Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 4 класса составлена в соответствии основными требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, Программы  «Изобразительное искусство» для 1-9  классов под редакцией В.С.Кузина.

Общая характеристика

       Курс изобразительного искусства  направлен на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Цель: 

  1. художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение обучающихся к миру изобразительных искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития личности.

Задачи:

  1. овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка; формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  2. развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;
  3. воспитание интереса ко всем видам изобразительного искусства; эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

Ценностные ориентиры содержания

   Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

   Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Объем программы
   Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования по изобразительному искусству, Программы «Изобразительное искусство» для 1-9  классов под редакцией В.С.Кузина (изобразительное искусство - автор В.С.Кузин), предусматривающей 34 часа.
  Согласно Графику – календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 4  классе предусмотрено 35 учебных недель
(1 час в неделю), т.е. фактически должно быть проведено 35 часов.
   В соответствии с выходными днями 9 мая, рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса на 2012-2013 учебный год рассчитана на 34 часа.
  Программа выполняется в полном объеме (34 ч).

Содержание курса

34 часа (1 час в неделю)


п\п

Содержательная линия

Кол-во
часов

34 ч

Требования ФГОС
Планируемые результаты

Знать

Уметь

1

Рисование с натуры и по представлению (рисунок,
живопись).

15

Знать правила перспективы, виды перспективы (фронтальная, угловая, воздушная), основные закономерности линейной перспективы

- определять линию горизонта, рисовать пейзаж в линейной перспективе. Знать правила перспективы, виды перспективы (фронтальная, угловая, воздушная), основные закономерности линейной перспективы

- определять линию горизонта, рисовать пейзаж в линейной перспективе.

Знать понятие «пропорции фигуры человека-

 Изображать правильно «Светотень»; градации светотени: свет, блик, тень, полутень, рефлекс, падающая тень;

 показывать  градации светотени на рисунке.

Изображать «линию горизонта», «точку схода»

- определять линию горизонта, рисовать пейзаж в линейной перспективе

Изображать пейзажи.

Показывать «пропорции фигуры человека-

- делать наброски фигуры человека, рисовать фигуру человека в спокойствии и в движении;

- делать наброски фигуры человека, рисовать фигуру человека в спокойствии и в движении            

2

Рисование на темы

(композиция).

9

Знать бытовой жанр изобразительного искусства.

Знать понятия «портрет», «Автопортрет»

«рисование по памяти».

-рисовать на заданную тему по памяти и представлению- рисовать на заданную тему по памяти и представлению;

- рисовать портрет;

3

Декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна.

8

Знать понятие и виды «декоративного искусства». Знать - понятия «натура», «рисование с натуры», «рисование по памяти», «рисование по представлению», «форма, конструкция»

-Знать - понятия «натура», «рисование с натуры», «рисование по памяти», «рисование по представлению», «форма, конструкция».

- Знать материалы используемые в скульптуре (дерево, гипс, глина, камень, металл) - Знать понятия «линия, штрих, цвет, мазок, тон, колорит и т.д»

- рисовать предметы различной формы

- Знать понятия «линия, штрих, цвет, мазок, тон, колорит и т.д»

- создавать свои оригинальные рисунки; - рисовать по памяти и преставлению различные машины;

-с помощью пластилина передавать форму предметов;

- рисовать предметы различной формы;

4

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

2

-Знать понятие «батальный жанр».

Знать  понятие «мозаика».

- Знать понятие «декоративно-прикладное творчество», «орнамент» «композиция, формат, цветовая гамма».

- рисовать батальные сцены;

- создавать мозаику на заданную тему;

- различать орнамент разных народов;

Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса

Обучающиеся  4 класса должны знать:

  1. начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета,  колорит и др.);
  2. термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
  3.  начальные сведения о видах современного декоративно – прикладного искусства;
  4. основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
  5. начальные сведения о светотени (свет, тень, блик, рефлекс, падающая тень ), о зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения;
  6. деление цветового круга на группу тёплых цветов (жёлтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зелёный, фиолетовый);
  7.  изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве.

Обучающиеся должны уметь:

  1. рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  2.  чувствовать и передавать красоту линий, формы цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  3. выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и др.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
  4. передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
  5. использовать различную штриховку для выявления объёма, формы изображаемых объектов

Система оценки планируемых результатов.

При выполнении практических работ  ставится оценка:

«5» - если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет практическую работу;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

в) ошибок в изображении не делает, но допускает незначительные неточности.

«4» - если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет работу;

б) справочным материалом не пользуется, ориентируется в нем с трудом;

в) при выполнении работы допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительной помощи.

«3» - если ученик:

а) работу выполняет неуверенно, но основные правила оформления соблюдаются;

б) в процессе практической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляются с помощью учителя.

«2» - если ученик:

а) не выполняет обязательные практические работы данные учителем;

б) изображение делает только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

в) при выполнении работы допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительной помощи.

Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству в 4 классе

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Диагностический инструментарий достижений учащихся

Дата

Тематическое рисование (2 ч)

1/1

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж».

1

Выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа

Практическая работа

2/2

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде».

1

Развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.

Практическая работа

Беседа об изобразительном искусстве (1 ч)

1/3

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.

