"Путешествие в картинную галерею"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Внеклассное занятие для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_4_kl.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Внеклассное  занятие

Тема:   «Путешествие    в   картинную   галерею».                                                                                                                                Класс:    4   класс.                                                                                                                                                                            Учитель:    Ревелева  Е.В. ,  ГБОУ  Республики  Марий  Эл  «Лицей  им. М.В.Ломоносова».                                                                                                                                                           Цели  занятия:                                                                                                                                                                             1)   активизировать  познавательную  активность  обучающихся;                                                                                                         2)   систематизировать  знания  обучающихся  о  жанрах  живописи,  их  отличительных  особенностях;    

3)   способствовать  эмоциональному  восприятию  картины  как  произведению   искусства.                    Демонстрационный  материал:                                                                                                                                   1)   девиз  занятия  «Через  игру – к  знаниям  и  открытиям»;                                                                                                                                 2)   репродукции  картин;                                                                                                                                                            3)   опорные  карточки  для  построения  плана  выхода  из  затруднения;                                                                 4)   карточки  с  названиями  жанров  живописи;                                                                                                              5)   выставка  картин,  нарисованных  детьми.                                                                                                                                                              Раздаточный   материал:                                                                                                                                                                          1)   карточки  с  названиями  жанров;                                                                                                                                                                       2)   4  белых  листа  бумаги;                                                                                                                                                             3)   маркеры;                                                                                                                                                                                                              4)   картинный  ряд  с  разновидностями  картин  жанра  портрета;                                                                                                                                              5)   картинный  ряд  с  разновидностями  картин  жанра  пейзажа;                                                                                                                                                           6)   картинный  ряд  с  разновидностями  картин  жанра  натюрморта;                                                                                             7)   картинный  ряд  с  разновидностями  картин   сюжетно-тематического  жанра;                                                                                                                              8)    «Наглядное  пособие  для  развития  речи»   (  Сборники  репродукций  картин  известных  художников ).

                                                                          Ход  занятия.                                                                                                      1.   Мотивация  к  учебной  деятельности.                                                                                                                                   Цель:                                                                                                                                                                                                                       1)   включить  обучающихся  в  учебную  деятельность;                                                                                                                      2)   определить   содержательные  рамки  занятия:  умение  определять  жанр  картины;                         3)   мотивировать  обучающихся  к  учебной  деятельности  посредством  девиза.

Организация   занятия  на  этапе  1:                                                                                                                                                                 -   Восточная  мудрость  гласит:  «Если  ты  не  чувствуешь  красоты  цветов,   если  ты  не  ценишь  дружбы  и  если  тебя  не  радуют  стихи,  песни,  картины – ты  болен  и  тебя   надо  лечить».                                                                                                                                                                              -    Вот  и  мы  начнём  разговор  об  одном  из  древнейших  видов  искусства  -  изобразительном.          -   Музыку  слушают,  героев  литературных  произведений  представляют  себе  мысленно,  а  вот  произведение  изобразительного  искусства  мы  видим  глазами   и  чувствуем  сердцем.                          -   Я  приглашаю   вас  совершить  маленькое    «Путешествие  в  картинную  галерею».                                   -   Как  вы  считаете,  зачем?     (  Чтобы  узнать  новое  о  картинах.  )                                                                      -   Какие  слова  станут   девизом  занятия?

( Д-1 )                                                                                                           ( Читает  ученик )

