Программа по ИЗО 2 класс УМК "Перспектива".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Содержание входящих в УМК учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной программой ориентировано на распределение часов по разделам и видам учебной деятельности на уроках изобразительного искусства с учетом трех разделов данного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc77.5 КБ
Microsoft Office document icon izo.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 51 г. Казань»

Вахитовского района г.Казани

       «Рассмотрено»                                                                   «Согласовано»                                                            «Утверждено»

    Руководитель МО                                                              Заместитель директора                                              Директор  МБОУ                                                                                                                                                        по УР  МБОУ СОШ № 51                                            СОШ № 51                                      _________ Назарова Н.В.                                                       ________ Загидуллина Н.Л.                                       _________ Ершов В.Ю.

Протокол № 1   от                                                                                                                                                            Приказ № _________ от

«_____»_______ 2013г.                                                           «____»________  2013г.                                                 «___» _________ 2013г.

                                                                       

                                        Рабочая программа учителя начальных классов

                                                                                      2 «А,Б» классы

                                                                     учитель: Мотова Людмила Юрьевна.

                                                                                                                                                                                     Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                                                     педагогического совета

                                                                                                                                                                                     протокол № 1 от

                                                                                                                                                                                    «29» августа 2013 г

Ведущая тема года:
КАКОГО  ЦВЕТА  СТРАНА  РОДНАЯ

Содержание входящих в УМК учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной программой ориентировано на распределение часов по разделам и видам учебной деятельности на уроках изобразительного искусства с учетом трех разделов данного курса.

Разделы программы

Колтчество часов

I. Основы художественного изображения: художественный образ и изобразительное творчество учащихся

16

II. Народный орнамент России

14

III. Орнамент в искусстве народов мира

4

Итого

34

ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающие состояния цветовой палитры в пейзажах золотой осени, разноцветной весны, солнечного лета, белоснежной зимы; наблюдение цветовых переливов в драгоценных камнях, яркости цвета в народных игрушках; ощущение теплоты цвета глины и изделий из нее; познание тайны цветов спектра.
      
Расширение знаний:
      
о цвете как о главном выразительном средстве живописи, декоративной композиции. Эмоциональная характеристика цвета. Знакомство с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Приемы превращения основных цветов (синий, красный, желтый) в многоцветную мозаику (цветовой круг). Приемы создания нюансных и контрастных цветовых сочетаний в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов, с правилами смешения цветов (добавление белой или черной краски к основным цветам). Приемы работы раздельным удлиненным мазком. Знакомство с техникой монотипии;
      
о графических средствах выразительности (линия, контур, штрихи, кривые и ломаные линии, пятно, силуэт), об их использовании в рисовании с натуры, по представлению (натюрморт, цветы, животные, орнамент и т. д.). Приемы работы графическими материалами: черным по белому и белым по черному (простой карандаш, черная и белая гуашь, тушь, перо). Способы передачи в рисунке формы, пропорций, конструкции предмета.
      
Расширение эстетических представлений:
      
о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выделение главного в композиции (с помощью размеров, расположения на листе, цвета). Передача пространства (соотношение ближних и дальних предметов, их расположение в рисунке: ближе — ниже, дальше — выше). Передача смысловой связи между субъектами композиции;
      
о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиции). Средства декоративной композиции: условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм, условность цвета. Создание декоративных образов на основе переработки природных форм, использование приема уподобления в аппликации, народной росписи.
      
