Урок изобразительного искусства "Рисование с натуры веточки вербы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Квасова Елена Геннадьевна

Урок изучения нового материала.

Урок проводился в преддверии праздника Вербное Воскресение. Формирует представление о православном празднике, знакомит с обычаями и традициями русского народа.

Формируются умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску веточки вербы, наблюдательность и внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_risovanie_s_natury_vetochki_verby.doc32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Предмет: Изобразительное искусство

Тема урока: Рисование с натуры веточки вербы

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций.

Задачи:

 - обучение   передаче  пространственного  положения  ветки  вербы;

- обогащение  и углубление  представления школьников о красоте родной природы весной;

- развитие  способности выражать чувство восхищения от красоты родной природы в рисунке,

 - формирование умения  анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску веточки вербы, наблюдательность и внимание;

- воспитание  любви  к красоте весенней природы родного края, к Родине

-  знакомство обучающихся с обычаями и традициями русского народа, православными праздником  Вербное воскресение;

- привитие  интереса к духовному наследию земли русской средствами музыкального искусства;

- воспитанние  нравственных чувств  и этическое сознания

-  создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Раздаточный и демонстрационный материал:  фотографии веток вербы на слайдах презентации, образец педагогического рисунка «Ветка вербы» (гуашь); живые ветки вербы (каждому ребенку и на классную доску), презентация.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), гуашь, кисти, тряпочки, листы цветной бумаги

Этап

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организационный момент

Цель: Психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке.

Приветствие,

настрой

Учительница, накинув на плечи русскую цветастую шаль,   стучится и входит.

Утро доброе, хозяева,

 Позвольте  в горенку войти,

 В горенку войти да на лавочку сесть.

Проходит,садится.

 Отгадайте, о чем я вам сегодня расскажу:

 У нее цветочки –

 Пушистые комочки.

 По весне она цветёт,

 Праздник пасхи к нам зовёт. (Верба)

И урок изобразительного искусства как вы,    наверное, уже догадались,  будет посвящен именно этому растению.

Отгадывание загадки.

2. Этап формулировки темы

 и целей  урока

Цель: Учить детей логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать цели урока. Быть деловым партнёром учителя.

Вот как звучит тема нашего урока – слайд 1.

РИСОВАНИЕ ВЕТОЧКИ ВЕРБЫ С НАТУРЫ.

Сформулируйте исходя из  темы  урока цели урока – Что хочу узнать…

Чему хочу научиться…

Читают тему урока.

Формулируют цели урока:

Что хочу узнать…

Чему хочу научиться…

3. Репродуктивно-поисковый этап.

Нахождение и обобщение примет весны.

 Вербное воскресение – православный праздник.

Познакомьтесь со следующим стихотворением Агнии Барто – Слайд 2

Назовите приметы весны, которые вам встретились в стихотворении.

Наступила весна. Пожалуй, весна – самое долгожданное и самое красивое время года. Пали морозы. Отзвенела капель. Оттаяло и согрелось солнце. Земля скинула с себя белые простыни снега и лежит влажная и тяжелая. Сырой и хмурый лес вздрагивает от падения капель с ветвей и прислушивается к неумолчному рокоту талой воды… Природа проснулась.

Ребята,  какой православный праздник будет в ближайшее воскресение?

Вербное воскресение. СЛАЙД 3, СЛАЙД 4

Что вы знаете об этом празднике?  

           Около 2-х тысяч лет назад   Иисус Христос  отправился в город  Иерусалим.  За ним следовали  его ученики – Апостолы и множество народа. Когда Христос прошёл половину пути, к нему привели молодого ослика. Христос сел на него и  продолжил путь дальше. СЛАЙД 5

Читают стихотворение.

Называют приметы весны

(верба зацвела, скворцы прилетели, жарко – холодно, ветер гонит прошлогодние листья)

Ответы детей.

Ответы детей.

Знакомство со слайдами, чтение информации на слайдах.

Определяют область известных знаний.

Знакомятся со слайдами, содержащими информацию о Вербном воскресении.

3. Работа над словосочетанием.

            Сопровождавшие Христа вспомнили,  как в давние времена встречали в торжественных случаях царей и победителей, и в восторге стали приветствовать своего Учителя и Чудотворца: они снимали с себя одежду и постилали её под ноги Христу, другие срывали с деревьев  зелёные пальмовые  ветки и украшали  ими дорогу.

            Отовсюду слышались радостные голоса народа:  «Даруй спасение! Даруй спасение Боже, живущий на небесах».

