Мастер иллюстрации, анималистический жанр- беспризорный кот
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Мартышева Наталия Александровна

Предмет: искусство (изобразительное искусство)

Образовательная система «Школа 2100»

Авторы: О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.

Класс: 2 класс

Название раздела: Братья наши меньшие.

Место ПО: урок изучения нового материала

Авторы урока:Смирнова Анастасия Михайловна и Мартышева Наталия Александровна

Основные вопросы темы: понятия: анималистический жанр, художник - анималист

Цель: формирование понятия анималистического жанра в искусстве  Создавать графическими средствами выразительные образы природы, животного.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №58

с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема: Мастер иллюстрации, анималистический жанр-

беспризорный кот

Курс: «Изобразительное искусство»

Образовательной системы «Школа 2100»

Авторы: О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская.

Учебник:  ««Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»):

рабочая тетрадь 2 класс. – М.: Баласс, 2010.

Авторы:

Смирнова Анастасия Михайловна

Мартышева Наталия Александровна

Предмет: искусство (изобразительное искусство)

Класс: 2 класс

Название раздела: Братья наши меньшие

Название темы: Мастер иллюстраций. Анималистический жанр для изображения животного. Беспризорный кот.

Место ПО: урок изучения нового материала

Ценностные ориентиры урока

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Основные вопросы темы: понятия: анималистический жанр, художник - анималист

Цель: формирование понятия анималистического жанра в искусстве  Создавать графическими средствами выразительные образы природы, животного.

Задачи:

предметные:

- создать простейший художественный образ средствами рисунка с помощью традиционной техники; соблюдать пропорции и особенности конструктивно-анатомического строения;

- совершенствовать практические умения и навыки работы пастелью;

- учить компоновать крупное изображение на листе бумаги, подчеркивая при этом отдельные детали, чтобы добиться большей выразительности.

метапредметные:

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активно использовать язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

- обогащать ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием;

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  1. Учиться:
  2.  высказывать своё предположение на основе работы с объёмной композицией;
  1. работать по плану;
  2. давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке совместно с учителем и другими учениками.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса и фиксировать её в таблице
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать .

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свою мысль в устной речи (донести свою позицию до других);  
  1. Слушать и понимать речь других;
  1. договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  1. учиться выполнять различные роли в паре

Образовательные технологии: деятельностная технология.

  1. Оборудование : компьютер с выходом в интернет, экран

Демонстрационный материал:

 Презентация к уроку

карточки  с темой урока «Анималистический жанр для изображения животного»

с вопросами плана урока

с ответами на проблемные вопросы

Музыка для физпаузы «Лето в деревне»

Аудиозапись для творческой работы

Оборудование для учащихся: пастель, бумага формата А4.

Описание деятельности учащихся: фотокорреспонденты журнала о животных «Мурзик», тема журнала «Лето в деревне»

Зрительный ряд: композиция авторских кукол, витраж, роспись по ткани.

Литературный ряд: журнал «Лео»

Требования к уровню подготовки учащихся:

- знать значение понятий иллюстрация, набросок, эскиз, приёмы выполнения наброска,

- уметь: 

- реализовывать творческий замысел;

- выполнять изображения животных;

дополнять фон рисунка деталями;

располагать сюжетную сценку на листе бумаги.


Планируемый результат:

Предметные:

- использоваться средствами выразительности языка живописи в собственной художественно-творческой деятельности;

- передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- создать иллюстрации «Лето в деревне» к своей статье

Метапредметные:

-  определять и формулировать цель деятельности на уроке и высказывать своё предположения;

 -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса и фиксировать её в таблице;

- доступно и кратко излагать полученную информацию, точно и правильно отвечать на поставленные вопросы,

- слушать и понимать речь других.

- совместно договариваться и работать в парах

Личностные:

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача:

- создание условий  для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

- актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Наш класс – это редакция детского журнала «Мурзик», Вы ученики – фотокорреспонденты, перед которыми поставлена задача, нарисовать, как котёнок добывает рыбу 

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии ( подводящий диалог)

Задача: - фиксация учащимися затруднений в парном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании;

               - актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

               - тренировка мыслительной операции- сравнения

     Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Чтение рассказа: Приехав на летние каникулы к бабушке в деревню, мальчик пожалел брошенного котёнка  и приручил его. С наступлением учебного года он уехал в город, оставив его на произвол судьбы.

Как поступил мальчик?

Что стало с котёнком?

Как бы поступили вы на месте мальчика?

