Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с РАС
рабочая программа

Фукс Анастасия Викторовна

Эта программа будет полезна учителя-дефектологам при работе с детьми дошкольного возраста с РАС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_detey_s_ras_detskiy_sad.docx76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2055 имени Героев Советского Союза

Анатолия Живова и Юрия Костикова»

Юридический адрес: 123100, г. Москва, ул. 2-я  Черногрязская, д. 7                                  e-mail: 2055scool@mail.ru

Фактические адреса:

123100, г. Москва, ул. 2-я  Черногрязская, д. 7,                                   тел. 8 (499) 256-81-29,  8 (499) 256-44-23;

123317, г. Москва, ул. Подвойского, д.2;                                                                               факс 8 (499) 256-81-29

Принято

Педагогическим советом

 №___от ____2022г.

«Утверждено»

И.о. директора ГБОУ Школа №2055

А.И. Гаршин 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающего курса

в соответствии с АООП ООО для детей

дошкольного возраста с РАС

Уровень образования: дошкольный

Уровень обучения: дошкольный

Место предмета в учебном плане:

Дети с РАС дошкольного возраста

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Количество часов в неделю

2

2

2

Количество индивидуальных занятий в неделю

2

2

2

Количество форм промежуточной аттестации в год

3

3

3

Москва, 2022г.

Содержание

I.Пояснительная записка

Стр.3

1.Цели и задачи реализации программы

Стр.4-7

2.1. Возможные результаты детей 1-го года обучения

Стр.8-9

          2.1.1. Имитация

2.1.2. Восприятие

2.1.3. Грубая моторика

2.1.4. Тонкая моторика

2.1.5. Координация глаз и рук

2.1.6. Познавательная деятельность

          2.1.7. Речь

          2.1.8. Самообслуживание

          2.1.9. Социальные отношения

2.2. Возможные результаты детей 2-го года обучения

Стр.10-12

          2.2.1. Имитация

2.2.2. Восприятие

2.2.3. Грубая моторика

2.2.4. Тонкая моторика

2.2.5. Координация глаз и рук

2.2.6. Познавательная деятельность

2.2.7. Речь

         2.2.8. Самообслуживание

         2.2.9. Социальные отношения

2.3. Возможные результаты детей 3-го года обучения

Стр.13-14

          2.3.1. Имитация

2.3.2. Восприятие

2.3.3. Грубая моторика

2.3.4. Тонкая моторика

2.3.5. Координация глаз и рук

2.3.6. Познавательная деятельность

2.3.7. Речь

2.3.8. Самообслуживание

2.3.9. Социальные отношения

II. Содержание программы

1.Тематическое планирование

Стр.15-21

2.Календарно-тематическое планирование

Стр.22

3.Цифровые образовательно-воспитательные ресурсы

Стр.23

4.Список литературы

Стр.24

  1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа учителя-дефектолога (далее Программа) предназначена для работы в группах комбинированной направленности для детей с РАС.

Программа разработана на основе:

-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

- Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с РАС) ГБОУ Школа № 2055 ДО

 Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с РАС, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

1. Цели и задачи реализации программы

Цель: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задачи:

-воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;

-развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;

-формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие;

-повышать двигательную активность ребенка;

-формировать эмоционально-волевые, личностные качества, навыки социально-адаптивного поведения;

-объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с аутизмом.

Прежде всего аутизм связан с нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми. Ребенок как будто не замечает никого вокруг. Он не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери. Эти трудности очень ярко выступают в контактах со сверстниками: игнорирование, активный уход, созерцание со стороны, игра «рядом». При настойчивой попытке вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникают тревога и напряженность.

Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и туже одежду; иметь предметы обихода, постоянно находящиеся в одних и тех же местах; гулять по одному и тому же маршруту; повторять одни и те же движения, слова, фразы; получать одни и те же впечатления; сосредоточенная поглощенность на одних и тех же интересах; тенденция вступать в контакт со средой и взаимодействие с людьми одним и тем же привычным способом. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.

Ребенок часами может совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки, косточки от фруктов, бумажки и т. п.), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям. Подобные игры и стремление к тем или иным предметам, безразличным для здоровых детей, можно рассматривать как иволютивный рудимент сверхценных образований. Ребенок с синдромом аутизма активно стремится к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда его оставляют одного. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором ребенок не реагирует на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

Наряду с отсутствием адекватного эмоционального реагирования на ситуацию, слабостью эмоционального резонанса, характерны гиперестезия к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается постоянным отрицательным фоном настроения. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта.

