Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Тарарушки из села Полховский Майдан. Элементы росписи"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Мужикаева Кристина Викторовна

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Тарарушки из села Полховский Майдан. Элементы росписи" 2 Класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_2_marta._eskiz.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет :  изобразительное искусство

Класс: 2 класс

Тема урока Тарарушки из села Полховский Майдан.  Элементы росписи.

Цели урока: выполнять элементы Полхово –Майданской  росписи

Предметные: -освоение  особенностей элементов росписи ;      

Личностные: -понимание красоты в жизни человека;

         -развитие внимательности и точности действий;

Оборудование:  - для учащихся: !!!!!  шаблон из белой бумаги ,  краски,   кисти

                             - для учителя :   примеры элементов.

Этап урока

Методы,

 приемы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Метапред-метные результаты УУД

1. Орг. момент.

-Приветствие

 

приветствуют  учителя

2. Мотивационный

Повторение ранее изученного

 Обобщаю-щий опрос

работа по опоре

- Вспомните, ребята над какой темой мы работаем в этой четверти?

-Кто подзабыл  смотрите на доску(таблица с темой «Весна – красна! Что ты нам принесла?»)

- Ребята вспомните, что мы проходили на прошлом уроке?(Рисовали пейзаж весны)

-Кто скажет чем хороша весна?

-Какими хорошими качествами она обладает?(приносит тепло, красоту, веселье)

-Сейчас посмотрите на экран. (презентация)

-Все вместе назовите изделия, которое вы видите.(Матрешки, Дымковские игрушки)

-А кто может сказать,  что общего у весны с матрешкой?

-Если затрудняетесь ответить,  послушайте, пожалуйста.

-С приходом весны все мастера выезжали на ярмарки, на которых выставляли свои изделия на продажу.(Матрешки, посуду, игрушки для детей)

-А каким общим словом можно назвать все изделия? (народное искусство, ремесла)

-Молодцы! Мы продолжим сегодня увлекательное знакомство с русским искусством)

активно слушают,

отвечают на вопросы,

оценивают  

 Умение пользоваться полученной информацией, умение  рассказывать по плану

3. Знакомство с новым материалом

Эвристический поиск

Давайте внимательно рассмотрим изделия, представленные на слайде.  (сл. № 1 старинная утварь – шкатулки, грибки – копилки, птички – свистульки, матрешки, шкатулка).

- Кто может сформулировать тему и задачу нашего урока? Смотрите на опору. (таблица-опора на слайде№2)

 Познакомимся :Тарарушки из села Полховский Майдан_________________________

 Научимся:Выполнять искиз игрушки Тарарушки.________________________________________

Выполним :Рисунок матрешки

(узнаем о искусстве игрушек, выполним орнамент на )

Правильно.

-  А теперь сядьте удобно.

Самостоятельно формулируют    тему, принимают и усваивают учебную  задачу

Умение самостоятельно определять круг задач

Эвристическая беседа

Демонстрационный, наглядный

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в  путешествие в веселое сказочное царство народных мастеров, где расписывали деревянные игрушки.(Рассказ истории об игрушках - тарарушках)

-На юге Нижегородской области расположено село Полхов – Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному приданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова после войны с Наполеоном, когда настала пора неурожаев. Тогда-то и стали крестьяне точить из дерева липы всевозможные игрушки для продажи на ярмарке. Как правило, мужчины делали заготовки из липы , а женщины и дети расписывали готовые изделия.

-И сегодня делают в Полховском Майдане  яркие расписные деревянные игрушки - тарарушки — это матрешки, птички-свистульки, кони-тройки, грибочки, копилки, вазочки, солонки, толкушки для кухни и др. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре. Весёлое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов-Майдана радует своей праздничной красотой.

-Давайте рассмотрим матрёшку.  –

Обратите внимание, фигурка матрёшки удлинённая, прямая.

Назовите детали одежды. Правильно, это платок, покрывающий всю спину, платье и фартук. ,

А чем украшен фартук?   Огромными пятилепестковыми цветами, они называются мальвы. А ещё могут быть нарисованы яблочки и ягодки.

Посмотрите, как расположен узор. Как будто ветка проходит по всему фартуку, а на ней- крупный цветок, украшенный ягодками, листиками, усиками-завитками.

-Кто скажет какие цвета присутствуют в матрешке?(фон- цвет дерева, краски анилиновые яркие, радостный – синий, малиновый, зеленый.

Цвет накладывают на цвет( на желтый синий, на желтый - красный)

-Кто внимателен,  посчитайте сколько красок в игрушке матрешке?

