рабочая программа по изо 1 класс фгос
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Людмила Александровна Шитикова

рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе УМК школа России составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_1kl.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 средняя общеобразовательная школа № 18

 

 СОГЛАСОВАНО                             СОГЛАСОВАНО.                                 УТВЕРЖДАЮ.

на заседании ШМО                                 Зам. директора поУВР                                      Директор

нач. классов.                                             Федченко М.А._______                                    Петухова Т.Г. ________

Протокол от 30.05.2011                                 30.05.2011                                                      30.08..2011

                      №

                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству для 1  класса

на 2011-2012 учебный год

Учитель:  Шитикова Людмила Алексаандровна

Изобразительное искусство

Пояснительная записка

         Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана в соответствии с возможностями УМК «Школа России», в котором основу составляет федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования.

       Основные цели программы:
      • обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство»  
      • содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
      • способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);
      • содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
      • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
      • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС (30 ч)

Ведущая тема года: КАКОГО ЦВЕТА ЗИМА И ЛЕТО

Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (18 ч)

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Отражение красоты, настроения, состояния сезонных явлений родной природы в графике, живописи, народном декоративно-прикладном искусстве.

Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе с различными художественными материалами (акварелью, гуашью, тушью, фломастерами); в изображении отдельных предметов симметричной (прием отпечатка) и асимметричной формы (замкнутый контур); в изображении взаимосвязанных между собой предметов. Первоначальные знания об основных и смешанных цветах, знакомство с теплыми и холодными цветами, с простейшими правилами смешивания цветов. Начальные знания о графике: о роли черной и белой линий, о разнообразии штриха, контура, о возможностях силуэта, штриха в графических работах.

Опыт художественно-творческой деятельности:

Рисование природы с натуры, по памяти и представлению в разное время года и суток. Выявление роли цвета в передаче определенного состояния природы («Зимний пейзаж», «Цветущий луг», «Вешние воды»). Экспериментирование с цветом (превращение раздельных мазков, цветовых пятен в изображение осеннего пейзажа, воды, весенних цветов и т. д.). Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен.

Рисование натюрморта по представлению. Передача разнообразия форм плодов, овощей, фруктов, их цветовой окраски. Использование приема «раздельного мазка».

Изображение героев народных и литературных сказок. Создание образов знакомых и любимых персонажей с передачей в их облике характерных особенностей (добрый, злой, волшебный и т. д.).

Составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Исполнение их черной и белой линией, с помощью теплых и холодных, контрастных и сближенных оттенков цвета («Узор с рябинкой», «Заснеженные цветы на морозном окне», «Цветущий луг», «Богатыри земли Русской»).

Основы Народного декоративно-прикладного искусства (12 ч)

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства. Нарядность, праздничность, привлекательность образов народного творчества. Созвучность художественных образов народного и профессионального искусства. Связь содержания произведений с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями.

Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы-символы в орнаментальном искусстве: древо жизни, птица счастья, знаки-символы солнца, земли, воды, растений. Знакомство с простейшими схемами ритмического построения линейного и сетчатого орнаментов.

Опыт художественно-творческой деятельности.

Упражнения по освоению приемов составления композиции, выполнения росписи, в процессе самостоятельного выполнения орнамента на основе повтора, вариаций и импровизаций по мотивам народных орнаментов (кистью, тычком).

Хохломская роспись по дереву. Элементы травного хохломского орнамента (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, ягодки), приемы их выполнения. Украшение узором изделий, изготовленных на уроке художественного труда.

Народная глиняная игрушка.

Дымковская игрушка. Особенности формы (округлость, статность барыни, стройность коня, богатство оперения и элементов декора птицы), своеобразие орнамента, цветовой гаммы. Приемы выполнения орнаментальных элементов (кистью, тычком). Украшение бумажных силуэтов и лепных игрушек, изготовленных на уроке художественного труда.

Каргополъская игрушка. Своеобразие формы (обобщенность и простота силуэта), архаичность орнаментики, сдержанность цветовой гаммы. Освоение приемов выполнения орнаментальных мотивов.  «Оживление» орнаментом силуэтов и вылепленных на уроках труда каргопольских игрушек.

