УМК "ШКОЛА 2100 "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД . 3 КЛАСС.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

 Тимошенко Светлана Мурадиновна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.3 КЛАСС.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_2100_izo_i_khud._trud_3_klass.docx60.1 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «ШКОЛА 2100»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

                Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

                                О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская Е.А. Лутцева

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду(технологии) создана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку и Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования 2004 г. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.


 Место предмета в базисном учебном плане

В учебном плане на изучение интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 2 часа в неделю (из учебного предмета «Изобразительное искусство» 1 час в неделю, из учебного предмета «Технология» 1 час в неделю)

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Данная программа включает программы двух учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Художественный труд. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда. Интегративные связи между предметами реализуются в процессе синхронного освоения учебного материала и осуществляются на основе общности:
• развивающих (развитие творческих способностей, проектных, художественно-трудовых умений) и воспитательных (нравственно-эстетических) задач;
• основных качеств художественной вещи, изделия (материал, форма, пропорции, декор), а также средств выразительности, рассмотрение и освоение которых осуществляется и на уроках изобразительного искусства, и на уроках художественного труда.

В построении содержания обеих программ предусмотрена:
• в выборе заданий, материалов и техник;
• в выборе произведений изобразительного и народного искусства с учетом региональных особенностей;
• в организации самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся в форме поисковой работы, экспериментов с художественными материалами, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Деятельностный подход к построению процесса обучения по художественному труду (технологии) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета технология являются:

- практико-ориентированная направленность содержания обучения;

- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

 Основные содержательные линии:

В  рабочей программе выделены три содержательные линии по изобразительному искусству, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

По художественному труду выделены две содержательные линии «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд».

 Цели  и задачи обучения:

В результате изучения «Изобразительного искусства и художественного труда» реализуются следующие цели:

• обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд»;
• содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
• способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);
• содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
• обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
• способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Обучение художественному труду(технологии) способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Основными результатами обучения художественному труду(технологии) являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.

                             Содержание программы

                         «Изобразительное искусство»

Мир изобразительных (пластических) искусств (7 час)

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ван Рейна); пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А. Шишкина,
И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф.Юона, К.Моне, В.Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А.Пластова и др.).

 Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

 Художественный язык изобразительного искусства (7 час)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии,
штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.


 Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью (20 час)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (
орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:
коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии,
штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией».

 Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

 

         Учебно-тематический план

 

Разделы

Количество часов  в курсе.

1

Мир изобразительных (пластических) искусств

7

2

 Художественный язык изобразительного искусства

7

3

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

20

Итого:

34



Содержание программы «Художественный труд»

                                           (34 часа).

I. Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности 24час)

Многообразие материалов и область их применения: древесина, металл, бумага, текстильные и пластичные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.

 Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач: определение формы и размеров деталей изделия, способов их соединения по рисункам, эскизам, чертежам. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Определение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме и операционной карте. Условные обозначения на чертежах и схемах. Понятия: заготовка, деталь, изделие.

 Использование измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля, угольника). Представление о развертке, выкройке детали.

 Изготовление изделий из бумаги и картона. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.

Практические работы. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых геометрических форм (в том числе с использованием компьютерных технологий).

Варианты объектов труда: поздравительные открытки, закладки для книг, игрушки, изделия в технике оригами (собачка, кошка, тюльпан. кораблик и т.п.), летающие модели, макеты архитектурных форм, коробочки, подставки для письменных принадлежностей, подарочные упаковки, декоративные композиции. 

^ Изготовление изделий из природных материалов. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.

Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.

Варианты объектов труда: изготовление моделей объектов окружающего мира (архитектурные сооружения, цветы, фрукты, овощи, животные, предметы быта и т.п.), декоративные композиции.

 Изготовление изделий из пластичных материалов. Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия.

Практические работы. Изготовление изделий из пластичных материалов: подготовка однородной массы; формообразование деталей изделия; соединение деталей на шип, «в надрез»; пластическое преобразования целой заготовки в изделие; использование природных материалов и фурнитуры для оформления изделия; приемы создания фактурной поверхности; сушка изделия. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: создание моделей объектов живой и неживой природы; создание декоративных композиций из пластичных материалов.

Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (животные, птицы, цветы и т.п.); изготовление моделей объектов неживой природы (транспорт, архитектурные сооружения, предметы быта).

