Главные вкладки

    Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России"
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

    Голубева Екатерина Владимировна

    Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл izo.docx56.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №11 имени В.Д. Бубенина»

    Петропавловск-Камчатского городского округа

                                                     Утверждено:                                                        Согласовано:                                         Проверено:                                                                                  

                                                                                                                                                                                                               

                                              Директор школы:                                              Зам. директора по  УВР:                      Председатель МО:                                            

                                                                                                                                                                                                                                   

                                             ________________Н.Ф. Вернергольд             _________________Е.Н. Калига           _______________А.А. Бородина            

    Рабочая программа

    по  учебному курсу «Изобразительное искусство»

    4 класс

    (УМК «Школа России»)

    на 2012-2013 учебный год

    Составитель программы: учитель начальных классов

    Серова Екатерина Владимировна

    Петропавловск-Камчатский

    2012год

    Пояснительная записка

    Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

           Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.    

          Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

    Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.

    Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

          Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной , личностного саморазвития , ценностно-ориентационной , смыслопоисковой , рефлексивной .

    Цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:

    • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
    • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
    • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
    • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и  эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу,  Родине,   уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

            В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

            Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.

            Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного,  декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности.      

            Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

            Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

             Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2005 г.).

    Программа рассчитана на изучение базового курса изобразительного искусства учащимися 4 класса в течении 34 часов (из расчета 1 час в неделю).

    Изучение курса изобразительного искусства в начальной школе в 4 классе направлено на достижение следующих целей/задач художественного развития учащихся:

    • формирование нравственно – эстетической отзывчивости на явления окружающей жизни – на прекрасное и безобразное, воспитание эстетических чувств;
    • развитие эстетического отношения к родной природе и традициям народной культуры (патриотическое воспитание);
    • формирование представлений о многообразии  национальных художественных культур, их особенностях и красоте, об общих гуманистических основах искусства разных народов;
    • привитие детям уважительного отношения к другим людям, понимания многовариантного человеческого бытия в отличных друг от друга культурных сферах, воспитание радости от понимания чувств и мотивов поведения людей на основе сочувствия и сопереживания, воспитание способности к диалоговому взаимодействию (воспитание толерантности);
    • развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми и миром, поддержка и развитие его индивидуальности, развитие у детей активного интереса к жизни, наблюдательности и фантазии;
    • формирование навыков учебного сотрудничества, навыков творческого и делового сотрудничества со сверстниками в процессе художественно – практической деятельности;
    • воспитание интереса к искусству и культуры восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры, народного и декоративно – прикладного искусства, формирование представлений о их роли в жизни людей;
    • приобретение знаний об истоках русского крестьянского народного искусства, представлений об архитектурном образе исторических русских городов, жилых и храмовых постройках;
    • приобретение знаний о богатстве и разнообразии искусства и архитектуры европейских и азиатских народов;
    • развитие аналитических способностей глаза, пространственного мышления, способности структурировать целостную форму и видеть соотношение её частей (пропорций);
    • формирование опыта творческой художественной деятельности, умения работать с различными художественными материалами в процессе освоения народных истоков культуры;
    • углубление навыков изображения человека, пространств, предметного мира, архитектурных объектов, а также развитие декоративных и конструктивных умений, композиционного мышления.

    В учебно-методический комплект «Школа России» входят:

    Дидактическое обеспечение

    Методическое обеспечение

    1.Неменская Л.А. «Каждый народ – художник»: учеб. Для 4 кл. нач. шк./Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского.-5-е изд.-М.: Просвещение,2005.

    2.Л.А.Неменская «Твоя мастерская»-рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Каждый народ – художник» для 4 кл. нач. шк./под ред. Б.М.Неменского,-5-е изд.-М.: Просвещение, 2005.

    Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Начальные классы./Авторы: Б.М.Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская и др., М.:Просвещение,2007.


    Содержание курса

    Раздел

    Название разделов

    Кол – во часов

    1

    Истоки родного искусства

    2

    Древние города нашей земли

    3

    Каждый народ - художник

    11ч

    4

    Искусство объединяет народы

    8 ч

                                                                     Всего:

    34

    Форма организации учебного контроля ЗУН практическая работа

    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся,

    обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе:

    Учащиеся должны знать/понимать/уметь:

    • понимать значение картин русских пейзажистов в раскрытии её поэтического своеобразия;
    • знать традиционный образ деревни, русского дома – избы;
    • знать деревянную храмовую архитектуру;
    • знать традиционную русскую народную одежду;
    • уметь изображать человека в движении;
    • иметь представление об истории русской средневековой  архитектуры и бытовой культуры;
    • знать выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
    • понимать, что мир художественной жизни на Земле многолик;
    • знать многообразие художественных культур мира;
    • понимать, что искусство объединяет народы;
    • понимать, что изобразительные виды искусства призваны выражать глубокие, сложные переживания;
    • знать основы изобразительной грамоты (рисунок, цвет, линия, тон, пропорции, перспектива, композиция);
    • уметь применять различные художественные материалы (гуашь, акварель, пастель, цветные мелки, уголь, сангину и т.д.) в творческой деятельности;
    • уметь применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению, представлению).

