Главные вкладки

    Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс "Школа России"
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

    Голубева Екатерина Владимировна

    Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл izo.docx35.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»

    Петропавловск-Камчатского городского округа

    Утверждено:                                                        Согласовано:                                         Проверено:                                                     Рассмотрено на                                    

                                                                                                                                                                                                               заседании педагогического совета

    Директор школы:                                              Зам. директора по  УВР:                      Председатель МО:                                    Протокол №_____                                          

                                                                                                                                                                                                                                   

    ________________Н.Ф. Вернергольд             _________________Е.Н. Калига           _______________А.А. Бородина            от «____» ________2011г.                                 

    Рабочая программа

    по  учебному курсу «Изобразительное искусство»

    3 класс

    (УМК «Школа России»)

    на 2011-2012 учебный год

    Составитель программы: учитель начальных классов

    Серова Екатерина Владимировна

    Петропавловск-Камчатский

    2011год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

    Общая характеристика учебного предмета

            Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

             Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

            Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

            Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

    Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие  растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

    Основные содержательные линии

            В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

    Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

    Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

    Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

    Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

    Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.

    В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.    

            Цели обучения

    Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

             • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

    освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

    овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

    воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

    Место предмета в базисном учебном плане

    В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  35 часов. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

    Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    На уроках изобразительного искусства формируются умения:

    ♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

    ♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

    ♦ анализировать результаты сравнения;

    ♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

    ♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

    ♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

    ♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

    ♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

    ♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

    ♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

    ♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

    ♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

    ♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

    Содержание тем учебного курса

    3 класс (35 часов)

    Искусство в твоем доме (8 часов)

    Осенний вернисаж. Прощаемся с летом. Отработка приемов рисования кистью. Красота букетов из Жостово. Твоя посуда. Изображение на бумаге сосудов из сервиза с декором. Мамин платок. Эскиз платка. Обои и шторы в твоем доме. Эскиз обоев для определенной комнаты. Твои игрушки (сведения о видах декоративно-прикладного искусства, лепка игрушки из пластилина и ее роспись). Твои книжки. Иллюстрация сказки. Поздравительная открытка, декоративная закладка. Создание эскиза декоративной закладки.

    Искусство на улицах твоего города (6 ч)

    Памятники архитектуры - наследие веков. Изображение одного из архитектурных памятников. Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот. Парки, скверы, бульвары. Изображение парка, сквера. Фонари на улицах и в парках. Конструирование формы фонаря из бумаги. Витрины магазинов. Создание проекта оформления витрины магазина. Транспорт в городе. Создание образов фантастических машин.

    Художник и зрелище (10 ч)

    Театральные маски. Конструирование масок. Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей  пальчикового театра. Театр кукол. Изготовление головы и костюма куклы. Конструирование сувенирной куклы. Афиша, плакат. Создание афиши – плаката к спектаклю. Художник и цирк. Выполнение аппликации на тему циркового представления. Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище.

    Художник и музей (11 ч)

    Музеи в жизни города. Изображение интерьера музея. Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях. Натюрморт. Изображение натюрморта с натуры. Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению. Картина – портрет. Рисование по памяти или по представлению друга (портрет друга, подруги). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Лепка животного (кошки) в движении. Музей архитектуры. Импровизация на тему древней архитектуры. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение по теме). Ступени художественного образования.

    Перечень учебно-методического обеспечения.

     

    Учебная

    дисцип-

    лина

    Класс

    Программа,

    кем  реко-

    мендованна

    и когда

    Тип

    программы

    (государст

    венная,

    авторская)

    Кол-во

    часов в

    неделю

    общее

    кол-во

    Базовый

    учебник

    Методическое

    обеспечение

    Дидакти

    ческое

    обеспече

    ние

    ИЗО и

    художест-

    венный

    труд.

    3

    класс

    Программа

    авторов:

    Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Немен-

    ская.

    Рекомендо-

    вано Мини-

    стерством

    образования

    и науки РФ.

     

    Государст

    венная.

    1 час в

    неделю

    35часов.

    Н. А. Горяева,

    Л. А. Немен-

    ская «Искусство

    вокруг нас».

     Рабочая тетрадь «Искусство

    вокруг нас».

    Л. А. Неменская

    «Искусство

    вокруг нас»

    Альбом,

    кисти, гуашь,

    карандаши, мелки, пласти

    лин, портреты и работы художни

    ков.

    Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.

    К концу III класса учащиеся должны знать:
          • доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
          • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
          • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
          • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
          • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
          • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
           • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор).
            
    уметь:
          • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
          • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
          • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
          • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
          • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
          • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
          • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами.
      

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
          • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
          • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
          • выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
          • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.

    Тематическое планирование.

    п/п

    Наименование раздела программы

    Тема урока

    Коли-чество

    часов

    Характеристика деятельности учащихся

    1

    Искусство в твоем доме (8 ч)

    (Вводный) Осенний вернисаж. Прощаемся с летом. Отработка приемов рисования кистью.

    1

    - применять, верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов.

    - использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом, навыки компоновки.

    - передавать пространственное отношение, использовать художественную выразительность материалов, ровно и аккуратно закрашивать поверхность в пределах намеченного контура.

    - передавать смысловую часть элементов композиции, составлять аппликационные композиции из разных материалов.

    - пользоваться новыми инструментами, техникой, выразительными средствами.

    - передавать смысловую часть элементов композиции.

