Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа (изобразительное искусство, 1 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 1 класса составлена  в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта   начального общего образования второго поколения, планируемыми результатами  начального общего образования, требованиями основной образовательной  программы ОУ, программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Ю.П. Протопов.

         

   Общая характеристика   

     Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-
образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

   

Цели:  

  1. воспитание эстетических чувств, интереса к  изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  2. развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  3. освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  4. овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

 

  Задачи:

  1. совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  2. развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  3. формирование навыков работы с различными художественными материалами.

     

    Ценностные ориентиры содержания

      Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
     Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
    Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к  себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
   Направленность на деятельный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

       

Объём программы

    Рабочая  программа по изобразительному искусству  для 1  класса составлена на основе Программы начального общего образования по изобразительному искусству, Программы «Изобразительное искусство»  (изобразительное искусство  – автор Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Ю.П. Протопов), предусматривающей  33  часа.
  Согласно Графику-календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 1 классе предусмотрено  33  учебных недель (1 час  в  неделю), всего 33 часа.
   В соответствии с выходными днями - 8 марта, 1 мая, 9 мая, рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса на 2012-2013 учебный год рассчитана 32 часа.
     Программа выполняется в полном объеме (32 ч).

Тема «Рисование цветов», выдана блочно с темой «Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения».

   

Содержание учебного предмета

 
(32 часа, 1 ч в неделю)


п/п

Содержательная

линия

Кол-во
часов

32 ч

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Базовый уровень

1

Форма
Разнообразие  форм предметного мира и
передача их на
плоскости и в
пространстве.
Сходство и контраст форм.
Простые геометрические формы.

9

Личностные:

внутренняя позиция школьника;                                   учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

оценивать правильность выполнения действия;   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.    

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия.

-названия главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

-элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый - зелёный и т.д.)

-правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.

2

Цвет

Живописные материалы. Красота и
разнообразие природы, человека, зданий, предметов.

Основные и составные, теплые и
холодные цвета.

7

Личностные:

внутренняя позиция школьника;  

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:                  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.    

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;                                          строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра;                                  использовать речь для регуляции своего действия.

-Свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

-правильно работать акварельными красками –

разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности)

-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;

-применять приёмы рисование кистью элементов декоративных изображений;

-узнавать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).

3

Композиция

Композиция в рисунке, живописи.
Элементарные приемы построения композиции на плоскости и в
пространстве.

7

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:                   планировать свои действия;

оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату  

Коммуникативные:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра;                                          использовать речь для регуляции своего действия.

4

Фантазия

Художественное
конструирование.

Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа.

9

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:                    планировать свои действия;

оценивать правильность выполнения действия;  

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату  

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.

Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:

  1. значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
  2. некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
  3. отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка);
  4. ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
  5. отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  6. основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
  7. основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
  8. эмоциональное значение теплых и холодных цветов;

уметь:

  1. организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
  2. применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
  3. передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  4. составлять композиции с учетом замысла;
  5. применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в
    сюжетно-тематических и декоративных композициях;
  6. рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии)
    и растительные (листок, травка, усики, завиток);
  7. различать теплые и холодные цвета;
  8. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  9. сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  10. применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства к окружающему миру;
  4. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства,
    народного творчества и др.;
  5. проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям;
  6. проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 1 классе

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Диагностический
инструментарий
оценки достижений

учащихся

Дата

 Форма (9 ч)

1/1

Беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы.

1

Понимать значение слова «форма», использовать это понимание в практической деятельности.

Формировать мотивацию к деятельности

Текущий

2/2

Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру. Урок

творчества

1

Самостоятельно работать по образцу.

Осваивать способы творческого и поискового характера

Самостоятельная работа по образцу

3/3

Придумать и нарисовать три вазы разной формы, украсить вазы, подчёркивая форму. Беседа

1

Формировать умения с помощью формы передавать характер предмета.

Уметь организовать  рабочее место, работать красками.

Текущий

4/4

Рисование осенних листьев различной формы. Экскурсия в природу.

1

Формировать целостный взгляд на мир,

овладевать навыками технического исполнения рисунка.

Текущий.
Ответы на вопросы

5/5

Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её. Беседа

1

Развивать эстетические чувства

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости

Самостоятельная работа

6/6

Рисование  дома  для любимого сказочного героя. Игра

1

Формировать умения планировать, контролировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Самостоятельная работа

7/7

Одеть фигуры человека так, чтобы из них получились разные персонажи (клоун, принцесса, богатырь). Урок  - практикум

1

Овладевать практическими умениями и навыками в  восприятии, анализе и оценке своей деятельности.

Самостоятельная работа

8/8

Лепка двух различных животных, которые отличаются друг от друга формой своего тела. Урок - практикум

1

Уметь работать самостоятельно.

Овладевать элементарными практическими умениями в скульптуре.

Самостоятельная работа

9/9

Нарисовать форму сосуда, в котором  живёт волшебный цвет.

1

Формировать основы эстетического отношения к миру, понимать красоту как ценности, потребности в художественном творчестве.

Дать сосуду название.

