Главные вкладки

    Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

    Антипина Валентина Николаевна

    Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  гимназия №44 им. Деева В.Н.

    Рабочая программа

     По развитию у детей раннего возраста художественно-творческих

    способностей в изобразительной деятельности

     Уровень дополнительное образование детей (ШРР)  

     Возраст детей: 5 - 6 лет

     Срок реализации: 1 год

     Учитель   Антипина Валентина Николаевна

     Срок составления программы 2013 год

     Количество часов по учебному плану

    всего    14  часов в год; в неделю   0,5 час.

    Рабочую программу составила                                               Антипина В.Н.

    Пояснительная записка

    Программа «Изобразительное искусство» реализуется в школе раннего развития МБОУ гимназии №44 им. Деева В.Н. на  основе программы «Преемственность» по подготовке к школе детей 6-7 лет авторы Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др. научный руководитель Н.А. Федосова, Просвещение, 2012. Данная программа модифицированная.

    Место в учебном плане

           Программа составлена для детей  6-7 летнего возраста на 1 год обучения в количестве 14 часов в год.

    Общая характеристика учебного предмета

    В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

    Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

     Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

     Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

    Данная программа обеспечивает количество определённых представлений и знаний, формирование качественных мыслительных способностей.

     Программа ШРР формирует в ребёнке психическую готовность к обучению в школе, развивает интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление.

    Программа ШРР – является программой дополнительного дошкольного образования.

    В основу программы положена идея личностного потенциала ребёнка и его психического становления, через коммуникативно – игровую, познавательную и другие виды деятельности.

        Целями и задачами школы раннего развития является необходимость дать возможность освоить определённый стандарт (коммуникативную, эмоциональную, технологическую, личностную готовность к обучению в школе). Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

    Цели курса

    Основная цель программы: подготовить детей к умственному труду, к обучению в школе. 

    Задачи курса:

    • освоение первичных знаний о мире искусств: изобразительного, декоративно-прикладного и др.; учить различать цвета карандашей, фломастеров, красок и правильно называть их; учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.
    • формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности;
    • овладение умениями, практическими навыками работы в различных видах художественной деятельности; учить передавать форму, величину и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм, цветовые сочетания в декоративном узоре;
    • воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к рисованию; любви к родной природе, своему народу, Родине;
    • формирование правильной позы при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги);
    • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

    Основные содержательные линии

            Обучение детей в школе раннего развития строится на основе приобщения детей к наблюдению за окружающей действительностью.

    Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение художественными средствами своего видения окружающего мира.

    Рисование:

    1. Предметное и сюжетное:
    • навыки работы цветными карандашами;
    • смешивание красок для получения новых оттенков;
    • способы изображения предметов, явлений природы, времён года, в рисунках; формы, пропорций, расположения частей, окраски;
    • изображение по представлению и с натуры отдельных предметов;
    1. Декоративное:
    • составление узоров на бумаге разной формы, а также на силуэтах, изображающих предметы быта, одежду;
    • рисование колец, кругов, точек, волнистых линий, травки, ягод, листьев, цветов;
    • составление гаммы из нескольких цветов по мотивам хохломской росписи.

    Преобладающие методы обучения

    • информационно-коммуникативные;
    • игровые;
    • беседа;
    • рассказ.

    Формы

    • индивидуальная;
    • парная;
    • групповая;
    • фронтальная.

    Ценностные ориентиры

    Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.

    Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут будущим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

    Направленность на системно - деятельностный подход через использование разнообразных материалов и техник исполнения: восковые карандаши, акварель, фломастеры, цветные карандаши.

    Планируемые результаты обучения

    Предметные:

    К концу года дети должны знать:

    • названия основных цветов: красный, жёлтый, синий:
    • свойства рисовальных материалов (карандаш, фломастер, акварель);
    •  порядок смешения акварельной краски с водой для получения новых оттенков.

    к концу года дети должны уметь:

    • высказывать простейшие суждения о картинках, предметах народного декоративно – прикладного искусства;
    • уметь свободно владеть карандашами и кистью при разных приёмах рисования;
    • передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, сочетания различных изобразительных материалов;
    • изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
    • смешивать краски для получения новых оттенков;
    • располагать персонажи и предметы на всём листе, на широкой полосе (ближе, дальше).

    Метапредметные результаты

    • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения (П);
    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности (П);
    • умение самостоятельно планировать пути достижения цели (Р);
    • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль (Р);
    • умение оценивать результат, а также личные, творческие возможности при её решении (Р);
    • слушать и понимать речь других (К);
    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (К).

    Личностные результаты:

    • воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа.

    Учебно-тематический план

    Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. (14) ч.

    Тема

    Количество часов

    1

    Знакомство с материалами и рабочими инструментами, организацией рабочего места. Т Б.

     Работа с цветными карандашами «Волшебная ладошка».

    1

    2

    Работа с акварелью «Фрукты и ягоды в тарелке».

    1

    3

    Работа с акварелью «Матрешка».        

    1

    4

    Работа с фломастерами «Магазин игрушек».