Опыт художественно-творческой деятельности в изображении с натуры, по памяти и представлению в описании:
      
природы живописными и графическими средствами. Передача состояния природы в разное время года и суток (зимний день утром или вечером, солнечный или пасмурный день, мороз или оттепель и т. д.). Выявление эмоциональной роли цвета в передаче определенного состояния природы, в цветовом строе предметного мира: красного (прекрасного), зеленого (муравленого), синего (гжельского), черного и белого. Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен. Экспериментирование с цветовой палитрой (как направление мазка выявляет форму предмета, превращение раздельных удлиненных мазков в изображения старого дерева, солнечных лучей и т. д.; получение разных оттенков одного цвета — красный, малиновый, розовый; растяжение цвета — неоднотонный гжельский мазок синего кобальта и т. д.). Чтение композиционных схем пейзажа, сопоставление их с произведениями известных живописцев. Выбор вариантов построения пейзажа и выполнение собственных композиций («Краски родной земли», «Чародейкою зимою...», «Какого цвета снег», «Весна разноцветная»). Выполнение зарисовок по представлению архитектурных построек с передачей красоты пропорций, ритма конструктивных элементов («Русь белокаменная»);
      
натюрморта из природных и рукотворных форм. Приемы построения отдельных объектов и группы симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров. Передача в рисунке живописными материалами разнообразия форм, размеров, окраски плодов, овощей («Натюрморт на праздничном столе» — на основе контрастных цветов). Графическими средствами выявление многообразия форм, силуэтов бытовой утвари («Сосуды» — рисование по представлению приемом замкнутого контура, «Тайны черного и белого» — рисование хрустальной вазы белой линией по черному фону). Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта («Золотым рукам цены нет») — графические или живописные материалы на выбор;
      
человека, животных. Выполнение набросков с натуры и представлению фигуры человека в движении. Использование их в составлении сюжетно-тематических композиций. Создание образов сказочных героев в народных костюмах («Красна девица и добрый молодец»). Разработка эскиза новогодней маски с последующим изготовлением на уроках художественного труда. Изображение домашних животных с передачей характерных особенностей формы, шерсти, движения (черной линией с белой оживкой, с использованием графических разделок разной конфигурации — завитки, штрихи, точки и т. д.);
      
в станковой и декоративной композициях (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выполнение композиций с использованием вариантов композиционных схем («Мой отдых летом», «Зимние забавы», «Русское поле»). Выполнение композиции «Печь-помощница» (эпизод из народной сказки), иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина с передачей смысловой связи между персонажами. Составление декоративных композиций с передачей яркости, звучности цвета в соответствии с замыслом («Увидал грача — весну встречай», «Космические фантазии»).

ОСНОВЫ  НАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного искусства. Оптимизм, мажорность, привлекательность образов народного творчества. Связь произведений народного творчества с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями, с яркими событиями народного календаря (на примере керамики Древней Греции, Балхар, Гжели, изразцов, филимоновской игрушки, произведений народных мастеров Городца и Полховского Майдана).
      
Формирование представлений о символике народного орнамента. Отражение родной природы в орнаментах вышивки, росписи по дереву, керамики. Образы-символы в орнаментальном искусстве: символы плодородия, благопожелания, природных стихий; обереги. Закономерности построения орнамента на замкнутой поверхности (круг, квадрат), ленточного орнамента («меандр», «пальметта», «лотос», «перец»). Знакомство со схемами ритмического построения орнамента (на примере орнаментов балхарской и древнегреческой керамики, русской народной вышивки). Выявление роли красного цвета в народном искусстве.
      
Опыт художественно-творческой деятельности:
      
упражнения по освоению приемов выполнения орнаментов на основе повтора и вариаций (зарисовки символов традиционных орнаментов — птицы-павы, матери сырой земли, засеянного поля); в процессе самостоятельного выполнения росписей по мотивам традиционных народных орнаментов на основе вариаций и импровизаций (роспись балхарских, древнегреческих керамических сосудов, роспись саночек для катания на Масленицу, составление орнамента для муравленого изразца, составление эскиза резной доски для печатного пряника); на воинских доспехах (шлем, кольчуга, щит, меч). Изображение воинов в полном боевом снаряжении, на боевых конях (на примере орнаментального украшения воинских доспехов в лаковой миниатюре Палеха);
      