 Изготовления изделий из текстильных материалов. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов.

Практические работы. Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей петлеобразными стежками, ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.

 Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из тканей и нитей.

Варианты объектов труда: закладки для книг, декоративные салфетки, прихватки, одежда для кукол, пальчиковые куклы, мягкая игрушка, изготовление изделий в технике лоскутной пластики, нитяной графики.

 Изготовление изделий из проволоки и фольги. Краткая характеристика операций обработки проволоки и фольги (последовательность, инструменты и приспособления).

Практические работы. Изготовление изделий из проволоки и фольги: правка и резание заготовок, сгибание ручными инструментами и на оправках; плетение из проволоки; тиснение фольги; способы соединения деталей из проволоки и фольги.

 Создание изделий и декоративных композиций из проволоки и фольги по собственному замыслу.

Варианты объектов труда: головоломки, каркасные модели животных и растений, оплетение готовых форм (ручек, карандашей и т.п.); рамки для фотографий, елочные украшения, декоративные композиции.

 Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. Машины и механизмы: назначение и история создания. Общее представление об устройстве машины: двигатель, механизм передачи движения, рабочий орган, органы управления. Краткая характеристика операций сборки моделей из деталей конструктора (последовательность, инструменты и приспособления). Понятия: типовая деталь, подвижные и неподвижные соединения деталей.

Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач: определение принципа действия и устройства простейших машин и механизмов по образцу и графическому изображению; определение назначения, количества и способа соединения деталей и узлов.

Практические работы. Сборка моделей машин и механизмов из деталей конструктора: сборка модели по образцу и сборочной схеме с использованием типовых деталей и механизмов; приемы монтажа изделия с использованием резьбовых соединений; проверка модели в действии; демонтаж изделия.

 Создание моделей несложных объектов по собственному замыслу.

Варианты объектов труда: сборка моделей транспортных средств на основе различных видов тележек, сборка моделей транспортирующих устройств типа подъемного крана, экскаватора, транспортера; сборка моделей бытовой техники типа миксера, дрели и т.п.



II. Домашний труд (10 час)

Уход за одеждой. Общее представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Конструктивные и декоративные элементы одежды. Правила ухода за одеждой и обувью.

Практические работы. Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов: приемы пришивания пуговиц; восстановление распоротых швов на одежде; декоративное оформление одежды вышивкой, аппликацией.

^ Ремонт книг. Общее представление об истории книгопечатания. Основные части книги. Материалы, применяемые для изготовления книг. Правила обращения с книгами. Приемы обработки плотной бумаги и картона.



Практические работы. Несложный ремонт книг: ликвидация разрывов книжных листов; крепление выпавших листов книги; склеивание обложки книги. Бережное использование и экономное расходование материалов. Ремонт учебников и тетрадей.

 Декоративное оформление предметов быта и жилища. Общее представление об интерьере дома. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России. Семейные праздники и традиции. Украшение дома. Правила уборки помещений.


Практические работы. Декоративное оформление домашней утвари и жилища изделиями из бумаги и ткани, декоративными панно, аппликацией из различных материалов, композициями из декоративных цветов и т.п. Оформление домашних праздников: разработка и изготовление пригласительных билетов, сувениров для конкурсов, подарков. Уборка помещений.



Современная бытовая техника. Современная бытовая техника (назначение, общее представление об устройстве). Правила управления. Безопасные приемы труда при использовании бытовой техники. Экономное расходование электроэнергии.

Практические работы. Управление работой бытовой техники; чтение условных обозначений на панелях бытовых приборов и пультах управления; соблюдение мер безопасности при использовании бытовых электроприборов

 Учебно-тематический план

Разделы

Количество часов

1

Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)

24

2

Домашний труд

10

Итого:

34

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • известные центры народных художественных ремесел России;
  • ведущие художественные музеи России;

уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др

.

В результате изучения технологии ученик должен

знать  и понимать:

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
  • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
  • основные источники информации;
  • назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;


уметь:

  • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

  • поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
  • использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
  • соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
  • осуществления сотрудничества в совместной работе.