Обращает на себя внимание недостаточность моторики, движения носят угловатый, неловкий характер, с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости нередко наблюдаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движений, своеобразные жесты, трудно отличимые от навязчивых ритуалов.

Нарушение контакта с окружающими отчетливо проявляется и в нарушении коммуникативной функции речи. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано.

Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи и главным образом недостаточность коммуникативной функции речи. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. Нередко встречается отставленное дословное воспроизведение ранее услышанного, так называемый фонографизм. Характерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное, например, скандированное, произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самого себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.

Четыре основные группы детей с аутизмом.

К 1-й группе относятся дети с отрешенностью от внешней среды. Для них характерны наиболее тяжелые нарушения: они не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения, у них, как правило, не наблюдается стереотипных действий. Они требуют внимания родителей, полностью беспомощны, почти не владеют навыками самообслуживания. В условиях интенсивного психолого-педагогического сопровождения эти дети смогут ориентироваться в домашней обстановке, элементарно себя обслуживать.

Дети 2-й группы отвергают внешнюю среду. Они более контактны по сравнению с детьми 1-й группы. Но страх у них сильнее, чем у других категорий детей с аутизмом. Аффекты, протест вызывают изменения в поведении даже в привычной среде. Считают, что дети уходят от неприятных переживаний посредством аутостимуляции. Можно предположить, что эти действия вызывают у детей приятные эмоции, они заглушают неприятные впечатления от ближайшего окружения. Некоторые дети болезненно привязаны к матери, не переносят ее отсутствия. В контакты вступают неохотно. Отвечают односложно или молчат. При своевременно организованном психолого-педагогическом сопровождении дети этой группы могут быть подготовлены к обучению по программе общеобразовательной или вспомогательной школы.

В 3-ю группу выделяют детей с замещением внешней среды. Их поведение ближе к психопатоподобному. Возможны немотивированные вспышки агрессии. Дети эмоционально обеднены, но у них более развернутая речь, чем у детей 1-й и 2-й групп, они несколько лучше адаптированы в быту. При своевременном и правильно организованном психолого-педагогическом сопровождении они могут учиться в общеобразовательной школе.

4-ая группа. У этих детей менее выражены аутистические признаки. Они усваивают поведенческие штампы. Их настроение зависит от эмоциональных реакций окружающих людей. Такие дети остро реагируют на резкие замечания, пугливы в контактах, пассивны, сверхосторожны, но любят природу, животных, поэзию. Нередко обнаруживают одаренность в какой-то области. Они, как правило, могут обучаться в общеобразовательной школе.

Категории детей с аутизмом отличаются большим разнообразием. Выделяют наиболее часто проявляющиеся нарушения:

•стремление к изоляции,

•странности в поведении,

•манерность.

Дети с аутизмом требуют взаимодействия медиков и педагогов. Только комплексный целостный подход может быть эффективен. От родителей и педагогов требуется признание того, что дети с аутизмом нуждаются в понимании, в дополнительной поддержке. Специализированная помощь нужна на протяжении всей их жизни; они нуждаются в лечении и обучении одновременно.

Цель коррекционной работы: оказание практической помощи в освоении адаптированной образовательной программы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей на основе организации разнообразных видов детской деятельности.

Задачи:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

-развитие познавательной активности;

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми;

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей ребенка с диагнозом РАС и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Упражнения и игры подбирались с учетом следующих функциональных сфер:

1.Имитация;

2.Восприятие;

3.Грубая моторика;

4.Тонкая моторика;

5.Координация глаз и рук;

6.Познавательная деятельность;

7.Речь;

8.Самообслуживание;

9.Социальные отношения

2.1. Возможные результаты детей 1-го года обучения

2.1.1. Имитация

  • наблюдать за другой личностью и имитировать ее действия;
  • подражать движениям, с помощью которых вызываются звуки;
  • подражать письму;
  • подражать движениям по уходу за телом;
  • подражая касаться различных частей тела;
  • подражая хлопать в ладоши;
  • подражать действиям предметов; держать карандаш и водить им; понимать последовательность задания;

2.1.2. Восприятие

  • улучшение   визуального   внимания, удерживание в памяти представления о предмете в течение короткого периода;
  • обучение слуховому восприятию;
  • улучшение визуального внимания и способности отличать предметы друг от друга;
  • обучение визуальному восприятию и координация глаз, рук

