Изображаем красоту зимы «Зимний пейзаж»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Огромова Татьяна Михайловна

 

Тема: «Зимний пейзаж»

Цель: Формировать умение использовать эмоциональное содержание цвета для передачи цветового решения зимнего пейзажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изо, проведенного во 3«В» классе МБОУ КСОШ № 1 студенткой 3 «К» курса, специальность 050719.52 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Огромовой Татьяной Михайловной

Дата:  24. 01. 2012г.

Класс: 3 «В»

Тема: «Зимний пейзаж»

Цель: Формировать умение использовать эмоциональное содержание цвета для передачи цветового решения зимнего пейзажа.

Задачи: 

-расширять знание об эмоциональном содержании цвета, об авторах знаменитых полотен;

-закрепить знания о тёплых и холодных цветовых гаммах;

-учить использовать нужную цветовую гамму, оттенки цвета для передачи эмоционального содержания работы;

-воспитывать эстетический вкус, аккуратность,  культуру визуальных наблюдений;

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка;

Материалы: тонированная бумага, акварельная краска, гуашь (белый цвет), палитра, кисти;

План занятия:

  1. Организационный момент

 1. Приветствие

  1. Вступительная беседа

-загадка

-игровой приём с использованием слайда

  1. Работа с иллюстративным материалом.
  2. Формирование замысла рисунка.
  3. Указание к способам изображения.
  4. Практическая работа.
  5. Итог урока.

-анализ рисунков, выставка детских рисунков

-оценивание работ учащихся

-уборка рабочего места, кабинета

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок, начинаем мы урок. Тихо сядут девочки, ещё тише сядут мальчики.

- Для сегодняшнего урока вам необходимо: альбомный лист,  краски (акварельные и гуашь), кисточка, палитра, салфетка, баночка с водой. Проверьте, всё ли у вас есть.

  1. Вступительная беседа

Ребята давайте прочтём загадку, ответ я предлагаю сказать всем вместе. _____ прочти нам.

Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то ….(слайд 2)

Совершенно верно - зима. Тема нашего занятия связана с этим временем года. Мы сегодня будем изображать зимний пейзаж.

  1. Работа с иллюстративным материалом.

Давайте проведем с вами небольшую исследовательскую работу. Посмотрите работу русского художника  А. Саврасова. Посмотрите на экран. (слайд 3)

Что вы видите? А как называется жанр живописи, в котором изображена природа? (пейзаж). И так ребята, что такое пейзаж? (зимний уголок природы). И вы видите на картине зимний пейзаж! Что изображено на переднем плане? (земля покрыта снегом, дорога которая уходит постепенно вдаль). Что видите на дальнем плане? (крыши домов). Какое время суток изобразил художник? (вечернее время). Как вы это определили? Какие краски использует художник для изображения неба? Небо чистое или облачное? Облачное, кажется что вот-вот пойдёт снег. И так, ребята, какой пейзаж на этой картине? (зимний). По каким признакам определили? Холодные тёмные тучи низко нависли над землёй, заснеженные дома застыли в тревожном ожидании.

 А теперь посмотрите на следующую картину художника. Скажите ребята, какое время суток изобразил художник? Какие краски использовал художник для изображения неба? Какое настроение создаёт эта картина? Чем покрыты деревья? Небо чистое или облачное? Что изображено на переднем плане? Что видим на дальнем плане? Какого цвета снег? (слайд 4)

И так, чем сходны эти картины и чем отличаются?( тем что на обеих картинах изображена зима. Первой картине присущие холодные краски, второй присущи тёплые).  (слайд 5)

Давайте посмотрим и вспомним, какие цвета относятся к холодным и к тёплым? (слайд 6). Посмотрите на экран, назовите цвета которые относятся к холодной цветовой гамме. А какие относятся к тёплой?

Тёплая цветовая гамма: тепло, солнечный свет, веселье, радость…. Холодная цветовая гамма: покой, грусть, задумчивость…. А какие всё таки присущие зимнему пейзажу?

Тема нашего урока «рисование зимнего пейзажа» (слайд 7). Теперь  ребята предлагаю прочитать вам загадку по цепочки.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется .......

Итак, ребята что такое пейзаж? (зимний уголок природы).  (слайд 8)

 Давайте ещё раз рассмотрим несколько картин с изображением на эту же тему. Обратите внимание на красоту зимних деревьев, как необычно выглядит веточки в инеи. Какие краски использовал художник? (голубые, серые), а здесь? ( розовые, жёлтые). В какой цветовой гамме ребята написана первая картина?(холодной) А вторая картина в какой цветовой гамме?(более тёплой) (слайд 9)

Художники не только рисовали, а так же фотографировали. Давайте рассмотрим. Какие цвета вы увидели на фото?( синий, голубой, бледно-голубой, тёмно синий). К какой цветовой гамме относятся? (к холодной гамме). Какие цвета присутствуют  на второй картине (серый цвет, жёлто- серый, коричневый, жёлтый). Какие это цвета тёплые или холодные? (тёплые). Ребята,  а какую цветовую гамму использует в своём наряде красавица зима?( слайд 10-11)

Я приглашаю  вас в зимний лес. Сегодня мы с вами будем учиться рисовать на цветном фоне зимний пейзаж. Без предварительного рисунка карандашом( сразу кистью). (слайд 12)

  1. Формирование замысла рисунка.