      Через   игру    -    к  знаниям    и   открытиям.                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       -   В  чём  заключается  смысл  и  глубина  этого  высказывания?     ( Ответы  детей. )                                                                                  -   Как  вы  будете  узнавать   что-то  новое?   ( Самостоятельно. )                                                                                                                        -   Какую  форму  проведения  занятия  будем  использовать?   ( Станем  работать  по  группам. )                     -   Какие  преимущества  даёт   каждому  из  вас   работа  в  группе?    (  Каждый   отвечает, высказывает  собственное  мнение,  а  не  сидит  в  стороне;   каждый  обучает  одноклассников  и  учится  сам  у  других;   каждый  учится  работать  в  команде,  где  один  за  всех,  а  все  за  одного.)                                                                                                                                                                                           -    А  почему  вы  оказались  в  этой  группе?      ( Сам  выбрал,   позвали  друзья   и  т.д.  )                                                                                 -   Какие  функции  буду  я  выполнять  на  занятии?   (  Помогать,  организовывать  работу. )                         -   Какие   качества  необходимо  проявить,  чтобы  работа  была  успешной?    ( Активность,  тактичность,  внимание,   взаимопомощь,  чётко  организовывать  свой  ответ,  вовлекать  в  работу  каждого.)                                                                                                                                                                                         -   Что  станет  темой  нашего  исследования?   (  Жанры  картин.)                                                                                                                   -   Сформулируйте   цель  занятия.   ( Научиться  различать  жанры  картин,  находить  их  отличительные  особенности.)

2.   Актуализация  знаний  и  фиксация  затруднения  в  пробном  действии.                                                                  Цель:                                                                                                                                                                                                            1)   актуализировать  знания  о  жанрах  картин;                                                                                                                                2)   мотивировать  к  пробному  действию  и  его  самостоятельному  выполнению;                                                                                             3)   организовать  выполнение  пробного  действия  и  фиксацию  затруднения  в  учебной  деятельности.

Организация   занятия  на  этапе  2.                                                                                                                                                  -   Где  в  жизни  нам  пригодится  умение  различать  жанры  картин?  ( При  посещении  выставок,  музеев;   в  школе,  когда  пишем  сочинения  по  картине;  на  уроке  ИЗО;  в  качестве  самообразования.)                                                                                                                                                                                               -   Итак,  всё  внимание  на  доску.   Определите  жанр  картин.

(  Д – 2 )                

 (  На  доске  представлены  картины  четырёх  основных  жанров  живописи:  портрет,  пейзаж,  натюрморт,  сюжетно-тематический. )

О.Кипренский

    Портрет    А.С.Пушкина.

     Ф.Васильев

Мокрый  луг.

 П.Кончаловский

      Сирень.

Н.Богданов-Бельский

Устный  счёт. В  народной  школе  С.А.Рачинского.

(  Учитель  выслушивает  ответы  детей:   портрет,  пейзаж,  натюрморт. )                                                                                  -   Какой  жанр  картины  вызвал  у  вас затруднение,  споры,  сомнение?   Почему?                                                                       -   Можно  ли  художников  назвать  фантазёрами?  Почему?    ( Художники  изображают  разные  стороны  жизни  человека,  выбирают  различные  темы  и  сюжеты.)                                                                                                                      -   Опираясь  на  эти  два  термина,   сюжет  и  тема,  подумайте,  какой четвёртый  жанр  существует  в  живописи?    (Сюжетно-тематический)                                                                                                                                   -   Жанров  четыре,  групп,  в  которых  вы  работаете,  тоже  четыре.   Почему?   ( Каждая  группа  будет  защищать  один  из  жанров  живописи.)                                                                                                                                                                                                                                                             -  Я  выставляю  названия  групп.                                                                    

( Р-1 )                      

( Каждая   группа  учащихся  получает  карточку  определённого  жанра  живописи.)

    Портрет

      Пейзаж

 

   Натюрморт

       Сюжетно-                                        тематический

-   1  задание.   Обоснуйте  признаки,  по  которым  вы  определили  жанр  картины.    ( Каждая  группа  выделяет  признаки,  характерные  для  предложенного  им  жанра  картины.)

