Внеурочное мероприятие : «Русские народные промыслы. Расписные русские матрёшки»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Данный конспект разработан для проведения занятия по изобразительному искусству для учащихся 2 класса. Проведение занятия предполагает предварительную подготовительную работу с учащимися класса, а именно: заучивание стихов, частушек, вырезание из картона трафаретов матрешки, нанесение основы на трафареты, разучивание физкультминутки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_matreshki_vneurochnoe_boss_2_kl.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Русские народные промыслы.
Расписные русские матрёшки»
Цели занятия:
-познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России.
-воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.
-развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.
Используемое оборудование:
Зрительный ряд: мультимедийный проектор, электронная презентация «Народное декоративно – прикладное искусство. Русская матрешка»
Изобразительный ряд: репродукции декоративно-прикладного искусства (расписные матрёшки из Загорска, Семёнова и Полхов-Майдана); методические таблицы «Декоративные приёмы растительного мотива», «Этапы росписи матрёшки», Матрешка.
Музыкальный ряд: фонограмма русской народной песни «Во поле берёза стояла», частушки.
Литературный ряд: загадки, стихотворения.
Краткое описание: данный конспект разработан для проведения занятия по изобразительному искусству для учащихся 2 класса. Проведение занятия предполагает предварительную подготовительную работу с учащимися класса, а именно: заучивание стихов, частушек, вырезание из картона трафаретов матрешки, нанесение основы на трафареты, разучивание физкультминутки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
II. Актуализация знаний учащихся. Творческая минутка. Слайд 1
Ребята, сегодня мы познакомимся еще с одной игрушкой, которая относится к художественным народным промыслам. О какой игрушке идет речь, вы мне сейчас скажете сами, послушав загадку:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- правильно (показ матрешки). Это известная во всем мире кукла.
Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у нее то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное - эта куколка с секретом. Как вы думаете – с каким?
Да, в ней прячется целое семейство, мал, мала, меньше!
Чтение учителем стихотворения о матрёшках с одновременным показом.
Слайд 2
Много кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех "матрёшками" зовут.
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой - будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притёртую,
И сумеешь ты найти - куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри: кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая, куколка пустая -
В ней живёт шестая, а в шестой - седьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд, сёстры-куколки стоят.
Дети подготовили для нас стихи и частушки о матрешке.
Под исполнение русской народной песни "Во поле берёза стояла" мальчики читают стихотворение И. Кадухиной "Русская матрёшка".
1.Кто матрёшку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
2. Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
3.На щеках навёл зари румянец,
Неба синь всплеснул в её глаза.
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
4."Ну и ой, гуляй себе по свету,
Весели себя, честной народ",
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
Девочки исполняют весёлые частушки:
Все: Мы матрёшки, мы подружки
Утром рано мы встаём,
Очень любим мы частушки
Мы от них не устаём.
1. И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
2. Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам идём.
3. Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
4.Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А, которая осталась,
Больше всех перепугалась.
5. Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, две матрешки
И одна Матрёшечка.
Все: Мы частушек много знаем,
Исполнять их обожаем.
Только время подошло
Может, свидимся ещё.
III. Вступительная беседа об истории русской матрёшки.
Нашей матрешке более 100 лет. А начиналось все вот как…
В художественную мастерскую мастера-игрушечника Звездочкина привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка «Фукуруму» ( запись на доске). Слайд 3 Эта фигурка раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую.
Наш мастер Звездочкин решил сделать свою деревянную игрушку. Слайд 4 Первая матрешка состояла из 8 фигур. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках. Расписал первую матрешку художник Малютин ( на доске фамилии Звездочкин и Малютин). Матрешка сразу понравилась и взрослым и детям. Нравилась ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось целое семейство.
Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из самых распространённых русских имён, в основе которого лежит латинское слово «матер», означающее мать. И по сей день матрёшка остается символом материнства.
IV. Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России. Слайд 5
По видам росписи матрешки делятся на загорских, семеновских, полхово-майдановских.
Загорская матрёшка. Слайд 6
Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор,
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Загорская матрёшка одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами. У матрешек намечается несложный геометрический орнамент из полосок и мазков. Она расписана чистыми яркими цветами. Чёрные линии подчеркивают детали одежды и черты её лица. Слайд 7
Семёновская матрёшка. Слайд 8
Я из тихого зелёного городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых- розовых, бордовых
В подарок принесла.
У матрёшек из Семёнова на фартуках яркие букеты: чем больше матрёшка, тем крупнее цветы в букете. Алые розы, маки, ягоды и листья собраны в букеты, которые держат матрешки в руках.
Основной цвет в росписи — красный, а чёрный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове - платок, украшенный по кайме. Слайд 9
Полхов-майданская матрёшка. Слайд 10
А я, подружки, из Майдана,
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами,
С сияющими лепестками
И ягодами разными - спелыми и красными.
