Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Зыбина Валентина Романовна

Рабочая  программа с оставлена  на основе авторской программы  по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии  с  требованиями  ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

методическим объединением

учителей начальных классов

Протокол №____________ __

от «____»____________2014г.

Председатель

___________Приходько Н.Г.

                     

СОГЛАСОВАНО         Заместитель директора  

__________Л.В.Костецкая

«____»_________2014г                        

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________А.В.Костецкий

Приказ № ____________

 от «___» __________2014 г.

                                                 

         .                                                                          

                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

4 класс

(начальное общее образование)

базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе

Программы «Изобразительное искусство», Б. М.Неменский  2014г

Составители; 

Иост С.А., учитель начальных классов, высшая квалификационная  категория.

Зыбина В.Р.,учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Новикова Л.Л учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

р.п. Благовещенка

2014


Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

методическим объединением

учителей начальных классов

Протокол №____________ __

от «____»____________2014г.

Председатель

___________Приходько Н.Г.

                     

СОГЛАСОВАНО         Заместитель директора  

__________Л.В.Костецкая

«____»_________2014г                        

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________А.В.Костецкий

Приказ № ____________

 от «___» __________2014 г.

                                                 

         .                                                                          

                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

4 класс

(начальное общее образование)

базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе

Программы «Музыка» Г.П.Сергеевой Е.Д.Критской Т.С.Шмагиной  2013г

Составители; 

Иост С.А., учитель начальных классов, высшая квалификационная  категория.

Зыбина В.Р.,учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Новикова Л.Л учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

р.п. Благовещенка

2014


Пояснительная записка.

Рабочая программа по изобразительному искусству предназначена для 4 класса общеобразовательного учреждения. Она составлена на основе программы «Изобразительное искусство», Б. М.Неменский. Москва, «Просвещение», 2013г. Изменений и дополнений в авторскую программу внесено не было.

Программа рассчитана на 35ч. (1ч. в неделю).

В результате обучения изобразительному искусству  реализуются следующие цели:

1. Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, воспитание уважения к культуре народов, любви к природе, Родине. 2. Развитие воображения, желания и умения подходить творчески к любой своей деятельности, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

3. Освоение первичных знаний о мире классических искусств, о форме их бытования в повседневном окружении ребёнка.

4. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельнос

5.  Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

6.  Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

7.  Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

8.  Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу

                                         Общая характеристика учебного процесса

        Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

                                         Основные содержательные линии

        В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

        

                                        Место предмета в базисном учебном плане

 На изучение предмета «Изобразительное искусство » отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  35ч. в год. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство » 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.

                          Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

.Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.

Программа рассчитана на 34 часа учебного времени- 1 час в неделю.

Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые формы работы учащихся.

                                

                                               

                                              Содержание  учебного курса

Истоки родного искусства – 8 часов.

Пейзаж родной земли.

Образ традиционного русского дома.

Украшения деревянных построек и их значение. Сочинение и выполнение рисунков орнаментальных хороводов.

Деревня – деревянный мир. Частушка как иллюстрация быта русского человека.

Образ красоты человека. Образ русской женщины в трудовых, игровых и орнаментальных хороводах.

Народные праздники. Создание видеоряда к плясовым песням: выполнение набросков фигуры человека в движениях, характерных для русских плясок. Символика образов и цвета в лирических песнях. Отражение идей русской лирической песни в живописи

Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:

Знать характерные черты родного пейзажа, образ русской избы. Уметь нарисовать пейзаж по памяти.

Знать устройство русской избы, украшение избы.

Уметь создать образ избы (коллективная работа).

Иметь представление о красоте русского чело века, традиционной на родной одежде. Уметь создать женский, мужской, народный образ.

Знать характер сельского труда, образы, связанные с ним, роль головного убора, украшения в народном костюме.

Уметь изобразить сцену труда в крестьянской жизни.

Иметь представление о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда.

Знать календарные праздники, способ работы с композицией.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель).

Уметь применять выразительные средства для реализации своего замысла в рисунке

Древние города нашей земли- 7 часов

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Древние города Русской земли.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах.

Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:

Знать, как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот.

Уметь изобразить крепостные башни, ворота.

Знать понятия вертикаль, горизонталь. Уметь изобразить город-крепость на фоне пейзажа.