Народный костюм.

Первоначальные представления о женском народном костюме. Основные элементы северного костюма (рубаха, сарафан, головной убор, душегрея), традиции украшения костюма вышивкой. Изображение женской фигуры в народном костюме («Русская красавица» — выполнение украшений по своему усмотрению).

Первоначальные представления о воинском снаряжении (шлем, кольчуга, щит, меч). Примеры орнаментального украшения воинских доспехов в лаковой миниатюре Палеха. Самостоятельное создание орнаментов для украшения снаряжения воина-богатыря.

Календарно-тематический план



п/п

С

р

о

к

и


Тема урока


Решаемые проблемы


Планируемые результаты

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные

1

 

Беседа: «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства»

Какие существуют виды изобразительного искусства?


Изобразительное искусство, спектр,

инструменты, материалы, живопись

Познакомятся с видами искусства, будут иметь представление о живописи

Регулятивные: организация рабочего места.


Познавательные: использовать знаково-символические средства (спектр)


Коммуникативные: умение слушать, задавать вопросы

Воспринимать красоту окружающего мира.

Адекватная мотивация.

2

 

Экскурсия «Природа осенью»

Какие средства и композиционные особенности используются в изображении пейзажа?

Пейзаж, холодные и теплые тона

Научаться отличать пейзаж от других жанров, изображать осенний пейзаж

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей


Познавательные: произвольное построение высказываний


Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

Эстетическая восприимчивость. Уважительное отношение к иному мнению

3

 

Игра «Волшебные краски осеннего леса»

Какие средства и композиционные особенности используются в изображении пейзажа?

Пейзаж, холодные и теплые тона

Научаться отличать пейзаж от других жанров, изображать осенний пейзаж

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей


Познавательные: произвольное построение высказываний


Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

Эстетическая восприимчивость. Уважительное отношение к иному мнению

4

 

Экскурсия «Волшебные листья и ягоды»

Как получить нужный цвет смешением красок?


Гербарий, основной и дополнительный цвет

Научатся смешивать краски до получения нужного цвета

Регулятивные: сравнивать работу с эталоном, находить различия


Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы


Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Эстетическая восприимчивость. Адекватная мотивация

5

 

Волшебный узор.

Какие средства и композиционные особенности используются в изображении пейзажа?

Пейзаж, холодные и теплые тона

Научаться отличать пейзаж от других жанров, изображать осенний пейзаж

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей


Познавательные: произвольное построение высказываний


Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

Эстетическая восприимчивость. Уважительное отношение к иному мнению

6

 

Экскурсия «Золотые краски осени»

Как получить нужный цвет смешением красок?


Гербарий, основной и дополнительный цвет

Научатся смешивать краски до получения нужного цвета

Регулятивные: сравнивать работу с эталоном, находить различия


Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы


Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Эстетическая восприимчивость. Адекватная мотивация

7

 

Красота формы листьев деревьев.

Как получить нужный цвет смешением красок?


Гербарий, основной и дополнительный цвет

Научатся смешивать краски до получения нужного цвета

Регулятивные: сравнивать работу с эталоном, находить различия


Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы


Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Эстетическая восприимчивость. Адекватная мотивация

8

 

Рисование композиции «Сказка про осень»

Как рисовать композицию?

Композиция.

Научиться рисовать композицию.

Регулятивные: сравнивать работу с эталоном, находить различия


Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы


Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Эстетическая восприимчивость. Адекватная мотивация

2 четверть


п/п

с

р

о

к

и


Тема урока


Решаемые проблемы


Планируемые результаты

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные

9

 

Рисование флажка.

Как рисовать флажок?

Натюрморт, картина

Пейзаж, холодные и теплые тона

Научаться отличать пейзаж от других жанров, изображать осенний пейзаж

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей


Познавательные: произвольное построение высказываний


Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

10

 

Сказочные краски узоров.

Как получить нужный цвет смешением красок?