    1

    5

    Еловая ветка.

    1

    6

    Декоративное рисование «Снежинка».        

    1

    7

    Работа с акварелью «Подсолнух».

    1

    8

    Воздушные шары.

    1

    9

    Работа с акварелью «Аквариум».        

    1

    10

    Работа цветными карандашами «Дерево».

    1

    11

    Восковые мелки. «Ленточный орнамент».        

    1

    12

    Ёжик.

    1

    13

    Работа с акварелью «Веточка вербы».        

    1

    14

    Цветы.

    1

    Всего

    14

    Содержание программы

    Знакомство с материалами и рабочими инструментами, организацией рабочего места.

    Т Б. Работа с цветными карандашами «Волшебная ладошка».

    На первых занятиях дети знакомятся с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Знакомство с организацией рабочего места.  Т Б.

    Пробуем в альбоме, как рисуют цветные карандаши, определяем свои любимые цвета. Детям предлагается  обвести ладошку и превратить изображение во что-нибудь: птицу или зверушку. Вариант: изображение разноцветных кружков.

    Работа с акварелью «Фрукты и ягоды в тарелке».

            Первичный опыт работы художественными материалами: акварелью. Эстетическая оценка их выразительных возможностей. При работе акварельными красками происходит знакомство с названиями основных цветов: красный, жёлтый, синий и их смесями: оранжевый, зелёный, фиолетовый.

    Изображение на плоскости тарелки, ягод и фруктов в ней.  Умение изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.

    Работа с акварелью «Матрешка».        

    Знакомство с семёновской, полхов-майданской и др. матрёшками. Изображение матрёшки. Украшение орнаментом платка и фартука матрёшки. Передача цветовой гармонии.

    Работа с фломастерами «Магазин игрушек».

            Первичный опыт владения художественными материалами: фломастерами.  Изображение игрушек на полке в магазине.

    Еловая ветка.

            Изображение ветки ели. Передача иголок штрихами под острым углом к ветке. Рисовать иголочки одной длины. Украсить игрушками. Закрепление навыков работы фломастерами.        

    Декоративное рисование «Снежинка».        

            Изображение снежинки акварелью. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Первичный опыт коллективной деятельности.

    Работа с акварелью «Подсолнух».

            Изображение цветка подсолнуха. Эстетическое восприятие природы.

            Воздушные шары.

            Изображение воздушных шаров с помощью акварели. Передача выразительности: пятно, объём, линия, цвет – основные средства изображения.

            Работа с акварелью «Аквариум».

            При изображении рыбок в аквариуме акварелью формируются навыки изображения на плоскости листа с помощью линии, пятна, цвета.

            Работа цветными карандашами «Дерево».

            Разные приёмы рисования карандашами. Направление штриха – сверху вниз.

            Восковые мелки. «Ленточный орнамент».        

    Рисование растительного орнамента, например композиция из веточек и ягод.  Составление гаммы из нескольких цветов по мотивам хохломской росписи. 

    При рисовании узора в полосе происходит знакомство с понятием «Орнамент», «Растительный орнамент» (орнамент – узор из повторяющихся элементов).

            Ёжик.

    Использование восковых мелков или цветных карандашей. Разные приёмы рисования карандашами. Выразительность образа (форма, линия, композиция). Передача колючек штрихами.  

            Работа с акварелью «Веточка вербы».        

            Изображение веточки вербы с натуры. Техника «по сырой бумаге». Капелька жёлтой краски подчёркивает пушистость шариков.

            Цветы.

            Изображение весенних цветов в вазе, например подснежников. Знакомство с основами цветоведения. Смешивание красок для получения новых оттенков.

    Требования к образовательным результатам

    К концу года дети овладеют системой знаний и умений:

    • в названиях основных цветов: красный, жёлтый, синий:
    • в свойствах рисовальных материалов (карандаш, акварель);
    • в порядке смешения акварельной краски с водой для получения новых оттенков;
    • в высказывании простейших суждений о картинках, предметах народного декоративно – прикладного искусства;
    • в умении свободно владеть карандашами и кистью при разных приёмах рисования;
    • в передаче в рисунке выразительности образа, используя форму, линию, композицию, сочетания различных изобразительных материалов;
    • в  изображении в рисунке нескольких предметов, объединяя их единым содержанием.

    Предметные результаты:

    • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
    • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы.
    • отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.
    • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики);

    Метапредметные результаты:

    Познавательные УУД:

    • обретения самостоятельного творческого опыта;
    • овладение средствами художественного изображения;
    • развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценки;
    • применять полученную информацию на практике.

    Регулятивные УУД:

    • организовывать своё рабочее место;
    • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    • работать по плану.

    Коммуникативные УУД:

    • слушать и понимать речь других;
    • вырабатывать совместные решения при работе в парах;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • участвовать в диалоге на уроке.

    Личностные результаты:

    • формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве и понимания красоты человека;
    • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
    • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
    • формирование мотивации к учению;
    • воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
    • овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

    Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • для восприятия и оценки произведений искусства;
    • самостоятельной творческой деятельности.

