквы Б,В,Г,Д,Ж,З,К,Л»

    развитие мелкой моторики

    «Закрепление. Буквы Р,Г,М,Н,Ц,Ч,Ш,Щ»

    развитие внимание, памяти

    Математические представления

    «Выделение двух предметов из множества»

    на развитие умения сравнивать

    «Геометрические фигуры»

    на обобщение знаний о геометрических фигурах

    Окружающий социальный мир

    «Транспорт»

    на развитие наглядно-образного мышления

    « Мебель»

    на формирование целостного образа предмета

    Человек

    «Одежда»

    на развитие внимания

    «Одежда»

    на развитие мелкой моторики

    Предмет «Окружающий природный мир».

    Тема: «Грибы и Ягоды»

    дидактическая игра на развитие быстроту реакции

    «Собери в корзинку»

    Цель: 

    • Учить детей группировать грибы и ягоды.
    • Воспитывать быстроту реакции.
    • Развивать выдержку и дисциплинированность.

    Оборудование: муляжи(картинки) ягод и грибов, корзина 

    Ход игры: На земле лежат муляжи (картинки) ягод и грибов и две корзины. По команде педагога ребёнок начинает собирать ягоды в одну корзину. Грибы в другую корзину.

    Тема: «Рыбы»

    дидактическая игра на развитие тактильных ощущений

    «Поймай рыбку»

    Цель:

    • Развитие тактильных ощущений.
    • Развитие познавательных интересов ребёнка;сенсорное развитие.
    • Учить отличать рыб от других животных.

    Оборудование: песок, таз, муляжи маленьких рыбок.

    Ход: в таз с песком ребёнок опускает руки и выкапывает небольшие игрушки, изображающие рыб. Говорит (или показывает жестом),что это рыба.

    Предмет «Жестовый язык».

    Тема: «Закрепление. Буквы Б,В,Г,Д,Ж,З,К,Л»

    игра на развитие мелкой моторики

    «Весёлое рисование»

    Цель:

    • Развитие дифференцированных движений пальцев рук.
    • Развитие творческого воображения.
    • Воспитание усидчивости в работе и выработка целенаправленности деятельности.

    Оборудование:  Плотная картонная коробка с темным фоном на дне; манка, покрывающая дно коробки тонким слоем.

    Ход игры: педагог показывает ребёнку  коробку с манкой и объясняет, что кроме карандашей, красок, фломастеров можно рисовать пальчиками, различные фигурки, предметы и изображения. Педагог показывает, как можно рисовать и как при этом легко можно стереть рисунок. Педагог показывает дактилем буквы. А ребёнок «пишет» букву на манке.

    Тема: «Закрепление. Буквы Р,Г,М,Н,Ц,Ч,Ш,Щ».

    игра на развитие внимание, памяти

    «Беги к букве»

    Цель:

    • Закрепление букв.
    • Развитие памяти.
    • Развитие внимания.

    Оборудование: распечатанные буквы

    Ход игры: Педагог раскладывает в комнате буквы. Показывает ребёнку дактилем букву. Ребёнок бежит к букве, которую показывает педагог.

    Предмет «Математические представления»

    Тема: «Выделение двух предметов из множества»

    дидактическая игра на развитие умения сравнивать

    «Посмотри и разложи»

    Цель:

    • Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой. Разделять фигуры на заданное количество групп.
    • Умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять.

    Оборудование: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых треугольника, цифры: «2», «5», «3»?

    Ход: Дается задание разделить на две группы (по разным признакам: цвету и размеру – большие желтые фигуры и маленькие зеленые; по форме – круги и треугольники). Что могут означать числа «2», «5», «3»?

    Тема: «Геометрические фигуры»

    игра на обобщение знаний о геометрических фигурах

    "Собирай - ка".

    Цель: 

    • Закрепление пространственной ориентации.
    • Обобщение знаний о геометрических фигурах.

    Оборудование: различные по размеру геометрические фигуры из плотного картона.