ознакомление с филимоновской глиняной игрушкой. Особенности формы, пропорций (удлиненность, стройность). Своеобразие росписи: цветовая палитра (красный, желтый, зеленый); символичность элементов орнамента (знаки солнца, древо жизни, земли); геометрический характер начертания элементов (линии, круги, квадраты, елочки). Приемы выполнения орнаментальных элементов кистью. Упражнения на повтор филимоновских узоров. Составление композиции «Хозяйство деда Филимона» (на основе вариаций и импровизаций);
      
ознакомление с полхово-майданской деревянной игрушкой. Разнообразие и специфика точеных форм. Цветовой строй росписи — яркость, контрастность чистого цвета (желтый, розовый, алый, красный, голубой, зеленый, фиолетовый), наводка черным цветом. Упражнения на освоение последовательности и приемов выполнения орнаментальных мотивов (большой цветок роза, листок, ягоды и яблочки на ветке). Рисование полхово-майданской игрушки по выбору и ее роспись. На уроках труда изготовление игрушки по мотивам работ полхово-майданских мастеров;
      
ознакомление с искусством гжельской керамики. Необычность форм, названий сосудов (квасник, кумган с прилепами, налепами, фигурными растительными и животными элементами). Своеобразие одноцветной синей росписи (мазок с растяжением, мазок с тенями). Приемы кистевого письма (примакивание, живописный мазок). Выполнение упражнений на повтор элементов гжельской росписи (точки, капельки, сеточка, трехлопастный листок, усики и т. д.). Украшение узором силуэтов и моделей гжельских сосудов, изготовленных на уроках труда (на основе вариаций и импровизаций);
      
ознакомление с народным костюмом. Продолжение знакомства с основными элементами женского и мужского костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор — корона, венец, кокошник). Традиции украшения головного убора драгоценными камнями («Самоцветы земли и мастеров-ювелиров»), бисером, а рубахи, сарафана — вышивкой. Изображение женской и мужской фигуры в народном костюме («Красна девица и добрый молодец»).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.

                                                                                                        в I четверти:

      произведения профессионального искусства: А. Дейнека. Клубника. На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обезово (фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д. Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус. Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом;
     

 произведения народного искусства: И. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения — бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхар), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки; расписные изделия мастеров Хохломы; инкрустированные соломкой шкатулки и пластины кировских и белорусских мастеров; народная керамическая посуда; традиционные ветряки.

                                                                                                         во II четверти:

      произведения профессионального искусства: К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный. Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»; А. Житнева. Белый Бим Черное Ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. XIX в.;
     

 произведения народного искусства: вологодское кружево; Т. Беспалова. Родительский дом. Панно «Городец»; изделия гжельских мастеров — А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира — Япония, Монголия, Северная Америка; народные тканые коврики; половички различных регионов России; щепные птицы мастера А. И. Петухова.

в III четверти:

      произведения профессионального искусства: А. Косоков. Церковь Покрова на Нерли; И. Сандырев. А. Рублев; К. Юон. Купола и ласточки; Т. Маврина. Юрьев-Польский; Н. Рерих. Звенигород; А. Остроумова-Лебедева. Зимний день; Н. Ромадин. Ночная тоска; А. Рылов. Трактор на лесных просторах; В. Гаврилов. Солнечный денек; А. Куинджи. Солнечные пятна на инее; Закат в лесу; И. Шишкин. На севере диком...; Т. Маврина. Чесноково; А. Дейнека. Лыжники; А. Дейнека. Коньки; В. Васнецов. Богатыри; В. Васнецов. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве»; Б. Кустодиев. Масленица; Б. Стожаров. Братина и чеснок; В. Шумилов. Натюрморт с клюквой; К. Юон. Конец зимы;
      

произведения народного искусства: старинные муравленые изразцы; А. Куландин. Александр Невский. Панно. Финифть; Т. Рукина. Ледовое побоище на Чудском озере. Городец; Т. Рукина. Три богатыря в дозоре. Городец; И. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде; А. Котухина. Березка. Пластина. Палех; И. Зубков. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех; Д. Буторин. У Лукоморья. Палех; А. Котухин. Сказка о царе Салтане... Палех; Н. Голиков. Добрыня. Палех; В. Миронов. Песни России. Палех; М. Грузинский. Катание на тройках. Федоскино; А. Тихов. Масленица. Плашка. Финифть; старинные расписные саночки. Архангельская область; традиционные лоскутные изделия с орнаментом из квадратов, треугольников; традиционные украшения из бересты.