Знать особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. Уметь объяснять, почему собор является смысловым центром города; лепить из пластилина макет храма (в группе).

Знать конструкцию, символику частей храма, украшения храма. Уметь выполнять групповую работу по постройке храма (бумаго-пластика).

Знать организацию внутреннего пространства Кремля.

Знать строение и конструктивные особенности кремля, торгового посада.

Уметь завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями. Уметь моделировать жилое наполнение города

Знать, как жили князь и его люди, как одевались. Уметь изобразить древнерусских воинов

Знать различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Уметь изобразить князя, торговый люд.

Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти города.

Знать конкретный образ и облик каждого из этих городов.

Уметь изобразить живописно или графически древнерусский город.

Знать роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Уметь изобразить техникой вклеивания предметный мир праздника «Княжеский пир».

Знать стилистическое единство архитектуры и костюмов людей. Уметь создать коллек- тивное аппликационное панно «Княжеский пир».

Каждый народ-художник - 11 часов

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры Японии.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире.

Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:

Знать особенности легких конструкций, построек в Японии. Уметь сравнивать бытовую постройку и храм-пагоду.

Знать особенности японской культуры: графичность, хрупкость.

Уметь изобразить природу через детали (ветка, трава).

Знать значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь.

Знать конструктивность в греческом понимании красоты мира.

Уметь изобразить греческий храм.

Уметь изобразить олимпийских спортсменов, работать над панно в группе.

Знать образ готических городов средневековой Европы, готические витражи.

Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объемные формы.

Знать сословное разделение людей, средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции). Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями.

Иметь общее представление об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). Уметь отличать образы городов, анализировать эти отличия.

Искусство объединяет народы- 8 часов

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание – великая сила искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира.

Обучающиеся должны знать/уметь выполнять:

Знать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери. Уметь изобразить мать и дитя.

Знать, как в разные времена разные народы воспевали материнство. Уметь самостоятельно изобразить маму (живописно).

Знать, что красота - это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки, де душки.

Уметь найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку

Знать, что красота старости - в мудрости. Уметь изобразить старое дерево, животное, используя цвет, колорит.

Знать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п., что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека. Уметь изобразить рисунок с драматическим сюжетом.

Знать, что героическая тема в искусстве важна и занимает большое место. Уметь создать эскиз на тему подвига.

Знать о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов. Уметь изобразить радость детства с помощью коллективного коллажа.

Знать основные сюжеты и темы детства, юности. Уметь выполнить коллективный коллаж, самостоятельно подобрать его сюжет, построить композицию.

Требования к уровню подготовки обучающихся :

В результате изучения изобразительного искусства обучающиеся должны

знать/понимать:

Освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображении на плоскости и в объеме; украшения или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:

Приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графики, скульптуре, основах дизайна, декоративно - прикладных видах искусства;

Приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров изобразительного искусства

Развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека.

Освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин и бумага для конструирования.

Приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства.

Овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.

Приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображения человека на плоскости и в объёме.

Приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

Приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.

Сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства(в театре и кино).

уметь:

Правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;

Правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;

анализировать произведения искусства;

Активно использовать различные термины и понятия;

Выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм;

Рисовать кистью, смешивая цвета, отличая теплые от холодных.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: восприятия и оценки произведений искусства;

представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально - ценностных отношений к явлениям жизни


                                                                                  Учебно-тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Характеристика деятельности учащихся

Календарные сроки изучения

Примечания

По плану

По факту

I.

Истоки родного искусства.

8

1.1.

Пейзаж родной земли. Экскурсия в природу

1

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.

1.2.

Пейзаж родной земли.

1

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.

1.3.

Деревня-деревянный мир.

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской

Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы.

Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

1.4.

Украшения избы и их значения. Изображение избы.

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской

Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы.

Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

1.5.

Красота человека. Изображение образа русского человека (женский образ).

1

     Приобретать  представление об

особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы (портреты).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

1.6.

Изображение образа русского человека (мужской  образ).

1

    Приобретать  представление об

особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы (портреты).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни

1.7.

Народные праздники.

1

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

Овладевать на практике элементарными основами композиции.

1.8.

Народные праздники. Обобщение темы.

1

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

Овладевать на практике элементарными основами композиции.