    В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:

    • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
    • известные центры народных художественных ремесел России;
    • ведущие художественные музеи России;

    уметь:

    • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
    • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
    • сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
    • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу);
    • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • самостоятельной творческой деятельности;
    • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
    • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

    Учебно-тематический план:

    Истоки родного искусства (8 часов)

    Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Изба - образ лица человека; окно - очи дома, украшались наличниками, фасад - лобной доской, причелинами. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы. Деревянное церковное Образ мужской  красоты. Образ женской красоты Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник - это образ идеальной, счастливой жизни.

    Древние города нашей земли (7 часов)

    Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Знакомство с архитектурой древнего города. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов Знакомство со своеобразием разных городов - Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы.

    Каждый народ – художник (11 часов)

    Образ художественной культуры Древней Греции.  Древнегреческая  архитектура. Представление о дорической (мужественной) и ионической (женственной) ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Архитектура Японии. Образ человека, характер одежды в японской культуре. Многообразие художественных культур в мире.

    Искусство объединяет народы (8 часов)

    Внутренний мир человека. Чувства человека. Героическая тема в искусстве разных народов.

    Произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы. Тема детства, юности в искусстве.


    тематическое планирование


    п/п

    Дата проведеня

    Наиме-
    нование

    раздела
    программы. Вид искусства

    Тема урока

    Кол-во
    часов

    Тип
    урока

    Элементы
    содержания

    Характеристика деятельности учащихся

    Вид

    контроля

    Элементы
    дополнительного
    необязательного
    содержания

    1

    Рисо-
    вание
    на тему
    (компо-
    зиция)

    Рисование
    на тему «Летний пейзаж»

    1

    Комбинированный

    Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

    различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Передача настроения
    в творческой работе
    (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искус-
    стве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструи-
    рования

    2

    Рисо-
    вание
    с натуры, по
    памяти

    Изучаем 
    азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры. Коробка

    1

    Комбинированный

    Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти. Передача настроения  в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

    использовать художественные материалы;
    различать основные
    и составные, теплые
    и холодные цвета; рисовать с натуры

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина

     

    Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей

    3

    Рисование
    с натуры
    и по
     памяти. Жук

    1

    Комбинированный

    Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

    передавать красоту линий, формы, цветовых  оттенков объектов в действительности и в изобра-
    жении

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом рассказе

    4

    Рисование
    с
     натуры
    и по
     памяти. Бабочка

    1

    Комбинированный

    Определение формы, размера предмета

    чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых  оттенков  объектов в действитель-
    ности  и  в изображении, использовать
     тоновые
    и цветовые контрасты;

    гармоничное сочетание 
    цветов

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Симметрия

    5

    Беседы об изо-  бразительном   искусстве и  красоте вокруг нас

    Беседа «Жанры изобразительного искусства»
    (пейзаж,
    натюрморт).
    Б. Кустодиев «Купчиха
    за чаем»,

    1

    Комбинированный

    Представление о роли изобразительных
    (пластических) искусств (общее представление), их связь
    с жизнью. Жанры изобразительного  искусства (пейзаж, натюрморт).
     Участие в об-

    Знать основные жанры
    и виды произведений
    изобразительного искусства.

    сравнивать раз-
    личные виды и жанры
    изобразительного искусства (графики, живописи,
    декоративно-прикладного искусства); различать

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Знакомство с произведениями выдающихся русских и зарубежных художников:
    К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, А. А. Пластов,
    А. А. Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо
    да Винчи, Рембрандт

     

    К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты», В. Перов «Охотники
    на привале»,
    А. Герасимов  «Розы»

    суждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

    основные и составные,
    теплые и холодные цвета; использовать знания
    для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения)

    ван Рейн, В. ван Гог,
    К. Моне

    6

    Рисование с натуры

    Рисование 

    с натуры натюрмортов из фруктов и овощей, предметов быта

    1

    Комбинированный

    Использование различных художественных
    материалов: гуашь,
    акварель, карандаш.
    Выполнение композиционного
     центра:
    расположение группы
     предметов на плоскости листа бумаги

