Рабочая программа по ИЗО 1 класс Гармония
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Парахина Светлана Геннадьевна

           Рабочая программа  по учебному предмету   «Изобразительное искусство»   составлена на основе ФГОС начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство»под редакцией Б.М. Неменского. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_1_klass_garmoniya.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Варгановская основная общеобразовательная школа

Щучанского района Курганской области»

        

Рассмотрено на педсовете              Утверждаю

школы   «___» ______ 2012 г.        Директор школы:

протокол  № ____        _______ (Зорина Г.Ю.)

        «___» ______ 2012 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

 «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

1класс

                                                       

                                                                 Составитель:  Парахина С.Г.  учитель начальных

                                                                    классов, 1 категория.          

                                             

               

                                                                                                                                                                                                             

2012 г

Пояснительная записка.

           Рабочая программа  по учебному предмету   «Изобразительное искусство»   составлена на основе ФГОС начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство»под редакцией Б.М. Неменского,

         Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: гуашь, репродукция, панно.

           Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство – формирование художественной культуры учащихся как неотемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Целью художественного воспитания и обучения в 1 классе является формирование представления о трех видах художественной деятельности, которые определяют все многообразие визуальных пространственных искусств.

           Задачи:

         • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ развивать наблюдательность;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, бумагой, гуашью, фломастерами, карандашами;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для дома;

♦ понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.

На помощь ученикам приходит игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Увидеть в окружающей жизни работу того или иного Брата – Мастера – интересная игра. С нее начинается познание связей искусства с жизнью.

В задачу 1 года обучения входит осознание того, что Мастера работают определенными материалами, а так же первичное освоение этих материалов. Через работу каждого Мастера связывается детская художественная работа со взрослым искусством. Здесь закладываются основы понимания огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей. В искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Задачей Мастера является обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами.      

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром, математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

           В первом классе в адаптационный период при проведении уроков используются (интегрированные уроки, работа в группах и парах, организационно – деятельностные игры, деловые игры, экскурсии  и т. д.) 

          ???

Новизна данной учебной программы заключается в том, что организация образовательного процесса в 1 классе в адаптационный период (первая четверть) осваивается в рамках внеурочных форм: целевых прогулок, игр на свежем воздухе, экскурсий и т.д.

Планируемые результаты освоения учащимися программы:

       На первой ступени школьного обучения освоения математического содержания обеспечиваются условия достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.

        

Личностные результаты

 отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • в ценностно- эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций
  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира;
  • умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • определять три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.
  • определять названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый,  голубой);
  • правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
  • элементарным правилам смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;

синий + жёлтый = зелёный) и т. д.

  • простейшим приёмам лепки.
  • основным термины изобразительного искусства
  • что в создании любой вещи, объекта окружающей среды принимают участие «Мастера Изображения, Украшения и Постройки».

Обучающийся получит возможность научится:

  • верно держать лист бумаги, карандаш;
  • правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира;
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • применять элементы декоративного рисования кистью;  
  • владеть различными приемами работы с пластилином, различными материалами;
  • использовать красоту материалов при выполнении своих работ.

Учебно-тематический план

п\п

Наименование разделов и тем.

Всего

часов

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

8ч.

2.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8 ч.

3.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

11ч.

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5 ч.

Всего:

33

Содержание учебного предмета

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

В результате освоения данного раздела обучающийся научится:

- основным приемам работы художественными, пластическими материалами;

Обучающийся получит возможность научиться:  

- последовательно вести работу над задуманной композицией

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

В результате освоения данного раздела обучающийся научится:

-знать названия главных цветов;

-элементарным правилам смешивания цветов;

- элементарным приемам работы с различными материалами;

Обучающийся получит возможность научиться:  

- правильно сидеть за партой;

- верно держать лист бумаги, кисть и проводить линии в нужных направлениях;

- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями для работы;

- соблюдать технику безопасности на уроке.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности.. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

     

В результате освоения данного раздела обучающийся научится:

- основным термины изобразительного искусства;

- что в создании любой вещи, объекта окружающей среды принимают участие «Мастера Изображения, Украшения и Постройки».

Обучающийся получит возможность научиться:  

- выполнять простейшие конструирования из бумаги;

- владеть различными приемами работы с пластилином, различными материалами;

- использовать красоту материалов при выполнении своих работ.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

В результате освоения данного раздела обучающийся научится:

- что в создании любой вещи, объекта окружающей среды принимают участие «Мастера Изображения, Украшения и Постройки».

