Тайны подводного царства
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

 Власова Елена Леонидовна

Разработка урока и демонстрационная презентация для обучения детей 5-6 лет изобразительной деятельности в группе адаптации детей к условиям школьной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Предмет: изобразительное искусство
  2. Дети 5-6 лет, группа адаптации детей к условиям школьной жизни
  3. Учитель: Власова Елена Леонидовна

Тема урока: «Тайны подводного царства».

Цели и задачи урока:

- формировать у детей способности «смотреть и видеть» в созданных природой формах красоту;

 - закреплять графические умения и  навыки при работе с восковыми мелками и акварелью;

 - развивать наблюдательность, внимание и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон.

Музыкальный ряд: К. Сен-Санс «Аквариум» из цикла «Карнавал животных», Р. Щедрин   «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок».

Наглядный материал: слайды с изображением видов подводного мира, разнообразных    рыб,  репродукции картин Айвазовского.

Рабочий материал: альбомный лист, восковые мелки, акварель, кисти.

Ход урока:

  Звучит музыка - К. Сен-Санс «Аквариум. Карнавал животных».

    Ребята, сегодня на занятие к нам пришла веселая девочка. /Учитель показывает куклу Русалочку/.  Вы все конечно ее узнали это - … Дети хором – Русалочка. У  Русалочки сегодня необычный день. Сегодня День рождения ее папы – морского царя. Русалочка очень хочет подарить ему самый красивый подарок, и она решила, что нарисует ему картину, в которой изобразит подводное царство.

   Ребята, послушайте, как описывает его известный датский сказочник  Ганс Христиан Андерсен в своей сказке «Русалочка».

    … Далеко в море вода синяя – синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная – прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит… Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху.

   В ходе прочтения отрывка демонстрируются виды подводного мира.

 Ребята, а как вы думаете, каких жителей больше всего в подводном мире? /Рыбок/.

А каких рыбок знаете вы, ребята?  /Окунь, карась, акула, щука…/

А кто из вас, ребята, слышал о рыбах, которых называют: ёж, бабочка, клоун? Как вы думаете, почему у рыб такие названия? /Из-за внешнего вида/

А почему же у рыб такая необычная окраска? /Маскировка, отпугивание врага…/

(Ответы на вопросы и рассуждения происходят при демонстрации изображений разнообразных рыб).

Далее учитель читает стихотворение Т. Белозерова.                        

При чтении стихотворения звучит музыка Р. Щедрина «Золотые рыбки».

Рыбка, рыбка – ласточка морская!

То мелькаешь ты на гребне у волны,

То траву, на дне морском качая,

Солнышком блестишь из глубины.

А когда в воде тебе взгрустнется –

Выплывешь на тоненькую мель,

И не вольно с губ твоих сорвётся

Пузырьков задумчивая трель…

                                         Т. Белозеров

Ребята, а как вы думаете, наша рыбка живет одна или у нее есть семья?

Почему в семье все рыбки похожи?

Далее при демонстрации видов подводного мира ведется беседа о других жителях волшебного царства. Это – медузы, ракушки, морские звезды…

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий – к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, Что в речке, на воде,

Нет твоих следов нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Где же может спать и прятаться рыбка? /В подводных растениях, кораллах, ракушках …/

Далее рассматриваются причудливые подводные растения и кораллы. Обращаем внимание, что растения растут вверх, так как их поддерживает вода.

 

 

      А теперь, ребята, давайте поможем Русалочке нарисовать подарок для папы.

Перед практической работой проводится пальчиковая гимнастика:

Кто из пальчиков ловчее?  

Карандаш держать умеет?                      

Пальцы дружно отвечают,

Головами все кивают.                    

                               

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают  пальцы поочередно, потом одновременно, не сжимая их в кулачки.

Практическая работа.

Этапы построения рыбки.

Сначала обсуждаются детали строения рыбки. /Тело, голова, плавники, хвост, глаза, рот./ Уточняется их назначение. Рыбка плавает, двигая плавниками, хвостом, телом.

Одновременно анализируются формы,  которые будут использоваться при построении рыбки: овал – тело,  круг – глаза.

          При анализе форм овала и круга дети одновременно обводят  карандашом в воздухе эти формы поочередно правой и левой рукой.

Этапы работы над композицией.

            К нарисованной уже рыбке дополняется изображение растений, других рыбок, морских звезд и т. д.

           Рисунок выполняется восковыми мелками. Далее при работе цветом детям предлагается, отдать предпочтение желтому, оранжевому и красному цветам для изображения рыбок.

Растения будут выполнены различными оттенками зеленого, а вода – синим и фиолетовым цветами. Краска наносится на сырую, предварительно смоченную, поверхность листа.   Работа при помощи восковых мелков и акварельной краски позволяет не растекаться краске за контур рисунка.

Анализ полученных результатов.

           После выполнения практического задания, дети группами из 3-4 человек выходят к доске и демонстрируют свои работы классу. Сидящие на своих местах дети анализируют их работы, обращая внимание на самые удачные работы и высказывая свое мнение о них. Учитель акцентирует внимание на каждой работе, находя в них самых веселых, игривых, маленьких, больших и т.д. рыбок.

Домашнее задание: понаблюдать за поведением кошек и собак.



Подписи к слайдам:

Ночью темень, ночью тишь.Рыбка, рыбка, где ты спишь?Лисий след ведет к норе,След собачий – к конуре.Белкин след ведет к дуплу,Мышкин – к дырочке в полу.Жаль, Что в речке, на воде,Нет твоих следов нигде.Только темень, только тишь.Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Далеко в море вода синяя – синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная – прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит… Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. Ганс Христиан Андерсон «Русалочка»
Власова Софья 5 лет
Понаблюдать за поведением кошек и собак.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайны подводного мира

Красота подводного мира...

сценарий "Приключения в подводном царстве".

Сценарий новогоднего праздника для проведения в Детском Доме для детей 1-10 классов....

Конспект занятия "В подводном царстве"

Цель: Нарисовать подводный мир с множеством различных обитателей нетрадиционными техниками рисования (Проступающий рисунок, кляксография)....

Викторина "В гостях у жителей подводного царства"

Викторина расширяет знания по окружающему миру, развивает память, внимание, умение работать в команде....

Обрывная (рваная) аппликация. Подводное царство.

Данная презентацмя поможет в работе с бумагой на уроках технологии во 2 -3 классе ....

Красоту надо уметь замечать. Тайны подводного царства

Технологическая карта - Тайны подводного царства - Красивые рыбки...