                                                                                                                   в IV четверти:

      произведения профессионального искусства: И. Эльконин. Из серии «Стекло»; неизвестный художник. Портрет мальчика; И. Левитан. После дождя; А. Саврасов. Грачи прилетели; Н. Ромадин. Млечный путь; Е. Николаева. Бисер. Рисунок на ситец; К. Юон. Новая планета; К. Юон. Солнечный весенний денек; Е. Зверьков. Последний снег; Е. Зверьков. Голубой апрель; Т. Маврина. Весна на Истре; Н. Ромадин. Розовая весна; В. Бакшеев. Голубая весна; А. Васнецов. Новгородский торг; Б. Кустодиев. Ярмарка; К. Петров-Водкин. Фантазия; Г. Захаров. Ферапонтово; М. Кагаров. Текстильщицы;
      

произведения народного искусства: игрушки и расписные пасхальные яйца Полховского Майдана; городецкие пряничные доски; М. Примаченко. Корова; декоративный фарфор. Китай; ваза. Индокитай; Набойная мастерская. Миниатюра. Палех.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс

      В результате изучения изобразительного искусства и овладения навыками художественного труда ученик должен
      знать/понимать:

      • особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
      • цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
      • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;
      • особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхово-майданской игрушки;
      • способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
      • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
      • о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
      • о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
      • правила безопасности при работе ручными инструментами;
      • значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение;
      • условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
      • основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
      • правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
      
уметь:
      • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
      • верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
      • правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);
      • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
      • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
      • пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
      • использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
      • лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
      • решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
      
в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
      • эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
      • собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
      • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.

Литература и средства обучения.

Искусство (ИЗО).

  1. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина «Изобразительное искусство» в начальной школе»(пособие для учителя)
  2. Е.Рожкова «Изобразительное искусство в начальной школе»(пособие для учителя), изд.Москва 2003 г.
  3. В.Н.Полунин «Искусство и дети» (пособие для учителя)
  4. «Какого цвета радуга» Е.Каменева. (Книга-словарь) М.Детская литература. 2000 г.
  5. «Шедевры русской живописи»(50 художников). ООО «Де Агостини 2010 г.
  6. «Карандашик озорной» Н.А. Алексеевская.

Изд. «Лист» г.Москва, 1998 г.

  1. «Игры с цветом», Н.В.Дубровская.

Изд. «Детство Пресс», Москва 2005 г.  

  1. «Беседы об искусстве», В.Г.Розенвассер, изд. «Просвещение», Москва, 1979 г.



Предварительный просмотр:

Тема урока.

Кол-во часов.

Тип урока.

Планируемые результаты учебной деятельности.

Виды контроля и измерители.

Домашнее задание.

Дата проведения.

______________

План.      Факт.

1 четверть.


1

Тема: « В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная».

(11 часов)


Тема лета в искусстве.

1

Урок-сочинение

1. Развитие у детей образного осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и произведений искусства.

2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных приемов композиции.

3. Развивать ассоциативное цветоощущение у детей, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветом художественного изображения.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: в создании своего замысла применять композиционные приемы.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

2

Осеннее многоцветье земли в живописи.

1

 Урок-образ

1. Развивать у второклассников осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства.

2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных возможностей контраста и гармонии теплых и холодных цветов в их острых сопоставлениях и тонких сочетаниях в произведениях живописцев.

3. В работе с натуры и по памяти развивать у детей ассоциативное цветоощущение, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: применять выразительные возможности приема раздельного мазка, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

3

Самоцветы земли и мастерство ювелиров.

1

Урок-экспе-римент

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства.

