Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Антипина Валентина Николаевна

Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  гимназия №44 им. Деева В.Н.

Рабочая программа

 По развитию у детей раннего возраста художественно-творческих

способностей в изобразительной деятельности

 Уровень дополнительное образование детей (ШРР)  

 Возраст детей: 5 - 6 лет

 Срок реализации: 1 год

 Учитель   Антипина Валентина Николаевна

 Срок составления программы 2013 год

 Количество часов по учебному плану

всего    14  часов в год; в неделю   0,5 час.

Рабочую программу составила                                               Антипина В.Н.

Пояснительная записка

Программа «Изобразительное искусство» реализуется в школе раннего развития МБОУ гимназии №44 им. Деева В.Н. на  основе программы «Преемственность» по подготовке к школе детей 6-7 лет авторы Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др. научный руководитель Н.А. Федосова, Просвещение, 2012. Данная программа модифицированная.

Место в учебном плане

       Программа составлена для детей  6-7 летнего возраста на 1 год обучения в количестве 14 часов в год.

Общая характеристика учебного предмета

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

 Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

 Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

Данная программа обеспечивает количество определённых представлений и знаний, формирование качественных мыслительных способностей.

 Программа ШРР формирует в ребёнке психическую готовность к обучению в школе, развивает интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление.

Программа ШРР – является программой дополнительного дошкольного образования.

В основу программы положена идея личностного потенциала ребёнка и его психического становления, через коммуникативно – игровую, познавательную и другие виды деятельности.

    Целями и задачами школы раннего развития является необходимость дать возможность освоить определённый стандарт (коммуникативную, эмоциональную, технологическую, личностную готовность к обучению в школе). Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

Цели курса

Основная цель программы: подготовить детей к умственному труду, к обучению в школе. 

Задачи курса:

  • освоение первичных знаний о мире искусств: изобразительного, декоративно-прикладного и др.; учить различать цвета карандашей, фломастеров, красок и правильно называть их; учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.
  • формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности;
  • овладение умениями, практическими навыками работы в различных видах художественной деятельности; учить передавать форму, величину и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм, цветовые сочетания в декоративном узоре;
  • воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к рисованию; любви к родной природе, своему народу, Родине;
  • формирование правильной позы при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги);
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Основные содержательные линии

        Обучение детей в школе раннего развития строится на основе приобщения детей к наблюдению за окружающей действительностью.

Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение художественными средствами своего видения окружающего мира.

Рисование:

  1. Предметное и сюжетное:
  • навыки работы цветными карандашами;
  • смешивание красок для получения новых оттенков;
  • способы изображения предметов, явлений природы, времён года, в рисунках; формы, пропорций, расположения частей, окраски;
  • изображение по представлению и с натуры отдельных предметов;
  1. Декоративное:
  • составление узоров на бумаге разной формы, а также на силуэтах, изображающих предметы быта, одежду;
  • рисование колец, кругов, точек, волнистых линий, травки, ягод, листьев, цветов;
  • составление гаммы из нескольких цветов по мотивам хохломской росписи.

Преобладающие методы обучения

  • информационно-коммуникативные;
  • игровые;
  • беседа;
  • рассказ.

Формы

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая;
  • фронтальная.

Ценностные ориентиры

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут будущим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на системно - деятельностный подход через использование разнообразных материалов и техник исполнения: восковые карандаши, акварель, фломастеры, цветные карандаши.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

К концу года дети должны знать:

  • названия основных цветов: красный, жёлтый, синий:
  • свойства рисовальных материалов (карандаш, фломастер, акварель);
  •  порядок смешения акварельной краски с водой для получения новых оттенков.

к концу года дети должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинках, предметах народного декоративно – прикладного искусства;
  • уметь свободно владеть карандашами и кистью при разных приёмах рисования;
  • передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, сочетания различных изобразительных материалов;
  • изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
  • смешивать краски для получения новых оттенков;
  • располагать персонажи и предметы на всём листе, на широкой полосе (ближе, дальше).

Метапредметные результаты

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения (П);
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности (П);
  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели (Р);
  • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль (Р);
  • умение оценивать результат, а также личные, творческие возможности при её решении (Р);
  • слушать и понимать речь других (К);
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (К).

Личностные результаты:

  • воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа.

Учебно-тематический план

Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. (14) ч.

Тема

Количество часов

1

Знакомство с материалами и рабочими инструментами, организацией рабочего места. Т Б.

 Работа с цветными карандашами «Волшебная ладошка».

1

2

Работа с акварелью «Фрукты и ягоды в тарелке».

1

3

Работа с акварелью «Матрешка».        

