Игровая технология, как успешная форма обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.
методическая разработка

Алексеева Любовь Адольфовна

Применение игровых технологий, адаптация игрового материала и успешное применение на уроках с детьми с нарушением интеллекта и ТМНР,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая технология, как успешная форма обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.                          

  Как известно, цивилизованное общество отличает гуманное отношение ко всем членам общества и,  в первую очередь, к тем, кто имеет ограниченные возможности здоровья.

Статистические данные образовательного учреждения свидетельствуют об устойчивом росте числа детей, имеющих различные отклонения в развитии. Индивидуальные психофизические особенности  определяют специфичность социальной ситуации в каждом отдельном случае, влияя тем самым на ход  личностного развития ребенка.

В коррекционных учреждениях, как и в любых общеобразовательных организациях, главной задачей является всестороннее развитие обучающихся с целью их дальнейшей социализации в обществе, с учетом возможностей здоровья каждого ребенка.

Мои обучающиеся такие разные..

Кроме нарушения интеллекта в структуре  дефекта детей присутствуют тяжелые множественные нарушения развития.

В составе класса есть  обучающиеся с нарушением зрения, с синдромом Дауна, с выраженными  аутистическими чертами, с нарушением опорно-двигательного аппарата  и дети с  повышенной возбудимостью с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Из - за  системного недоразвития речи средней и тяжелой степени  большинству обучающихся класса недоступно формирование письменной, устной речи, математических представлений,  обучение чтению и письму.

Практически у всех детей трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков. В разной степени сформированы навыки самообслуживания.

Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.

Каждый раз, создавая  урок,  я задаю себе ряд вопросов: как пробудить у особенных детей  интерес к изучаемому предмету; какой учебный материал подобрать для достижения поставленной цели; какие методы и средства обучения выбрать, как обеспечить каждому обучающемуся  ситуацию успеха, создавая таким образом мотивацию для дальнейшего развития личности.

Исходя из индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся моего класса,   стало актуальным   применение игровых технологий, в частности, дидактических игр  для проведения нестандартных уроков.

Очень важно использовать в своей работе инновационные технологии. Инновация - это новая или усовершенствованная продукция или технология, используемая в практической деятельности.

При организации игровой деятельности мне потребовалось  специальная организация процесса, подборка и адаптация  дидактических игр, адаптация подачи материала, что привело к положительному результату.  

Таким образом, данный опыт работы с обучающимися моего класса стал удачной находкой в организации учебного процесса, может успешно использоваться в современном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

При подборе игр для детей с умеренной  и тяжелой степенью  умственной отсталости  следует учитывать следующие требования:

  • соответствие игры возрасту ребенка  и  его актуальному уровню развития;
  • учет структуры дефекта;
  • подбор игрового материала с постепенным усложнением;
  • связь содержания игры с непосредственным окружением обучающегося;
  • соответствие коррекционной цели занятия;
  • учет принципа смены видов деятельности.

При реализации игровых приемов на уроках придерживаюсь определенных правил: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Целью применения игровых технологий:   доступная  форма обучения для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством предъявления учебного материала в игровой форме.

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес,   активность обучающихся,  позволяет удерживать внимание, улучшает восприятие, развивает усидчивость  во время занятия.

Работая в школе, приходится много  искать, творить, действовать. В результате родились уроки-загадки, уроки-экскурсии, урок- игра,  уроки-путешествия и т.д.

И главное — огромнейший эффект: все работают  на уроке! Обучающиеся в игре  непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка полученные знания.

Представляю Вам некоторые  игры и игровые упражнения, которые   использую  на своих уроках.

- на уроках письма: «Покажи букву».

Оборудование. У детей индивидуальные  наборы  букв: карточки или вкладыши.

 Я  называю  гласные и согласные звуки. Даю задание показать, соотнести, вставить  соответствующую букву из своего набора. Более сильным обучающимся даю задание с элементом соревнования, кто больше запишет слов с данной буквой  в тетрадь. С более слабыми детьми работаю с направляющей или полной физической помощью.

пример выполнения разноуровневых заданий по теме "Деление слов на слоги".

Таким образом, каждый обучающийся работает над доступным для него заданием, но цель урока одна для всех.

На уроках математики при изучении и закреплении темы "Соотнесение числа с количеством предметов" использую  игры с разным уровнем доступности.

Например: Построй ступеньки, Посади птичку в домик, накорми мышат и другие..

пример выполнения задания по теме "Геометрические фигуры" одни обучающиеся выполнили способом  наложения, другие самостоятельно начертили, кто то от руки нарисовал и подсчитал сколько каких фигур, у Гены альтернативное задание, но цель сохраняется.

На уроках Мир животных также использую различные игры. В ходе проведения таких игр, задания усложняю или упрощаю в соответствии с зоной ближайшего развития каждого  обучающегося: один может ответить на вопрос: кто где живет?, назвать детенышей животных, характерные признаки животного, чем питается?. другой может воспроизвести "Кто как говорит? (му, иа...), третьему даю раскраску по этой же теме.

Дидактическая игра может быть использована как  на этапах  изучения нового материала, так и на этапах повторения и закрепления. Причем одну и ту же дидактическую игру можно использовать для обучающихся разного уровня,  предварительно адаптировав  содержание и способы  подачи инструкций.

Таким образом, игровые технологии являются одной из успешных форм обучения, которая позволяет сделать будничные шаги по изучению базового материала  в коррекционной школе интересными, увлекательными, творческими для обучающихся  и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения

Обучение   учащихся  с умеренной степенью умственной отсталости   третьего года обучения ведется по адаптированной  программе для экспериментальных классов для  глуб...

Конспект открытого урока по ручному труду для детей с умеренной степенью умственной отсталости. Лепка "Улитка"

На уроке использованы различные виды коррекционных заданий и игровых упражнений. На протяжении всего урока ведётся работа по развитию речи учащихся....

Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."

Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...

"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"

Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различны...

Интегрированный урок «Путешествие по страничкам знаний» для детей 1 класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития

Конспект интегрированного урока для детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе. В уроке использованы предметы: математические представления, речь и альтернативная коммуникация, сенсорное разв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...