2.1.3. Грубая моторика

  • улучшение двусторонне координированных движений;
  • брать необходимый предмет;
  • обучение использованию рук и развитие социальной коммуникабельности;
  • улучшение владения телом и уверенность в движении;
  • при ношении предмета сохранять равновесие;
  • повышение   жизненно   необходимой самостоятельности, тренировка мышц рук

2.1.4. Тонкая моторика

  • держать предмет;
  • овладение "захватом щипцами", улучшение тонкомоторного контроля;
  • улучшение тонкомоторного контроля и координации обеих рук, укрепление мускулатуры рук;
  • брать и отдавать предметы, совершенствование образцов социального взаимодействия

2.1.5. Координация глаз и рук

  • целенаправленное складывание предметов;
  • улучшение координации глаз, рук и тонкомоторного управления;
  • целенаправленно размещать предметы;
  • улучшение ловкости рук, раскрашивание фигуры

2.1.6. Познавательная деятельность

  • узнавать собственное имя;
  • сообщать о потребностях неречевым способом;
  • понимание речевых вызовов;
  • понимание речевых требований;
  • понимание речевых указаний;
  • узнавать свое отражение в зеркале и понимать собственное имя;
  • соотносить одинаковое друг с другом; тренировка визуального внимания;
  • соотносить предмет с его изображением;
  • сортировать   предметы;
  • понимать   обозначения   предметов повседневного обихода, искать предметы;
  • запомнить имена членов семьи;
  • понимать речевые указания

2.1.7. Речь

  • произносить значащие звуки;
  • подражать простым согласным звукам;
  • освоение комбинаций звуков как основы языка;
  • произносить первые звуки;
  • приобретение речевых обиходных форм;
  • расширение языковых выразительных способностей, углубление самопознания;
  • усвоение понятий, обозначающих действия, и расширение языковых выразительных возможностей;
  • расширение речевых способностей выражения и коммуникации;
  • улучшение артикуляции и совершенствование мелодичных способностей;
  • познание понятия "больше" (еще) и расширение социальных способностей

2.1.8. Самообслуживание

  • самостоятельно есть
  • самостоятельно пить из чашки;
  • самостоятельно снимать носки

2.1.9. Социальные отношения

  • улучшение социальной способности взаимодействия; терпение физического контакта;
  • улучшение   социальной   способности взаимодействия, получать радость от физического контакта;
  • совершенствование способности взаимодействия и зрительного контакта

2.2. Возможные результаты детей 2-го года обучения

2.2.1. Имитация

  • подражать обычным движениям рук;
  • внимательно наблюдать за действиями других лиц; сознательно управлять движениями руки;
  • улучшение внимания; имитация комплексных действий;
  • лучшее овладение моторикой рта, как необходимая предпосылка для развития говорения;
  • имитировать действия с предметами;
  • через имитацию изучать игровую деятельность;
  • более четкая артикуляция, осознание собственных движений рта; имитация движений рта;
  • подражать движениям и положениям рук во время песни;
  • внимательно наблюдать за деятельностью другого лица, укрепление пальцев

2.2.2. Восприятие

  • различать и сочетать шумы;      
  • систематически сравнивать и соотносить формы; улучшение координации глаз, рук;
  • отличать друг от друга образцы и строить по ним;
  • улучшение визуального внимания, систематического сравнения и соотношения;
  • улучшение визуального внимания и восприятия форм;
  • различать и соотносить цвета;
  • стимулирование слухового внимания

2.2.3. Грубая моторика

  • лучшая координация глаз и ног;
  • лучший контроль за равновесием, укрепление мышц ног;
  • улучшение координации и общего состояния;
  • тренировка мышц рук, улучшение точности движения рук;
  • тренировка направленного движения броска рукой;
  • улучшение координации, силы прыжка и общей координации;                                
  • улучшение координации тела

2.2.4. Тонкая моторика

  • улучшение моторного контроля и хватания;
  • улучшение тонкомоторного контроля, взаимодействия обеих рук, силы при выполнении вращательных движений;
  • улучшение ловкости пальцев;          
  • укрепление мышц рук;
  • лучший контроль за руками и пальцами;
  • улучшение тонкомоторного управления и согласованности обеих рук; различение цвета;
  • резать ножницами

