Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 В (Г) специального (коррекционного) класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Микеладзе Светлана Сергеевна

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Статус документа

 

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 В (Г) специального (коррекционного) класса создана на основе:

= Закона «Об образовании РФ» № 273 от 21.12.2012г;

 

= Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ от 16.10.2009г. №373)

 

= Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №5»;

 

= Учебного плана МБОУ «СОШ № 5» на 2014-2015 учебный год;

 

= Календарного учебного графика работы МБОУ «СОШ № 5» на 2014-2015 учебный год;

 

= Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации 2011г и учебно – методического комплекса Б. М. Неменского, издания «Просвещение», 2012 год; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn.zap_3.docx54.63 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Рассмотрено                                     Согласовано                                Утверждаю                

 Протокол № 1                               Протокол № 2                                           приказ № 160      

от  30.08.2014г                               от 12.09.2014г.                                      от  12.09.2014г.                                                              

Руководитель ШМО                      Председатель ШМС                                Директор МБОУ «СОШ №5»

                                                               

               Л.В.Гаевская                            Т.В. Толмачева                                                 Т.А.Лукина

                             Рабочая программа

«Изобразительное искусство»

для обучающихся 3 В (Г)  специального (коррекционного) класса

Образовательная область: искусство

Разработала: Микеладзе Светлана Сергеевна

                                                                                учитель изобразительного          

                                                                                искусства и черчения,

                                                                           первой квалификационной

                                                                                категории.

Братск 2014

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Статус документа

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 В (Г) специального (коррекционного) класса создана на основе:

= Закона «Об образовании РФ» № 273 от 21.12.2012г;

= Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ от 16.10.2009г. №373)

= Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №5»;

= Учебного плана МБОУ «СОШ № 5» на 2014-2015 учебный год;

= Календарного учебного графика работы МБОУ «СОШ № 5» на 2014-2015 учебный год;

= Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации 2011г и учебно – методического комплекса Б. М. Неменского, издания «Просвещение», 2012 год;

II. Общая характеристика учебного предмета

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель)  и  собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с Окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Цель обучения - развитие визуально пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, оптимальное развитие каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, умения лаконично и строго излагать мысли и формировать общеучебные компетенции

        Задачи обучения:

 

= Формирование универсальных учебных действий в режиме апробирования и подготовки к введению ФГОС в основном общем образовании, обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач, умения самообразования;

= Формирование  эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира,  к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;

= Развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития умения сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры, развития воображения;

=Овладение  навыками  работы красками, графическими материалами, навыков создания аппликации, лепки из пластилина, объемного моделирования из бумаги.

=Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального  и народного изобразительного искусства; нравственных  и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В результате изучения изобразительного искусства на базовом уровне выпускник научится:

Знать/понимать:

• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

•  что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.

Выпускник  научится:

 • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;

• использовать элементарные приемы изображения пространства;

• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;

• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

Второклассник получит возможность научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа,  продолжительность изучения изобразительного искусства в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МБОУ «СОШ №5», темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Любая тема по изобразительному искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» формирует личность обучающегося и расширяет набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

V. Содержание учебного предмета

Содержание обучения изобразительного искусства представлено основными содержательными линиями, реализующими концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

В результате освоения предметного содержания изобразительного искусства у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.

В процессе изучения изобразительного искусства осуществляется освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. В процессе изучения изобразительного искусства осуществляется знакомство с пространственно-визуальными искусствами в окружающей нас действительности. Обучающиеся узнают, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике – везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

         Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Изобразительное искусство предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

     В 3 классе тема года «Искусство вокруг нас» раскрывается в разделах:

  1. Искусство в твоем доме.
  2. Искусство на улицах твоего города.
  3. Художник и зрелище.
  4. Художник и музей.

VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

VII. Перечень тестовых работ

Сроки

К-во обуч

Письм.р.

«5»

«4»

«3»

«2»

% успев.

% кач.

Ср.балл

Сентябрь

Художественные материалы.

Май

Основы изобразительной грамотности.

VIII. Методическое и материально-техническое сопровождение программы

1. Программа. Изобразительное искусство и художественный труд:  1-4 класс  автор Б. М. Неменский,  издательство «Просвещение», 2011.

 

2.Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, издательство «Просвещение», 2013.

3. И.Д.Агеев Занимательные материалы по изобразительному искусству, издательство «Творческий центр», 2010.

4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, издательство «Просвещение», 2010.

5. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства, издательство «Просвещение», 2009.

6. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги, издательство «Просвещение», 2009.

7. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1—4 классов, издательство «Просвещение»,  2009.

8. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Упражнения, задания, тесты, издательство «Учитель», 2009.

9. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (CD)

Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Рассмотрено                                     Согласовано                                Утверждаю                

 Протокол № 1                               Протокол № 2                                           приказ № 160      

от  30.08.2014г                               от 12.09.2014г.                                      от  12.09.2014г.                                                              

Руководитель ШМО                      Председатель ШМС                                Директор МБОУ «СОШ №5»

                                                               

               Л.В.Гаевская                            Т.В. Толмачева                                                 Т.А.Лукина

                             Рабочая программа

«Изобразительное искусство»

для обучающихся 3 А, Б  класса

Образовательная область: искусство

Разработала: Микеладзе Светлана Сергеевна

                                                                                учитель изобразительного          

                                                                                искусства и черчения,

                                                                           первой квалификационной

                                                                                категории.

Братск 2014

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Статус документа

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 А, Б класса создана на основе:

= Закона «Об образовании РФ» № 273 от 21.12.2012г;

= Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ от 16.10.2009г. №373)

= Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №5»;

= Учебного плана МБОУ «СОШ № 5» на 2014-2015 учебный год;

= Календарного учебного графика работы МБОУ «СОШ № 5» на 2014-2015 учебный год;

= Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации 2011г и учебно – методического комплекса Б. М. Неменского, издания «Просвещение», 2013 год;

II. Общая характеристика учебного предмета

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель)  и  собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с Окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Цель обучения - развитие визуально пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, оптимальное развитие каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, умения лаконично и строго излагать мысли и формировать общеучебные компетенции

        Задачи обучения:

 

= Формирование универсальных учебных действий в режиме апробирования и подготовки к введению ФГОС в основном общем образовании, обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач, умения самообразования;

= Формирование  эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира,  к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;

= Развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития умения сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры, развития воображения;

=Овладение  навыками  работы красками, графическими материалами, навыков создания аппликации, лепки из пластилина, объемного моделирования из бумаги.

=Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального  и народного изобразительного искусства; нравственных  и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В результате изучения изобразительного искусства на базовом уровне выпускник научится:

Знать/понимать:

• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

•  что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.

Выпускник  научится:

 • работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;

• использовать элементарные приемы изображения пространства;

• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;

• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

Второклассник получит возможность научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа,  продолжительность изучения изобразительного искусства в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МБОУ «СОШ №5», темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Любая тема по изобразительному искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Изучение предмета «Изобразительное искусство» формирует личность обучающегося и расширяет набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

V. Содержание учебного предмета

Содержание обучения изобразительного искусства представлено основными содержательными линиями, реализующими концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

В результате освоения предметного содержания изобразительного искусства у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.

В процессе изучения изобразительного искусства осуществляется освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. В процессе изучения изобразительного искусства осуществляется знакомство с пространственно-визуальными искусствами в окружающей нас действительности. Обучающиеся узнают, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике – везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

         Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Изобразительное искусство предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

     В 3 классе тема года «Искусство вокруг нас» раскрывается в разделах:

  1. Искусство в твоем доме.
  2. Искусство на улицах твоего города.
  3. Художник и зрелище.
  4. Художник и музей.

VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

VII. Перечень тестовых работ

Сроки

К-во обуч

Письм.р.

«5»

«4»

«3»

«2»

% успев.

% кач.

Ср.балл

Сентябрь

Художественные материалы.

Май

Основы изобразительной грамотности.

VIII. Методическое и материально-техническое сопровождение программы

1. Программа. Изобразительное искусство и художественный труд:  1-4 класс  автор Б. М. Неменский,  издательство «Просвещение», 2011.

 

2.Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, издательство «Просвещение», 2013.

3. И.Д.Агеев Занимательные материалы по изобразительному искусству, издательство «Творческий центр», 2010.

4. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, издательство «Просвещение», 2010.

5. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства, издательство «Просвещение», 2009.

6. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги, издательство «Просвещение», 2009.

7. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1—4 классов, издательство «Просвещение»,  2009.

8. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Упражнения, задания, тесты, издательство «Учитель», 2009.

9. Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (CD)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение

Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 А класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI. Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 А класса создана на основе:= Закона «Об образовании РФ» № 273 от 21.12.2012г; = Федер...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 4 В (Г) специального (коррекционного) класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI. Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 В (Г) специального (коррекционного) класса создана на основе:= Закона «Об образовани...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первого класса создана на основе: = Закона «Об образовании РФ» ; = Федерального государственного стандарта начального...

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с ОВЗ / УО 2 класс

  Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на ин...

Рабочая программа «Логопедическая коррекция» 2, 3, 4 СККК (специальный (коррекционный) класс комплект

Аннотация «Логопедическая коррекция»Название курса«Логопедическая коррекция»Класс 2, 3, 4 СККК (специальный (коррекционный) класс комплектКоличество часов68 ч.Составитель рабоч...