Программы по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Филиппова Ольга Михайловна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_pr_po_izo.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

       

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад

 «ЛУЧИК» V, VII видов

РАССМОТРЕНО        СОГЛАСОВАНО                УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете        Заместитель директора по УВР                                Директор МБС(К)ОУ «ЛУЧИК»V,VII видов

Протокол № 1         __________Алдушкина Е.В.        _________Семенушкина С.Н.

от « 29 » августа 2013г.        «30» августа 2013г.        Приказ № 37 от 02.09.2013г.

        Рабочая программа

Наименование учебного предмета Изобразительное искусство

Класс  «А»________________________________

Учитель Филиппова О.М._______________

Срок реализации программы 2013-2014 уч.год__

Количество часов по учебному плану

Всего 34 час.в год, 1 час в неделю________

Планирование составлено на основе Программы по предмету «Изобразительное искусство»  Б.М. Неменского, В.Г.Гурова, Л.А.Неменской

Учебник «Изобразительное искусство» Москва «Просвещение 2013

 Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации______________________________________

Рабочую программу составила___________Филиппова О.М.

        (подпись)


Изобразительное искусство.

4 класс

Пояснительная записка

        Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского, утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год – 1 час в неделю.

Для реализации программного содержания используются:

  • Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник»: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2007.
  • Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2009.

 «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.

Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам  представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.

 Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.

В процессе обучения изобразительному искусству  в начальной школе реализуются

следующие цели и задачи:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны знать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, ком¬позиции;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

- знать деление изобразительного искусства на жанры, пони¬мать специфику их изобразительного языка;

- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Учащиеся должны уметь:

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Название темы урока

Кол-во

часов

Практическая работа

Домашнее задание

Дата

Коррек-

тировка

Тема года: «Каждый народ - художник».

Тема: «Искусство твоего народа».

1

«Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы».

(компоновка)

1

Выполнение деревенского пейзажа по представлению. (групповая работа)

Найти репродукции русских пейзажей, поделиться впечатлениями.

2

«Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы».(цветовое решение)

1

Изображение деревни в природной среде, гармонии жилья с природой. Завершение работы в цвете, (групповая работа).

Найти и принести репродукции древних русских городов.

3

«Образ древних русских городов».

(инд. конструирование)

1

Конструирование из бумаги кремля с крепостными стенами, башнями, постройками. Презентация.

(индивидуальная работа)

Найти изображения памятников русской старины.

4

«Образ древних русских городов».

(создание ансамбля)

1

Коллективное конструирование ансамбля кремля. Презентация.

Найти изображения женских образов в произведениях искусства.

5

«Образ русского человека».

(женский образ)

1

Изображение русских женских образов, красоты, мягкости, силы, нежности, русских женщин.

Найти изображения мужских образов в произведениях искусства.

6

«Образ русского человека».

(мужской образ)

1

Изображение мужских образов (пахаря, богатыря, их силы и мужества).

Чем является труд для родителей и знакомых? Репродукции произведений искусства о труде.

7

«Воспевание труда в искусстве».

1

Изображение сельского труда (пахота, сенокос, уборка урожая).

8

«Народные праздники»

(предварительный рисунок, компоновка)

1

Выполнение предварительного рисунка для панно «Ярмарка в русском городе» (коллективная работа).

Вспомнить все, что показывали, о чем говорили в течение четверти.

9

«Народные праздники».

(обобщение темы четверти)

1

Создание панно на тему народного праздника «Ярмарка в русском городе», цветовое решение (коллективная работа). Обобщение темы четверти.

 Тема: «Искусство разных народов».

10

«Природа и селения разных народов».

1

Изображение пейзажа с селениями разных народов.

Найти изобразительный материал о природе и архитектуре разных народов.

11

«Образы городов и исторических памятников».

(рисунок)

1

Выполнение рисунка архитектурных ансамблей городов Прибалтики, Закавказья, Средней Азии и т. д.

12

«Образы городов и исторических памятников». (цветовое решение)

1

Работа над композицией архитектурных ансамблей городов в цвете.