              В России пальмы не растут, но под первыми лучами  весеннего солнца покрываются лёгким пушком веточки вербы. Верба служит у нас  знаком победы Иисуса Христа над смертью, а праздник  ещё называют  Вербным Воскресением. СЛАЙД 6, 7

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН !

СЛАЙД 8 (чтение стихотворения на фоне колокольного перезвона)

Предлагаю и вам, ребятки, мысленно обратиться за благословением на какое-нибудь доброе дело.

СЛАЙД 9

ХЛЕСТАНИЕ вербой. (Имитация «хлестания» одного из учеников)

Как вы думаете, ребята, для чего проводилось хлестание вербой?

ЧТОБЫ ДЕТИ БЫЛИ ЗДОРОВЫМИ И ПОСЛУШНЫМИ.

Прослушивание стихотворения на фоне колокольного перезвона.

Размышления под колокольный перезвон.

Участие в имитации.

Дают варианты ответов.

Игра «Верба – вербочка»

Предлагаю игру «Верба – вербочка».

Вытяните вперед  руки, а я буду пристукивать по вашим ладошкам веточками вербы, приговаривая слова «Верба хлыст, бей до слез, не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба», желая тем самым вам здоровья и послушания.

Выбор вербы как символа праздника, вестника Пасхи, не случаен.

Считается, что верба обладает огромной целительной силой и помогает избавиться от всего плохого,

что скопилось в доме за год.

Освященные вербы принято хранить в доме весь год рядом с иконами.

 Веточками вербы прикасались к людям, желая им здоровья, их ставили у изголовья больных, а детей ими даже легонько стегали, чтобы росли здоровыми и не болели.

Много еще существует примет, связанных с вербой, и если захотите позже я вас с ними познакомлю.

СЛАЙД 10

Весна ещё не сшила

Лесам, лугам рубашки,

Лишь верба распушила

Кудрявые барашки.

Барашки золотые

Бегут по тонким веткам-

Весёлые. Живые,

Как маленькие детки.

Участие в игре.

 Анализ объекта – веточки вербы

 Экологическая минутка

5. Работа с текстом.

Ребята, как вы думаете, можно уже приступить к работе – рисованию, или при рисовании с натуры мы пропустили еще один важный этап работы?

Какой?

Предлагаю внимательно рассмотреть ветки вербы – на фотографиях.

 На ветках есть пуховки  – барашки.

- Какой они формы?

- А что ещё можно сказать про барашки, какие они еще?

- Как расположены барашки?

- Какие ветки вербы? –

- Какого цвета барашки?

Не только серые!!!!!!!!!!  СЛАЙД 11, 12

 А веточки какого цвета?

К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно.

 Скоро она отцветёт и барашки опадут.

Много веточек вербы погибает во время праздника, я предлагаю вам, ребята, на следующий год сделать вот такую веточку вербы из бисера, ничуть не отличающуюся от настоящей, но прослужит она очень долго!!!  СЛАЙД 13

Варианты ответов детей.

РАССМАТРИВАНИЕ ВЕТОЧЕК – АНАЛИЗ ФОРМЫ, СТРОЕНИЯ, ПРОПОРЦИЙ И ОКРАСКИ ОБЪЕКТА _ ВЕТОЧКИ ВЕРБЫ.

(Овальные).

(Маленькие, пушистые, красивые, светлые).

(Поочерёдно).

(Прямые, ровные, не разветвляются).

Серые.

(Желтоватые, беленькие)

 Пальчиковая разминка.

6. Вывод.

Как мы сегодня  можем  сохранить  красоту вербочки для себя и близких надолго?

 Проверим готовность – гуашь, кисти, вода, палитра, листы бумаги, тряпочки, простой карандаш, ластик.

- Как расположить лист бумаги, чтобы нарисовать  длинные ветки вербы?

Можно и горизонтально. Покажите как.

Прежде, чем приступить к работе, давайте согреем пальчики.

- А теперь приступаем  к работе.

ПРЕДЛАГАЮ РАБОТАТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ВМЕСТЕ СО МНОЙ!

(Нарисовать).

Проверка готовности к работе.

(Вертикально).

Пальчиковая разминка.

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко

Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберём

Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

4. Практическая работа учащихся.

Первым делом, простым  карандашом сделаем легкий набросок веточек вербы – только веточек! Их может быть 2 – 3.

Теперь работаем над барашками – пуховками. Для этого возьмите кисть №2-3 и белую гуашь, определитесь, будут ли ваши пуховки белого, сероватого или желтоватого цвета, подготовьте краску к работе.

