РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по новым образовательным стандартам по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Весёлая кисточка» для 1-4 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Шеина Светлана Анатольевна

Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от 7 до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья) и рассчитана на 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyolaya_kistochka1-4_kl.sheina.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

                

Нехаевский филиал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»

 Принята на заседании                                        Утверждена:

 педагогического совета                                      директор школы:__________ Т.В. Меринова

 Протокол №_____ от________2013 г               Приказ №____ от _________2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по новым образовательным стандартам

по внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

«Весёлая кисточка»

для 1-4 классов

на 2012-2016 учебный год

         Разработала: Шеина С.А.        

         учитель начальных классов

        первой категории.

2012г.

Программа кружка «Весёлая Кисточка»

Пояснительная записка

Послушай – и ты узнаешь,

Посмотри – и ты поймёшь,

                                                                                                                 Сделай – и ты научишься.

(китайская мудрость)

  Актуальность

 Изобразительное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои умения, способности любому человеку. Перед обучающимися открываются двери в мир прекрасного, из которого потом не хочется выходить. И как отметил Сухомлинский: «Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу.  Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…»

Программа по изобразительному искусству художественно-творческой деятельности детского объединения предназначена для детей от  7  до 10 лет с разными возможностями (для одарённых детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья) и  рассчитана на 4 года.

  Неоспоримо значение искусства в формировании духовных и нравственных качеств личности.

Искусство развивает:

 ум и наблюдательность,

воспитывает  нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное,

выступает гарантией социализации личности ребенка в обществе.

        21 век предполагает человека с творческими способностями. Занятия по изобразительному  искусству имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное  развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом.

        Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума.

    Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

   Вот такое творческое начало искусство воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

    Таким образом, особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, дома, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок.

Цель программы:

Развитие личностного творческого потенциала школьника,  формирование его духовности и эстетической культуры.

Задачи:

 1.Создание условий, способствующих развитию личностного творческого потенциала.

2.Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.

3. Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.

4. Освоение в процессе деятельности различными приемами работы и художественными средствами.

5. Формирование общекультурных, коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций.

Реализация по годам

2010-2011 учебный год (1 класс) –

                                         «Кисточка и её друзья»

Цель: активизировать внимание, наблюдательность детей, формирование коммуникативной компетенции.

   2011-2012 учебный год (2 класс) –    

                                               «Мир искусства»

Цель: развивать умения и навыки художественной деятельности, формирование общекультурной компетенции.

   2012-2013 учебный год (3 класс) –  

                                   «Какого цвета Родина?»

Цель: развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию красоты родного края, формирование  ценностно-ориентационной компетенции.

 2013-2014учебный год (4 класс) –

                                  «Глазами художника»

Цель: развивать умение выражать художественными средствами своё отношение к миру,  формирование компетенции личностного самосовершенствования.

Формы  занятий:

  1. игры;
  2. беседы;
  3. индивидуальные и групповые занятия;
  4. практические занятия;
  5. создание проектов;
  6. коллективная работа;
  7. праздники;
  8. походы;
  9. экскурсии

Формы организации внеурочной деятельности:

  1. работа по группам;
  2. работа в парах;
  3. индивидуальная;

Дети, пришедшие в школу, уже не те, что были 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Они  более практичные. Несомненно, для проведения занятий с такими детьми необходимо использовать активные, продуктивные, побуждающие к творчеству методы:

  1. вербальные;
  2. демонстрация; (картины, муляжи, рисунки детей)
  3. практические; (работа с бумагой, пластилином …)
  4. наблюдения; (экскурсии, походы)
  5. самостоятельная работа с литературой;
  6. конкурсы творческих проектов.

    Современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновационные технологии.


Инновационные технологии:

  1. Проектная деятельность  
  2. Частично-поисковая деятельность
  3. Создание презентаций  
  4. Нетрадиционные техники рисования

ПРИНЦИПЫ:

  1. целостности и эмоционального освоения материала через художественные средства;
  2. связи  искусства с окружающей действительностью;
  3. единства реальности и    фантазии.

Принцип связи искусства с окружающей действительностью.