Календарно-тематическое планирование

                                                    (68 часов)


№ урока


Тема урока ИЗО. Вид творческой работы

Количество часов


Тема урока художественного труда. Вид творческой работы

Д

Дата


                                                 Раздел. I четверть. Уроки 1—8


 ЗЕМЛЯ ОДНА, А ЦВЕТЫ НА НЕЙ РАЗНЫЕ


ВСЯК МОЛОДЕЦ НА СВОЙ ОБРАЗЕЦ


1


Чужие цветы краснее, а свои милее. Цветовые нюансы и контрасты. Рисование с натуры осенних цветов (акварель, гуашь)


1


Ситцевое многоцветие. Текстильный коллаж


2


В жостовском подносе — все цветы России. Русские лаки. Повтор мотивов традиционных узоров: веточка с листьями и цветок лилии (гуашь)


1


Жостовские фигурные...
Традиционные формы подносов. Конструирование подноса из бумаги (картона). Приемы складывания, симметричного вырезывания, надрезы, клеевое соединение


3


В жостовском подносе — все цветы России. Роспись подноса цветочным узором (гуашь)


1


Необычные превращения соломки. Конструирование коврика циновки из соломки по мотивам традиционных изделий народов мира


4


Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Цвет и форма. Рисование с натуры натюрморта «Славный урожай» (гуашь, акварель, цветные карандаши)


1


Продолжение темы урока 3. Приемы украшения соломенного коврика цветными нитками


5


Лети, лети, бумажный змей! Орнамент и форма. Эскиз украшения для воздушного змея (материалы по выбору)


1


Лети, лети, бумажный змей! Конструирование змея из бумаги. Прием симметричного вырезывания, клеевое соединение


6


Лоскуток к лоскутку. Лоскутная мозаика. Эскиз орнамента для лоскутного коврика (акварель, гуашь, фломастеры)


1


Лоскуток к лоскутку. Лоскутное шитье способами «колодец», «изба»: конструирование модулей из полос ткани. Сшивание швом «за иголку». Окантовка изделия прямыми полосками ткани


7


Живописные просторы Родины. Пейзаж. Пространство и цвет. Композиция «Родные просторы» (акварель, гуашь)


1


Завершение темы урока 6. Коллективная лоскутная композиция из мотивов-модулей


8


Гжельская майолика. Растяжение цвета в гжельском мазке. Особенности изображения гжельского пейзажа. Украшение тарелочки по мотивам гжельской майолики


1


Гжельская майолика. Конструирование из бумаги по мотивам гжельской майолики. Приемы складывания, симметричного и асимметричного вырезывания, склеивания


                  Рекомендуемые для ознакомления в I четверти произведения:

изобразительного искусства: М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмеркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины. Монотипия; И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях; З. Серебрякова. Корзина с кабачками; Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью; В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Тыква. Натюрморт; П. Кузнецов. Цветы и дыни; Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом; Н. Присекин. Вид на Веледниково;
народного декоративно-прикладного искусства: И. Страхов. Осень. Панно. Федоскино; памятники архитектуры — Преображенская церковь. Кижи; жостовские подносы — М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи — Япония, Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика


                                                Раздел. II четверть. Уроки 9—16


 ЧТО НИ ГОРОД, ТО НОРОВ


КАЖДОМУ МОЛОДЦУ РЕМЕСЛО К ЛИЦУ


9


Двор что город, изба что терем. Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья: полотенца, причелин: знаки солнца, воды, земли (карандаш, перо, фломастер)


1


Теремок для пернатых. Конструирование по мотивам теремной архитектуры из картона и упаковочных коробок. Приемы вырезывания, гофрирования, складывания


10


Двор что город, изба что терем. Деревянное зодчество России. Изображение терема для сказочных героев (материалы по выбору)


1


Завершение темы урока 9. Украшение терема подзорами, полотенцами и т. п. Приемы симметричного вырезывания из бумаги


11


Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет. Рисование по памяти: наброски птиц в разных поворотах


1


Красна изба столом да скатертью. Вышивание салфетки тамбурным швом, швом «с прикрепом»


12


Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт из предметов крестьянского быта. Свет и тень (акварель)


1


Завершение темы урока 11


13


Русская зима. Пейзаж в графике. Передача образа заиндевелых растений (перо, тушь, белая гуашь)


13


Куют кузнецы для лучины светцы. Конструирование светца из полос бумаги. Приемы скручивания, складывания, вырезывания, гофрирования, склеивания