2.2.5. Координация глаз и рук

  • улучшение координации глаз, рук и координации обеих рук;
  • выполнять целенаправленные движения, сочетать цвета; укрепление мускулатуры рук;
  • лучшее управление рукой; подготовка к рисованию;                                          
  • осознанное обращение с предметами; воспроизводить предметы, нарисованные на картинках;
  • распознавание отношений между частью и целым; правильно сопоставлять части одного целого;
  • тонкомоторный контроль и целенаправленные движения;
  • лучшее управление руками; развитие способности к рисованию

2.2.6. Познавательная деятельность

  • соотносить похожие предметы, распознавать, что одно понятие может представлять много предметов, которые не совсем идентичны;
  • умение отличать продукты для еды и питья; разграничивать предметы по категориям;
  • понимать сложные предложения;
  • понимание наименований и обозначение функций предметов повседневного обихода;
  • различать формы, соотносить похожие формы;
  • понимать обозначения животных;
  • сочетать предметы по их функциональной принадлежности;
  • сортировать по категориям;
  • сочетать предметы с одинаковыми функциями;
  • понимать основные и соотносительные слова, следовать речевым указаниям

2.2.7. Речь

  • развитие коммуникативной способности и словарного запаса;
  • расширение словарного запаса и улучшение речевых выразительных способностей;
  • расширение речевых выразительных способностей, употребление родительного падежа;
  • отвечать на короткие вопросы словами «да» и «нет»;
  • отвечать на вопросы и называть предметы;
  • составить простые предложения;
  • овладеть словами и использовать слова, обозначающие свойства и понятия размера;
  • употребление личных местоимений и учет пола;
  • понимание и использование обозначений места;
  • развитие выразительных возможностей языка, самостоятельно делать выбор;
  • беседовать с кем-нибудь;
  • улучшение разговорных навыков, тренировка памяти, расширение социальных способностей;
  • использование формы множественного числа

2.2.8. Самообслуживание

  • самостоятельный прием пищи;
  • самостоятельность за столом;
  • самостоятельное одевание;
  • улучшение личной гигиены;
  • самостоятельное умывание;
  • соблюдение личной гигиены

2.2.9. Социальные отношения

  • понять, что хочет сделать другой человек;
  • осознавать, когда тебе не видно, развивать желание кого-то искать и вступить с ним в контакт;
  • улучшение социальной способности взаимодействия, ролевой игры и выборочно также улучшение способности вести беседу;
  • развитие игры на воображение;
  • вести себя осмотрительно и внимательно, придерживаться правил;
  • осознать понятия "брать" и "давать", находить в этом удовольствие;
  • ознакомление с ведением ежедневных дел по домашнему хозяйству, научиться быть полезным по дому

2.3. Возможные результаты детей 3-го года обучения

2.3.1. Имитация

  • имитация различных положений тела;
  • внимательно наблюдать и подражать действиям другого лица; запомнить последовательность действий;
  • осознанно воспринимать и подражать понятиям "тихо/громко", "быстро/медленно"

2.3.2. Восприятие

  • соотносить образцы и обмениваться ими с другими лицами;
  • распознавать    и    воспроизводить последовательность;
  • цельное распознание от пяти до десяти написанных слов

2.3.3. Грубая моторика

  • лучшее управление руками и ногами; лучшая координация глаз и рук;
  • улучшение координации тела;
  • улучшение равновесия и двигательной активности;
  • лучший контроль за равновесием;
  • укрепление мышц рук, улучшение координации рук и глаз;
  • стимулирование силы мышц и координация рук;
  • лучшая координация восприятия и движения

2.3.4. Тонкая моторика

  • улучшение тонкомоторных способностей; сочетание величин;
  • укрепление мускулатуры, выносливости при целенаправленных скоординированных движениях;
  • вязание;    
  • соблюдение    рабочей последовательности      

 2.3.5. Координация глаз и рук

  • улучшение координации глаз, рук;
  • резать детскими ножницами по линии;
  • различение размеров;
  • способность рисовать формы;
  • самостоятельное рисование;
  • более ловкое хватание; целенаправленные движения;
  • улучшение графического моторного контроля

2.3.6. Познавательная деятельность

  • распознавать общие понятия;
  • осознавать ход времени, течение суток;
  • осознанно рисовать фигуру человека;
  • понимать слова, обозначающие свойства (качества), касающиеся абстрактных понятий, распознавать противоположности;
  • осознавать последовательность времени, понимание понятия "сначала", "затем", "наконец";
  • реагировать на ряд вопросов;
  • понимать указание места на двух уровнях

