Гжель. Знакомство с элементами росписи.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Петухова Татьяна Борисовна

Урок по изобразительному искусству 2 класс по теме "Гжель. Знакомство с элементами росписи."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Буинска РТ»

Конспект урока по ИЗО

Гжель. Знакомство с элементами росписи.

 

Учитель начальных классов

Петухова Татьяна Борисовна

Тема «Гжель. Знакомство с элементами росписи»

Цели урока:

  1. научить выполнять некоторые элементы росписи.
  2. развивать умение выделять Гжель среди других народных ремёсел.
  3. Прививать эстетический вкус, любовь к русскому народному творчеству через изделия Гжели, через музыкальное произведение о Гжели.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

1.Комплекс « Компьютер + проектор».

2. Шаблоны посуды.

3. Ватманы с изображением посуды, элементы гжельской росписи, клей.

4. Кисти, краски, баночки с водой, альбомный лист.

5. Выставка изделий народных ремёсел.

              Ход урока

  1. Орг.момент.

    Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. Давайте мы все повернемся и поприветствуем присутствующих гостей.  Проверим все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами-красками, верным стражем-платочком, который утешает принцессу, если она сильно вымокнет в воде.

И в 10 лет, и в 7, и в 5,

Все люди любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё - что его интересует.

Всё нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье, и на Земле!

Вы со мной согласны?

Тогда начинаем наш урок.

 II. Введение в тему.  

                                             Велика Россия наша,

                                             И талантлив наш народ.

                                             О Руси родной, умельцах

                                             На весь мир молва идет!

На прошлых занятиях мы с вами, ребята, познакомились с некоторыми видами народного промысла. С какими именно, вы вспомните, выполнив мое задание: перед вами, ребята, лежат части нескольких пазлов, но они все перемешаны. Попробуйте, пожалуйста, собрать их.

Какими же видами народного творчества мы с вами познакомились, ребята? Конечно, это и дымка, и жостово, и городец, и филимоново, и хохлома. А что это за новые узоры  появились у нас? Что это за роспись?

А расскажет нам об этом Тоня (стихотворение).

               Я хочу вам поведать одну легенду…

   Жили- были три девочки-подружки: Дымка, Хохлома и Гжелька. Были они красивые, веселые, озорные, хохотушки такие и мастерицы славные. Они несли людям радость, красоту и хотели, чтобы везде царила красота и люди были счастливыми. И вот стали они искать чудеса. У какой же подружки узор будет лучше?  Поскакала  Дымка и нашла себе узоры. Какие? (точки, мазки, круги и полоски). Дымка осталась довольной. А подружка Хохлома нашла себе чудо дивное, красоту невиданную. Рисовала  травку солнечной окраской, а цветы – огоньки красной- красной от зари. А Гжелька долго  искала: бегала, поискала, устала и упала на землю. Упала и увидела  над головой синее небо с белыми облаками. А белые облака казались ей белыми лебедушками. Ей очень понравилось синее небо с лебедушками, и решила создавать сине - белые чудеса.

Вы обратили внимание на выставку? А что вы здесь увидели? Посуду, а какую?

А о каком ремесле пойдёт речь мы свами уже давно догадались.

 III. Работа над новой темой.      

    1 сл. Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька.

Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь

Известно всем в народе

Ее названье Гжель.


     Пришло это название из седой старины от слова «жечь,обжигать». Не потерялось народное искусство во глубине столетий, наоборот, только ярче стало, жизнерадостнее. В  1818 году по приказу Петра I была открыта фабрика по  производству  майоликовой посуды. Майолику изготавливают из белой глины, а рисунок  наносится  на сырое изделие, т.е. до обжига.

    2 сл.  А это перед нами мастерская.

Ребята, как вы думаете, что такое мастерская?

(ответы детей, вывешивается табличка со словом: мастерская)

Здесь мы видим, как художники расписывают изделия из фарфора. Все изделия отличаются друг от друга не только по форме, но и по росписи. Каждый художник придумывает свой узор, свою форму. Сколько художников столько и разных форм и узоров.

Всякую вещь сделанную в гжели интересно рассматривать любоваться ею.

    3 сл.  Одни чашки – стройные, высокие; другие  похожи на маленький бочонок; а иные  фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

    4 сл.- 5сл.  При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши. А этот совсем необычный. Его словно составили из двух чайников.