Явления искусства должны постепенно помогать ребенку глубже чувствовать и понимать собственную жизнь, свои связи с окружающим миром, семьей, друзьями, с обществом, с человечеством в целом.

Принцип единства реальности и фантазии.

Формирование творческой активности невозможно без формирования таких важнейших художественных навыков как наблюдательность и фантазия. Поразительная способность ребенка увидеть необычное в обыденном, удивляться там, где для многих взрослых нет ничего особенного, известна каждому родителю и педагогу.  

Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создают условия для:

  1. ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
  2. возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.

  “Невозможно по-настоящему увлечь и заинтересовать детей, побудить их искать собственный творческий путь, не задавая себе вопросов “Зачем?”, “Почему?”, “Для чего?”, не понимая истинного смысла  обучения искусством.

     В своей работе я опираюсь на методику Бориса Михайловича Неменского, которая способствует развитию творчества, учит украшать и моделировать.

  Занятия ориентированы на интересы и творческие возможности детей.

Программа состоит из 4 частей, часы разделены на теорию и практику.

В ходе реализации данной программы мои ученики должны сформироваться как активные личности с высоким эстетическим вкусом, умеющие выражать художественными средствами свое отношение к миру, выбирать правильную жизненную позицию, обладающие коммуникативными, познавательными, регулятивными и личностными универсальными действиями.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе занятий кружка «Весёлая Кисточка»

  1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  2. понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  3. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  4. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  5. умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
  6. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  7. овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  8. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  9. использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач, выполнения творческих проектов,  моделирования и т.д.;
  10. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  11. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется на занятиях кружка:

  1. понимание образной природы искусства;
  2. эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  3. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  4. умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  5. усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  6. способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  7. способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  8. овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

Паспорт программы «Весёлая Кисточка»

Наименование программы

Авторская программа художественно- эстетического направления

внеурочной деятельности в начальной школе«Весёлая Кисточка»

Дата принятия решения о разработке программы, дата её утверждения.

Утверждена на педагогическом совете

Протокол №2 от 5 сентября 2010 года.

Основной разработчик программы

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

Егорова Нина Сергеевна

Основные исполнители программы

Детский коллектив

Цели программы

Развитие личностного творческого потенциала школьника, формирование его духовности и эстетической культуры.

Основные задачи

1.Создание условий, способствующих развитию личностного творческого потенциала.

2.Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности.

3. Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.

4. Освоение в процессе деятельности различными приемами работы и художественными средствами.

5. Формирование общекультурных, коммуникативных, ценностно-смысловых компетенций.

Этапы реализации программы

2010-2011 учебный год-«Кисточка и её друзья»

Цель: активизировать внимание, наблюдательность детей, формирование коммуникативной компетенции.

2011-2012 учебный год- «Мир искусства»

Цель:развивать умения и навыки художественной деятельности, формирование общекультурной компетенции

2012-2013 учебный  год – «Какого цвета Родина?»

Цель: развивать способности к эмоционально- ценностному восприятию красоты родного края, формирование ценностно-ориентационной компетенции

2013-2014 учебный год- «Глазами художника»

Цель: развивать умение выражать художественными средствами компетенции личностного самосовершенствования.

Основные направления работы

-изображение

-украшение

-моделирование и конструирование

Ожидаемый результат

В ходе реализации данной программы мои ученики должны сформироваться как активные личности с высоким эстетическим вкусом, умеющие выражать художественными средствами свое отношение к миру, выбирать правильную жизненную позицию.

Система организации  контроля за ходом исполнения программы

Тестирование, диагностика осуществляется

методическим советом школы

Формы работы

  1. игры;
  2. беседы;
  3. индивидуальные и групповые занятия;
  4. практические занятия;
  5. создание проектов;
  6. коллективная работа;
  7. праздники;
  8. походы;
  9. экскурсии.

Учебно-тематический план занятий

1 год занятий

Кисточка и её друзья

Раздел

Тема занятий

Кол-во  часов

Теория

Практика

1

Знакомимся с Кисточкой и её другом - Солнечным гномиком.

Рабочее место.

1.Знакомимся с Кисточкой.

Упражнения для пальцев.

2.Куда смотрит Кисточка?

Купаем Кисточку!

3.Две подружки - Толстая и Тонкая Кисточки.