2.3.7. Речь

  • расширение словарного запаса;
  • улучшение языковой коммуникации и осознание цели использования предметов;
  • лучшее овладение понятием времени;
  • развитие понятия количества;
  • использовать слова, обозначающие качество, и владеть понятием цвета;
  • улучшение языковых выразительных возможностей и тренировка памяти;
  • улучшение коммуникативной речи и взаимодействия с другим лицом;
  • улучшение ориентировки во времени

2.3.8. Самообслуживание

  • самостоятельно и быстро одеться;
  • приобретение навыков самостоятельности при приеме пищи;
  • самостоятельно умываться

2.3.9. Социальные отношения

  • самостоятельно выполнять простую работу по дому;
  • улучшение социального взаимодействия и понимания функций предметов;
  • самостоятельное выполнение работы и более умелое рисование;
  • самостоятельно выполнять работы, следовать простым письменным указаниям;
  • различать "мое" и "твое";
  • улучшение социальной способности к взаимодействию;
  • улучшение чтения

II Содержание программы

1.Тематическое планирование занятий (1 год обучения)

№ занятия (неделя)

Содержание коррекционно-развивающего

занятия

Количество занятий

1

1.Подражание стуку (имитация)

2.Находить спрятанную под платком игрушку (восприятие)

3.Первые звуковые выражения (развитие речи)

2

2

1.Начальная имитация звуков (имитация)

2.Следить взглядом за движениями (восприятие)

3.Садиться без помощи (грубая моторика)

4.Допускать физический контакт во время игры (социальные отношения)

2

3

1.Подражать звукам (имитация)

2.Поднять упавший предмет (восприятие)

3.Подготовка к строительству башни (координация глаз и рук)

4.Реагировать на собственное имя (познавательная деятельность)

2

4

1.Подражать движениям, с помощью которых вызываются звуки (имитация)

2.Реагировать на сигнальный шум (восприятие)

3.Брать предмет (грубая моторика)

4.Подготовка к складыванию картинок (координация глаз и рук)

2

5

1.Различать акустические сигналы (восприятие)

2.Держать предмет (тонкая моторика)

3.Уходить и подходить на речевое требование (познавательная деятельность)

4.Произносить согласные (речь)

2

6

 

1.Брать маленькие предметы (тонкая моторика)

2.Садитьтся по речевому требованию (познавательная деятельность)

3.Соединять звуки (речь)

4.Пить из чашки (самообслуживание)

2

7

1.Развитие захвата по принципу пинцета (тонкая моторика)

2.Игра «Стой/иди дальше» (познавательная деятельность)

3.Простые восклицания (речь)

4.Щекотать (социальные отношения)

2

8

1.Узнать себя в зеркале (познавательная деятельность)

2.Первые слова (речь)

3.Смотри на меня (социальные отношения)

2

9

1.Подражая касаться различных частей тела (имитация)

2.Приносить определенные предметы (восприятие)

3.Умение поймать предмет (грубая моторика)

2

10

1.Подражая хлопать в ладоши (имитация)

2.Пирамида из колец (координация глаз и рук)

3.Здороваться и прощаться (речь)

2

11

1.Имитация движения рук (имитация)

2.Прятать предметы (восприятие)

3.Окрывать различные емкости (тонкая моторика)

2

12

1.Играть с предметами, вызывающими шум (имитация)

2.Раскладывать кубики по обозначенным местам (восприятие)

3.Подражать голосам животных и шумам из окружающей среды (речь)

2

13

1.Имитация движения губ (имитация)

2.Поднимать с пола игрушки (грубая моторика)

3.Систематизировать одинаковые предметы (познавательная деятельность)

4.Строительство башни (координация глаз и рук)

2

14

1.Подражать письму (имитация)

2.Носить предметы (грубая моторика)

3.Давать и брать (тонкая моторика)

2

15

1.Подражать движениям по уходу за телом (имитация)

2.Подняться по лестнице (грубая моторика)

3.Нажимать кнопки (тонкая моторика)

4.Укладывать кубик в банку (координация глаз и рук)

2

16

1.Подобрать к картинкам предметы (познавательная деятельность)

2.Есть ложкой (самообслуживание)

3.Лошадка-качалка (социальные отношения)

2

17

1.Подражательные упражнения (имитация)

2.Катить мяч (грубая моторика)

3.Набирать ложкой сахар (тонкая моторика)

2

18

1.Доска с отверстиями (координация глаз и рук)