1

Расширять знаний  детей о натюрморте; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Практическая работа

Рисование с натуры (5 ч)

1/4

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.

1

Расширять знаний  детей о натюрморте; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Практическая работа

2/5

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко».

1

Расширять знания детей о натюрморте; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Практическая работа

3/6

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко».

1

Расширять знания детей о натюрморте; формировать графические умения и навыки в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Практическая работа

4/7

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование  с натуры шара.

1

Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки.

Практическая работа

5/8

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование  с натуры шара.

1

Формировать  начальные представления о светотени; обучать приемам штриховки, выявляющей объем, форму шара.

Практическая работа

Тематическое рисование (1 ч)

1/9

Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор».

1

Выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа

Практическая работа

 Рисование с натуры (2 ч)

1/10

Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.

1

Формировать элементарные представления о пропорциях, строении фигуры человека; развивать  графические умения и навыки.

Практическая работа

2/11

Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.

1

Формировать элементарные представления о пропорциях, строении фигуры человека; развивать  графические умения и навыки.

Практическая работа

Лепка по памяти и с натуры (3 ч)

1/12

Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта.

1

Закреплять знания о пропорциях фигуры человека.

Практическая работа

2/13

Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака)

1

Формировать  графические умения и навыки; развивать зрительную память и  умения сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций  особенностей формы животного.

Практическая работа

3/14

Наброски с натуры и по представлению птиц (голубь, сорока, утка)

1

Формировать графические умения  и навыки в изображении предмета сложной формы

Практическая работа

 Декоративное рисование (2 ч)

1/15

Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски

1

Формировать умения составлять декоративно- сюжетные композиции

Практическая работа

2/16

Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски

1

Формировать  умения составлять декоративно- сюжетные композиции

Практическая работа

Тематическое рисование (4 ч)

1/17

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Развивать  творческое воображение, умения выражать свои чувства в рисунках.

Практическая работа

2/18

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».

1

Выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления

Практическая работа

3/19

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».

1

Выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления

Практическая работа

4/20

Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества

1

Выражать в декоративном рисунке свои  зрительные представления.

Практическая работа

 Рисование с натуры и по памяти (2 ч)

1/21

Рисование с натуры или по памяти современных машин.

1

Формировать  графические навыки в передаче пространственного расположения группы предметов

Практическая работа

2/22

Рисование народного праздника «Песни нашей Родины».

1

Развивать интерес и любовь к народным традициям.

Практическая работа

 Лепка. Декоративно — прикладное творчество (2 ч)

1/23

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия.

1

Ознакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа

2/24

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия.

1

Ознакомить с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа

  Рисование с натуры, по памяти (3 ч)

1/25

Рисование с натуры и по представлению животных и птиц.

1

Формировать графические умения  и навыки в изображении предмета сложной формы

Практическая работа

2/26

Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»

1

Выражать свое понимание содержания литературного произведения

Практическая работа

3/27

Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»

1

Выражать свое понимание содержания литературного произведения

Практическая работа

  Тематическое рисование (2 ч)

1/28

Тематическое рисование «Закат солнца».

1

Формировать умения выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон.

Практическая работа

2/29

Тематическое рисование «Закат солнца».

1

Формировать умения выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон.

Практическая работа

 Беседа об изобразительном искусстве (1 ч)

1/30

Люди труда в изобразительном искусстве.

1

Развивать эстетическое восприятие и понимание красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства.

Практическая работа

 Декоративное творчество (4 ч)

1/31

Составление мозаичного панно «Слава труду».

1

Развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.

Практическая работа

2/32

Составление мозаичного панно «Слава труду».

1

Развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.

Практическая работа

3/33

Аппликация «Орнаменты народов мира».

1

Развивать творческое воображение изобразительных навыков.

Практическая работа

4/34

Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина.

1

Формировать  интерес к произведениям искусства.

Практическая работа

Материально – техническое обеспечение.

УМК

 Программа «Изобразительное искусство» для 1-9  классов общеобразовательных учреждений автор Кузин В.С. М: 2008

Печатные пособия

Искусство. Основы декоративно – прикладного искусства: учебный альбом. М: Спектр, 2007

Искусство. Введение в цветоведение: учебный альбом. М: Спектр, 2007

Технические средства обучения

Компьютер

Экранно- звуковые пособия

Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства. (СД)

Живопись акварелью Базовый уровень.  (ДВД)  

Познавательная коллекция. Энциклопедия. (СД)

Наглядно – дидактический материал (СД), Волгоград: Учитель, 2010)      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по изобразительному искусству (2 класс) "Начальная школа 21 века"

Тематическре планирование по изобразительному искусству. Система учебников "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Начальная школа XXI века"

Преподавание изобразительного искусства в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная  школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерство...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Начальная школа 21 века.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству....

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Начальная школа 21 века"...

Образовательная программа по изобразительному искусству 1 класс УМК "Школа 21 века"

Рабочая образовательная программа «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирована на Интегрированную программу  1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, ...

Программа по изобразительному искусству, 1 класс ( "Начальная школа XXI века" )

Пояснительная записка к программе по изобразительному искусству для 1 класса ( программа "Начальная школа XXI века" )...