рабочая программа по изо 1 класс по программе Савельевой
рабочая программа (изобразительное искусство, 1 класс) по теме

Мороз Светлана Викторовна

Рабочая программа по изо 1 класс  составлена на основе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo.1_klass.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

        « Рассмотрено»   на МО

Протокол № ____от

«_______» _____________ 2011г.

           « Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ « СОШ с. Грачев Куст

________/ГЕЙКО О. Д. /

«_______»_____________2010г.

               «Утверждаю»

Директор МОУ

 « СОШ с. Грачев Куст»

_________/ Магомедова Т. В. /

Приказ № ____ от

« ___» ______2010г.

                                                     

Рабочая программа педагога

Мороз Светланы

Викторовны

Высшая  категория

по учебному курсу «Изобразительное искусство

Базовый уровень

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа соответствует Образовательному стандарту начального общего образования, основывается на концепции образовательной области
« Изобразительное искусство »  и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Программа разработана с учетом   логики учебного процесса , возрастных особенностей младших школьников.

Целью курса « Изобразительное  искусство  » является:

  1. является реализация фактора развития,
  2. формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности,
  3. развитие интереса к природе и потребность в общении с  искусством;
  4. формирование духовных начал личности,
  5.  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства;
  6. нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются :

1.федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования от 05.03. 2004г. № 1089.

2. программа начального общего образования по изобразительному искусству  по программе   Л. Г. Савенковой

3.базисный учебный план образовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1312 от  09.03.2004г.

4.федеральный перечень учебников , рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программу общего начального образования.

2  .Календарно- тематическое планирование

Уроков – 33ч                                                       Предмет-  изобразительное искусство

                                 

Класс- 1

Учитель- Мороз Светлана Викторовна

Количество часов за год:

Всего: 34 часа

В неделю- 1 час

Планирование составлено на основе:

Программа по изобразительному искусству автор: Л. Г. Савенкова

Учебники:

Изобразительное искусство автор Л. Г. Савенкова для 1 класса

  1. Содержание и объем учебного курса.

Согласно действительному  Базисному учебному плану рабочая программа по   изобразительному искусству   для начальной школы предусматривает обучение в объеме 1    часа  в неделю ( всего за год 33  часа).

Программа построена так, чтобы реальности наблюдения является важным условием освоения программного материала.

Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий  с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении,  социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся.

 Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления.

В основу содержания программы положен принцип целостности:

систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах.

 Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация

системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления.

Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом.

1 класс.

Развитие умения наблюдать, замечать, переносить наблюдаемое в творческий продукт.

Ребенок этого возраста отличается впечатлительностью и информативной всеядностью, интересом к разным каналам информации.

Окружающий нас мир богат, многообразен и многолик. Начало освоения изобразительно искусства связано с формированием у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.). Другой важной особенностью работы является развитие умения видеть, слышать и чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и себя в мире окружающих предметов (я — часть мира).

 Практическая изобразительная задача первого года обучения — умение переносить

наблюдения в творческий продукт. В этот период идет активная работа по освоению (формата) пространства листа.

Включение в практическую деятельность заданий по ИКТ в этом возрасте способствует активному развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению ребенка, формирует умение работать с дистанционными материалами и инструментами, изучению и сознательному использованию информации

из различных источников  (книги, журналы, видео-, фото- и киноматериалы, Интернет, реклама, газеты, словари и др.).

2 класс.

Идет расширение познавательного горизонта учащегося: от предметов и явлений близких, знакомых, происходящих рядом к вопросам освоения человеком пространства Земли, к возможным вариантам освоения и создания своего пространства, сочинение своего мира,

используя сказочные сюжеты.

Освоение ближнего и дальнего окружения (пространства). Население окружающего мира людьми и их перемещение в пространстве земли. Немаловажным является развитие и обогащение чувственной сферы (богатства чувств) детей, их фантазии и воображения на основе освоения сказочного мира превращений, волшебных изменений и преображений, существующих в сказках (изменение образов, цвета, света, формы, пространства, звука, настроения). Создание фантастических образов, вариативность решения художественной задачи.

Одна из основных задач второго класса — расширение цветовой палитры ребенка

и обогащение палитры художественных материалов.

Включение в обучение заданий по ИКТ позволяет расширять спектр собственно изобразительных задач, помогает знакомить школьников с творчеством художников разных стран, работающих в разных материалах, разных видах деятельности, в том числе с архитекторами, дизайнерами; способствуют быстрому нахождению визуального ряда по изучаемой теме, расширению диапазона исторических и культурологических

данных; развивают интерес к техническим формам работы по изобразительному искусству.

3 класс.

Человек, природа, социальная среда. Мир природы и мир человека. Материал вводит ученика в разнообразие природных объектов, являющихся основой творчества любого художника: воздушное пространство, водный мир, земная поверхность и подземные недра.

Они многообразно, последовательно и логично раскрываются перед учащимися через художественные, профессиональные понятия, через их отображение  как в творчестве художника, так и в произведениях других видов искусства.

Раскрывается идея влияния природного окружения на творчество художника. Формирование представлений об особенностях родной культуры: город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит

 Основным направлением работы с детьми в этом возрасте является развитие подвижности (продуктивности) воображения и фантазии, композиционного мышления, активизация форм и способов

порождения замысла.

Задания по ИКТ в данном возрасте направлены на развитие

наблюдательности, любознательности, интереса к природным объектам.