2.Простая сортировка (познавательная деятельность)

3.Называть собственное имя (речь)

2

19

1.Вместо пальца использовать ложку (самообслуживание)

2. «Поцелуй!» (социальные отношения)

3.Подражать шумам, которые издают предметы (имитация)

2

20

1.Бежать без поддержки (грубая моторика)

2.Снимать носки (тонкая моторика)

3.Доска с отверстиями (координация глаз и рук)

2

21

1.Катить мяч (грубая моторика)

2.Показать названные предметы в помещении (познавательная деятельность)

3.Слова, обозначающие действия (речь)

2

22

1.Пить из чашки (самообслуживание)

2.Вместе катить игрушечный автомобиль (социальные отношения)

3.Рисовать по образцу горизонтальные линии (имитация)

2

23

1.Идти в сторону и назад (грубая моторика)

2.Складывать бумагу (тонкая моторика)

3.Раскрашивание (координация глаз и рук)

2

24

1.Гимнастика: коснуться носков (грубая моторика)

2.Писать каракули (тонкая моторика)

3.Выучит имена членов семьи (познавательная деятельность)

2

25

1.Называть членов семьи (речь)

2.Снимать носки (самообслуживание)

3.Открывать двери и ящики шкафов (грубая моторика)

2

26

1.Различать слова, обозначающие действия (познавательная деятельность)

2.Пение (речь)

3. «Больше» (речь)

2

Тематическое планирование занятий (2 год обучения)

№ занятия (неделя)

Содержание коррекционно-развивающего

занятия

Количество занятий

1

1.Имитировать движения руки (имитация)

2.Соотносить фигуры (восприятие)

3.Пукать мыльные пузыри (тонкая моторика)

2

2

1.Имитационные упражнения с пластилином (имитация)

2.Стоять на одной ноге (грубая моторика)

3.Нанизывать бусы (координация глаз и рук)

2

3

1.Различать источники шума (восприятие)

2.Откручивать крышку (тонкая моторика)

3.Выражать желание одним словом (речь)

2

4

1.Имитируя, одновременно касаться двух частей тела (имитация)

2.Упражнения для пальцев (тонкая моторика)

3. Соотносить различные похожие предметы, которые отличаются друг от друга (познавательная деятельность)

2

5

1.Подражательные упражнения нижней челюсти и языком (имитация)

2.Коробка с формами (восприятие)

3.Играть в футбол (грубая моторика)

2

6

 

1.Тянуть за шнур (тонкая моторика)

2.Нанизывать бусы (координация глаз и рук)

3.Уметь рассортировать предметы питания по двум понятиям: «есть» и «пить» (познавательная деятельность)

2

7

1.Из двух данных предметов назвать нужный (речь)

2.Есть вилкой (самообслуживание)

3.Бросить бумагу в мусорное ведро по просьбе другого человека (социальные отношения)

2

8

1.Имитационные упражнения с предметами домашнего обихода (имитация)

2.Стоять на носках (грубая моторика)

3.Упражнения для кисти (тонкая моторика)

2

9

1.Нанизывать бусы (координация глаз и рук)

2.Понимать указания, которые состоят из нескольких слов (познавательная деятельность)

3.Сказать, кому принадлежит предмет (речь)

2

10

1.Отличать съедобное от несъедобного (самообслуживание)

2.Спрятаться от кого-то или кого-то искать (социальные отношения)

3.Подражать игре в куклы (имитация)

2

11

1.Гимнастика: прыжки (грубая моторика)

2.Бельевые прищепки (тонкая моторика)

3.Пристегивать прищепки (координация глаз и рук)

2

12

1.Указать в комнате на все предметы из одной категории: одежда, еда и т.д. (познавательная деятельность)

2.Отвечать на короткие вопросы словами «да» и «нет» (речь)

3.Самостоятельно одеть куртку (самообслуживание)

4.Выполнить 3-4 последовательных действия (социальные отношения)

2

13

1.Подражать голосам животных (имитация)

2.Игра в кегли (грубая моторика)

3.Подготовительное упражнение для рисования: рисовать одним пальцем (координация глаз и рук)

2

14

1.Различать и соотносить похожие формы: круг, квадрат, треугольник (познавательная деятельность)

2.Без помощи назвать 4 животных (речь)

3.Надеть брюки (самообслуживание)

4.Построить башню из кубиков вместе со взрослым человеком (социальные отношения)