2. Способствовать формированию у младших школьников основ эстетической культуры, используя образы музыкально-поэтического и устного фольклора, в которых русский народный костюм  —  неотъемлемая часть образов сказочных персонажей.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

4

В мастерской мастера-гончара.

1

Урок-повтор и вариация

1. В эмоционально-игровой форме дать второклассникам представление о связи творчества народного мастера с природой, об общности гончарного искусства мастеров народов мира.

2. Углубить эстетическое восприятие учащимися знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов орнамента в композиции узора, связанного с силуэтом художественного сосуда.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

5

Природные и рукотворные формы в натюрморте.

1

Урок-образ

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, восприятие природы и искусства, а также совершенствовать навыки восприятия языка живописного и графического произведения: цвет, линия, форма, фактура, композиция.

2. Формировать у учащихся умение представить (моделировать), распознать геометрические формы в природных формах и художественных вещах, созданных человеком.

3. Углублять у детей представление о натюрморте, способность видеть красоту предмета и предметного мира.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки: построение композиции натюрморта из двух-трех предметов и расположение их ближе или дальше.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

6

Красота природных форм в искусстве графики.

1

Урок-образ

1. Развивать образное мышление у второклассников, а также восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

2. Углублять у учащихся восприятие языка графики.

3. Формировать у них художественно-графические умения в передаче выразительности графической композиции (линия, штрих, пятно, ритм).

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

7

Разноцветные краски осени в сюжетной композиции в натюрморте.

1

Урок-сочинение на за-дан-ную тему

1. Развивать у учащихся цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и картине.

2. Дать второклассникам элементарные представления о цветовом круге (6 цветов) и цветовом контрасте  —  пары дополнительных цветов.

3. Развивать у детей потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи настроения (праздника).

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: использовать цветовой контраст в тематической композиции как одно из главных выразительных средств.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

8

В мастерской мастера –игрушечника.

1

Урок-повтор и импровизация

1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками образа глиняной народной игрушки, помогая им почувствовать своеобразие связей народной пластики с действительностью, неразрывность народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

2. Развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

3. Углублять представление детей о цветовом контрасте в народном искусстве и в живописи.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

9

Красный цвет в природе и искусстве.

1

Урок-повтор и вариа-ция

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы искусства.

2. Создавать благоприятные условия для эстетического восприятия учащимися красного цвета (в сочетании с другими цветами) в разных видах изображений, в искусстве народов мира.

3. Развивать у детей ассоциативное мышление и воображение, а также понимание символики цвета и представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека, концентрирующем в себе понятия о жизненных силах и мифологических символах в искусстве народов мира.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции, учитывая соотношение их с изображением.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

2 четверть.


10

Найди оттенки красного цвета.

1

Урок-образ

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в картине.

2. Познакомить второклассников с цветовым кругом из 12 цветов, выработать у них умение называть все оттенки цветового круга.

3. Развивать у учащихся наблюдательность: видение и различие цвета в изображении с натуры, а также эмоциональную восприимчивость цвета.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов в рисовании натюрморта с натуры.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

11

Загадки белого и чёрного.

1

Урок-образ

1. Развивать у учащихся образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. Раскрыть значение белого и черного цветов в природе и искусстве.

2. Формировать у детей умение воспринимать художественную форму изделий из стекла. Показать уникальность творческого процесса создания изделий из стекла и хрусталя.

3. Обращать внимание учащихся на значение таких средств художественной выразительности, как статичная, симметричная композиция в формировании образа вещи из стекла и фарфора.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки при изображении симметричной формы предметов, а также умения применить пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

12

Тема: В гостях у чародейки зимы»

 (12 часов)



В мастерской мастера гжели.

1

Урок-повтор и вариация

Дать второклассникам представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, о высоком художественном уровне гжельских изделий на всем протяжении многовековой истории.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Познакомить учащихся с секретом технического приема — гжельского мазка с тенями.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения кистевой росписи, композиционного навыка — сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

13

Фантазируй волшебным гжельским мазком.