    Ход игры: Из набора геометрических фигур составляются различные предметы под руководством учителя или самостоятельно.Например, дом. Учитель предлагает ученикам положить на середину листа большой квадрат, сверху на квадрат - подходящий по размеру треугольник. С правой стороны треугольника прикрепить маленький прямоугольник. В правый верхний угол выкладывается круг и т. д. Выбор предметов не ограничивается. Это могут быть и животные, техника и многое другое.

    Предмет «Окружающий социальный мир»

    Тема: «Транспорт»

    дидактическая игра на развитие наглядно-образного мышления

    «Собери картинку»

    Цель:

    • Развиваем мелкую моторику.
    • Учить соединять части предметов в одно целое.
    • Закреплять знания о транспорте.

    Оборудование: пазлы транспорта.

    Ход игры: Педагог даёт ребёнку пазлы транспорта. Ребёнок собирает транспорт. Подбирает к пазлам карточки с названием транспорта.

    Тема: « Мебель»

    дидактическая игра на формирование целостного образа предмета

    «Лото-вкладки»

    Цель:

    • Формировать целостный образ предмета,
    • Обратить внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
    • Развивать мелкие движения рук.

    Оборудование: Карты лото с изображениями мебели разной степени сложности, имеющие вырезы и вкладки, заполняющие эти вырезы; на фоне выреза помещается контурный рисунок вырезанной части изображения; вырезы и соответствующие им вкладки могут быть разного размера и разной формы (круглые, квадратные, шестигранные, прямоугольные). Каждая карта состоит из двух картонных слоев, наклеенных друг на друга и образующих необходимую объемность. На одних картах могут быть вырезаны одна-две части предметов.

    Ход игры: Вначале ребенок рассматривает целую карту, заполненную вкладками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог вынимает 2–3 вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить «окошки» в свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании формы (перепутает верх, низ), то педагог указывает на контур. В дальнейшем карты с простым сюжетным изображением заменяются более сложными, с большим количеством вырезов.

    Предмет «Человек»

    Тема: «Одежда»

    дидактическая игра на развитие внимания

    «Чего не стало?»

    Цель: 

    • Развитие внимания и наблюдательности.
    • Учить отличать виды одежды.

    Оборудование: картинки одежды.

    Ход: педагог на столе выкладывает 4 картинки одежды: «Посмотри внимательно, что лежит на столе. Это одежда. Куртка, кофта, футболка, штаны. Посмотри внимательно и запомни. А теперь закрой глаза». Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну. «Чего не стало?» Ребёнок вспоминает и называют (или показывают табличку) какой картинки не стало.

    Тема: «Одежда»

    дидактическая игра на развитие мелкой моторики

    «Одень куклу»

    Цель:

    • Развиваем мелкую моторику.
    • Закрепление пространственной ориентации.
    • Закреплять знания об одежде.

    Оборудование: кукла, одежда.

    Ход игры: Педагог даёт куклу (раздетую). И одежду. Просит куклу одеть. Ребёнок берёт одежду и соотносит табличку с одеждой.

    Мой опыт показал, что работая по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью дидактическая игра является надежной помощницей.

    Основная задача учителя направлена на развитие необходимых для жизни в семье и обществе знаний, практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Дидактические игры способствуют усвоению элементарных умений и навыков у детей.

            Дидактические игры не вытесняют и не замедляют традиционных методов обучения, а, надстраиваясь над ними, преумножают их потенциал. И несмотря на то, что в настоящее время в помощь учителю создано достаточное количество пособий с занимательным материалом, многое зависит от личностных особенностей учителя, его творчества.

    Литература

    1. Катаева А. А.,Стребелёва Е. А. «Дидактические игры и упражнения в

    обучении умственно отсталых дошкольников», Москва,«Просвещение»,

    1991г.,

    3. Прищепова И. В. «Речевое развитие младших школьников», СанктПетербург, «Каро», 2005 г.,

    4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика», Москва, «АСТ

    Астрель», 2001 г.

    5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация д е т е й с ОВЗ .

    Психологические основы / Л.И. Акатов.- М. : ВЛАДОС, 2003.-225 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей

    Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:закладывать основы математических знаний, умений;корректировать  и развивать познавательную  деятельность...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

    Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

    - формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

    Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого  общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

    Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...

    Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва

    Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...

    Сотрудничество с семьей обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512949","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...