2

15

1.Бросать мешочки с бобами (грубая моторика)

2.Понимать наименование животных (познавательная деятельность)

3.Назвать предметы, относящиеся к одной категории (предметы домашнего обихода) (речь)

4.Самостоятельно ходить на горшок (детский туалет) (самообслуживание)

2

16

1.Описать картинки простыми предложениями (речь)

2.Самостоятельно умываться (самообслуживание)

3.Застегивание пуговиц (самообслуживание)

2

17

1.Имитируя положить руки на бедра, голову и т.п. (имитация)

2.Сложить по образцу фигурку из кубиков (восприятие)

3.Подъем по лестнице переменным шагом (грубая моторика)

2

18

1.Ощупывать различные предметы по контуру (тонкая моторика)

2.Построить из трех деталей простую конструкцию (координация глаз и рук)

3.Соотносить кубики по цвету (познавательная деятельность)

4. Отвечать на вопрос словами «большой», «маленький» или подавать соответствующий знак (речь)

2

19

1.Расстегнуть и застегнуть куртку без помощи (самообслуживание)

2.Изобразить контакт куклы с куклой другого человека (социальные отношения)

3.Делать простые фигурки из пластилина (имитация)

2

20

1.Соотносить 3 различные формы (восприятие)

2.Бег с препятствиями средней трудности (грубая моторика)

3.Сложить бумажную игрушку (тонкая моторика)

2

21

1.Вылепить из пластилина различные предметы (координация глаз и рук)

2.Систематизировать предметы по их функциональной принадлежности (познавательная деятельность)

3.Различать рисунки лиц мужского и женского пола, используя местоимения «он» и «она» (речь)

2

22

1.Наливать воду из кувшина в меньшую емкость (самообслуживание)

2.Игра на воображение (социальные отношения)

3.Соотносить формы различного размера (восприятие)

4.Прыжки «лягушкой» без остановки (грубая моторика)

2

23

1.Отрезать кусочки от полоски бумаги (тонкая моторика)

2.Вылепить из пластилина различные предметы, изображенные на картинках (координация глаз и рук)

3.Сортировать рисунки простых предметов по их функциям (познавательная деятельность)

2

24

1.Понимание и использование обозначений места: «на» и «под» (речь)

2.Вытереть тряпкой стол (социальные отношения)

3.Различать предметы по цвету (восприятие)

4.Сохранять равновесие во время одновременных движений руками и ногами (грубая моторика)

2

25

1.Вылепить из пластилина различные предметы, изображенные на картинках (координация глаз и рук)

2.Сортировать предметы по их предназначению (познавательная деятельность)

3.Самостоятельно делать выбор: «или…или» (речь)

2

26

1.Распознавать и воспроизводить последовательность шумов (восприятие)

2.Соединить рисунок, разорванный на две части (координация глаз и рук)

3.Понимать названия основных цветов (познавательная деятельность)

4.Передать краткое сообщение, образовывать множественное число (речь)

5.Правильно разложить приборы на столе (социальные отношения)

2

Тематическое планирование занятий (3 год обучения)

№ занятия (неделя)

Содержание коррекционно-развивающего

занятия

Количество занятий

1

1.Подражать походки животных (имитация)

2.Бросить мяч так, чтобы он высоко подпрыгнул (грубая моторика)

3.Сложить бумагу и разрезать ее в четырех местах (тонкая моторика)

2

2

1.Отрезать отмеченные полоски бумаги (координация глаз и рук)

2.Найти предмет, который подходит к другим предметам (познавательная деятельность)

3.Назвать геометрические фигуры (речь)

2

3

1.Имитация различных поз тела (имитация)

2.Разложить ряд фигур из бумаги слева направо (восприятие)

3.Развесить на веревке белье (тонкая моторика)

4.Вырезать простые рисунки без помощи (координация глаз и рук)

2

4

1.Осознавать течение суток (познавательная деятельность)

2.Назвать предназначения предметов домашнего обихода (речь)

3.Самостоятельно и быстро одеваться (самообслуживание)

2

5

1.Принимать активное участие в игре (социальные отношения)

2.Последовательно подражать двум простым действиям (имитация)

3.Навинтить три гайки на болты одинакового размера (координация глаз и рук)

4.Составить фигуру человека (познавательная деятельность)

2

6

 

1.Называть время суток (речь)

2.Понять потребности другого человека (социальные отношения)

3.Осознанно воспринимать и подражать понятиям «тихо/громко», «быстро/медленно» (имитация)