1

Урок-образ

1. Формировать у учащихся способность видеть красоту реальной действительности путем наблюдения природы.

2. Развивать у детей способность наблюдать природу при отсутствии действия, сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими.

3. Создавать условия для эмоционального восприятия и переживания учащимися зимнего пейзажа.

4. Развивать потребность детей в творчестве.

5. Формировать у второклассников художественно-графические умения: рисовать кистью, передавать градации синего цвета, уметь располагать элементы пейзажной композиции.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

14

Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица.

1

Урок-импровизация

1. Дать учащимся представление о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах. Помочь им ощутить, что это особого рода игры в прятки с человеческой индивидуальностью.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Показать учащимся с помощью линейного рисунка, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче пропорций и выражения лица.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

15

Цвета радуги в новогодней ёлке.

1

Урок-образ

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве.

2. Углублять представления второклассников о цветовом круге (12 цветов) и цветовом контрасте, холодных и теплых цветах.

3. Развивать потребность детей в творчестве и эмоциональное восприятие ими цвета как способа передачи настроения (праздника), эмоций.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов при рисовании по представлению и с натуры.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

16

Храмы Древней Руси.

1

 Урок-образ

1. Познакомить учащихся с древнерусской архитектурой на примере одноглавого и пятиглавого храмов Владимиро-Суздальской земли и Троице-Сергиевой лавры.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: архитектура, храм (церковь), купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче образа архитектурного сооружения (симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали).

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

17

Измени яркий цвет белилами.

1

Урок-сочинение на заданную тему

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять у них представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа.

2. Развивать у второклассников потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи своего отношения к изображению.

3. Формировать у учащихся художественно-графические умения: составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа (место для неба, снежного покрова, леса, деревьев).

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

18

Зимняя прогулка.

1

Урок-сочинение на заданную тему

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять у них представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа.

2. Развивать у второклассников потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи своего отношения к изображению.

3. Формировать у учащихся художественно-графические умения: составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа (место для неба, снежного покрова, леса, деревьев).

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

3 четверть.


19

Русский изразец в архитектуре.

1

Урок-импровизация

1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры.

2. Развивать воображение учащихся на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации).

3. Развивать у детей цветовое ви́дение. Углублять их представление о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец).

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

20

Изразцовая русская

печь.

1

Урок-импровизация

1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, под, устье, шесток.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

21

Русское поле. Воины-богатыри.

1

Урок-сочинение на за-дан-ную тему

1. В художественных образах постараться раскрыть красоту воинской доблести защитников Древней Руси.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: кольчуга, шлем, меч, копье, щит, палица, лук.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способность передать в рисунке формы, пропорции, общее строение предмета

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

22

Русский календарный праздник Масленица в искусстве.

1

Урок-импро-виза-ция

1. Ввести учащихся в красочный мир народного костюмы на примере северорусского сарафанного комплекса.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: сарафан, рубаха, душегрея, головной девичий убор — венец, коруна.

4. Формировать у второклассников художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и импровизацию.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

23

Натюрморт из предметов старинного быта.

1

 Урок-сочинение на за-дан-ную тему

Ввести детей в мир яркого народного праздника — Масленицы. Раскрыть красоту, гармонию, поэтичность обрядового действа, отраженные в произведениях искусства и песенном фольклоре.

2. Углубить представление второклассников о знаках-символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор — одного из центральных событий масленичных гуляний.

3. Развивать потребность детей в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способы изображения ритма, соотношения элементов узора и сочетания декоративной композиции с формой украшаемого предмета.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

24

Тема: « Весна-красна! Что ты нам принесла?» (5 часов)



«А сама-то величава, выступает, будто пава….» Образ русской женщины.

1

Урок-вариа-ция и импро-виза-ция

1. Познакомить второклассников с художественным обликом домашней утвари, которая на протяжении многих веков была неотъемлемой частью целого мира для крестьянина (У., с. 85—87).