    6 сл.  Что вы видите на этом слайде?

 Это - маслёнка рыба-кит. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками, церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза точно розы.

    7сл.  Кого вы видите на этом слайде?

Это девушка – трактористка. Положила руку на руль, подбоченилась. Гордится трактористка своей работой.

    8сл. А это кто перед нами?

Занятно сделаны петух с пышным хвостом, задира-кошка выгнула спину, гордый конь. А этот лев совсем не страшен, ведь грива его похожа на розу.

    9 сл.  Как бы вы назвали эту скульптурку?

Чем заняты барыни? Расскажите, что вы видите?

   10 сл.  Всем на удивление замысловатые кружки с крышкой. На одной нарисована роза, а на другой важно разгуливает сказочная птица.

   11сл.  Делают в Гжели и часы. Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они сверху донизу цветами. На самую макушку забрался петушок.

Ребята, кто может определить, сколько времени показывают часы?

 Так и хочется сказать: «Пора вставать пора собираться в школу!»

А такой замечательный подсвечник украсит любую гостиную.

  IV. Построение композиции, проведение игры.

   12сл. Сейчас мы с вами будем учиться правильно составлять композицию,  наносить узор на изделие.  Я буду вашим мастером. Ребята, кто скажет кто такой мастер? А вы будите моими подмастерьями. Как вы думаете, кто такие подмастерья?

 (рассказ о правильном составлении композиции)

Вы любите играть? Сейчас мы с вами поиграем.

(Перед вами находятся незавершенные композиции гжельской росписи. Вы должны будете завершить их подобрав подходящие части. Работаете в парах.)

По завершении игры обсуждение получившихся изделий.

 V. Работа над техникой выполнения узора

    А сейчас мы с вами тоже почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. У вас на столах есть чашки бумажные, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? А сейчас мы с вами будем учиться выполнять некоторые элементы гжельской росписи.

Для этого давайте приготовим свои рабочие места.

Дальше идёт показ учителем и выполнение детьми узора.

 V. Знакомство с выставкой.

     Ребята, обратите внимание на нашу выставку. Здесь представлены различные работы ремесла гжель. А выставка наших работ, я считаю, получилась не хуже.

VII. Оценивание работ.

     Работы наши высохли. Возьмём работы в руки и покажем друг другу.

Понравились вам ваши работы? Мне тоже очень понравились.

VIII. Домашнее задание.      

      У вас у каждого на столе лежат шаблоны кружек. Дома вы самостоятельно распишите эти кружки используя элементы которые мы научились выполнять сегодня, а может придумаете и свои. Только помните о том, что в гжели мы используем какую краску? Правильно, молодцы.

IX . Подведение итогов.       
    Ребята вы довольны своей работой на уроке? Вы молодцы?

Давайте поприветствуем друг друга, как настоящие мастера. У художников есть такое приветствие, они кистью стучат о мольберт. А мы с вами постучим кистью о стол.

Рефлексия.

Учитель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия. Тема: Знакомство с пермогорской росписью.

План-конспект  занятия для младших школьников в кружке «Изобразительное творчество».Тема:   Знакомство с пермогорской росписью.Цель. Познакомиться с пермогорской росписью и научиться со...

Презентация к уроку обучения грамоте по УМК "Гармония" по теме: Знакомство с элементами букв: овал.

Материалы к уроку обучения грамоте по прописи № 1 Бетеньковой Н.М....

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Тарарушки из села Полховский Майдан. Элементы росписи».

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Тарарушки из села Полховский Майдан.  Элементы росписи»....

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Тарарушки из села Полховский Майдан. Элементы росписи"

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Тарарушки из села Полховский Майдан. Элементы росписи" 2 Класс...

Урок "Знакомство с городецкой росписью. Птицы."

Обучающимся наглядно представлен материал по теме "Городецкая роспись", правила изображения птиц в этой технике....

Урок технологии " Знакомство с Городецкой росписью"

Познакомились с элементами и особенностью городецкой росписи. Дети при помощи шаблонов "расписали" свои досточки....

Конспект занятия «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»

Познакомить детей с жостовской росписью. Учить  рисовать варианты каймы....