    2-3

    Мамин платок. Эскиз платка.

    2

    4

    Обои и шторы в твоем доме. Эскиз обоев для определенной комнаты.

    1

    5

    Твои игрушки (конструирование книжки- игрушки)

    1

    6

    Твои книжки. Иллюстрация сказки.

    1

    7

    Поздравительная открытка, декоративная закладка. Создание эскиза декоративной закладки.

    1

    8

    Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). Учебная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ.

    1

    9

    Искусство на улицах твоего города (6 ч)

    Памятники архитектуры - наследие веков. Изображение одного из архитектурных памятников

    1

    - конструировать из бумаги, вырезать ножницами,

    знакомить учащихся с работой макетчика.

    - анализировать результаты сравнения;

    - объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

    - работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

    -решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

    -создавать творческие работы на основе собственного замысла;

    - формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

    -работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

    10

    Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решетки или ворот.

    1

    11

    Парки, скверы, бульвары. Изображение парка, сквера

    1

    12

    Фонари на улицах и в парках. Конструирование формы фонаря из бумаги

    1

    13

    Витрины магазинов. Создание проекта оформления витрины магазина

    1

    14

    Транспорт в городе. Создание образов фантастических машин

    1

    15

    Художник и зрелище (10 ч)

    Театральные маски. Конструирование масок

    1

    - использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом, навыки компоновки;

    - передавать пространственное отношение, использовать художественную выразительность материалов, ровно и аккуратно закрашивать поверхность в пределах намеченного контура;

    - передавать смысловую часть элементов композиции, составлять аппликационные композиции из разных материалов;

    - пользоваться новыми инструментами, техникой, выразительными средствами;

    16-17

    Художник в театре. Создание картонного макета и персонажей  пальчикового театра

    2

    18-19

    Театр кукол. Изготовление головы и костюма куклы

    2

    20-21

    Конструирование сувенирной куклы

    2

    22

    Афиша, плакат. Создание афиши – плаката к спектаклю

    1

    23

    Художник и цирк. Выполнение аппликации на тему циркового представления

    1

    24

    Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище

    1

    25

    Художник и музей (11 ч)

    Музеи в жизни города. Изображение интерьера музея

    1

    - работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

    - решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

    - создавать творческие работы на основе собственного замысла;

    -формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

    -работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

    -участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

    - складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

    -передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

    -использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом, навыки компоновки;

    -передавать пространственное отношение, использовать художественную выразительность материалов, ровно и аккуратно закрашивать поверхность в пределах намеченного контура;

    - передавать смысловую часть элементов композиции, составлять аппликационные композиции из разных материалов

    учить пользоваться новыми инструментами, техникой, выразительными средствами

    26-27

    Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях. Натюрморт. Изображение натюрморта с натуры

    2

    28-29

    Картина – пейзаж. Изображение пейзажа по представлению

    2

    30-31

    Картина – портрет. Рисование по памяти или по представлению друга (портрет друга, подруги)

    2

    32

    В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Лепка животного (кошки) в движении

    1

    33

    Музей архитектуры. Импровизация на тему древней архитектуры

    1

    34

    Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение по теме). Ступени художественного образования

    1

    35

    Искусствоведческая викторина

    1


    Список литературы.

    • Технологии  личностно-ориентированного  урока  В.В.Шоган,»Учитель» 2003г
    • «Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М.  «Просвещение»,2003г. 
    •   «Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2003г. 
    • «ИЗО и художественный труд»(1-4) Б.М.Неменский М. «Просв.» 2003г.
    • «ИЗО и художественный труд»(1-8) Б.М.Неменский М. «Просв.» 2003г
    • «Рисунок, живопись Ю.М. Кирцер. М. «Высшая школа», 1992г.
    • «Академический рисунок» Н.Н. Ростовцев, М. Просвещение 1995г.
    • Школа ИЗО под редакцией Пономарева А.Н. М. Агаров 1998г.
    • ИЗО в школе Л.Б.Рылова, Ижевск 1992г.
    • Методика преподавания ИЗО в школе Н.Н.Ростовцев, М.Агар 1998г.
    • Городецкая роспись, Ю.Г.Дорожкин, М. «Мозайский» 1999г.
    • «Жостовская роспись» Ю.Г.Дорожкин, М. «Мозайский» 1999г.
    • «Хохломская роспись» Ю.Г.Дорожкин, М. «Мозайский» 1999г.
    • «Росписи Хохломы» С.Жегалова, М. «Детская литература» 1991
    • «Обучение ИЗО искусству» С.В.Аранова, С-Петер 2004г.
    • «ИЗО» А.Д. Алехин, М. Просвещение,1984г.
    • «Когда начинается художник» А.Д. Алехин. М. Просвещение, 1984
    • «Матрешка», Н.Алексахин, М.Просвещение 1988г.
    • «ИЗО и методика его преподавания в школе» В.С. Кузин. М. Агар 1988г.
    • «С кисточкой и музыкой в ладошки» Н.Басина, М. «Линка Пресс» 1997
    • «Методическое пособие по Городецкой росписи» М. Ильченко, М. ИД «Грааль» 2002г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"

    Рабочая программа по Изобразительному искусству  4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...

    Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

    Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

    Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс

    Рабочая  программа с оставлена  на основе авторской программы  по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии  с  требованиями  ФГОС НОО....

    Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс

    Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России  3 класс...

    Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России

    Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...