  Разновидности  пейзажа

   Разновидности  портрета

     Разновидности   натюрморта

    Разновидности сюжетно-тематической  картины

-   2  задание.   Напишите  на  листках,  посовещавшись  в  группе,  какие  существуют  разновидности портрета,  разновидности  пейзажа,  натюрморта,  разновидности  сюжетно-тематических  картин.                                                                  ( Р -2,   Р -3 )

(  Дети  работают  самостоятельно  в  группах.)                                                                                                                                           -   Давайте  выслушаем  ваши  версии.   ( Выступает  представитель  каждой  группы.)                                                                                                         -   В   чём  у  вас  затруднение?   ( Мы  не  смогли  определить  разновидности  жанра,  не  знаем. )                                                                                -   А  у  кого  есть  ответ?                                                                                                                                                                                                      -   Вы  уверены,  что  написали  все  разновидности,  не  написали  лишнего?                                                                             -   Чем  вы  пользовались  при  определении  разновидностей  каждого  жанра?                                                                    

3.  Выявление  места  и  причины  затруднения.                                                                                                                                   Цель:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      1)   организовать  восстановление  выполненных  операций  и  фиксацию  места,  где  возникло  затруднение;                                                                                                                                                                                 2)   организовать  соотнесение  действий  обучающихся  с  используемым  способом  и  зафиксировать  причину  затруднения.

Организация  занятия  на  этапе  3:                                                                                                                                                             -   Какое  задание  вы  выполняли?   (Мы  должны  были  определить  разновидности  каждого  жанра  живописи.)                                                                                                                                                                           -   В  чём  возникло  затруднение?   (  Не  смогли  определить  разновидности  каждого  жанра,  не  все  выделили,  появились  сомнения  в  правильности  версий.)                                                                                                                                                                    -   В  чём  причина  вашего  затруднения?  ( Не  знаем  отличительных  особенностей  разновидностей    каждого  жанра  живописи.)

4.   Построение  проекта  выхода  из  затруднения.                                                                                                   Цель:                                                                                                                                                                                                      1)  в  коммуникативной  форме  организовать  построение  обучающимися  проекта  будущих  учебных  действий  (уточнение  цели  и  построение  плана  достижения  цели).

Организация  учебного  процесса  на  этапе  4:                                                                                                                                        -   Уважаемые  группы,  уточните  цель  своей  деятельности.   (  Определить  разновидности  каждого  жанра  живописи  и  уточнить  их  отличительные  особенности.)                                                                                                                                              -   Сформулируйте  тему  занятия.   ( Жанры  живописи. )                                                                                                              -   Оказывается,  не  только  жанры  отличаются  друг  от  друга,  но  и  портреты  бывают  разные,  и  пейзажи,  и  натюрморты,  и  сюжетно-тематические  картины!                                                                   -   Можно,  не  видя  картин,  определить,  сколько  существует  разновидностей  каждого  жанра?                                                                               -   Где  можно  найти  информацию?   ( В  книге,  в  справочнике,  в  сборнике  с  репродукциями  картин.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        -   Сейчас  каждая  группа  получит  картинный  ряд,  с  которым  вам  предстоит  поработать.                  

( Р-4 ),   ( Р-5 ),   ( Р-6 ),   ( Р-7 )    

( Каждая  группа  получает  картинный  ряд  с  разновидностями   картин  определённого  жанра.)

-   Какие  действия  вы  предпримите?                                                                                                                                                          -   Вы  получили  несколько  репродукций  картин  одного  жанра.  Каким  будет  ваш  первый  шаг?     ( Сравнить  картины   между  собой.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                       -   Понадобятся  ли  умения,  которые  использовались  вами  в  начале  урока?  Каким  будет  второй  шаг?         ( Выделить  отличительные  особенности  каждой  картины.)                                                                        -   Вы  собрали  информацию.   Каким  будет  третий  шаг? (Обобщить  найденную  информацию.)          

( Д -3 )         (  На  доске  открывается  план  выхода  из  затруднения. )

            1.   Сравнить                                          

            2.   Выделить

            3.   Обобщить

 -   Теперь  каждый  «включает»  сообразительность  и  работает  сообща. ( Дети  работают  в  группе.)

5.   Реализация  построенного  проекта.                                                                                                                                                                       Цель:                                                                                                                                                                                                                                           1)   организовать  коммуникативное  взаимодействие  с  целью  реализации  построенного  проекта;                                                                                                                                                                            2)   зафиксировать  построенный  способ  действия  в  речи  и  знаково;                                                                                                                            3)   сформировать  способность  к   практическому  использованию  построенного  плана.