            

    Учебно-методическое обеспечение

    1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

    1. Учебно-методические программы, дидактические материалы.
    2. Методические пособия и книги для учителя.
    3. Учебно-наглядные пособия.
    4. Альбомы по искусству.
    5. Словарь искусствоведческих терминов.

    2. Печатные пособия.

    1. Таблицы по цветоведению, построению орнамента.
    2. Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

    3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

    4. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

    3.Технические средства обучения.

    1. Экспозиционный экран.
    2. Персональный компьютер
    3. Образовательные ресурсы (диски).

    4.Учебно-практическое оборудование.

    1. Краски акварельные
    2. Бумага А4.
    3. Фломастеры.
    4. Восковые мелки
    5. Кисти беличьи, кисти из щетины.
    6. Емкости для воды.

    5. Модели и натурный фонд.

    1. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
    2. Предметы быта.

    6.Оборудование класса.

    1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
    2. Стол учительский с тумбой.
    3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
    4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

    Список использованной литературы

    1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
    2. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г Казакова. – М., 1980.
    3. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М., 2005.
    4. Методическое пособие «Уроки изобразительного искусства» под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
    5. «Программа воспитания и обучения в детском саду», М., «Просвещение», 1987 г.
    6. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. - М. : Просвещение, 2011.
    7. Распахни окно в мир прекрасного. Методическое пособие. Научный редактор Бочкарёва Л.П. ИПК ПРО, Ульяновск, 1998.
    8. Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В.И. Мустафаева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
    9.  Рутковская А.А. Рисование в начальной школе. – СПб.: «Изд. Дом «Нева»», М.: «Олма-Пресс», 2001.

    Приложение

    Календарно – тематическое планирование

    Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. (14) ч.

    Тема урока

    Количество часов

    Планируемые результаты (УУД)

    Дата проведения

    Метапредметные

    Личностные

    План

    Факт

    1

    Знакомство с материалами и рабочими инструментами, организацией рабочего места. Т Б. Работа с цветными карандашами «Волшебная ладошка».

    1

    Организовывать своё рабочее место (Р)

    Формулировать собственное мнение и позицию (К)

    Овладение средствами художественного изображения (П)

    Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    2

    Работа с акварелью «Фрукты и ягоды в тарелке».

    1

    Работать по плану (Р)

    Участвовать в диалоге на уроке (К)

    Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти (П)

    Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа.

    3

    Работа с акварелью «Матрешка».        

    1

    Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы (П)

    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (Р)

    Овладение средствами художественного изображения.

    4

    Работа с фломастерами «Магазин игрушек».

    1

    Вырабатывать совместные решения при работе в парах (К)

    Применять полученную информацию на практике (П)

    Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

    5

    Еловая ветка.

    1

    Организовывать своё рабочее место (Р)

    Формулировать собственное мнение и позицию (К)

    Применять полученную информацию на практике (П)

    Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

    6

    Декоративное рисование «Снежинка».        

    1

    Работать по плану (Р)

    Слушать и понимать речь других (К)

    Овладение средствами художественного изображения (П)

    Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.

    7

    Работа с акварелью «Подсолнух».

    1

    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (Р)

    Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценки.

    8

    Воздушные шары.

    1

    Организовывать своё рабочее место (Р)

    Участвовать в диалоге на уроке (К)

    Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности (П)

    Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

    9

    Работа с акварелью «Аквариум».        

    1

    Работать по плану (Р)

    Вырабатывать совместные решения при работе в парах (К)

    Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности (П)

    Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.

    10

    Работа цветными карандашами «Дерево».

    1

    Слушать и понимать речь других (К)

    Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности (П)

    Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

    11

    Восковые мелки. «Ленточный орнамент».        

    1

    Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (Р)

    Участвовать в диалоге на уроке (К)

    Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

    12

    Ёжик.

    1

    Вырабатывать совместные решения при работе в парах (К)

    Ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения (П)

    Формирование мотивации к учению.

    Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

    13

    Работа с акварелью «Веточка вербы».        

    1

    Слушать и понимать речь других (К)

    Работать по плану (Р)

    Ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения (П)

    Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа.

    14

    Цветы.

    1

    Формулировать собственное мнение и позицию (К)

    Работать по плану (Р)

    Ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения (П)

    Формирование мотивации к учению. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.

    Всего

    14

    Примечание:

    Познавательные УУД (П)

    Регулятивные УУД (Р)

    Коммуникативные УУД (К)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

    Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....

    Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр

     Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, уме...

    "Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста"

    quot;Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста" Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления ...

    Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей раннего возраста

    Конспект проведения индивидуального занятия по избразительной деятельности "Кормим птиц" (для детей реннего возраста)....

    Роль нетрадиционной техники в развитии сенсомоторных способностей у детей раннего возраста

    Малыш в раннем возрасте сталкивается с огромным многообразием форм, красок и других свойств объектов. Ребенка окружает природа со всеми ее сенсорными признаками: шумами, запахами, многоцветием&helli...