1

4

Работа с фломастерами «Магазин игрушек».

1

5

Еловая ветка.

1

6

Декоративное рисование «Снежинка».        

1

7

Работа с акварелью «Подсолнух».

1

8

Воздушные шары.

1

9

Работа с акварелью «Аквариум».        

1

10

Работа цветными карандашами «Дерево».

1

11

Восковые мелки. «Ленточный орнамент».        

1

12

Ёжик.

1

13

Работа с акварелью «Веточка вербы».        

1

14

Цветы.

1

Всего

14

Содержание программы

Знакомство с материалами и рабочими инструментами, организацией рабочего места.

Т Б. Работа с цветными карандашами «Волшебная ладошка».

На первых занятиях дети знакомятся с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Знакомство с организацией рабочего места.  Т Б.

Пробуем в альбоме, как рисуют цветные карандаши, определяем свои любимые цвета. Детям предлагается  обвести ладошку и превратить изображение во что-нибудь: птицу или зверушку. Вариант: изображение разноцветных кружков.

Работа с акварелью «Фрукты и ягоды в тарелке».

        Первичный опыт работы художественными материалами: акварелью. Эстетическая оценка их выразительных возможностей. При работе акварельными красками происходит знакомство с названиями основных цветов: красный, жёлтый, синий и их смесями: оранжевый, зелёный, фиолетовый.

Изображение на плоскости тарелки, ягод и фруктов в ней.  Умение изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.

Работа с акварелью «Матрешка».        

Знакомство с семёновской, полхов-майданской и др. матрёшками. Изображение матрёшки. Украшение орнаментом платка и фартука матрёшки. Передача цветовой гармонии.

Работа с фломастерами «Магазин игрушек».

        Первичный опыт владения художественными материалами: фломастерами.  Изображение игрушек на полке в магазине.

Еловая ветка.

        Изображение ветки ели. Передача иголок штрихами под острым углом к ветке. Рисовать иголочки одной длины. Украсить игрушками. Закрепление навыков работы фломастерами.        

Декоративное рисование «Снежинка».        

        Изображение снежинки акварелью. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Первичный опыт коллективной деятельности.

Работа с акварелью «Подсолнух».

        Изображение цветка подсолнуха. Эстетическое восприятие природы.

        Воздушные шары.

        Изображение воздушных шаров с помощью акварели. Передача выразительности: пятно, объём, линия, цвет – основные средства изображения.

        Работа с акварелью «Аквариум».

        При изображении рыбок в аквариуме акварелью формируются навыки изображения на плоскости листа с помощью линии, пятна, цвета.

        Работа цветными карандашами «Дерево».

        Разные приёмы рисования карандашами. Направление штриха – сверху вниз.

        Восковые мелки. «Ленточный орнамент».        

Рисование растительного орнамента, например композиция из веточек и ягод.  Составление гаммы из нескольких цветов по мотивам хохломской росписи. 

При рисовании узора в полосе происходит знакомство с понятием «Орнамент», «Растительный орнамент» (орнамент – узор из повторяющихся элементов).

        Ёжик.

Использование восковых мелков или цветных карандашей. Разные приёмы рисования карандашами. Выразительность образа (форма, линия, композиция). Передача колючек штрихами.  

        Работа с акварелью «Веточка вербы».        

        Изображение веточки вербы с натуры. Техника «по сырой бумаге». Капелька жёлтой краски подчёркивает пушистость шариков.

        Цветы.

        Изображение весенних цветов в вазе, например подснежников. Знакомство с основами цветоведения. Смешивание красок для получения новых оттенков.

Требования к образовательным результатам

К концу года дети овладеют системой знаний и умений:

  • в названиях основных цветов: красный, жёлтый, синий:
  • в свойствах рисовальных материалов (карандаш, акварель);
  • в порядке смешения акварельной краски с водой для получения новых оттенков;
  • в высказывании простейших суждений о картинках, предметах народного декоративно – прикладного искусства;
  • в умении свободно владеть карандашами и кистью при разных приёмах рисования;
  • в передаче в рисунке выразительности образа, используя форму, линию, композицию, сочетания различных изобразительных материалов;
  • в  изображении в рисунке нескольких предметов, объединяя их единым содержанием.

Предметные результаты:

  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
  • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы.
  • отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу.
  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики);

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • обретения самостоятельного творческого опыта;
  • овладение средствами художественного изображения;
  • развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценки;
  • применять полученную информацию на практике.

Регулятивные УУД:

  • организовывать своё рабочее место;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • работать по плану.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • вырабатывать совместные решения при работе в парах;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • участвовать в диалоге на уроке.