Обучающийся получит возможность научиться:  

- владеть различными приемами работы с пластилином, различными материалами;

- использовать красоту материалов при выполнении своих работ.

Контроль уровня достижения планируемых результатов

освоения программы

Информационные источники

Нормативные документы:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. – 5-е изд. перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 400с. – (Стандарты второго поколения). Кондаков А.М., Кезина Л.П.

Учебно-методическая литература для учителя:

   1. Рабочие программы Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы Просвещение 2012

   2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская т др.); под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152с.ил.

   3 Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н.Б. Истомина. Ассоциация XXI век  2012  (электронная версия)

   4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч.1/ (М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. – 215с.

   5. Изобразительное искусство 1-4 класс  Неменский Б.Н.; Неменская Л.А.; Коротеева Е.И. и др./ Под ред. Неменского Б.М.  Пособие для учителей и методистов (электронная версия)

   6.  Неменская Л.А. «Изобразительное искусство». Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений / Л.А.Неменская; под. ред. Б.М.Неменского. – 9-е изд. –М.: Просвещение, 2012.-111 с.: ил.

Литература для учащихся:

1. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство». Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений / Л.А.Неменская; под. ред. Б.М.Неменского. – 9-е изд. –М.: Просвещение, 2012.-111 с.: ил.

Электронные ресурсы:

 «Ассоциация ХХ Ι век»

  • www.ass21vek.ru.

Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

  • http:www.Nachalka.com.
  • http:www.viku.rdf.ru.
  • http:www.rusedu.ru.

                                                  Приложение к программе

                                                             по изобразительному искусству

                 1 класс                                                                                                                            

                                                                                                                                               

                                         Календарно- тематическое планирование

Календарно -тематическое планирование

Ты учишься изображать (9 ч.)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Экскурсии,

1.

Вводный инструктаж.

Все дети любят рисовать.

1

2.

Инструктаж №1

Экскурсия в природу Изображения всюду вокруг нас.

1

Экс 1

3.

Инструктаж №2

Экскурсия в природу Материалы для уроков изобразительного искусства.

1

Экс 2

4.

Инструктаж №3

Экскурсия в природу Мастер Изображения учит видеть.

1

Экс 3

5.

Инструктаж №4

Экскурсия в природу. Изображать можно

пятном. урок-игра

1

Экс 4

6.

Изображать можно в объёме.

1

7.

Инструктаж №5

Экскурсия в природу. Изображать можно линией.

1

Экс 5

8.

Инструктаж №6

Экскурсия в природу Разноцветные краски.

1

Экс 6

9.

Художники и зрители. Инструктаж №7 Урок-игра

1

Тема: Ты украшаешь. (8 ч.)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Экскурсии, инструктажи

10.

Мир полон украшений.

1

11.

Красоту нужно уметь замечать.

1

12.

Цветы.

1

13.

Узоры на крыльях.

1

14.

Красивые рыбы.

1

15.

Украшения птиц.

1

16.

Узоры которые создали люди.

1

17.

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

1

Раздел темы №3 Ты строишь. (8 ч.)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Экскурсии, инструктажи

18.

Постройка в нашей жизни.

1

19.

Дома бывают разными.

1

20.

Домики, которые построила природа.

1

21.

Снаружи и внутри.

1

22.

Строим город.

1

23.

Всё имеет своё строение.

1

24.

Строим вещи.

1

25.

Город, в котором мы живём.

1

Раздел темы №4 Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8ч.)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Экскурсии, инструктажи

26.

Три Брата Мастера всегда трудятся вместе.

1

27.

Праздник птиц.

1

28.

Разноцветные жуки.

1

29.

Сказочная страна.

1

30.

Времена года.

1

31.

Здравствуй, лето!

1

32.

Экскурсия на природу.

1

33.

Экскурсия на выставку картин.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"

Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"...

Рабочая программа для 3 класса(Гармония)

Рабочая прогрмма по ИЗО составлена для 3 класса....

Рабочая программа для 3 класса(Гармония)

Рабочая прогрмма по русскому языку составлена для 3 класса....

Рабочая программа для 3 класса(Гармония)

Рабочая программа по литературному чтению составлена для 3 класса....

Рабочая программа для 3 класса(Гармония)

Рабочая программа по математике составлена для 3 класса....

Рабочая программа для 3 класса(Гармония)

Рабочая программа по окружающему миру составлена для 3 класса....

Рабочая программа для 3 класса(Гармония)

Рабочая прогрмма по технологии(труд) составлена для 3 класса....