Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Голубева Екатерина Владимировна

Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»

Петропавловск-Камчатского городского округа

Утверждено:                                                        Согласовано:                                         Проверено:                                                     Рассмотрено на                                    

                                                                                                                                                                                                           заседании педагогического совета

Директор школы:                                              Зам. директора по  УВР:                      Председатель МО:                                    Протокол №_____                                          

                                                                                                                                                                                                                               

________________Н.Ф. Вернергольд             _________________Е.Н. Калига           _______________А.А. Бородина            от «____» ________2011г.                                 

Рабочая программа

по  учебному курсу «Изобразительное искусство»

3 класс

(УМК «Школа России»)

на 2011-2012 учебный год

Составитель программы: учитель начальных классов

Серова Екатерина Владимировна

Петропавловск-Камчатский

2011год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

Общая характеристика учебного предмета

        Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие  растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.

В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.    

        Цели обучения

Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

         • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  35 часов. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Содержание тем учебного курса

3 класс (35 часов)

Искусство в твоем доме (8 часов)

Осенний вернисаж. Прощаемся с летом. Отработка приемов рисования кистью. Красота букетов из Жостово. Твоя посуда. Изображение на бумаге сосудов из сервиза с декором. Мамин платок. Эскиз платка. Обои и шторы в твоем доме. Эскиз обоев для определенной комнаты. Твои игрушки (сведения о видах декоративно-прикладного искусства, лепка игрушки из пластилина и ее роспись). Твои книжки. Иллюстрация сказки. Поздравительная открытка, декоративная закладка. Создание эскиза декоративной закладки.

Искусство на улицах твоего города (6 ч)

Памятники архитектуры - наследие веков. Изображение одного из архитектурных памятников. Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот. Парки, скверы, бульвары. Изображение парка, сквера. Фонари на улицах и в парках. Конструирование формы фонаря из бумаги. Витрины магазинов. Создание проекта оформления витрины магазина. Транспорт в городе. Создание образов фантастических машин.

Художник и зрелище (10 ч)

Театральные маски. Конструирование масок. Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей  пальчикового театра. Театр кукол. Изготовление головы и костюма куклы. Конструирование сувенирной куклы. Афиша, плакат. Создание афиши – плаката к спектаклю. Художник и цирк. Выполнение аппликации на тему циркового представления. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище.

Художник и музей (11 ч)

Музеи в жизни города. Изображение интерьера музея. Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях. Натюрморт. Изображение натюрморта с натуры. Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению. Картина – портрет. Рисование по памяти или по представлению друга (портрет друга, подруги). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Лепка животного (кошки) в движении. Музей архитектуры. Импровизация на тему древней архитектуры. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение по теме). Ступени художественного образования.

Перечень учебно-методического обеспечения.

 

Учебная

дисцип-

лина

Класс

Программа,

кем  реко-

мендованна

и когда

Тип

программы

(государст

венная,

авторская)

Кол-во

часов в

неделю

общее

кол-во

Базовый

учебник

Методическое

обеспечение

Дидакти

ческое

обеспече

ние

ИЗО и

художест-

венный

труд.

3

класс

Программа

авторов:

Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Немен-

ская.

Рекомендо-

вано Мини-

стерством

образования

и науки РФ.

 

Государст

венная.

1 час в

неделю

35часов.

Н. А. Горяева,

Л. А. Немен-

ская «Искусство

вокруг нас».

 Рабочая тетрадь «Искусство

вокруг нас».

Л. А. Неменская

«Искусство

вокруг нас»

Альбом,

кисти, гуашь,

карандаши, мелки, пласти

лин, портреты и работы художни

ков.

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.

К концу III класса учащиеся должны знать:
      • доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
      • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
      • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
      • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
      • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
       • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор).
        
уметь:
      • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
      • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
      • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
      • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
      • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
      • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
      • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами.
  

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
      • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
      • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
      • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.

Тематическое планирование.

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Коли-чество

часов

Характеристика деятельности учащихся

1

Искусство в твоем доме (8 ч)

(Вводный) Осенний вернисаж. Прощаемся с летом. Отработка приемов рисования кистью.

1

- применять, верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов.

- использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом, навыки компоновки.

- передавать пространственное отношение, использовать художественную выразительность материалов, ровно и аккуратно закрашивать поверхность в пределах намеченного контура.

- передавать смысловую часть элементов композиции, составлять аппликационные композиции из разных материалов.

- пользоваться новыми инструментами, техникой, выразительными средствами.

- передавать смысловую часть элементов композиции.

2-3

Мамин платок. Эскиз платка.

2

4

Обои и шторы в твоем доме. Эскиз обоев для определенной комнаты.