Поискать и принести изображения национальных костюмов разных народов.

13

«Образ человека в искусстве разных народов»

1

Изображение женского образа одного из народов (через цвет, рисунок фигуры).

14

«Труд в искусстве разных народов».

(эскиз, рисунок)

1

Изображение людей в труде, например: уборка хлопка, лов рыбы, сбор винограда или на заводе, фабрике, шахте и т.д. (выполнение рисунка или эскиза для скульптуры)

Выполнить 2 – 3 наброска фигуры в движении.

15

«Труд в искусстве разных народов».

(цветовое решение, лепка)

1

Завершение работы в цвете, лепка в материале (пластилин).

Вспомнить все, о чем говорили в четверти. Принести собранные материалы.

16

«Искусство разных народов». (выставка работ за четверть)

1

Обсуждение материалов по изобразительному искусству, принесенных классом. Выставка работ.

Тема: «Каждый народ земли – художник».

17

«Образ художественной культуры Древней Греции».

(рисунки фигуры)

1

Наброски фигуры (рисунки) в греческом стиле.

Собирать и изучать литературный, изобразительный, музыкальный материал по культуре Греции, Западной Европы, Японии.

18

«Образ художественной культуры Древней Греции».(вырезание)

1

Вырезание по силуэту элементов архитектуры.

19

«Образ художественной культуры Древней Греции».

(склеивание)

1

Склеивание макетов древнегреческих храмов.

Принести литературный, изобразительный материал по культуре Древней Греции.

20

«Образ художественной культуры Древней Греции».

(панно)

1

Создание панно «Греческий атлетический праздник», или «Праздник Великих Панафиней».

Принести литературный, изобразительный материал по культуре Японии.

21

«Образ художественной культуры Японии».

(пейзаж)

1

Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами, ветка цветущей вишни).

22

«Изображение японок в национальной одежде».

1

Передача характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Принести литературный, изобразительный материал по культуре Западной Европы.

23

«Образ художественной культуры средневековой Западной Европы».(готика)

1

Архитектурные зарисовки средневековых западноевропейских городов.

24

«Одежда и предметы быта горожан средневековья»

1

Зарисовки по представлению.

25

«Праздник цехов ремесленников на городской площади».

(панно)

1

Работа над созданием коллективного панно

Принести материал по теме четверти, подготовить сообщения к итоговому уроку (можно группами).

26

«Завершение работы над панно».

1

Используя панно, выполненные детьми за четверть, а так же материал, собранный учащимися, провести беседу по закреплению знаний.

Поиск материала посвященного материнству, стихи, песни, репродукции, подготовить рассказ.

Тема: «Представления народов о духовной красоте человека».

27

«Все народы воспевают материнство».

1

Работа на тему «Мама».

Найти репродукции, стихи о материнстве.

Выполнить мамин портрет с натуры.

28

«Все народы воспевают мудрость старости».

1

Изображение любимого пожилого человека (дедушка, бабушка, учительница и т. д.).

Нарисовать с натуры дедушку или бабушку.

29

«Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе».

1

Рисунок с драматическим сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Написать маленький рассказ о своем рисунке.

30

«Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость».

1

Изображение событий, которые волнуют сегодняшних школьников.

31

«Все народы скорбят о павших за справедливость и воспевают их подвиг».

1

Создание эскиза памятника герою.

Вспомнить, какие произведения о героях, борцах за справедливость вы видели в селе, городе, районе.

32

«Все народы скорбят о павших за справедливость

и воспевают их подвиг».

1

Выполнение проекта памятника в объеме.

33

«Представления народов о духовной красоте человека».

1

Подготовка работ к выставке.

34

Обобщение и закрепление знаний по итогам начальной школы.

1

Подготовка выставки класса за начальную школу.

Литература и средства обучения: Литература.

Для учителя:

  • Программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского;
  • Поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. 4 класс» /автор-составитель И.В. Федотова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Для учащихся:

  • Учебник «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник», автор Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. –М.: Просвещение, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"

Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

В данном разделе помещёна рабочая программа по  предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"3 класс...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4".  Программа включает в ...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись,  Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...