Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .
    рабочая программа (2 класс) на тему

    ЗАКИРОВА ГУЛЬНАЗ ИДВАРТОВНА

     

         В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?      

                Да! И начинать, этот путь нужно с детства.      

         В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведет к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.  Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина  позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plastilinovaya_fantaziya_vneur._2v_kl.doc119 КБ

    Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

       «Согласовано»               «Согласовано»            «Утверждено»                       «Согласовано»

         Руководитель МО         Заместитель                   Директор лицея          методист ИМЦ

                                                    руководителя по ВР                                по начальному образованию

     ____________________  ________________         _____________                 ____________________

       Г.Ю. Байгузина                    И.Т. Кабирова                 Р.А.Вафин                     Каримуллина В.Э.

     Протокол № 1  от                                               Приказ № 183 от        от_______________2012г.

     27 августа 2012 г.             31августа 2012г.          31 августа 2012г

                                                         

                                                                   Рабочая программа

                                                        по внеурочной деятельности

                                                         учителя начальных классов

                                       муниципального бюджетного  образовательного учреждения

                                           «Шеморданский  лицей  Сабинского  района  РТ»

                                                          Закировой Гульназ Идвартовны

                                                Художественно-эстетическое направление

                                                           «Пластилиновая фантазия»

                                                                          2 класс

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                Рассмотрено на заседании

                                                                                                                 педагогического    совета

                                                                                                                        Протокол №1

                                                                                                                 от «27» августа  2012 г                                                                            

                                                         2012-2013 учебный год      

                                                   Учебно-тематическое планирование

    по внеурочной деятельности

    Класс  

    Учитель:  Закирова Гульназ Идвартовна

    Количество часов

    Всего 34 часа; в неделю 1 час

    Планирование составлено на основе составительской программы «Пластилиновая фантазия». 

                                 

                                                      Пояснительная записка

       В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?      

         Да! И начинать, этот путь нужно с детства.      

        В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведет к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.  Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина  позволит реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.

        Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.  Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина  расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

    Программное содержание по лепке включает в себя два раздела.

    Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы  и  выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приёмов.

    Первый раздел –  выполнение более простых изделий- это игрушки и зверушки. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.

    Второй раздел – выполнение более сложных изделий- это сказки.  Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются

    Цель программы:

    - организация досуговой деятельности детей.  

    - быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои

    новые оригинальные решения;  

    - быть ориентированными на лучшие конечные результаты.  

    - обучение выполнению сборки и оформлению работы.

    Задачи:  

    - совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении

    изделий из разных материалов;

    - развитие чувства цвета, пропорции, ритма;  

    - овладение элементарными трудовыми  навыками, способами художественной

    деятельности;

    - воспитание  усидчивости аккуратности, трудолюбия;

    - формирование умения работать в коллективе;

    - создание условий для самостоятельного творчества;

    - развивать мелкую моторику рук, глазомер;

    В результате обучения школьники должны знать:

    - названия и назначение инструментов;

    -названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,

    применение и доступные способы обработки;

    - правила организации рабочего места;

    - правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином

    Должны уметь:

    - правильно организовать рабочее место;

    - пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

    - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены  

    - выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

    - сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь,

    проявлять самостоятельность.

    Приёмы и методы организации занятий .

    В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:  

    игра, труд, учение, общение, творчество.

    При определении содержания деятельности учитываются следующие

    принципы:

    - Учитель для ученика, а не ученик для учителя

    - Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск

    - Нет пределов совершенствования

    - Учёт психофизических особенностей детей

    - Создание атмосферы успеха.  

    Формы организации учебной деятельности:

    - индивидуальная

    - групповая

    - выставка  

    Основной вид занятий – практический.

    Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.

    Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.

    Предлагаемая программа по лепке из пластилина рассчитана минимум на один год.

    Количество часов за год составляет 34 часа.

    Возраст детей 8-9 лет

    Педагогические приемы:

    - формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);

    - организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

    - стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

    - сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнѐрами в увлекательном процессе образования;

    - свободного выбора.

    Дидактическое и техническое  оснащение занятий.

    Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом:

    индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

     таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;  альбомы с образцами, фотографиями.

    Материалы, инструменты, приспособления:  

    Основные составляющие занятий:

    1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

    2) организация рабочего места

    3) повторение пройденного материала

    4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

    - инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный  

    - практическая работа  

    - физкультминутки

    - подведение итогов, анализ, оценка работ

    - приведение в порядок рабочего места.

    Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.

    Внеурочная деятельность  позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

    Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.

    Необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.

    Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.

    Основное оборудование:  

    - нож (стек),  

    - материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением.

    Дополнительное оборудование:

     заостренные спички или зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.

    Демонстрационные пособия:

    - основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия.

    - большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

    - таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;  

    - альбомы с образцами, фотографиями.

    Методические  рекомендации  

    Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил.

    Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя.                                                

    Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:

    1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти.

    2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.

    3. Поэтапная лепка изделия по нотации.  

    Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем.

    Каждый этап нотации включает в себя следующее:

    1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

    2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия.

    Дети быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.

    3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.

    4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.)  

    5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок,

    сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.

    6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.

    Навыки, приобретенные учениками:

    1. умение свободно владеть лепным материалом.

    2.  знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;

    3.  знание и правильное использование приемов доработки исходных форм;

    4.  правильное понятие о пропорциях и соразмерности;

    5. умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных

    форм;

    6.  умение пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;

    7. развитие мелкой моторики пальцев рук;

    8.  видение пропорций и объемов;

    9.  развитие фантазии и объемного мышления.  

    Предполагаемые результаты.

    1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания

    оригинальных изделий.

    2. Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше.

    3. Участие в выставках детского творчества

    4. Распространение технологии за пределами школы.

    5. Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее

    относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать  чужую работу.

                                               

                                                    Тематический план


    № п/п

                 

               Тема урока


    Количество часов

               

                     Дата

     

         план

     

        факт

      I

    Игрушки и зверушки.

            15

    1

    Инструктаж по ТБ. С чего начать? Рыбка.


    1

    2

    Поросёнок

    1

    3

    Ёж.

    1

    4

    Зайчик.

    1

    5

    Собака.

    1

    6

    Котик.

    1

    7

    Козлик.

    1

    8

    Барашек.

    1

    9

    Медведь

    1

    10

    Волк

    1

    11

    Белочка

    1

    12

    Лошадка.

    1

    13

    Мышка

    1

    14

    Петух

    1

    15

    Лиса

    1

    II

    Пластилиновая сказка

             19

    16

    Курочка Ряба.

    1

    17

    Репка.

    1

    18

    Колобок.

    1

    19

    Лисичка-сестричка и волк.

    1

    20

    Снегурочка.

    1

    21

    Маша и медведь.

    1

    22

    Царевна-лягушка.

    1

    23

    Три поросёнка.

    1

    24

    Дедушка Мазай и зайцы.

    1

    25

    Дюймовочка.

    1

    26

    Приключения барона Мюнхгаузена

    1

    27

    Чебурашка и крокодил Гена.

    1

    28

    Петух и Жемчужное зерно.

    1

    29

    Ворона и Лисица.

    1

    30

    Осёл и Соловей.

    1

    31

    Волк и Журавль

    1

    22

    Лебедь, Щука и Рак.

    1

    33

    Стрекоза и Муравей.

    1

    34

    Незнайка из Цветочного города.

                                    Всего:

    1

    34

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Народная игрушка»

    В рамках реализации новых ФГОС вопросам организации воспитательного процесса в школе уделяется большое внимание. Это  нашло подтверждение в первом разделе основной образовательной программы начал...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно-эстетическое направление) Маленький мастер 1 – 4 классы

    Актуальность Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (художественно -эстетического направление) «Умей-ка»

    Рабочая программапо  внеурочной деятельности (художественно -эстетическое направление) «Умей-ка»...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 1 класс

    Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»1 класс...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 2 класс

    Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Художественно-эстетическое направление)«Основы хореографии»2 класс...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 3 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) «Основы хореографии» 3 класс...