    выполнять наброски  фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет
    без предварительного рисунка карандашом; использовать
     новые и цветовые контрасты

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Передача настроения
    в творческой работе
    (в живописи, графике, скульптуре, декора-
    тивно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, мате-
    риала, орнамента, конструирования

    7

    Аппли-
    кация

    Мозаичное панно «Солнце над морем»

    1

    Комбиниро-ванный

    Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации

    использовать закономерности  линейной
    и воздушной перспективы, светотени,
     цветоведения как выразительные средства аппликации; сравнивать различные виды
    и жанры изобразительного искусства (графики,

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина

     

    живописи, декоративно-прикладного искусства)

    8

    Рисование с натуры

    Изучаем азбуку изобразительного искусства.

    Рисование
    с натуры шара

    1

    Комбинированный

    Определение формы, конструкции предмета.

    Соотношение размеров частей предмета

    использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Передача настроения
    в творческой работе
    (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искус-
    стве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструи-
    рования

    9

    Рисование на  
    тему
    (компо-
    зиция)

    Рисование
    по
     памяти
    на тему
     «Осень в саду» 

    1

    Комбинированный

    Выделение композиционного центра. Передача светотени. Использование тоновых и цветовых  контрастов

    применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Знакомство с произведениями выдающихся русских и зарубежных художников:
    К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, А. А. Пластов,
    А. А. Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо
    да Винчи, Рембрандт ван Рейн, В. ван Гог,
    К. Моне

    10–
    11

    Рисование с натуры, по памяти

    Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти грузовых машин, тракторов, экскаваторов, самосвалов

    2

    Комбинированный

    Форма, конструкция,
    соотношение
     размеров частей

     12

    Декоративная работа

    Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи кухонной
    доски

    1

    Комбинированный

    Создание моделей
    предметов бытового окружения человека

    Знать сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства.

    сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Передача настроения
    в творческой работе
    (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования

    13

    Рисование на  
    тему
    (компо-
    зиция)

    Иллюстриро-
    вание русской народной сказки «Морозко»
     

    1

    Урок-

    путешест-вие

    Взаимосвязь изобразительного искусства
    с литературой

    анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Пастель

    14

    Аппли-
    кация

    Сюжетная аппликация
    по
     мотивам сказки 
    «По щучьему велению»

    1

    Комбинированный

    Предварительные 
    н
    аброски и первоначальный схематический эскиз композиции. 

    Взаимосвязи изобразительного искусства
    с литературой

    различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Передача настроения
    в творческой работе
    (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искус-
    стве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструи-
    рования

    15

    Беседы об изо- брази-

    Изображение 

    животных

    в произведе-

    1

    Комбинированный

    Жанры изобразительных искусств (анима-
    листический жанр).
     

    рассматривать
    и проводить простейший анализ произведения

    Само-
    стоя-
    тельная

    Выражение своего отношения к произ-
    ведению изобразитель-

     

    тельном   искусстве и красоте вокруг нас

    ниях худож-
    ников

    Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

    искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

    работа

    ного искусства в небольшом сочинении

    16–
    17

    Декоративная работа

    Эскиз лепного пряника и  роспись готового изделия.

    2

    Комбинированный

    Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

    использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Работа с глиной

    18–
    19

    Рисование с натуры

    Рисование
    с натуры фигуры человека

    2

    Комбинированный

    Первичные навыки
    рисования с натуры,
    по памяти (человек)

    передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Симметрия

    20

    Лепка

    Лепка тематической композиции на труд человека

    1

    Комбинированный

    Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры чело-
    века

    передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Передача настроения
    в творческой работе
    (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искус-
    стве) с помощью тона, штриха, материала,

     

    орнамента, конструи-
    рования

    21

    Рисование с натуры

    Рисование 
    с натуры 
    вороны

    1

    Комбинированный

    Элементарные основы
    рисунка

    передавать конс-
    труктивно-анатомическое
     

    строение животных; рисовать с натуры

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    22

    Рисование на  
    тему
    (компо-
    зиция)

    Иллюстриро-
    вание басни
    И. Крылова
     

    «Ворона 
    и Лисица»

    1

    Комбинированный

    Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла
    в рисунке

    применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Работа с тушью

    23

    Беседы об изо-
    бразительном искусстве и  красоте вокруг нас

    Экскурсия 
    в
    «Музей изобразительных искусств»

    1

    Комбинированный

    Жанры изобразительного искусства (портреты). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной куль-
    туры России и мира.
    Ведущие художественные музеи России:
    Государственная

    Знать известные центры народных художественных ремесел России. 

    узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность  к тому или иному жанру искусства

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Знакомство с произведениями выдающихся русских и зарубежных художников:
    К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, А. А. Пластов,
    А. А. Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо
    да Винчи, Рембрандт ван Рейн, В. ван Гог,
    К. Моне. Выражение своего отношения
    к произведению изо-
    бразительного искус-

     

    Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств
    А. С. Пушкина

    ства в небольшом
    сочинении

    24

    Лепка

    Лепка героев 
    р
    усских народных сказок

    1

    Комбинированный

    Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

    передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно- анатомическое строение животных; уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина

    25

    Рисование
    на тему
    (компо-
    зиция)

    Иллюстри-
    рование
    «Сказки о рыбаке и
     рыбке»

    А. С. Пушкина

    1

    Урок-путешествие 

    Взаимосвязь изобразительного искусства
    с литературой

    применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Передача настроения
    в творческой работе
    (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искус-
    стве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструи-
    рования

    26

    Декоративная

    Выполнение эскиза сказоч-

    1

    Комбиниро-

    Участие в обсуждении содержания и вырази-

    использовать цветовой контраст и гармонию

    Само-
    стоя-

     

    работа

    ного стульчика и роспись готового
    изделия

    ванный

    тельных средств произведений изобразительного искусства. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов

    цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; срав-
    нивать различные виды
    и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-при-
    кладного искусства)

    тельная работа

    27

    Декоративная работа

    Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового
    изделия

    1

    Комбиниро-ванный

    Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов

    использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Работа с пастелью

    28

    Рисование на  
    тему

    (компо-
    зиция)

    Рисование
    на тему «Песни нашей
    Родины»

    1

    Комбинированный

    Передача настроения
    в творческой работе
    с помощью цвета,
    композиции

    передавать конст-
    руктивно-анатомическое строение фигуры человека

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    29

    Рисование с натуры, по памяти

    Рисование
    с натуры белки

    1

    Комбинированный

    Элементарные основы рисунка. Отражение
    в произведениях
    пластических искусств человеческих чувств

    передать конст-
    руктивно-анатомическое
     строение животных; различать основные и составные, теплые и холодные

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Передача настроения
    в творческой работе
    (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искус-

     

    и идей; отношения
    к природе

    цвета; рисовать с натуры

    стве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструи-
    рования

    30

    Рисование на тему (композиция)

    Рисование на тему «Праздник 9 мая – День Победы»

    1

    Комбинированный

    Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

    передавать конст-
    руктивно-анатомическое строение фигуры человека;
    различать основные и составные, теплые и холодные цвета

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Работа с пастелью

    31

    Беседа об изо-бразительном искус-
    стве

    Прославленные центры народных художественных промыслов

    1

    Комбиниро-ванный

    Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа

    сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

    32–
    33

    Декоративная
    работа

    Выполнение эскиза лепной свистульки
    в виде сказочной птицы
    и роспись

    2

    Комбиниро-ванный

    Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных

    различать основные и составные, теплые
    и холодные цвета;
     исполь-

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Передача настроения
    в творческой работе
    (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искус-
    стве) с помощью тона,

    готового
    изделия

    промыслов. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности

    зовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески
    и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

    штриха, материала, орнамента, конструи-
    рования

    34

    Рисование на  
    тему
    (компо-
    зиция)

    Иллюстриро-
    вание сказки
     
    Д. Свифта 

    «Путешествие 

    Гулливера»

    1

    Урок-путешествие

    Предварительные наброски и первоначальный  схематичный эскиз композиции. 
    Взаимосвязи изобра-
    зительного искусства
    с музыкой, литературой, театром, кино

    применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

    Само-
    стоя-
    тельная работа

    Знакомство с произведени-ями выдающихся русских и зарубежных художников:
    К. Ф. Юон, И. Э. Грабарь, А. А. Пластов,
    А. А. Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо
    да Винчи, Рембрандт ван Рейн, В. ван Гог,
    К. Моне

    Учебно-методические средства:

    1.Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М.Неменского /Сост. А.Г.Александрова, Н.В.Капустина. – Волгоград: Учитель, 2005.

    2. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского /авт.-сост.Н.В.Лободина.-Волгоград: Учитель, 2007.

    Цифровые образовательные ресурсы

    СD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,СD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

    Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения

    обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"

    Рабочая программа по Изобразительному искусству  4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...

    Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

    Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

    Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс

    Рабочая  программа с оставлена  на основе авторской программы  по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии  с  требованиями  ФГОС НОО....

    Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс

    Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России  3 класс...

    Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России

    Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...