Полхов-майданские матрёшки можно узнать по необычной форме головы, удлинённой фигуре и характерному малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зелёный, а с синим — жёлтый. Мастера из Полхов-Майдана украшают свою матрёшку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли её фигурку спереди. Лицо матрёшки окружают забавными кудряшками. У нее нет таких деталей, как руки, сарафан, кофта. Нет платка с завязанными концами. Слайд 11
В гостях у народных умельцев. Слайд 12
Давайте побываем в гостях у народных умельцев.
Представьте, что мы сейчас находимся у мастера по деревообработке. Слайд13
Прежде чем выточить матрешку, мастер ищет подходящее дерево, найдя, распиливает его на чурбаки, и из них делает заготовку. Затем на токарном станке вытачивается фигурка необходимого размера. Разрезается пополам, протачивается изнутри. Мастеру нужно быть очень точным, чтобы половинки подходили друг к другу.
А теперь отправляемся к мастеру по художественной росписи. Слайд 14
Для того чтобы краска хорошо ложилась на дерево, белую без росписи матрешку грунтуют: покрывают слоем крахмала, намечают черной тушью окружность лица, контуры платка, сарафана, платка, кофты, рисуют лицо матрешки. Особое внимание уделяется прорисовки узора фартука. На заключительном этапе матрешка покрывается несколькими слоями бесцветного лака.
Авторская Матрешка. Слайд 15 - 19
В настоящее время росписью матрёшек занимаются во многих областях нашей Родины. Для украшения своих матрёшек художники используют различные цветочные узоры Хохломы, Гжели, сюжеты из народных сказок, памятники архитектуры, соборы, пейзажи с картин известных художников и многое другое.
Физкультминутка
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.
VI. Анализ иллюстративного материала - беседа. Слайд 20
- Покажите семёновскую, полхов-майданскую и загорскую матрёшки.
-Какая одежда у Загорской матрёшки?
-Чем отличается Полхов-Майданская матрешка?
- Какая часть одежды отличает Семеновскую матрешку?
-А это матрешки, выполненные моими выпускниками на уроках изобразительного искусства.
- рассмотрите узоры, которые используются в росписи народных игрушек.
VI. Практическая работа учащихся.
1.Объяснение учебного задания с одновременным показом.
Сегодня мы с вами, ребята выступим в роли мастеров по росписи матрёшки.
Сначала нарисуем лицо матрешки. Верхнюю часть круга занимают волосы, в средней части глаза, а в нижней – губы и щёки. Носик обозначается 2 точками.
Раскрашивать матрешку будем по группам: 1- Загорская, 2- Семеновская, 3- Полхов-Майданская.
У ваших матрешек готова основа под роспись. А вы будете расписывать Матрешку, украшать её наряд.
2.Самостоятельная работа учащихся.
А сейчас создайте свой образ матрёшки, используя приемы росписи разных мастеров. Но если вы хотите внести в роспись что-то свое - пожалуйста, можете это сделать!
VII. Итог урока.
Вопросы на закрепление изученного:
1.Чем вам нравится матрёшка?
2.Из каких материалов делали эти игрушки?
3.Что означает Матрёшка?
4.Какие черты русской красавицы отражены в матрёшке?
Слайд 21
Чтение учителем текста.
VIII. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Оформляется выставка работ учащихся.
Давайте придумаем название нашей выставки. (Весёлый хоровод).
Дети делятся впечатлениями от совместного творческого труда.
Делают анализ работ, оценивают.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Проходят годы, но матрёшка была и остаётся символом России, радующим и детей и взрослых.
В начале урока мы говорили, о том, что матрёшка необыкновенная игрушка. Она желанная гостья в каждом доме.
В чем секрет такого успеха и долго жития? Почему она всем нравится? Почему стала русским сувениром за рубежом?
Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней - дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в домах за границей.
Трудно выбрать лучшую матрешку. Все они хороши! Пока будут жить матрешки, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умелый, душевный, красивый русский народ, в нашу неповторимую Родину – Россию с ее чудесными душевными песнями, зажигательными танцами и задорными частушками!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные промыслы в спортивных играх и забавах
Спортивное мероприятие включающее в себя лучшие традиции нашего народа...
Творческое развитие личности ребенка на примере знакомства с русскими народными промыслами.
Предлагаемая презентация поможет учителю приобщить учащихся к истокам русской народной культуры , познакомить с элементами художественной росписи , изучить богатство и самобытность русского народа....
образовательная программа социального направления внеурочной деятельности студия «Народные промыслы» Начальное общее образование (1-4 классы), ФГОС
«Народные промыслы» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение к...
Воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся начальных классов, через знакомство с русскими народными промыслами и ремеслами.
Проектная работа....
Изучение русских народных промыслов
Продолжительность урока: два урока по 40 мин.Для урока необходимы костюмы: Городецкий, Хохлома, Гжель...
Русские народные промыслы.Матрёшка.
В презентации к уроку представлена история возникновения одного из русских сувениров - матрёшки. Дается краткое описание разных стилей росписи любимой народом игрушки: сергиево-посадской, ...
Внеклассное мероприятие «Ярмарка народных промыслов России»
Цели мероприятия:знакомство с историей происхождения и особенностями народных промыслов России;формирование у подрастающего поколения интереса к истории и культуре своего народа;воспитание личности ре...