Кисточки танцуют! Осеннее небо и листопад.

4.Кисточка бегает по лужам.

5-6.Подготовка и участие в креатив-фестивале «Надежда»

Номинация «Мастер Бум».

 7. Как Кисточка пьёт, чтобы нарисовать море.

8. Конкурсы рисунков.

    8

2

6

2

Знакомство Кисточки с Мастером Украшения.

1. Новые упражнения для нашей Кисточки. Путешествие в страну цвета. Игры.

2.Украшения в природе. Экскурсия.

3. Работа с природным материалом (крылатки клена, листья, шишки, мох…)

4. Идёт Волшебница-Зима.

5. Морозные узоры на окне.

6. Причудливые снежинки.

7-8. Праздничные украшения.

Бумажные ангелочки. Открытки.

Коллективное панно.

    8

       2

6

3

Мастер Постройки и Кисточка.

1. Весёлый поезд. Кисточка путешествует.

2. Фантастический замок.

3. Лепка сказочных домиков.

4. Городской пейзаж.

5-8. Тренировочные занятия по включению детей в проектную деятельность. Групповые краткосрочные проекты:

Село, в котором мы живём.

Город Чудес

Сказочный город

Постройки в природе

     8            

       2

       6

4.

Три брата и Кисточка.

1-2. Кисточка в сказках «Петушок-Золотой гребешок», «Сивка - Бурка».

3.Бумагопластика.

Сказочные деревья:

Петушиный хвост

Говорящее дерево…

4. Экскурсия в природу. Экология.

5. Как Кисточки играли с цветами.

6-8. Тренировочные занятия по включению детей в проектную деятельность. Групповые краткосрочные проекты:

«Фея Экология»

 «Хлебное солнце».

«Какого цвета лето?

9. Игра «Принцессы и разноцветные гномы».

10.Театрализованный праздник

 «В гости к Солнышку».

   10

   3

7

2 год

Мир искусства

1

В мастерской художника

В мастерской художника.

2. Процарапанная краска и пастель.

3.Пруд из гофрированной бумаги и водоплавающие птицы.

4. Поход  «В гости к Осени».

5-6. Пейзаж. Способы изображения деревьев:

Листья, нарисованные губкой.

Зигзагообразные деревья.

Как нарисовать дерево соломинкой

7-8. Работа с солёным тестом.

«Смешарики».

8

    2

      6

2

Страна Вообразилия

Причудливый мир животных.

Фантастические образы из музыкальных произведений.

Презентация «Страна волшебная».

3-8. Тренировочные занятия по включению детей в проектную деятельность. Групповые краткосрочные проекты:

Цветы для мамы.

Несуществующие животные.

Город Чудес.

Страна Вообразилия

9-10.Креатив-фестиваль

«Вернисаж Мастера Бума».

10

    2

      8

3

Краски раскрывают характер

1. Поход в музей.

Какие новые открытия сделали.

2. Выражение характера изображаемых животных:

  1. Тигр на охоте
  2. Птицы в полёте

3. Отчего зависит моё настроение.

Когда мне грустно или весело.

4.Сказка- игра «Красота и доброта».

5.Кроссворды и ребусы:

  1. Подскажи словечко
  2. Постройка
  3. Веер

8

1

     7

4

Волшебная радуга

  1. Радуга. Светлая картина.

       Презентация «Радуга»

  1. Тёплые цвета. Жаркая Африка.
  2. Холодные цвета. Северное сияние.
  3. Нежная картинка. Пастельные тона.
  4. Пластилиновое рисование.

6-9.Подготовка к празднику.

Праздник «Волшебная радуга».

Презентация.

9

    2

       7

3 год

Какого цвета Родина?

1

Наш дом.

1.Игрушки. «Бабушкин сундучок».

  1. Игрушки из бросового материала.
  2. Игрушки из «Киндер»-сюрприза (пчёлка, клоун, пират).

2-3. Посуда из папье - маше с росписью по белой  грунтовке. Гжель.

4.Поделки из яичной скорлупы

( толчёной или цельной).

5-8 Краткосрочные проекты:

  1. Поздравительная открытка
  2. Моя комната
  3. Самая старая вещь в моём доме

9

2

7

3

Улицы нашего села.