Обмакиваем кисть в густую гуашь и прикладываем последовательно к веточке, сделанной простым карандашом.

Кончик кисти прикладываем к ветке.

ПОДОЖДЕМ НЕМНОГО, ПОКА барашки подсохнут, а в это время  послушаем песню «Вербное воскресение» (2мин)

Нарисуем линию,  стебель,  который соединит бутоны. Это будет веточка. Использую для этого красно – коричневый цвет.

Далее нам нужно обозначить почку из которой выходит бутон, коричневой краской , такой же как веточка.

Придадим объем бутону, для этого возьмем белую краску и сделаем мазок кистью на бутонах.

А еще пушистую поверхность барашков можно показать с помощью манки – когда рисунок хорошо просохнет, аккуратно нанесите клей на поверхность барашка, а затем насыпьте манку,  лишнюю манку стряхните.

- Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться вы начните.

Делают набросок карандашом.

Определение цвета, подготовка краски к работе.

Рисование барашков.

Прослушивание песни «Вербное воскресение»

Рисуют стебель, почки, придают объем бутонам.

5. Выставка рисунков, обсуждение.

6. Рефлексия.

V. Репродуктивно-поисковый этап.

Цели: Познакомить понятием глаголы-антонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.

Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и контроль за посадкой во время письма.

1. Работа над понятием антонимы.

2. Упражнения в самостоятельном подборе антонимов.

Полюбуемся, какие веточки вербы у нас получились, готовы ли мы встречать вербное Воскресение.

Какое настроение возникло от увиденных работ?

Какие работы считаете самыми удачными, почему?

 ДАВАЙТЕ ПОДВЕДЕМ ИТОГ УРОКА – ЧТО УЗНАЛИ НОВОГО?  ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?

Вы творили как добрые волшебники, превращая пустые листы бумаги  в такие чудесные весенние картины. Вот, оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. Сегодня вы, подобно настоящим художникам, подтвердили это своими результатами в работе, вложив частицу своей доброты в рисунки.

СПАСИБО ВАМ ЗА РАБОТУ!!!

- Вот мы причалили к острову Антонимов. Мы оказываемся в Пещере. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо?

трудиться, лениться

ссориться, мириться

чистить, пачкать

терять, находить

смеяться, грустить

плакать, веселиться

дружить, враждовать

печалиться, радоваться

любить, ненавидеть

заболеть, выздороветь

- Прочитайте слова. Что можно о них сказать?

- Как понять «противоположные»?

- Верно, это слова  - спорщики.

- Как по-другому их можно назвать? (антонимы).

- Что такое антонимы?

- Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.

(Антонимы – слова, противоположные по смыслу – надпись на слайде).

- Сейчас мы будем играть в игру

«Перестрой фразы наоборот».
У: Я буду говорить
Дети: Мы будем молчать.
У: Я буду стоять.
Дети: Мы будем сидеть.
У: Я буду открывать.
Дети: Мы будем закрывать.

У: Я буду работать.
Дети: Мы будем отдыхать.

Выставка готовых рисунков.

СВЕТЛОЕ, ЛЕГКОЕ, РАДОСТНОЕ, ВОЗВЫШЕННОЕ, ВЕСЕННЕЕ.

Удачное расположение на листе, правильно подобраны цвета, композиция правильная.

( Методика недосказанного предложения)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся рисовать. Веточка вербы

Небольшая презентация с поэтапным выполнением работы...

Рисование с натуры "Ветка вербы"

Техника - акварель. программа Кузина В.С....

Урок ИЗО 2 класс Тема "Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.Веточка вербы"

технологическа карта урока ИЗО во 2 классе на тему "Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета"...

Видеозанятие рисование на тему: "Веточка вербы" с детьми средней группы

Конспект НОД в средней группе по рисованию по теме «Веточка вербы»Конобеева Любовь ВалерьевнаЦель: Учить детей рисовать веточку вербы.Формирование предпосылок УУД:Регулятивные: закреп...

«Объемная аппликация. Веточка Вербы», 1 класс

Конспект и презентация урока по технологии «Объемная аппликация. Веточка Вербы», 1 класс...

Учимся рисовать веточку вербы

поэтапное рисование веточки вербы красками...

Технологическая карта урока технологии: "Пластилинография. Веточка вербы", УМК: «Перспектива», 4 класс

Цель урока: освоение техники пластилинография на примере создания изделия «Веточка вербы»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием &ndash...