Разнообразие видов компьютерной графики в творческой деятельности детей способствует расширению творческой самостоятельной деятельности детей; способствует активному и продуктивному общению по поводу искусства; дает возможность включать в процесс обучения исследовательских заданий и проектных форм работы, что развивает

способность аргументированной защиты своей точки зрения, формирует умение слушать собеседника. Поиск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяет спектр общеобразовательных понятий, знаний из различных областей наук и является активным средством самосовершенствования.

4 класс.

Освоение каждым народом данного ему природного ландшафта (региональный компонент). Формирование понятия — освоение человеком принадлежащего ему природного ландшафта (национальный образ мира, человек в среде): человек — природа — культура (региональный компонент).

Расширение и обогащение представления о пространстве. Формирование понятия и представления о национальной культуре: природа, климат, географические условия, особенности труда, культуры, обычаев, народного искусства, характера жилища (народной архитектуры). Национальный дизайн, эстетика мира вещей. Закладываются основы проектного мышления.

Использование ИКТ на занятиях способствует становлению мировоззрения ученика, его нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывают уважение к другим национальностям.

Методической основой преподавания изобразительного искусства

является:

  1. опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
  2. процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
  3. проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
  4. активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

Программа открывает возможность реализации интегрированного  обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,

последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.

Содержание программы по изобразительному искусству.

1 класс – 33 часа

п/н

Название темы

Кол-во часов

Содержание изучаемого материала темы

Учебные действия

1.

Форма

9 часов

Понятие «форма следует рассматривать через конкретизацию понятия «силуэт». С целью отработки умений создавать различные формы  предметов изображение: дерева, листа дерева, узоров в полосе, круге и т.д., букв русского алфавита, различных видов зданий, различных животных, человека, его костюма и т.д.

1. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приёмом загораживания;

2. Понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

3. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

4. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

5. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;

6. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

7. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

2.

Цвет

7 часов

С помощью цвета художник  передаёт разное настроение, создаёт нужный образ, выражает своё отношение к миру. Дети учатся рисовать: осенний, зимний, весенний, летний пейзажи; передавать различное настроение в природе(солнечное и пасмурное, спокойное и тревожное, грустное и радостное)

1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой);

2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.);

3.

Композиция

9 часов

Композиция – главное слово для художника. Дети учатся правильно располагать изображение на листе бумаги, то есть компоновать. Ими могут быть выполнены следующие работы: иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, русским народным сказкам; рисование снежинок на окне; изображение аквариума с его жителями; узоры в круге, квадрате, полосе; украшение зданий.

1. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

2. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

3.  Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

4. Применять  приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома

4.

Фантазия

8 часов

Первоклассники учатся фантазировать, мечтать и превращать свои мечты в интересные рисунки и поделки. Они  придумывают и изображают: свои сказки в нескольких картинах; необычную шляпу для сказочного героя; узор для калейдоскопа; волшебный лист; сказочную рыбу; цветы- песенки; волшебные  камни; планету-яблоко и др.

1. Устно описывать изображённые на картине или  иллюстрации предметы, явления (человек,  дом,  животное, машина, время года, погода и т.д.),  действия (идут,  сидят, разговаривают и т.д.); выражать своё отношение;

2. Пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

3. Выполнять простые по композиции аппликации.

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактически

примечание

РАЗВИТИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗРЕНИЯ:

 ПЕРЕВОД НАБЛЮДАЕМОГО В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ФОРМУ – 16 ч

1

Осенние листочки

1

2

Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете

1

3

Листопад

1

4

На дороге

1

5

Рисование с натуры предметов разной формы

1

6

Кто дождя не боится?

1

7

Мишка и лисица в осеннем лесу

1

8

Кто рисует на скалах?

1

9

Аквариум

1

10

Лепка игрушек по мотивам народных художественных промыслов: петушок, утенок, птичка  (по выбору учащихся)

1

11

Выполнение рельефного изображения из цветного пластилина «Мальчик играет с собакой»

1

12

«Дом» для себя или любимой куклы

1

13

Зачем людям узоры?

1

14

Кто нарисовал узоры на окнах?

1

15

Украшение окружающей среды: «Новый год»

1

16

Композиция по впечатлению на передачу динамики, движения: бегущее животное или летящая птица

1

РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ – 11 ч

17

Аппликация. Коллективная работа. Подводное царство

1

18

Создание панно «Муравьи и бабочки» (коллективная работа)

1

19

Животное с детенышем

1

20

Передача настроения, впечатления в цветомузыкальных композициях (без конкретного изображения)

1

21

Композиция по впечатлению на передачу динамики, движения: как рисуют ветер

1

22

Передача в цвете настроения

1

23

В царстве Снежной королевы

1

24

Волшебный город Радуги

1

25

На ярмарке. Роспись матрешки

1

26

Солнечно и пасмурно (передача контрастных и нюансных цветовых отношений)

27

Весна и осень

1

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

(МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА) – 6 ч в течение учебного года

28

Заочное «путешествие» в музей. Поведение в музее

1

29

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж

1

30

Скульптура («Экскурсия» в музей по видеоматериалам) Портрет .

1

31

Крупные музеи России. Сюжет.

1

32

Крупные музеи России. Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина.  Натюрморт.

1

33

«Путешествие» по энциклопедии

1

Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;

2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;

4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;

5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:

1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;

3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

4) активное использование речевых, музыкальных, знаково- символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;

5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;

6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;

7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;

8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;

9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств;

развитие интереса к различным видам искусства;

10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:

1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;

3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;

4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;

5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;

6) сформированность  представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.

8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.