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: братина, ендова, скобкарь, горшок, корчага, крынка, чаша.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в изображении соотношения частей предметов симметричной формы, в расположении предметов на плоскости (ближе — дальше).

К уроку дополнительно необходима подборка фотографий, репродукций с традиционной домашней утварью из музейных коллекций.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

25

Чудо палехской сказки.

1

Урок-образ

1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа начала весны, для сопоставления его со своими собственными наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах ранней весны в пейзаже (цвет, оттенки, роль черного цвета, смешанного с другими цветами).

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче красок ранней весны.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

26

Цвет и настроение в искусстве.

1

Урок-образ

1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа начала весны, для сопоставления его со своими собственными наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах ранней весны в пейзаже (цвет, оттенки, роль черного цвета, смешанного с другими цветами).

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче красок ранней весны.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

27

Космические фантазии.

1

Урок-образ

1. Дать второклассникам представление о множественности приемов изображения художественными средствами природных стихий (земля, вода, огонь, воздух).

2. Расширить словарный запас учащихся: планета, полет космический, космос, вселенная, Солнечная система, атмосфера.

3. Создать условия, активизирующие творческое воображение детей.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: свободный выбор приема для передачи космического пейзажа.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

4 четверть


28

Весна разноцветная.

1

Урок-образ

1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа расцветающей весенней природы в искусстве, для сопоставления его с их наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах поздней весны (яркие, чистые цвета неба, зелени травы и деревьев, цветов) в произведениях художников.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в технике монотипии.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

29

Тема: « В гостях у солнечного лета»

( 6 часов)



Тарарушки из села Полховский Майдан.

1

Урок-повтор и вариа-ции

1. Развивать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие произведений народных мастеров из с. Полховский Майдан, умение видеть связь декоративного образа с природой.

2. Развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор и вариации по мотивам полхов-майдановской росписи.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, цветового контраста, связи узора с украшаемым предметом.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

30

Печатный пряник с ярмарки.

1

Урок-повтор и импро-виза-ция

1. Познакомить второклассников с искусством мастеров-резчиков пряничных досок.

2. Расширять представление учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитывать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям.

3. Развивать у детей потребность в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т. п.) в технике графического рисунка для пряничной доски.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

31

Русское поле. Памятник доблестному воину.

1

 Урок-образ

Дать учащимся первоначальное понятие о скульптуре как объемном изображении.

2. Показать второклассникам выразительные возможности скульптурной формы, роль скульптурного материала в раскрытии замысла художника.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: скульптура, памятник, рельеф, горельеф.

4. Развивать у детей потребность в творчестве.

5. Формировать у второклассников художественно-графические навыки в передаче выразительного силуэта для рельефной плиточки.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

32

Братья наши меньшие.

1

Урок-образ

1. Познакомить детей с образцами растительного орнамента народов мира (Турция, Индия, Египет, Иран, Китай, Франция).

2. Обратить внимание учащихся на богатство и разнообразие выразительных средств (пятно, силуэт, линия, ритм, цвет), позволяющих мастерам создавать множество вариантов композиции даже одного мотива (мотивы: «перец», «лотос», «древо жизни»).

3. Закрепить у второклассников художественно-графические навыки в исполнении декоративной композиции.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

33

Цветы в природе и искусстве.

1

Урок-образ

1. Познакомить детей с образцами растительного орнамента народов мира (Турция, Индия, Египет, Иран, Китай, Франция).

2. Обратить внимание учащихся на богатство и разнообразие выразительных средств (пятно, силуэт, линия, ритм, цвет), позволяющих мастерам создавать множество вариантов композиции даже одного мотива (мотивы: «перец», «лотос», «древо жизни»).

3. Закрепить у второклассников художественно-графические навыки в исполнении декоративной композиции.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.

34

Наши достижения.

1

 Урок-повтор

Подвести итоги творчества детей во 2 классе.

Текущий.

Создание сюжетной композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...