Организация  учебного  процесса  на  этапе  5:                                                                                                                   -   Обсудим  ваши  маленькие  «открытия».  Какие  разновидности  каждого  жанра  вы  теперь  определили?          ( Представители  каждой  группы  показывают  картинный  ряд  и  обосновывают  названия  каждого  жанра.  Учитель  прикрепляет  на  доске  карточки  с  названиями  разновидностей  каждого  жанра.)

                                                           Портрет                                                        

       В.Боровиковский

Портрет  М.И.Лопухиной.

         А.Рябушкин

Семья  купца  в  17  веке.

               В.Серов

Девочка  с  персиками.

         персональный

        групповой

         в  интерьере

-   Если  видишь,  что  с  картины                                                                                                                                                         Смотрит  кто-нибудь  на  нас                                                                                                                                                                                                                    Или  принц  в  плаще  старинном,                                                                                                                                                              Или  в  робе  верхолаз,                                                                                                                                                                         Лётчик  или  балерина,                                                                                                                                                                 Или  Колька,  твой  сосед,                                                                                                                                                                                                     Обязательно  картина                                                                                                                                    Называется  портрет.                                                       ( Р -4 ),   ( Д-4 )       ( Читает  ученик. )

-   Обоснуйте,  что  значит  «персональный»  портрет?     ( Персона  - важный,  значимый  человек, личность.)                                                                                                                                                                                              -   Что  значит  «групповой» ?    ( Изображены  несколько  человек.)                                                                   -   Что  такое  «интерьер» ?     (  Окружающая  людей  обстановка  в  каком-либо  помещении.)

                                                           Пейзаж

             И.Левитан

       Золотая  осень.

                  Ф.Алексеев

Вид  Казанского  собора  в  Петербурге.

                И.Айвазовский

             Девятый  вал.

            сельский

              городской

марина

(морской)

   ( Читает   ученик. )                                                                                           ( Р – 5 ),   ( Д – 4 )

-   Если  видишь:  на  картине                                                                                                                                                            Нарисована  река,                                                                                                                                                                                        Или  ель  и  белый  иней,                                                                                                                                                                                                                 Или  сад  и  облака,                                                                                                                                                            Или  снежная  равнина,                                                                                                                                                                                       Или  поле  и  шалаш,                                                                                                                                                                                                 То  подобная  картина                                                                                                                                                                                                         Называется   пейзаж.

-   В  чём  особенность  «сельского»   пейзажа?                                                                                                                                                                                                                                                                                     -   В  чём  особенность  «городского»  пейзажа?                                                                                                                                                            -   Что  изображает  «марина»?    Что  означает  этот  термин?    (   Морской  пейзаж.)

                                                                 Натюрморт

                П.Ренуар

Розы  и  жасмин  в  делфтской  вазе

              Питер   Класс

             Завтрак.

         В.Шкуринский

Бабушкины  клубочки.   Натюрморт.

               цветочный

             со  снедью

  с  бытовыми  вещами

  (   Читает  ученик. )                                                                                              ( Р -6 ),   ( Д -4 )

-   Если  видишь  на  картине                                                                                                                                                               Чашку  кофе  на  столе,                                                                                                                                                                                                      Или  морс  в  большом  графине,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Или  розу  в  хрустале,                                                                                                                                                                                                    Или  бронзовую  вазу,                                                                                                                                                                                      Или  грушу  или  торт,                                                                                                                                                                                                           Или  все  предметы  сразу -                                                                                                                                                Знай,  что  это  натюрморт.    

-   Как  распознать  «цветочный»  натюрморт?                                                                                                                                    -   Что  такое  «снедь» ?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     -    Какие  бытовые  вещи  могут  быть  изображены  в  натюрморте?

                                             Сюжетно – тематический

    Ф.Решетников

Опять  двойка.

    В.Васнецов

Иван-царевич  на  сером  волке.

    Е.Чарушин

Волчонок.

М.Самсонов

Сестрица.

     К.Брюллов

Последний  день  Помпеи.

