Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Микеладзе Светлана Сергеевна

 

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первого

 класса создана на основе:

 

= Закона «Об образовании РФ» ;

 

= Федерального государственного стандарта начального общего образования -1, 2, 3 классы 2011 г.

 

= Образовательной программы МБОУ «СОШ №5»

 

= Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации 2012г и учебно – методического комплекса Б. М. Неменского, издания «Просвещения», 2012 год; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyas.zap_1.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

«Рассмотрено»                    «Согласовано»                                «Утверждаю»                

 Протокол № 2                               Протокол № 2                                               приказ №      

от  12.09.2013г                               от 12.09.2013г.                                             от  12.09.2013г.                                                              

Руководитель ШМО                      Председатель ШМС                                  Директор МОУ «СОШ №5»

                                                               

               Л.В.Гаевская                            Т.В. Толмачева                                                 Т.А.Лукина        

Рабочая программа

«Изобразительное искусство»

для обучающихся 1 класса

Образовательная область: искусство

Разработала: Микеладзе Светлана Сергеевна

                                                                       учитель изобразительного          

                                                                       искусства и черчения,

                                                                  первой квалификационной

                                                                       категории.

Братск 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Статус документа

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первого

 класса создана на основе:

 

= Закона «Об образовании РФ» ;

= Федерального государственного стандарта начального общего образования -1, 2, 3 классы 2011 г.

= Образовательной программы МБОУ «СОШ №5»

= Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации 2012г и учебно – методического комплекса Б. М. Неменского, издания «Просвещения», 2012 год;

 

II. Общая характеристика учебного предмета

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель)  и  собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с Окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), Математикой (геометрические фигуры и объемы), Технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Цель обучения - развитие визуально пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, оптимальное развитие каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, умения лаконично и строго излагать мысли и формировать общеучебные компетенции

        Задачи обучения: 

= Формирование универсальных учебных действий в режиме апробирования и подготовки к введению ФГОС в основном общем образовании, обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач, умения самообразования;

= Формирование  эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира,  к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;

= Развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития умения сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры, развития воображения;

=Овладение  навыками  работы красками, графическими материалами, навыков создания аппликации, лепки из пластилина, объемного моделирования из бумаги.

=Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального  и народного изобразительного искусства; нравственных  и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 33 часа,  продолжительность изучения изобразительного искусства в 33 учебные недели, что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класса разработана на основе типовой программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1 классов автора  Б.М.Неменского.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Любая тема по изобразительному искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» формирует личность обучающегося и расширяет набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

V. Содержание учебного предмета

       В рабочей программе по изобразительному искусству выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность программы помогают обеспечить эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Рабочая программа по изобразительному искусству состоит из следующих разделов: «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения», «Ты украшаешь.  Знакомство с Мастером Украшения», «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки»,  «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу».

VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

VII.  Методическое и материально-техническое сопровождение программы

1. Программа. Изобразительное искусство и художественный труд:  1-4 класс  автор Б. М. Неменский,  издательство «Просвещение», 2012.

2.Л.А.Неменская, учебник: «Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь, строишь 1 класс» под редакцией Б.М.Неменского, Москва: Просвещение, 2011 год.

3. Б.М.Неменский   ИЗО и художественный труд:1-8классы Москва: Просвещение, 2012.

4. И.Д.Агеев Занимательные материалы по изобразительному искусству -  Москва: Творческий центр, 2010.

5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. - Москва: Просвещение, 2010.

6. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства — Москва: Просвещение, 2009.

7. Коротеева Е. И. Азбука аппликации— Москва, Издательский дом, 2009.

8. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков — Москва: Просвещение, 2009.

9. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги. — Москва, Просвещение:2009.

10. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1—4 классов— Москва., 2013.

11. Неменский Б. М. Педагогика искусства— Москва, Просвещение: 2012.

12. Неменский Б. М. Познание искусством— Москва, Просвещение: 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 1-4 классы с учетом требований ФГОС

Рабочая программа разработана по изобразительному искусству с учетом требований ФГОС  для 1-4 класов...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 А класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI. Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 А класса создана на основе:= Закона «Об образовании РФ» № 273 от 21.12.2012г; = Федер...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 В (Г) специального (коррекционного) класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI. Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 В (Г) специального (коррекционного) класса создана на основе:= Закона «Об образовани...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 4 В (Г) специального (коррекционного) класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI. Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 В (Г) специального (коррекционного) класса создана на основе:= Закона «Об образовани...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 1,3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству  разработана для обучающихся 1,3  классов с КТП без УУД...

Рабочая программа изобразительному искусству для 2 класса УМК Перспектива

Данная программа разработана для учителя начальных классов....

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 1 - 4 классы

Настоящая рабочая программа составлена на основе: - Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стан...