Как выжить котёнку?

Мальчик заботился о нём: кормил ,мыл его, играл с ним. Но бросив одного, не научил выживать. Давайте научим котёнка ловить рыбу

Как это мы сделаем на уроке ИЗО?

Чем котенок будет рыбачить?












  1. Нарисуем солнечный день, природу, озеро, мостик
  2. Нарисуем ему удочку, поплавок, рыболовные снасти

Чем воспользуемся? Выбор художественного материала для рисования

Акварельные краски, гуашевые краски, цветные карандаши, фломастеры, пастель



Обучающиеся делают выбор: пастель


Пробное действие.

Определить жанр нашего рисунка:

соединить картинку с названием жанра и выявить нужный жанр:

портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой




Обучающиеся выполняют задание. Определяют жанр:

анималистический

3.Выявление места и причины затруднения

Задачи: - соотнести понятия живые существа, животные и человек;

              - выявить и зафиксировать  во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, которых недостает для решения исходной задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте думать вместе,  почему у нас возникло затруднение?

Что мы не знаем?

-Куда надо обратиться?

.


-Что будете делать дальше?

 Мы не знаем определение анималистического жанра


Можно найти информацию в Интернете

Анималистический жанр («животное») -  жанр изобразительного искусства, посвященный изображению животных

Определим  жанр и создадим иллюстрацию

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Задача: - определить цель урока для устранения возникшего затруднения,

               - предложить и согласовывать тему урока,

               - построить проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.

На какой проблемный вопрос мы будем искать ответ?


Как вы думаете, какова  тема урока?

Что нового узнаем?

Какую поставим цель?

По какому плану будем работать?



Что нам поможет в открытии нового знания? 

К какому жанру отнести нашу иллюстрацию к рассказу?


Анималистический жанр для изображения животного

Как изображать животных, как рисовать пастелью

Изобразить животное

  1. Набросок
  2. Прорисовка крупных деталей
  3. Прорисовка мелких деталей

Наблюдения за животными и жизненный опыт

5.Физминутка  

6.Реализация построенного проекта

Для  познания нового предлагаю поработать в группах и изобразить котёнка на рыбалке в разное время суток ( закат, восход, день и ночь)

Достаём фотоаппараты, подходим к композиции авторских кукол. Выбираем ракурс.

Фотографируем и изображаем пастелью на бумаге

Сформулируйте вывод:






Животных рисовать  интересно, забавно. Мы были художниками

Вы, ребята, были не просто фотокорреспондентами, но и художниками – анималистами.

Художники – анималисты   уделяют основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, среде его обитания;  выразительности фигуры, силуэта, расцветки. Животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями.


7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи с самопроверкой по эталону.

Расскажите историю, как вы научили котёнка выживать.

Высказывания обучающихся

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Задача: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Чему учит рассказ о брошенном котёнке?

Рассказ учит обращению детей с домашними животными.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задача: - организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

              - соотнести  цель и результаты учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия 

Оцените свою работу.

Давайте в наше озеро запустим рыбу:

Зеленая рыбка-магнит, если вы поняли, что человек несёт ответственность

 за тех, кого приручил,

если есть сомнения – желтая рыбка - магнит,

а если нужна помощь, чтобы разобраться  в том, почему человек несёт ответственность за наших питомцев– красная рыбка - магнит.



Обучающиеся  запускают в озеро рыбок, выбрав соответствующий цвет.


Высказывания обучающихся по результатам коллективной оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия "Анималистический жанр" , "Царство деревьев"

Материал для занятий  с детьми 6-10 лет....

Презентация к внеурочному занятию курса "Волшебная кисточка" по теме: Анималистический жанр. Рисование животных с помощью геометрических фигур "В гостях у Умки"

Презентация является сопроводительным наглядным материалом внеурочного занятив  курса "Волшебная кисточка" для 2 класса.   Презентация состоит из слайдов с фотографиями белового медведя...

Знакомство с анималистическим жанром

Учимся рисовать лисицу....

Анималистический жанр в изобразительном искусстве

Презентация знакомит детей с анималистическим жанром, творчеством советских художников - анималистов В.А. Ватагина, Е.И. Чарушина, Е.М. Рачёва....

Урок рисования в 3 классе: анималистический жанр живописи. Мастер -класс

Рисуем героев произведения Р. Киплинга, знакомимся с анималистическим жанром живописи....

Анималистический жанр в изобразительном искусстве

Конспект  урока изобразительного искусства на тему "Анималистический жанр в живописи"...