Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
рабочая программа (2 класс) на тему

ЗАКИРОВА ГУЛЬНАЗ ИДВАРТОВНА

 

     В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?      

            Да! И начинать, этот путь нужно с детства.      

     В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведет к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.  Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина  позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plastilinovaya_fantaziya_vneur._2v_kl.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

                                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

   «Согласовано»               «Согласовано»            «Утверждено»                       «Согласовано»

     Руководитель МО         Заместитель                   Директор лицея          методист ИМЦ

                                                руководителя по ВР                                по начальному образованию

 ____________________  ________________         _____________                 ____________________

   Г.Ю. Байгузина                    И.Т. Кабирова                 Р.А.Вафин                     Каримуллина В.Э.

 Протокол № 1  от                                               Приказ № 183 от        от_______________2012г.

 27 августа 2012 г.             31августа 2012г.          31 августа 2012г

                                                     

                                                               Рабочая программа

                                                    по внеурочной деятельности

                                                     учителя начальных классов

                                   муниципального бюджетного  образовательного учреждения

                                       «Шеморданский  лицей  Сабинского  района  РТ»

                                                      Закировой Гульназ Идвартовны

                                            Художественно-эстетическое направление

                                                       «Пластилиновая фантазия»

                                                                      2 класс

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                            Рассмотрено на заседании

                                                                                                             педагогического    совета

                                                                                                                    Протокол №1

                                                                                                             от «27» августа  2012 г                                                                            

                                                     2012-2013 учебный год      

                                               Учебно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности

Класс  

Учитель:  Закирова Гульназ Идвартовна

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе составительской программы «Пластилиновая фантазия». 

                             

                                                  Пояснительная записка

   В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?      

     Да! И начинать, этот путь нужно с детства.      

    В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведет к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.  Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина  позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

    Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.  Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина  расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Программное содержание по лепке включает в себя два раздела.

Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы  и  выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приёмов.

Первый раздел –  выполнение более простых изделий- это игрушки и зверушки. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.

Второй раздел – выполнение более сложных изделий- это сказки.  Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются

Цель программы:

- организация досуговой деятельности детей.  

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои

новые оригинальные решения;  

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.  

- обучение выполнению сборки и оформлению работы.

Задачи:  

- совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении

изделий из разных материалов;

- развитие чувства цвета, пропорции, ритма;  

- овладение элементарными трудовыми  навыками, способами художественной

деятельности;

- воспитание  усидчивости аккуратности, трудолюбия;

- формирование умения работать в коллективе;

- создание условий для самостоятельного творчества;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер;

В результате обучения школьники должны знать:

- названия и назначение инструментов;

-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,

применение и доступные способы обработки;

- правила организации рабочего места;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином

Должны уметь:

- правильно организовать рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены  

- выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь,

проявлять самостоятельность.

Приёмы и методы организации занятий .

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:  

игра, труд, учение, общение, творчество.

При определении содержания деятельности учитываются следующие

принципы:

- Учитель для ученика, а не ученик для учителя

- Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск

- Нет пределов совершенствования

- Учёт психофизических особенностей детей

- Создание атмосферы успеха.  

Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная

- групповая

- выставка  

Основной вид занятий – практический.

Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.

Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.

Предлагаемая программа по лепке из пластилина рассчитана минимум на один год.

Количество часов за год составляет 34 часа.

Возраст детей 8-9 лет

Педагогические приемы:

- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);

- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнѐрами в увлекательном процессе образования;

- свободного выбора.

Дидактическое и техническое  оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом:

индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

 таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;  альбомы с образцами, фотографиями.

Материалы, инструменты, приспособления:  

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

2) организация рабочего места

3) повторение пройденного материала

4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

- инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный  

- практическая работа  

- физкультминутки

- подведение итогов, анализ, оценка работ

- приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.

Внеурочная деятельность  позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.

Необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.

Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.

Основное оборудование:  

- нож (стек),  

- материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением.

Дополнительное оборудование:

 заостренные спички или зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.

Демонстрационные пособия:

- основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия.

- большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

- таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;  

- альбомы с образцами, фотографиями.

Методические  рекомендации  

Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил.

Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя.                                                

Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:

1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти.

2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.

3. Поэтапная лепка изделия по нотации.  

Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем.

Каждый этап нотации включает в себя следующее:

1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия.

Дети быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.

3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.

4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.)  

5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок,

сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.

6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.

Навыки, приобретенные учениками:

1. умение свободно владеть лепным материалом.

2.  знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;

3.  знание и правильное использование приемов доработки исходных форм;

4.  правильное понятие о пропорциях и соразмерности;

5. умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных

форм;

6.  умение пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;

7. развитие мелкой моторики пальцев рук;

8.  видение пропорций и объемов;

9.  развитие фантазии и объемного мышления.  

Предполагаемые результаты.

1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания

оригинальных изделий.

2. Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше.

3. Участие в выставках детского творчества

4. Распространение технологии за пределами школы.

5. Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее

относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать  чужую работу.

                                           

                                                Тематический план


№ п/п

             

           Тема урока


Количество часов

           

                 Дата

 

     план

 

    факт

  I

Игрушки и зверушки.

        15

1

Инструктаж по ТБ. С чего начать? Рыбка.


1

2

Поросёнок

1

3

Ёж.

1

4

Зайчик.

1

5

Собака.

1

6

Котик.

1

7

Козлик.

1

8

Барашек.

1

9

Медведь

1

10

Волк

1

11

Белочка

1

12

Лошадка.

1

13

Мышка

1

14

Петух

1

15

Лиса

1

II

Пластилиновая сказка

         19

16

Курочка Ряба.

1

17

Репка.

1

18

Колобок.

1

19

Лисичка-сестричка и волк.

1

20

Снегурочка.

1

21

Маша и медведь.

1

22

Царевна-лягушка.

1

23

Три поросёнка.

1

24

Дедушка Мазай и зайцы.

1

25

Дюймовочка.

1

26

Приключения барона Мюнхгаузена

1

27

Чебурашка и крокодил Гена.

1

28

Петух и Жемчужное зерно.

1

29

Ворона и Лисица.

1

30

Осёл и Соловей.

1

31

Волк и Журавль

1

22

Лебедь, Щука и Рак.

1

33

Стрекоза и Муравей.

1

34

Незнайка из Цветочного города.

                                Всего:

1

34

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) Маленький мастер 1 – 4 классы

Актуальность Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно -эстетического направление) «Умей-ка»

Рабочая программапо  внеурочной деятельности (художественно -эстетическое направление) «Умей-ка»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 1 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 2 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Волшебный карандаш»

Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.Актуальность программы о...