Наблюдают за изделиями, анализируют а аргументируют свои выводы

Умение наблюдать и делать выводы

       

Умение внимательно следить за материалом ,

рассуждать,

 доказывать,

сопоставлять,

  выражать  информацию

словесно

4.  Педагогический показ

Демонстрационный, упражнения

- Дети, сейчас мы будем учиться выполнять элементы Полхово – Майданской   росписи  

- Работать Вы будете вместе со мной:  я- у доски на листе, а каждый из Вас – на своём листе.

- Мы так раньше уже учились рисовать. Что требуется соблюдать, чтобы научиться красиво и правильно выполнять эскиз росписи матрешки ? (внимательно слушать учителя, не отставать от класса, стараться  точно и аккуратно выполнить элемент .)

-Посмотрите, как расположен у меня лист. Положите свой  лист также- горизонтально.

-Возьмите тонкую кисть.

1. Изобразим  цветом крупно цветок из пяти лепестков. В каждом лепестке- изгиб посерединке.

2. Покроем весь цветок внутри цветом. А самую серединку не закрываем.

3. Нарисуем 2-ой элемент- ягодки. Сначала зелёным цветом наметим ветку, а на ней с обеих сторон – красные ягодки.

4. Украсим цветок и ягодки красивыми крупными листьями . Зелёным цветом нарисуем волнистую их форму.

5. Последнее украшение-это усики-завитки. Их нарисуем тонко-тонко чёрным цветом. Также чёрным цветом подчеркнём серединку цветка- точками, нарисуем прожилки в листьях.

 

наблюдают , запоминают порядок выполнения работы

повторяют элементы за учителем, соблюдая темп общей работы

Умение воспринимать  зрительный образ, точно выполнять задание, работать в  коллективном темпе

5. Постановка творческой задачи

Инструктаж, пояснение

-Итак дети! Вам необходимо выполнить элементы  этой росписи.

Не забываем что за чем будете выполнять.

Приступаем к работе.

Слушают указания учителя задачу

Принимают задачу

 6. Практическая работа учащихся

Индивидуальное консультирование

-Ребята вы меня очень радуете! Какие красивые работы у вас.

-Посмотрите какая очень интересная матрешка получилась у Кати.

слушают рекомендации   учителя

Умение работать самостоятельно. Стремиться проявить творчество.

7. Подведение итогов урока

Демонстрационный,  обобщающий опрос

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу.    Отложите на край парты кисти и краски

- С каким видом народного искусства мы сегодня знакомились?  

- Вспомните из какого материала делают игрушку -тарарушку  

- Что же необычного в матрешке?

- Напомните как называются элементы росписи, которые мы сегодня учились выполнять. (Цветок –мальва, яблочки, листочки, усики, завитки, ягоды шиповника)

А теперь встаньте около парт и оглядите работы Ваших соседей.

- Оцените свою работу. Справились Вы с заданием?

Сегодня хорошо поработали , потрудились все, особенно аккуратно и грамотно в цвете получились упражнения у Кристины, и Арины .

- На следующем уроке мы начнем выполнять эскиз матрешки.

Участвуют в закреплении материала, высказывают свое мнение. оценивают достижения свои и других

Поведенчексие умения, рефлексивные,

 умение анализировать результаты труда

8.  Домашнее задание

инструктаж

- Ребята, чтобы наш следующий урок был интересным,  я предлагаю Вам принести матрешек из дома. У кого есть  дома матрешка ,  принесите, пожалуйста.

Урок окончен.

Записывают в дневник задание

Умение принимать, запоминать   к сведению задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по Изобразительному искусству на тему "Кимоно" 4 класс (конспект + презентация)

Конспект и презентация на урок Изобразительного искуства на тему "Кимоно" 4 класс ГОС УМК автор Б. М. НЕМЕНСКИЙ 4класс...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Постройка и реальность " 2 класс. (Конспект+ презентация)

Цель данного урока: продолжать знакомство учащихся работать с бумажной пластикой; составить коллективную работу "Наш двор"...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "В каждом посаде в своем наряде" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "В каждом посаде в своем наряде" 3 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Тарарушки из села Полховский Майдан. Элементы росписи».

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Тарарушки из села Полховский Майдан.  Элементы росписи»....

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Городецкая роспись. Элементы."

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Городецкая роспись. Элементы." 2 класс...

Конспект урока изобразительного искусства на тему "Тарарушки из села Полховский Майдан", 2 класс, (УМК Школа России) + презентация

Цели деятельности учителя: познакомить с особенностями ярмарочного товара – полховских тарарушек, познакомить с особенностями полхов-майданской росписи.Планируемые результатыПредметные: выполнит...