14


Зима не лето, в шубу одета. Орнамент в украшении народной одежды. Связь декора с формой. Эскиз украшения из бисера (материалы по выбору)


1


Выковал кузнец сказочный ларец. Конструирование из готовых форм (упаковочные коробки). Украшение резным декором


15


Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальное шествие (материалы по выбору)


1


Рождественские фантазии. Конструирование из соломки объемных конструкций — подвесок на основе октаэдров


16


Карнавальные фантазии. Эскиз карнавальной маски: образ матушки-зимы (материалы по выбору)


1


Завершение темы урока 15


                  Рекомендуемые для ознакомления во II четверти произведения:

изобразительного искусства: А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синица-пухлячок. Синица-лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седневе; А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль; Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт; В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; А. Журавлева. Зима, Екатерина санница, Варвара, Анна зимняя. Месяцеслов; произведения местных художников;
народного декоратвно-прикладного искусства: дом Ошевнёва. Кижский музей под

открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка. Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева. Финифть. Ростов; меховая одежда — Ханты-Мансийский округ; вязаные варежки, Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором; тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия — ларцы, сундуки, светцы; традиционные подвесные украшения — «пауки»


                                           Раздел . III четверть. Уроки 17—26


 В КАЖДОМ ПОСАДЕ В СВОЕМ НАРЯДЕ


ВСЯКИЙ ПОРТНОЙ НА СВОЙ ПОКРОЙ


17


Узоры-обереги в русском народном костюме. Завершение орнаментальных полос, которые украшают народный костюм (фломастеры, цветные карандаши)


1


Тканые узоры. Ткачество на дощечках. Конструирование дощечек из картона, заправка нитей в дощечки, подготовка уточной нити


18


Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя. Эскиз исторического или театрального костюма (пастель, мелки, фломастеры)


1


Завершение темы урока 17. Приемы тканья поясов (закладок) способами «к себе», «от себя». Отделка кисточками края тканого изделия


19


Город белокаменный. Исторический памятник архитектуры. Сюжетное рисование на заданную тему (акварель, гуашь)


1


Город белокаменный. Художественное конструирование из бумаги плоскорельефного панно по мотивам традиционной русской архитектуры


20


Город белокаменный. Сюжетно-декоративная композиция «Старинный русский город-крепость »(материалы и техника по выбору)


1


Завершение темы урока 19.


21


Защитники земли Русской. Сюжетная композиция на заданную тему (материалы и техника по выбору)


1


Защитники земли Русской. Объемное конструирование из бумаги кукол в мужском костюме


22


Дорогие, любимые, родные. Женский портрет (материалы и техника по выбору)


1


Берестяные бусы. Конструирование из бересты (или бумаги) украшения-оберега


23


Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция (обрывная аппликация)


1


Богородские потехи. Конструирование из бумаги динамической игрушки по мотивам богородской. Приемы симметричного и асимметричного вырезывания, прокалывания, склеивания


24


Красота и мудрость народной игрушки. Деревянная игрушка. Зарисовки народных деревянных игрушек (материалы и техника по выбору)


1


Завершение темы урока 23


25—26


Герои сказки глазами художника. Декоративно-сюжетная композиция: иллюстрация к сказке в технике бумажной аппликации


2


Красны девицы. Объемное конструирование из бумаги кукол в народном костюме


                      Рекомендуемые для ознакомления в III четверти произведения:

изобразительного искусства: О. Савостюк. Маша; З. Серебрякова. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; В. Фонеев. Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-Залесском; В. Федосеев. Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж. Эскиз декорации; А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк, Б. Успенский. Победа. Плакат; Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кугач. Дмитрий Донской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная; А. Остроумова-Лебедева. Весенний мотив; З. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов. Белые ночи под Тобольском; В. Бялыницкий-Бируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово; У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Телин. Родительский день; Л. Малеева. Рязанские девочки; М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица; Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нурали. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации; М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика; М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Царевна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова; Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин. Царевна-Несмеяна. Жар-птица; Стрельчиха перед царем и свитой;
народного декоративно-прикладного искусства: народный костюм Русского Севера — олонецкий, новгородский, тверской, архангельский; народный костюм южнорусский — курский, орловский, тамбовский, воронежский, тульский; Б. Ермолаев. Куликовская битва. Палех; В. Липицкий. Масленица. Коробочка. Федоскино; народные игрушки из Сергиева Посада, Семенова, Федосеева, Полхов-Майдана, Богородского; В. Грудинин. Александр Попович и княжич Василько. Ростов; Н. Малозёмов. Вид кремля города Ростова Великого. Финифть. Ростов; тканые пояса Русского Севера и Юга, украшения из бересты — вологодские, архангельские, карельские и др.; богородская динамическая игрушка