Гербарий, основной и дополнительный цвет

Научатся смешивать краски до получения нужного цвета

Регулятивные: сравнивать работу с эталоном, находить различия

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы

Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Эстетическая восприимчивость. Адекватная мотивация

11

 

Иллюстрирование сказки  «Колобок»

Какие средства и композиционные особенности используются в иллюстрации сказки?

Пейзаж, холодные и теплые тона

Научаться отличать пейзаж от других жанров, изображать иллюстрацию к сказке.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: произвольное построение высказываний

Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

Эстетическая восприимчивость. Уважительное отношение к иному мнению

12

 

Иллюстрирование сказки «Колобок»

Какие средства и композиционные особенности используются в иллюстрации сказки?

Пейзаж, холодные и теплые тона

Научаться отличать пейзаж от других жанров, изображать иллюстрацию к сказке.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: произвольное построение высказываний

Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

Эстетическая восприимчивость. Уважительное отношение к иному мнению

13

 

Снег идет.

Как изобразить падающий снег?

Пейзаж, холодные и теплые тона.

Научаться отличать пейзаж от других жанров.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: произвольное построение высказываний

Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

Эстетическая восприимчивость. Уважительное отношение к иному мнению

14

 

Ёлочный шар

Как изобразить ёлочный шар?

Натюрморт, картина

Научатся создавать композицию рисунка

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: произвольное построение высказываний

Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

Эстетическая восприимчивость. Уважительное отношение к иному мнению

15

 

Мы украшаем ёлку.

Как изобразить украшенную ёлку?

Натюрморт, картина

Научатся создавать композицию рисунка

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: произвольное построение высказываний

Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

Эстетическая восприимчивость. Уважительное отношение к иному мнению

16

 

Мы украшаем ёлку.

Как изобразить украшенную ёлку?

Натюрморт, картина

Научатся создавать композицию рисунка

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: произвольное построение высказываний

Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

Эстетическая восприимчивость. Уважительное отношение к иному мнению

3 четверть


п/п

с

р

о

к

и


Тема урока


Решаемые проблемы


Планируемые результаты

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные

17

 

Городецкие узоры.

Что такое Городецкие узоры?

«Городецкие узоры»

Научиться рисовать Городецкие узоры.

Регулятивные: сравнивать работу с эталоном, находить различия

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы

Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Эстетическая восприимчивость. Адекватная мотивация

18

 

Городецкие узоры.

Что такое Городецкие узоры?

«Городецкие узоры»

Научиться рисовать Городецкие узоры.

Регулятивные: сравнивать работу с эталоном, находить различия

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы

Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Эстетическая восприимчивость. Адекватная мотивация

19

 

Рисование композиции «Красавица зима»

Что такое композиция?

«Композиция»

Научиться рисовать композицию «Красавица зима»

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: произвольное построение высказываний

Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

Эстетическая восприимчивость. Уважительное отношение к иному мнению

20

 

Мы рисуем зимние деревья.

Что такое композиция?

«Композиция»

Научиться рисовать  зимние деревья.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: произвольное построение высказываний

Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

Эстетическая восприимчивость. Уважительное отношение к иному мнению

21

 

Гжельские узоры.

Что такое Гжельские узоры?

«Гжельские узоры»

Научиться рисовать Гжельские узоры.

Регулятивные: сравнивать работу с эталоном, находить различия


Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы


Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Эстетическая восприимчивость. Адекватная мотивация

22

 

Гжельские узоры.

Что такое Гжельские узоры?

«Гжельские узоры»

Научиться рисовать Гжельские узоры.

Регулятивные: сравнивать работу с эталоном, находить различия


Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы


Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Эстетическая восприимчивость. Адекватная мотивация

23

 

Синее чудо в круге.

Что такое Гжельские узоры?

«Гжельские узоры»

Научиться рисовать Гжельские узоры.

Регулятивные: сравнивать работу с эталоном, находить различия


Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы


Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Эстетическая восприимчивость. Адекватная мотивация

24

 

В мире животных. Рисование птиц и животных.

Как научиться рисовать птиц и животных?

