"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"
статья (4 класс) по теме

Рысбаева Ирина Сергеевна

Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различным мероприятиям, в которых принимают участие их подопечные. Для учащихся с нарушением интеллекта усвоение новой информации, запоминание стихов, песен, ролей и участие в совместных мероприятиях является сложной задачей. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у них остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний. Однако для родителей учащихся школьные мероприятия часто являются единственной возможностью увидеть способности своего ребенка, поэтому работа педагога в этом направлении выступает не только инструментом развития ребёнка, но и способствует улучшению психологического климата в отношениях между ним и родителями. При этом очень важной стороной при выборе педагогических технологий является форма взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: «Не рядом, а вместе!».

Наша деятельность в ГБОУ школе №7 Красносельского района Санкт-Петербурга с применением арт-технологий (музыкальной терапии) – это реализация указанного принципа взаимодействия всех участников педагогического процесса, направленная на всестороннее развитие обучающихся и на работу с их семьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_rysbaeva_is.docx137.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          ЛЭЙБЛ%20(2001)   

           

Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии)

в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития

Рысбаева Ирина Сергеевна

учитель-олигофренопедагог,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7

Красносельского района Санкт-Петербурга, Россия

Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различным мероприятиям, в которых принимают участие их подопечные. Для учащихся с нарушением интеллекта усвоение новой информации, запоминание стихов, песен, ролей и участие в совместных мероприятиях является сложной задачей. Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у них остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний. Однако для родителей учащихся школьные мероприятия часто являются единственной возможностью увидеть способности своего ребенка, поэтому работа педагога в этом направлении выступает не только инструментом развития ребёнка, но и способствует улучшению психологического климата в отношениях между ним и родителями. При этом очень важной стороной при выборе педагогических технологий является форма взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: «Не рядом, а вместе!».

Наша деятельность в ГБОУ школе №7 Красносельского района Санкт-Петербурга с применением арт-технологий (музыкальной терапии) – это реализация указанного принципа взаимодействия всех участников педагогического процесса, направленная на всестороннее развитие обучающихся и на работу с их семьями.

На основе диагностических данных и анализа сохранных возможностей обучающихся, мною совместно с коллегами были разработаны следующие проекты с применением музыкальной терапии.

Проект «Музыкально-литературная гостиная»

Цель проекта: социализация обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития через участие в совместных творческих проектах с привлечением родительской общественности.

Проект «Музыкальная шкатулка»:

Часть 1. «Веселые весенние звуки»

Часть 2. «Музыкальный калейдоскоп»

Цель проекта: создание условий для развития и коррекции нарушений у обучающихся с особыми образовательными потребностями с помощью музыкотерапии.

В реализации проектов принимали участие учащиеся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью (ТМНР), дети с особыми образовательными потребностями и их родители, учитель начальных классов (учитель-олигофренопедагог), воспитатель класса «Особый ребенок», учителя музыки и учитель-логопед.

Этапы проектов.

1 этап. Организационный (подготовительный)

* Диагностика уровня развития слухового восприятия, речи, памяти, внимания и мышления.

* Составление паспорта проекта.

* Подбор музыкального произведения для исполнения.

* Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

* Оформление наглядного материала (пиктограмм, мнемотаблиц, видео).

* Разработка проектов и конспектов к нему.

2 этап. Практический (выполнение проекта)

* Проведение уроков и занятий с использованием музыкальной терапии.

* Проведение совместных внеклассных занятий.

* Прослушивание музыкального произведения и его разучивание.

* Сбор фото- и видеоматериала.

* Консультирование родителей по теме проекта.

3 этап. Заключительный (результаты)

* Участие в общешкольных мероприятиях.

* Участие в неделе открытых уроков и занятий.

* Создание видеороликов «Барыня», «Веселые звуки», «Волшебная флейта».

* Совместное мероприятие для родителей с использованием музыкальной терапии.

* Диагностика уровня развития слухового восприятия и развития речи, памяти, внимания и мышления.

*Разработка на основе полученных результатов более сложного проекта с использованием элементов сказкотерапии.

В результате реализации данных проектов появилась возможность:

* проявить всем участникам свою индивидуальность и творчество;

* получить новые знания, навыки и умения;

* сплотить детский коллектив;

* проводить мероприятия и праздники совместно с родителями обучающихся;

* создать среду, ориентированную на духовно-нравственное воспитание, традиционные отечественные культурные и семейные ценности.

Каждый из проектов является долгосрочным, реализуется в течение учебного полугодия. С помощью данной работы удалось достичь:

  • значительных результатов в социальном и личностном развитии каждого ребенка с нарушениями интеллекта.
  • разработать и апробировать алгоритм эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса.
  • систематизировать изученные методы и приемы работы с детьми разного уровня развития.
  • подготовить материал для публикации для распространения опыта.

Изменения, которые произошли за время реализации данных проектов, служат показателями проводимой работы. Наблюдая за ними, отмечая новое, можно корректировать программу уроков и занятий, менять материал для работы в сторону усложнения или упрощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."

Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...

Программа образования обучающихся с умеренной, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития

Программа предназначенадля реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными наруш...

Интегрированный урок «Путешествие по страничкам знаний» для детей 1 класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития

Конспект интегрированного урока для детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе. В уроке использованы предметы: математические представления, речь и альтернативная коммуникация, сенсорное разв...

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития

Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития...

Игровая технология, как успешная форма обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.

Применение игровых технологий, адаптация игрового материала и успешное применение на уроках с детьми с нарушением интеллекта и ТМНР,...