1. Самое красивое место в моём селе.

2. С днём рождения, любимое село!

3. Творческий конкурс «Родной край».

4. Моя улица

5-6 . Проект: «Спичечный городок»

7.Изготовление транспортных моделей без построения развёрток.

8. Белая красавица - берёзка.

9.Фотовыставка «Моё село».

9

2

7

2

Зрелище

1. Поход в цирк.

2.Аппликация  в технике «жатка» - «Клоуны»

3.Игра «В кукольном театре».

Создание кукол к кукольному спектаклю.

4.Создание афиши и плаката.

5-7. Оформление классной комнаты и школы к новогоднему празднику:

  1. Объёмные игрушки
  2. Маски
  3. Новогодние газеты
  4. Украшения на ёлку

8. Праздник «Чудеса волшебного леса»

8

2

6

4

Художник и музей.

  1. Какие бывают музеи? Музеи мира.

Презентация.

  1. В музее нашего села.
  2. Музеи Тюменской области.
  3. Заочное путешествие в Третьяковскую галерею.

Презентация «Третьяковская галерея».

Викторина

5.Лицо- основа портрета.

  1. Стилизованные лица.
  2. Оживление лиц на компьютере.

6.В стране кривых зеркал.

7.Весенний натюрморт.

8.Наш вернисаж- выставка.

8

3

5

4 год

Глазами  художника

1

Родной край

1.Пейзаж любимого уголка природы.

2.Объёмная аппликация деревни. Коллективная работа.

3.Землю солнце красит, а человека труд.

4.Праздник Доброты.

8

1

7

2

Иллюстрации

1. Правила, приемы и средства композиции.

2. Сказочная тема в ИЗО.

3. Иллюстрации к сказкам «Синяя птица», «Аленький цветочек» «Щелкунчик и Мышиный король».

 4.Иллюстрации к стихотворениям «классного» поэта Аверина Романа.

.5. Знакомство с творчеством (стихи, рисунки)  тюменского поэта

А. Шестакова

6.Обложки к сборникам стихов А.Шестакова.

7-10.Декорации для настольного театра.

10

3

7

3

Рисуем счастье.

  1. Что такое счастье?

Рисуем счастье.

  1. Портрет счастливого человека.
  2. Радость детства.

3.Кроссворды и ребусы:

  1. Подскажи словечко
  2. Постройка
  3. Веер

5.Неделя творчества.

9

3

6

4

Дизайнерское мастерство.

1.Пасхальные украшения.

  1. Открытки
  2. Роспись яиц
  3. Птички-невелички (канарейки, райские птички, синяя птица).

2-3.Работа с природным материалом.

Проекты:

  1. Светская беседа
  2. Цветы в букете

4.Рисование на пластинках.

5-6.Изонить

7-8.Украшения

8.Итоговое занятие для родителей. Обсуждение детских работ.

9

2

7

Итого:

136

Список литературы:

1. Программа, разработанная под руководством и  редакцией народного художника России, академика   РАО Б. Н. Неменского. Изобразительное искусство и художественный труд. Издательство «Просвещение» 2010.

2. Большой самоучитель рисования. Москва. 2010. Росмэн.

3. Шалаева Г. П. Учимся рисовать - М.: Издательство «Эксмо», 2006. – 223 с., ил.

4. Неменская Л. А. Искусство и ты, учебник для 1 класса. – М.: Издательство «Просвещение», 2010.

5. Поль Левейлль Эмоциональный портрет, Методика рисования и построения, Минск, 2010.

6. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Игры с пальчиками – М.: АСТ: Астрель, 2007.–124с.                                                                                        

7. Искусство вокруг нас. Методическая разработка к программе "Изобразительное искусство и художественный труд". - М.:Ротапринт НИИ школ МНО РСФСР, 2011.

8.  Методическое пособие к учебникам по изобразительному     искусству. /Под ред. Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2008. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства - М.: Просвещение, 2008.                                                                                                                          

9. Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. четырехлет. Нач. шк. / Под ред. Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2010. Горяева Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .

   В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) Маленький мастер 1 – 4 классы

Актуальность Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление.

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление....

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования – начальное общее образование, 3 класс

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования –  начальное общее...