С чего мы должны начать изображать пейзаж?

Замысел: Расположение листа горизонтально или вертикально. От чего зависит? Если мы хотим выделить просторы- то горизонтально, а если конкретные высокие деревья( ель, сосны) -то вертикально.

  1. Указание к способам изображения.
  1. Расположение листа
  2. Показать линию горизонта( влажной кистью, набрать белой краски и провести линию, показывая горизонт)
  3. -показать дальний план, набрать чистой кистью синий ( голубой) краски.  То есть нарисуем лес, на дальнем плане( кончиком кисти проведём волнистую линию)

- показать средний план. Рисуем деревья, кустарники.

- показать передний план. Крупные, яркие, чёткие, видно конкретную деталь, засохшие листики, тонкие веточки.

4) Показать падающие тени.

А теперь ребята давайте посмотрим, как выполняли рисунки дети вашего же возраста «зимний пейзаж». Что они показали на дальнем плане? А что на переднем? И так ребята, какие всё таки  краски  преобладают в зимнем пейзаже? (слайд 14-16)

  1. Практическая работа.

Перед вами лежат акварельные краски, листы бумаги и мягкие послушные кисточки. С их помощью давайте попробуем нарисовать зимний пейзаж.

Но перед тем как рисовать, давайте вспомним как изображать лиственное дерево, как изображать ель. (последующее изображение деревьев).

-Как будете рисовать лиственное дерево? ( ствол, крупные ветки, затем мелкие веточки).

- как нарисовать ёлочку? ( рисуем ствол, боковые ветви, затем рисуем хвою)

- С чего начнём рисовать?  Первое? Расположение листа, показать линию горизонта (влажной кистью, набрать белой краски и провести линию, показывая горизонт), показать дальний план, набрать чистой кистью синий (голубой) краски. Нарисуем лес, на дальнем плане( кончиком кисти проведём волнистую линию), показать средний план, показать передний план, так же показать падающие тени.

Сейчас, ребята, Я покажу вам, как рисовать зимний пейзаж поэтапно. На этом рисунке  моё представление о зимнем пейзаже, но  вы должны нарисовать что-то свое. Обратите внимание на то, что предметы, находящиеся ближе к линии горизонта теряют свою чёткость и немного цвет. Для того, что бы были видны сугробы, их макушки прорисовываются голубоватым. А как нам получить нежно-голубой цвет?

Какими красками вы будете работать?( акварельными , гуашевые).

Совет: Приготовьте акварельные краски к работе( капнуть каплю воды в необходимую краску). Гуашь- краска жидкая готовая к работе. Сюда воды добавлять не надо. Если вы работаете белой гуашью, а потом краской другого цвета, то кисть необходимо хорошо промыть.

 -  Вы должны правильно определить композицию своего рисунка: сколько будет занято небом, а сколько землёй; какие деревья и кустарники вы расположите на своём зимнем пейзаже, где будут сугробы. Не забудьте, что предметы, которые находятся ближе к нам, на рисунке будут больше, а те, которые дальше меньше.

А теперь приступаем к работе…(слайд 17)

  1. Итог урока.

-анализ рисунков, выставка работ учащихся.

 Давайте обсудим ваши работы. Ребята, представьте что вы в картинной галереи. Какие бы выбрали вы картины в свою комнату? Я предлагаю ______, ______ и_______ пройти по своим рядам и выбрать ту картину, которая выполнена наиболее удачна. ( Почему ты выбрал именно её? Что тебе больше всего понравилось в этом зимнем пейзаже?)

Я сегодня  довольна вашей работой. Молодцы ребята! (слайд  18).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красота родной природы. Пейзаж.

презентация к уроку ИЗО...

Урок развития речи Зима.Признаки зимы. Зимние месяцы.

Цель:Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросыподбирать слова-признаки и слова-действия.Развитие артикуляционног...

Презентация на тему "Зимние пейзажи в зимних рисунках"

Презентация для уроков изо в начальной школе...

Изображение зимнего пейзажа по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро».

- учить рисовать зимний пейзаж, используя линейную и воздушную перспективу; - учить сопоставлять словесные, музыкальные и живописные образы через работу над    репродукциями ...

Урок. Литературное чтение 2 класс "Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. И.Бунин « Зимним холодом пахнуло …»"

Тема. Люблю природу русскую. Зима. Зимние  загадки.           И.Бунин   « Зимним холодом пахнуло …» Цель : позн...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Зимний пейзаж: день и ночь. Творческая работа: ночной пейзаж» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Зимний пейзаж». Формирование умений использовать средства выразительности граф...