бытовой

мифологический

анималистический

батальный

исторический

-    Что  может  быть  изображено  на  картинах  бытового  жанра?   ( Повседневная  жизнь  человека,  труд,  быт,  народные  гуляния. )                                                                                                                                                                                 -  Если  видишь  на  картине                                                                                                                                                                    Повседневный  труд  людской                                                                                                                                                                                                            За  прилавком  в   магазине                                                                                                                                                                                                   Или  в  швейной  мастерской,                                                                                                                                                                                                  На  заводе  или  в  поле,                                                                                                                                                                     Или  на  уроке  в  школе,                                                                                                                                                                               Это,  навсегда  усвой -                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Жанр  картины  - бытовой.

-   Что  такое  «миф»?  Как  сказать  по-другому?                                                                                                                                                                                                                                                                                      -   Откуда  художник  берёт  сюжеты  для  мифологического  жанра?                                                                                                                                                                            -   Если  видишь  на  картине                                                                                                                                                                      Ты  мифических  зверей,                                                                                                                                                                                                                           Или  сказочный  град  Китеж,                                                                                                                                                                                                 Или  трёх  богатырей -                                                                                                                                                                        Славных  витязей  былинных,                                                                                                                                                                                                   Иль  кувшин  магический,                                                                                                                                                                              Помни, - у  такой  картины                                                                                                                                                                        Жанр  -  мифологический.

-   Кто  являются  главными  героями  картин  анималистического  жанра?                                                                                  -   Как  называют  художников,  изображающих  зверей  и  птиц?   (  Анималистами. )                                                                                                                                             -   Какие  моменты  изображаются  на  картинах  батального  жанра?   (  Бой,  сражение, подвиг. )               -   Если  на  картине  танки                                                                                                                                                                                        В  бой  лавиною  пошли                                                                                                                                                                         Или  быстрые   тачанки,                                                                                                                                                                      Или  в  море  корабли,                                                                                                                                                                       Иль,  штыков  мерцая  сталью,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      В  бой  пехота   поднята,                                                                                                                                                                                                                                                             Называется  батальным                                                                                                                                                                                                                                              Жанр  картин  таких  всегда.

-   Что  изображается  на  картинах  исторического  жанра?    ( Исторические  события,  исторические  деятели.)                                                                                                 ( Р – 7 ),    ( Д – 4 )

-   Молодцы!  Всем  огромное  спасибо!                                                                                                                                                       -   А  теперь  скажите,  достигли  вы  поставленной  цели?  Сумели  сегодня  сделать  маленькое  открытие?

( В  результате  работы  детей  на  доске  появляется  таблица  «Жанры  живописи» .)     (Д -4 )

     Портрет                                

     Пейзаж

  Натюрморт

    Сюжетно - тематический

персональный

сельский

цветочный

бытовой

групповой

городской

со  снедью

мифологический

в   интерьере

марина

с  бытовыми  вещами

анималистический

батальный

исторический

  6.   Первичное  закрепление  с  проговариванием  во  внешней  речи.                                                                                                           Цель:                                                                                                                                                                                                                                                   тренироваться  в  использовании  полученных  сведений  при  определении  жанра  картины.

Организация  учебного  процесса  на  этапе  6:                                                                                                                                              -   Как   вы  считаете,  стоит  проверить  себя,  научились  ли  мы  определять  жанр  картины?                              -   Нам  поможет  замечательная  книга  «Наглядное  пособие  для  развития  речи».

( Р – 8 )    (  По  выбору  учителя  дети  находят  в  пособии  репродукции  картин  известных  художников  и  определяют  жанр  картины.  Например:

 Ф.С.Рокотов.  Портрет  А.П.Струйской.   – персональный  портрет;                                                                                                                             В.М.Васнецов.  Алёнушка.   -   сюжетно –тематический ( мифологический );                                                                                И.И.Левитан.  Март.   -   сельский  пейзаж.