«В мире животных»

Научиться рисовать птиц и животных,

Регулятивные: сравнивать работу с эталоном, находить различия


Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы


Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Эстетическая восприимчивость. Адекватная мотивация

4 четверть


п/п

с

р

о

к

и


Тема урока


Решаемые проблемы


Планируемые результаты

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные

25

 

Иллюстрирование народной сказки « Маша и медведь»

Какие средства и композиционные особенности используются в иллюстрации сказки?

Пейзаж, холодные и теплые тона

Научаться отличать пейзаж от других жанров, изображать иллюстрацию к сказке.

Регулятивные: сравнивать работу с эталоном, находить различия

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы

Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Эстетическая восприимчивость. Адекватная мотивация

26

 

Иллюстрирование народной сказки « Маша и медведь»

Какие средства и композиционные особенности используются в иллюстрации сказки?

Пейзаж, холодные и теплые тона

Научаться отличать пейзаж от других жанров, изображать иллюстрацию к сказке.

Регулятивные: сравнивать работу с эталоном, находить различия

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты окружающего мира, поиск и выделение информации из таблицы

Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Эстетическая восприимчивость. Адекватная мотивация

27

 

Рисование на тему: «Краски весны»

Какие средства и композиционные особенности используются в изображении пейзажа?

Пейзаж, холодные и теплые тона

Научаться отличать пейзаж от других жанров, изображать осенний пейзаж

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: произвольное построение высказываний

Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

Эстетическая восприимчивость. Уважительное отношение к иному мнению

28

 

Рисование на тему: «Цветы весны»

Какие средства и композиционные особенности используются в изображении пейзажа?

Пейзаж, холодные и теплые тона

Научаться отличать пейзаж от других жанров, изображать осенний пейзаж

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: произвольное построение высказываний

Коммуникативные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

Эстетическая восприимчивость. Уважительное отношение к иному мнению

29

 

Аппликация «Весна в лесу»

Какие существуют приемы выполнения аппликации?


Декоративно-прикладное искусство, аппликация

Узнают технику аппликации, научатся выполнять аппликацию из бумаги

Регулятивные: различать способ деятельности и результат

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: обращаться за помощью, адекватно оценивать собственное поведение

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтные ситуации, анализ и первичная самооценка

30

 

Аппликация «Весна в лесу»

Какие существуют приемы выполнения аппликации?


Декоративно-прикладное искусство, аппликация

Узнают технику аппликации, научатся выполнять аппликацию из бумаги

Регулятивные: различать способ деятельности и результат

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: обращаться за помощью, адекватно оценивать собственное поведение

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтные ситуации, анализ и первичная самооценка

Планируемые результаты

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать

  1. значение слов:  художник,  народный мастер;  краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма,
    размер,   линия,   штрих,   пятно;   аппликация,   коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гон
    чар, русский народный костюм;
  2. отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  3. основные средства выразительности графики,  живописи, декоративно-прикладного искусства;
  4. основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
  5. эмоциональное  значение теплых  и  холодных  цветов;
  6. особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

уметь

  1. организовывать свое рабочее место;  пользоваться кистью,   красками,   палитрой;   ножницами,   линейкой,
    шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
  2. применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш,   тушь,   фломастер)   материалами   для   выражения замысла, настроения;
  3. передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  4. составлять композиции с учетом замысла;
  5. применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры,  по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
  6. рисовать   кистью   без   предварительного   рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка,
    круг,    прямые   и    волнистые   линии)    и   растительные (листок, травка, усики, завиток);

 

Способы и формы оценки их достижения.

Учитывая, что учащиеся 1-ых классов, учатся без оценок, их достижения оцениваются по результатам тестирования по пройденным темам.

Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Творческая тетрадь  Изобразительное искусство  Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1-4 классы ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ"  С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...

рабочая программа технология 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...

Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"

Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2  НОО, УМК «Школа России»...

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...

Рабочая программа "Математика" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена к учебнику Моро М.И. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД. К программе прилагаются...

Рабочая программа "Технология" 2 класс ФГОС Школа России

Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами, календарно-тематическое планирование с деятельностью учащихся и УУД....