Работа по образцу

Цвет (7 ч)

1/10

Превратить контурный рисунок в осенний пейзаж.

1

Формировать основы художественной культуры на материале родного края, родной природы.

Самостоятельная работа

2/11

Создание зимнего пейзажа.

1

Формировать основы художественной культуры на материале родного края, родной природы

Самостоятельная
работа

3/12

Изображение Весны - Красны на цветущем лугу.

1

Формировать основы художественной культуры на материале родного края, родной природы.
Украсить её платье, используя главные цвета этого времени года.

Работа по образцу

4/13

Рисование картины

«Моё лето»

1

Формировать основы художественной культуры на материале родного края, родной природы

Работа по образцу

5/14

Нарисовать два разных настроения в природе.

1

Формировать основы художественной культуры на материале родного края, родной природы. Самостоятельно создавать способы  решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий.
Самостоятельная
работа по образцу. Анализ

выполненных иллюстраций

6/15

Изображение цветом, как грозовая туча ползёт по небу и хочет закрыть солнышко

1

Самостоятельно создавать способы  решения проблем творческого и поискового характера.

Текущий

7/16

Нарисовать цвет, который живёт в волшебной форме

1

Формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому  труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Текущий

Композиция (7 ч)

1/17

Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка  о  царе  Салтане….»

1

Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

Овладевать  практическими умениями располагать изображение на листе бумаги

Текущий

2/18

Заселение в аквариум черепахи и рыб разной формы.

1

Овладевать  практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии

Фронтальный.
Индивидуальный.
Самостоятельная
работа

3/19

Рисование одного из эпизодов русской народной сказки

« Теремок»

1

Овладевать  практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способов конструктивно действовать в различных ситуациях

Текущий

4/20

Помоги Деду Морозу украсить окно снежинками.

1

Формировать основы художественной культуры на материале родной природы. Овладевать  практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

Текущий

5/21

Рисование разных узоров по кругу для  3-х тарелок.

1

Овладевать практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. Развивать воображение и фантазию.

Текущий

6/22

Аппликация. Собрать из геометрических фигур  «Сказочный дворец»

1

Овладевать практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. Развивать воображение и фантазию.

Текущий.

7/23

Рисование волшебной паутины, которую сплёл паук.

1

Овладевать практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности. Развивать воображение и фантазию.

Текущий.
Творческая работа

Фантазия (9 ч)

1/24

Нарисовать  свою сказку и изобразить её в нескольких картинах.

1

Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками  на уроке. Развивать воображение и фантазию

Текущий.
Самостоятельная
работа

2/25

Рисование необычной  шляпы для сказочного героя.

1

Предвосхищать результаты уровня усвоения, выбора способа действий для достижения задуманного результата.

Текущий.
Творческая

Самостоятельная работа

3/26

Рисование    узора  для калейдоскопа.

1

Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе.

Текущий

4/27

Рисование волшебного листа.

1

Овладевать  практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства

Текущий.

Самостоятельная работа

5/28

Рисование сказочной рыбы.

1

Развитие воображения и фантазии и формирование творческого начала на их основе.

Текущий

6/29

Рисование цветов.

Изготовление птиц из

бумаги на основе наблюдения

1

Выбирать способы  решения поставленной задачи.

Формировать основы эстетического отношения к миру.

Текущий.

Самостоятельная работа

7/30

Рисование и раскрашивание волшебных камней во дворце Морского царя.

1

Предвосхищать  результат  и уровень усвоения, выбор способа действий для достижения задуманного результата.

Текущий

8/31

Рисование «Здравствуй, лето»

1

Развивать воображение и фантазию, формировать творческое начало на их основе

Текущий

9/32

Итоговый урок.

Как я хочу провести летние каникулы.

1

Развивать воображение и фантазию, формировать творческое начало на их основе

Итоговый

Материально – техническое обеспечение

УМК

  1. Программа «Изобразительное искусство» для 1-4  классов  Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Ю.Н.Протопопов.

Печатные пособия

  1. Искусство. Основы декоративно – прикладного искусства: учебный альбом. М: Спектр, 2007
  2. Искусство. Введение в цветоведение: учебный альбом. М: Спектр, 2007

Технические средства обучения

  1. Компьютер

Экранно- звуковые пособия

  1. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства. (СД)
  2. Живопись акварелью Базовый уровень.  (ДВД)  
  3. Познавательная коллекция. Энциклопедия. (СД)
  4. Наглядно – дидактический материал (СД), Волгоград: Учитель, 2010)      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по изобразительному искусству (2 класс) "Начальная школа 21 века"

Тематическре планирование по изобразительному искусству. Система учебников "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Начальная школа XXI века"

Преподавание изобразительного искусства в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерство...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Начальная школа 21 века.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству....

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Начальная школа 21 века"...

Образовательная программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа 21 века"

Рабочая образовательная программа «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирована на Интегрированную программу  1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, ...

Программа по изобразительному искусству, 1 класс ( "Начальная школа XXI века" )

Пояснительная записка к программе по изобразительному искусству для 1 класса ( программа "Начальная школа XXI века" )...