7.   Самостоятельная  работа  с  самопроверкой  по  эталону.                                                                                                                                            Цель:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   1)   организовать  самостоятельное  выполнение  обучающимися  заданий  на  новый  способ  действий;                                                                                                                                                                           2)   проверить  на  основе  сопоставления  с  эталоном  своё  умение  применять  новое  учебное  содержание  в  типовой  ситуации.

Организация  учебного  процесса  на  этапе  7:                                                                                                                                                                                                            -  Подходит  к  концу  наше  занятие.  Но  мне  хотелось  бы  открыть  «Мастерскую  юного  художника»  и  представить  вам  творения  ваших  одноклассников,  которые  создали  в  классе  необычную,  торжественную  и  очень  красивую  обстановку,  представив  многие  жанры  картин.       -   Давайте  им  поаплодируем.                                                                                  ( Д– 5 )                                                     -  А  теперь  самостоятельно  определите  жанр  этих  картин,  пользуясь  нашей  таблицей.                      -   У  кого  возникли  трудности?    С  чем  они  связаны?                                                                                                                      -   У  кого всё   получилось?    Молодцы!

8.  Включение  в  систему  знаний  и  повторение.                                                                                                                            Цель:                                                                                                                                                                                           1)   выявить  границы  применимости   нового  знания;                                                                                                                 2)   повторить  учебное  содержание,  необходимое  для  введения  в  будущем  новых  способов  действий.

Организация  учебного  процесса  на  этапе  8:                                                                                                                                                                           -  Почему  новое  знание  мы  обобщили  в  форме  таблицы?  ( Таблица  позволяет  в  краткой  форме  записать  большой  материал,  легко  запомнить.)                                                                                                                                                  -  Где  эти  знания  можно  применить?                                                                                                                                                                       -  Пригодятся  ли  новые  сведения  в  будущем?

9.   Рефлексия  учебной  деятельности  на  занятии.                                                                                                                 Цель:                                                                                                                                                                                                                    1)   зафиксировать  новое  содержание,  изученное  на  занятии;                                                                                                           2)   провести  рефлексивный  анализ  учебной      деятельности;                                                                                        3)   оценить  собственную  деятельность  на  занятии.

Организация  учебного  процесса  на  этапе  9:                                                                                                                -   К  какому  результату  мы пришли  сегодня?   (  Узнали  разновидности  картин   каждого  жанра.)                                                                                                                                                                                   -   Каким  способом  вы  учились?                                                                                                                                                                                                                      -  Чем  вам  запомнилась  работа  в  группе?   Кто  больше  всего  помогал?   Как  каждый  проявил  себя  на  занятии?                                                                                                                                                                                                                                                                                                        -   Открыло  ли  занятие  дверку  в  мир  чего-то  нового  и  увлекательного?                                                                                                                                                               -   Но  вы  сделали  лишь  маленький  шаг  вперёд.  В  следующий  раз  вас  ждут  новые  открытия.  А  закончить  занятие  я  хочу  словами  Микеланджело:                                                                                                                                                                          «Творенье  может  пережить  творца:                                                                                                               творец  уйдёт,  природой  побеждённый,                                                                                                        однако  образ,  им  запечатлённый,                                                                                                                         веками  будет  согревать  сердца».                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение Александра Семёновича Кушнера «Что я узнал!» /Путешествие в картинную галерею/

Цель: познакомить с разными жанрами картин, формировать коммуникативные, метапредметные и  предметные УУД....

Внеклассное занятие в картинной галерее с. Панфилова «Мой дом – моя Родина»

Цель данной презентациисостоит в том,чтобы познакомить учащихся с картинами художников села Панфилова,развивать интерес к истории своей малой родины...

Посещение выставки в картинной галерее.

20.09.2017 года посетили  выставку в картинной галерее.На выставке были представлены работы мастерицы Япрынцевой.Она рассказала о своих работах-самодельных куклах.Дети с интересом выслушали интер...

Экскурсия в школьную картинную галерею

Открытое занятие по внеурочной деятельности...

Внеклассное мероприятие . "Путешествие в картинную галерею Ахмата Лутфулина"

Ежегодно с февраля по март, мы проводим открытые мероприятия  в память нашего земляка А.Лутфуллина....