1

5

Твои игрушки (конструирование книжки- игрушки)

1

6

Твои книжки. Иллюстрация сказки.

1

7

Поздравительная открытка, декоративная закладка. Создание эскиза декоративной закладки.

1

8

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). Учебная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ.

1

9

Искусство на улицах твоего города (6 ч)

Памятники архитектуры - наследие веков. Изображение одного из архитектурных памятников

1

- конструировать из бумаги, вырезать ножницами,

знакомить учащихся с работой макетчика.

- анализировать результаты сравнения;

- объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

-решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

-создавать творческие работы на основе собственного замысла;

- формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

-работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

10

Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот.

1

11

Парки, скверы, бульвары. Изображение парка, сквера

1

12

Фонари на улицах и в парках. Конструирование формы фонаря из бумаги

1

13

Витрины магазинов. Создание проекта оформления витрины магазина

1

14

Транспорт в городе. Создание образов фантастических машин

1

15

Художник и зрелище (10 ч)

Театральные маски. Конструирование масок

1

- использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом, навыки компоновки;

- передавать пространственное отношение, использовать художественную выразительность материалов, ровно и аккуратно закрашивать поверхность в пределах намеченного контура;

- передавать смысловую часть элементов композиции, составлять аппликационные композиции из разных материалов;

- пользоваться новыми инструментами, техникой, выразительными средствами;

16-17

Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей  пальчикового театра

2

18-19

Театр кукол. Изготовление головы и костюма куклы

2

20-21

Конструирование сувенирной куклы

2

22

Афиша, плакат. Создание афиши – плаката к спектаклю

1

23

Художник и цирк. Выполнение аппликации на тему циркового представления

1

24

Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище

1

25

Художник и музей (11 ч)

Музеи в жизни города. Изображение интерьера музея

1

- работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

- решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

- создавать творческие работы на основе собственного замысла;

-формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

-работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

-участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

- складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

-передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

-использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом, навыки компоновки;

-передавать пространственное отношение, использовать художественную выразительность материалов, ровно и аккуратно закрашивать поверхность в пределах намеченного контура;

- передавать смысловую часть элементов композиции, составлять аппликационные композиции из разных материалов

учить пользоваться новыми инструментами, техникой, выразительными средствами

26-27

Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях. Натюрморт. Изображение натюрморта с натуры

2

28-29

Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению

2

30-31

Картина – портрет. Рисование по памяти или по представлению друга (портрет друга, подруги)

2

32

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Лепка животного (кошки) в движении

1

33

Музей архитектуры. Импровизация на тему древней архитектуры

1

34

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение по теме). Ступени художественного образования

1

35

Искусствоведческая викторина

1


Список литературы.

  • Технологии  личностно-ориентированного  урока  В.В.Шоган,»Учитель» 2003г
  • «Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М.  «Просвещение»,2003г. 
  •   «Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2003г. 
  • «ИЗО и художественный труд»(1-4) Б.М.Неменский М. «Просв.» 2003г.
  • «ИЗО и художественный труд»(1-8) Б.М.Неменский М. «Просв.» 2003г
  • «Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.
  • «Академический рисунок» Н.Н. Ростовцев, М. Просвещение 1995г.
  • Школа ИЗО под редакцией Пономарева А.Н. М. Агаров 1998г.
  • ИЗО в школе Л.Б.Рылова, Ижевск 1992г.
  • Методика преподавания ИЗО в школе Н.Н.Ростовцев, М.Агар 1998г.
  • Городецкая роспись, Ю.Г.Дорожкин, М. «Мозайский» 1999г.
  • «Жостовская роспись» Ю.Г.Дорожкин, М. «Мозайский» 1999г.
  • «Хохломская роспись» Ю.Г.Дорожкин, М. «Мозайский» 1999г.
  • «Росписи Хохломы» С.Жегалова, М. «Детская литература» 1991
  • «Обучение ИЗО искусству» С.В.Аранова, С-Петер 2004г.
  • «ИЗО» А.Д. Алехин, М. Просвещение,1984г.
  • «Когда начинается художник» А.Д. Алехин. М. Просвещение, 1984
  • «Матрешка», Н.Алексахин, М.Просвещение 1988г.
  • «ИЗО и методика его преподавания в школе» В.С. Кузин. М. Агар 1988г.
  • «С кисточкой и музыкой в ладошки» Н.Басина, М. «Линка Пресс» 1997
  • «Методическое пособие по Городецкой росписи» М. Ильченко, М. ИД «Грааль» 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"

Рабочая программа по Изобразительному искусству  4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс

Рабочая  программа с оставлена  на основе авторской программы  по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии  с  требованиями  ФГОС НОО....

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России  3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России

Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России",4класс

Рабочая программа по ИЗО "Школа России",4класс...