РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЛЬНОСТИ "Смотрю на мир глазами художника"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Настоящая  программа  составлена  на  основании  Примерной  программы  внеурочной  деятельности  художественно-эстетического  направления  «Смотрю  на  мир  глазами  художника»,  разработанной  Е. И. Коротаевой  в  соответствии  с  учебным  планом    начального  общего  образования,  концепцией  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p.1kl._smotryu_na_mir_glazami_khudozhnika.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования  Красненского района Белгородской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение 

«Красненская средняя общеобразовательная школа

имени М.И. Светличной»

Утверждаю:

Директор МОУ «Красненская средняя

общеобразовательная школа

имени М.И. Светличной»

_________Т.Н. Федосова

           «____» __________2013  г.

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«Смотрю  на  мир  глазами  художника»

(Художественно – эстетическое направление)

Возраст обучающихся 7-8 лет

(1-й год обучения)

Учитель изобразительного искусства

Кануник Вера Яковлевна

с. Красное,  2013 г.

   Рабочая программа внеурочной деятельности  «Смотрю на мир глазами    художника».

Вид: модифицированная.

Направление  программы: художественно-эстетическая.

Автор программы: Кануник Вера Яковлевна

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

 от «__» _августа_ 2013г., протокол № __

Председатель _________        _________

                                  подпись              Ф.И.О

                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Настоящая  программа  составлена  на  основании  Примерной  программы  внеурочной  деятельности  художественно-эстетического  направления  «Смотрю  на  мир  глазами  художника»,  разработанной  Е. И. Коротаевой  в  соответствии  с  учебным  планом    начального  общего  образования,  концепцией  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России.

Отличительные особенности ,новизна программы:

        Заключается в изучении личности каждого учащегося и подборе  методов, форм, приёмов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся, в разнообразии изучаемых видов изобразительного   искусства.

Актуальность программы

         В Российской Федерации  разработана Концепция художественного образования, которая опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации».*

          Как никогда актуален вопрос  модернизации Российского образования, где подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного гуманитарного и художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов и творческих объединений цикла «искусство», формирующих чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. 

Народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, новаций и норм в современной культуре, которая переносится из

 духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Поэтому актуально приобщение учащихся к народной культуре, национальному своеобразию обрядов, фольклору, декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам.

Приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности. Кружок не ставит задачу сделать каждого выпускника

специалистом в данной области   художественного творчества, важно научить школьников не останавливаться на достигнутом, постоянно стремиться к самосовершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты.

  _________________________________________________________________

См. Концепция художественного образования в Российской Федерации. Ж. «Искусство в школе»- 2002- №2, с. 84

               Цель  программы:

     Дать  возможность  детям  проявить  себя,  творчески  раскрыться  в  области  изобразительного,  декоративно-прикладного  искусства.

               Задачи

Учебные:

  • освоение  детьми  основных  правил  изображения;
  • овладение  материалами  и  инструментами  изобразительной  деятельности;
  • развитие  стремления  к  общению  с  искусством.

Воспитательные:

  • формирование  эстетического  отношения  к  красоте  окружающего  мира; чувства  радости  от  результатов  индивидуальной  и  коллективной  деятельности;
  • развитие  умения  контактировать  со  сверстниками  в  творческой  деятельности;

Творческие:

  • умение  осознанно  использовать  образно-выразительные  средства  для  решения  творческой  задачи;
  • развитие  стремления  к  творческой  самореализации  средствами  художественной  деятельности.

Возраст  обучающихся – 7-8 лет.

               Срок  реализации  программы – 1  год.  Программа  составлена    в  соответствии  с  учебным  планом  общеобразовательного  учреждения  из  расчёта  1  час  в  неделю.

              Формы  занятий – беседа,  практические  занятия,  экскурсии.

Режим  занятий – в  группе  продлённого  дня,  1  час  в  неделю.

Специфика  реализации  программы:

     программа  рассчитана  на  обучающихся  вторых  классов,  увлекающихся  изобразительным  искусством  и  художественно-творческой  деятельностью.  Занятия  проходят  во  второй  половине  дня  в  рамках  часов  внеурочной  деятельности.  Занятия  направлены  на  освоение  языка  художественной  выразительности  станкового  искусства  (живопись, графика,  скульптура),  а  также  языка  декоративно-прикладного  искусства  (аппликация,  декоративные  композиции  из  скульптурного  материала)  и  бумажной  пластики.  Кроме  этого,  предполагается  творческая  работа  с  природными  материалами.

Технологии  обучения:  разноуровневое  обучение,  игровые,  здоровьесберегающие,  информационно-коммуникационные  технологии,  технология  развития  критического  мышления.

     

         Ожидаемые  результаты:

Личностные:

– осознание ответственности человека за общее благополучие,

– осознание своей этнической принадлежности,

– гуманистическое сознание,

– гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире,

– внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,

– ценностное отношение к природному миру,

– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные:

– использовать  общие приёмы решения задач;

– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

– моделировать;

– обработка информации;  

– оценка информации; 

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

– установление причинно-следственных связей;

– обобщение;

– построение рассуждения.

 преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

– составлять план и последовательность действий;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

предвосхищать результат;

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 использовать установленные правила в контроле способа решения;

вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– определять общую цель и пути ее достижения;

– осуществлять взаимный контроль;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– задавать вопросы;

– строить понятные для партнёра высказывания;

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

        Формы  контроля  результативности  реализации  программы – участие  в  выставках   изобразительного  и  декоративно-прикладного  искусства  .

             Формы  подведения  итогов  реализации  программы - участие  в  выставках  изобразительного  и  декоративно-прикладного  искусства   .