                                       Раздел. IV четверть. Уроки 27—34


 ИЩИ ДОБРА НА СТОРОНЕ, А ДОМ ЛЮБИ ПО СТАРИНЕ


ВСЯК НА СВОЙ МАНЕР


27


Водные просторы России. Морской пейзаж. Рисование по наблюдению, по памяти картины весенней навигации (акварель, карандаш, фломастер)


1


Пасхальный сувенир. Изготовление сувенирных колокольчиков (лепка из глины/пластилина или конструирование из бумаги)


28—29


Цветы России на павловских платках и шалях.
Русская набойка. Повтор, вариация и импровизация по мотивам цветочной композиции павловских узоров (акварель, гуашь, фломастер)


2


Цветы России на павловских платках и шалях. Изготовление манер из картона, шнура и других материалов с силуэтами цветов (композиция замкнутого орнамента). Выполнение набойки на ткани (гуашь)


30


В весеннем небе — салют Победы. Декоративно-сюжетная композиция на заданную тему (акварель, фломастер)


1


Встречаем птиц. Конструирование образа птицы. Оригами


31


Гербы городов Золотого кольца России. Символическое изображение: герб родного села, города (гуашь, фломастер)


1


Скопинские фантазии из глины. Лепка (конструирование) сосуда сложной формы на основе комбинирования простых деталей по мотивам скопинской керамики. Декор: рельеф, контр-рельеф, налепы, оттиски


32


Сиреневые перезвоны. Натюрморт: цвет и свет. Рисование с натуры или по представлению под впечатлением увиденных произведений сирени (акварель, гуашь, мелки)


1


Завершение темы урока 31


33—34


У всякого мастера свои фантазии. Зооморфные мотивы в орнаменте народов мира. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь, фломастер)


2


Мое долгожданное лето. Декоративная рельефная композиция из глины (цветного пластилина). Использование различных приемов лепки. Коллективная работа


 Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти произведения:

изобразительного искусства: А. Рылов. Зеленый шум; А. Дейнека. Будущие летчики; А. Герасимов. После дождя; В. Поленов. Московский дворик; И. Машков. Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Н. Дубовской. Закат солнца; Н. Крымов. Утро; Н. Айвазовский. Радуга, Черное море; Р. Судковский. Бурное море; А. Рылов. В голубом просторе; Э. Калныньш. Седьмая балтийская регата; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчихи; В. Орешников. Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют победы. В 1945-м; А. Ушин. Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют. Гобелен; П. Кончаловский. Сирень в корзине; П. Кончаловский. Сирень, хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень;
народного декоративно-прикладного искусства: павлово-посадские шали; Ковер Зили. Дагестан; Прялка. Мезень. Россия; Тарелка. Мексика; Лобовая доска. Городец; Гравюра. Германия; Расписная дверь. Русский Север; керамика Скопина; маски — Индонезия, Китай; ваза — Корея

Литература

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом

 «Изобразительное искусство и художественный труд» авторов:

 Т. Я. Шпикалова, Е. В.

 Алексеенко, Л. В. Ершова,

 Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первого класса создана на основе: = Закона «Об образовании РФ» ; = Федерального государственного стандарта начального...

Пояснительная записка. Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 1-4 классов

Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в начальной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 1-4 классов, раскрывает специфику и своеобраз...

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы»

Программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» под руководством Б. М. Неменского (Москва, 2001г.) и личного опыта педагога с учетом современных т...

Рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд»

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класс...

Рабочая программа Изобразительное искусство для 1- 4 класса ФГОС

Рабочая программа по  изобразительному искусству  для 1- 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духо...

Рабочая программа "Изобразительное искусство и художественный труд" 2 класс

Рабочая программа "Изобразительное искусство и художественный труд" 2 класс...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Перспектива" 3 класс

Рабочая программа "Изобразительное искусство" УМК "Перспектива" 3 класс...