II.

Древние города нашей земли.

7

2.1.

Родной угол. Образ древнего русского города.

1

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.

Знать картины художников, изображающие древнерусские города.

Создавать макет древнерусского города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.

2.2.

Древние соборы. Конструкция и символика древнерусского каменного храма.

1

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.

Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.

Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).

2.3.

Города русской земли. Организация внутреннего пространства города.

1

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.

Интересоваться историей своей страны.

2.4.

Древнерусские воины-защитники. Иллюстрации к былинам и русским сказкам.

1

Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).

Изображать древнерусских воинов  (князя и его дружину).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

2.5.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Беседа- путешествие-знакомство с исторической архитектурой городов.

1

Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории.

Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.

Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Создавать образ древнерусского города.

2.6.

Узорочье теремов. Изображение интерьера палаты.

1

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат).

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.

Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).

2.7.

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

1

Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.

Сотрудничать в процессе создания общей композиции.

III.

Каждый народ – художник.

11

3.1.

3.2.

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

2

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных  художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. 

Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

3.3

3.4..

Народы гор и степей. Изображение жизни в степи.

2

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.

3.5.

3.6.

Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города. Аппликация.

2

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.

Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.

Создавать образ древнего среднеазиатского города.

Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики.

3.7.

3.8..

Древняя Эллада. Изображение греческих храмов( аппликация)

2

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.

Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).

Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.

3.9.

Древняя Эллада. Изображение фигур олимпийских спортсменов.

1

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.

Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).

Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.

3.10.

3.11.

Европейские города Средневековья

Панно «Площадь средневекового города».

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).                                    Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ- художник».

1

1

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Создавать коллективное панно.

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

    Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.

    Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

    Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.

    Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

IV.

Искусство объединяет народы.

8

4.1.

Материнство. Изображение матери и дитя  (по представлению).

1

Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

    Развивать навыки композиционного изображения.

     Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

4.2.

Мудрость старости. Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, Леонардо да Винчи)

1

    Развивать навыки восприятия произведений искусства.

     Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

    Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).

4.3.

Изображение любимого пожилого человека, передача стремления выразить его внутренний мир.

1

      Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).

4.4.

Сопереживание. Изображение печали и сострадания в искусстве. Рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором.

1

     Уметь объяснять, рассуждать, как

в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.

Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события.

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

4.5.

Герои-защитники. Героическая тема в искусстве разных народов.

1

Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.

Приводить примеры памятников героям Отечества.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).

      Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре.

4.6.

Лепка эскиза памятника герою (по выбору).

1

Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.

Приводить примеры памятников героям Отечества.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).

      Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре.

4.7.

Юность и надежды. Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве. Изображение радости детства, мечты о счастье.

1

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.

Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.

4.8.

Искусство народов мира (обобщение темы).

1

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.

Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.

Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвовать в обсуждении выставки

Всего

35

Резерв

2


                            Планируемые образовательные результаты

      Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

     Метапредметные результаты :

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

     

Предметные результаты :

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

К концу 4 класса учащиеся должны:

Освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображении на плоскости и в объеме; украшения или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:

Приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графики, скульптуре, основах дизайна, декоративно - прикладных видах искусства;

Приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров изобразительного искусства

Развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека.

Освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин и бумага для конструирования.

Приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства.

Овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.

Приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображения человека на плоскости и в объёме.

Приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

Приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.

Сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства(в театре и кино).

уметь:

Правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;

Правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;

анализировать произведения искусства;

Активно использовать различные термины и понятия;

Выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм;

Рисовать кистью, смешивая цвета, отличая теплые от холодных.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: восприятия и оценки произведений искусства;

представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально - ценностных отношений к явлениям жизни

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся по изобразительному искусству.


Оценка «5»
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка «4»

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка «3»

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

допускает неточность в изложении изученного материала.


                                 

                           Материально – техническое обеспечение                                        

Книгопечатная продукция

Изобразительное искусство. Рабочие программы. под ред. Б.М.Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс.

Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.

Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художников.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Технические средства обучения и оборудование кабинета

Компьютер

Магнитная доска

Учительский стол, стул

Парты, стулья, шкафы

                                              Лист дополнений и изменений

Дата внесения изменений

              Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...


 

Комментарии

Валентина Романовна, Ваш материал востребован, спасибо!