Личностные результаты:

  • формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве и понимания красоты человека;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
  • формирование мотивации к учению;
  • воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
  • овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности.

        

Учебно-методическое обеспечение

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

  1. Учебно-методические программы, дидактические материалы.
  2. Методические пособия и книги для учителя.
  3. Учебно-наглядные пособия.
  4. Альбомы по искусству.
  5. Словарь искусствоведческих терминов.

2. Печатные пособия.

  1. Таблицы по цветоведению, построению орнамента.
  2. Таблицы по народным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

4. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

3.Технические средства обучения.

  1. Экспозиционный экран.
  2. Персональный компьютер
  3. Образовательные ресурсы (диски).

4.Учебно-практическое оборудование.

  1. Краски акварельные
  2. Бумага А4.
  3. Фломастеры.
  4. Восковые мелки
  5. Кисти беличьи, кисти из щетины.
  6. Емкости для воды.

5. Модели и натурный фонд.

  1. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  2. Предметы быта.

6.Оборудование класса.

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.
  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

Список использованной литературы

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.
  2. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т.Г Казакова. – М., 1980.
  3. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М., 2005.
  4. Методическое пособие «Уроки изобразительного искусства» под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
  5. «Программа воспитания и обучения в детском саду», М., «Просвещение», 1987 г.
  6. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. - М. : Просвещение, 2011.
  7. Распахни окно в мир прекрасного. Методическое пособие. Научный редактор Бочкарёва Л.П. ИПК ПРО, Ульяновск, 1998.
  8. Развёрнутое перспективное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. В.И. Мустафаева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
  9.  Рутковская А.А. Рисование в начальной школе. – СПб.: «Изд. Дом «Нева»», М.: «Олма-Пресс», 2001.

Приложение

Календарно – тематическое планирование

Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. (14) ч.

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты (УУД)

Дата проведения

Метапредметные

Личностные

План

Факт

1

Знакомство с материалами и рабочими инструментами, организацией рабочего места. Т Б. Работа с цветными карандашами «Волшебная ладошка».

1

Организовывать своё рабочее место (Р)

Формулировать собственное мнение и позицию (К)

Овладение средствами художественного изображения (П)

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

2

Работа с акварелью «Фрукты и ягоды в тарелке».

1

Работать по плану (Р)

Участвовать в диалоге на уроке (К)

Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти (П)

Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа.

3

Работа с акварелью «Матрешка».        

1

Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы (П)

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (Р)

Овладение средствами художественного изображения.

4

Работа с фломастерами «Магазин игрушек».

1

Вырабатывать совместные решения при работе в парах (К)

Применять полученную информацию на практике (П)

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

5

Еловая ветка.

1

Организовывать своё рабочее место (Р)

Формулировать собственное мнение и позицию (К)

Применять полученную информацию на практике (П)

Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

6

Декоративное рисование «Снежинка».        

1

Работать по плану (Р)

Слушать и понимать речь других (К)

Овладение средствами художественного изображения (П)

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.

7

Работа с акварелью «Подсолнух».

1

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (Р)

Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценки.

8

Воздушные шары.

1

Организовывать своё рабочее место (Р)

Участвовать в диалоге на уроке (К)

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности (П)

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

9

Работа с акварелью «Аквариум».        

1

Работать по плану (Р)

Вырабатывать совместные решения при работе в парах (К)

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности (П)

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.

10

Работа цветными карандашами «Дерево».

1

Слушать и понимать речь других (К)

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности (П)

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

11

Восковые мелки. «Ленточный орнамент».        

1

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (Р)

Участвовать в диалоге на уроке (К)

Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

12

Ёжик.

1

Вырабатывать совместные решения при работе в парах (К)

Ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения (П)

Формирование мотивации к учению.

Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

13

Работа с акварелью «Веточка вербы».        

1

Слушать и понимать речь других (К)

Работать по плану (Р)

Ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения (П)

Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа.

14

Цветы.

1

Формулировать собственное мнение и позицию (К)

Работать по плану (Р)

Ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения (П)

Формирование мотивации к учению. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.

Всего

14

Примечание:

Познавательные УУД (П)

Регулятивные УУД (Р)

Коммуникативные УУД (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....

Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр

 Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, уме...

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста...

Русская народная сказка в развитии эмоциональности детей раннего возраста

Дети очень любят, когда им читают книги. Но самые любимые книжки для всех детей -сказки....

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с ЗПР

Эта рабочая программа будет полезна учителям-дефектологам, которые работают в детских садах....

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с РАС

Эта программа будет полезна учителя-дефектологам при работе с детьми дошкольного возраста с РАС...