        

              Формы подведения итогов реализации программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс


Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

В том числе

Дата проведения

теория

практика

По плану

Фактически

1

Живопись

10

1,1

Введение в образовательную программу кружка «Смотрю на мир глазами художника».

Понятие о цвете.

1

02.09

1,2

Теплые цвета.

1

09.09

1,3

Холодные цвета.

1

16.09

1,4

Контраст теплых и холодных цветов.

1

23.09

1,5

Эмоциональная выразительность цветовых пятен.

1

30. 09

1,6

Изображение  осеннего пейзажа.

1

07.10

1,7

Изображение цветов.

1

14.10

1,8

Изображение сказочных растений.

1

21.10

1,9

Изображение сказочных птиц.

1

28.10

1,10

Изображение сказочных животных.

1

11.11

2

Графика

9

2,1

Выразительные особенности  линии

1

18.11

2,2

Контраст темного и светлого

1

25.11

2,3

Тоновое пятно в графике.

1

02.12

2,4

Графические материалы.

1

09.12

2,5

Изображение растений.

1

16.12

2,6

Изображение цветов.

1

23.12

2,7

Изображение деревьев.

1

2,8

Изображение фруктов и овощей.

1

2,9

Изображение насекомых.

1

3

Скульптура

3

3,1

Лепка из пластилина простых предметов-фруктов и овощей.

1

3,2

Лепка  объемных форм - сладостей.

1

3,3

Лепка сказочных птиц.

1

4

Аппликация

4

4,1

Материалы для аппликации.

1

4,2

Техники аппликации.

1

4,3

Аппликация из фантиков.

1

4,4

Аппликация из засушенных листьев и трав.

1

5

Бумажная  пластика

3

5,1

Моделирование из мятой бумаги.

1

5,2

Изготовление природных форм (деревьев, цветов).

1

5,3

Изготовление  фонариков.

1

6

Работа  с  природными  материалами

3

6,1

Изготовление сказочного пейзажа с  применением каштанов и пластилина.

1

6,2

Изготовление сказочной птицы с  использованием различных семян.

1

6,3

Изготовление сказочного пейзажа с  применением красивых камней.

7

Организация  и  обсуждение  выставки  детских  работ.

1

7,1

Выставка  детских  работ

1

Всего часов

34

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

1.Живопись

                     Первый год обучения. Начальные представления об
основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, и
получение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

                      Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных, птиц, растений, трав.

2. Графика

    Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными
карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев,
веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура

 Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

  Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

4. Аппликация

   Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага.
В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приемы работы с ножницами разной величины, учатся получать ровную линию. Знакомство с другими материалами, например засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные
оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узора, а затем более сложные тематические композиции.

 Практическая работа: изучение выразительности
готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами и
листьями, травами (создание простых композиций).

5. Бумажная пластика

  Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

  Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

6. Работа с природным материалом

  Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни ,мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работ а заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы
полученные из бумаги.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ

   Первый год обучения. Школьники вспоминают темы.
изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и
содержание учебных задач.

Методическое обеспечение

Оборудование кабинета:  ученические столы  и  стулья,  доска,  компьютер, интерактивная  доска,  проектор,  магнитофон.

Материалы и оборудование для обучающегося:  альбом;  краски  художественные (гуашевые или акварельные);  кисти круглые (белка, пони) №1,2,3;  карандаши простые (М, ТМ),  ластик;  стаканчики для воды;  палитры пластиковые;  клей (карандаш, ПВА);  цветная  бумага, цветной и белый картон;  ножницы;  пластилин,  коврик для лепки, стек;   кусочки ткани;  природный материал (семена растений, засушенные листья,  цветы,  ракушки).

          ЛИТЕРАТУРА   

  • Примерные  программы  внеурочной  деятельности.  Стандарты  второго  поколения/  В.А. Горский,  А.А. Тимофеев,  Д.В. Смирнов – М.:  «Просвещение» 2010
  1. Аппликационные  работы  в  начальной школе/ И.К.Щеблыкин,  В.И.Романина,  И.И.Кагакова – М.:  «Просвещение» 1990
  2. Уроки  детского  творчества/ Н.С.Чернякова – М.:  Астрель. АСТ  2002
  3. Что  такое  искусство/ В.В. Алексеева. – М.: «Просвещение» 1991
  4. 365 весёлых  уроков  труда/  М. Левина – М.:  АЙРИС ПРЕСС  1999
  5. Как  научиться рисовать/ М. Д. Лахути – М.:  «РОСМЭН» 2002
  6. Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева.- М., 1991.
  7. Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
  8.  Г о р я е в а Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.
  9. К о р о т е е в а Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. -  М. К о р о т е е в а Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. - М., 2009.
  10. К о р о т е е в а Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. - М., 2009.
  11.  К о р о т е е в а Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте ева. - М., 2009.
  12. К о р о т е е в а Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов  Е. И. Короте ева. -М., 2003.
  13. Н е м е н с к и й Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский.- М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)

Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА"

Программа разработана на основе авторской программы Е.И. Коротеевой «Примерные программы внеурочной деятельности» Под редакцией В.А. Горского  Москва «Просвещение» 2011 г.  В процессе о...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Смотрю на мир глазами художника" ФГОС

Программа внеурочной деятельности по  общекультурному  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-2 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетическо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник". Программа "Юный художник" является программой художественно- эстетического направления, предполагает кружковой...

Рабочая программа внеурочной занятости "Смотрю на мир глазами художника" (1-4 классы) ФГОС

Данная программа составлена на основе Программы Коротеевой....

Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Юный художник» 1 классы

На занятиях в творческом объединении дети знакомятся с различными материалами, узнают их  декоративно – художественные и конструктивные возможности.На занятиях создаются условия для максим...