4.Навинтить три гайки различного размера на соответствующие болты (координация глаз и рук)

2

7

1.Распознавать противоположности (познавательная деятельность)

2.Считать до пятит (речь)

3.Протянуть нить через отверстие в картоне (координация глаз и рук)

2

8

1.Назвать четыре цвета (речь)

2.Написать большие буквы, соединяя точки (координация глаз и рук)

3.Рассказывать истории (речь)

2

9

1.Соединить точки в круги и четырехугольники (координация глаз и рук)

2.Соединить точки в диагональные линии и кресты (координация глаз и рук)

3.Нарисовать простые геометрические формы (координация глаз и рук)

2

10

1.Превратить геометрические формы в картинки (координация глаз и рук)

2.Написать буквами имя (координация глаз и рук)

3.Закончить простой рисунок (координация глаз и рук)

2

11

1.Рисовать простые формы, соединяя точки (координация глаз и рук)

2.Читать написанное слово (имитация)

2

12

1.Бег со сложными препятствиями (грубая моторика)

2.Закрепить кнопки на доске (тонкая моторика)

3.Расположить на бумаге с цветными точками несколько кнопок (координация глаз и рук)

2

13

1.Последовательно разложить картинки (познавательная деятельность)

2.Рассказывать истории, описывая детали картинок (речь)

2

14

1.Самостоятельно умываться и мыть руки (самообслуживание)

2.Самостоятельно нарисовать простой рисунок (социальные отношения)

2

15

1.Ударить по футбольному/бейсбольному мячу (грубая моторика)

2.Связать коврик из цветной бумаги (тонкая моторика)

2

16

1.Писать цифры (координация глаз и рук)

2.Показать соответствующие картинки, отвечая на вопросы «Кто? Что? Где?» (познавательная деятельность)

2

17

1.Понятие времени (речь)

2.Рисовать, следуя письменным указаниям (социальные отношения)

2

18

1.Пробежать, изображая тачку (грубая моторика)

2.Провести линию по лабиринту (координация глаз и рук)

3.Последовательно разложить картинки (познавательная деятельность)

2

19

1.Перечислить дни недели (речь)

2.Различать «мое» и «твое» (социальные отношения)

2

20

1.Тянуть тяжелый пакет (грубая моторика)

2.Рисовать фигуру человека (координация глаз и рук)

2

21

1.Показать соответствующие картинки, отвечая на вопросы «Кто? Что? Где?» (познавательная деятельность)

2.Рассказывать истории, описывая детали картинок (речь)

2

22

1.Отвечать на телефонный звонок (социальные отношения)

2.Перетягивание каната (грубая моторика)

2

23

1.Найти и нарисовать предмет той же категории (координация глаз и рук)

2.Понимать указание места «в», «под», «за» (познавательная деятельность)

2

24

1.Понятие времени (речь)

2.Читать и следовать простым письменным указаниям (социальные отношения)

3.Различать «мое» и «твое» (социальные отношения)

2

25

1.Прыжки «Петрушки» (грубая моторика)

2.Писать цифры (координация глаз и рук)

3.Перечислить дни недели (речь)

2

26

1.Прыжки со скакалкой (грубая моторика)

2.Читать написанное слово (имитация)

3.Игра в «классики» (грубая моторика)

4.Писать цифры (координация глаз и рук)

5.Самостоятельно нарисовать простой рисунок (социальные отношения)

2

2.Календарно-тематическое планирование (1 год обучения)

№ п/п

Функциональная сфера

Количество упражнений/игр

1

Имитация

14

2

Восприятие

8

3

Грубая моторика

11

4

Тонкая моторика

10

5

Координация глаз и рук

8

6

Познавательная деятельность

11

7

Речь

11

8

Самообслуживание

5

9

Социальные отношения

5

Календарно-тематическое планирование (2 год обучения)

№ п/п

Функциональная сфера

Количество упражнений/игр

1

Имитация

9

2

Восприятие

8

3

Грубая моторика

10

4

Тонкая моторика

9

5

Координация глаз и рук

10

6

Познавательная деятельность

11

7

Речь

12

8

Самообслуживание

9

9

Социальные отношения

8

Календарно-тематическое планирование (3 год обучения)

№ п/п

Функциональная сфера

Количество упражнений/игр

1

Имитация

6

2

Восприятие

1

3

Грубая моторика

9

4

Тонкая моторика

4

5

Координация глаз и рук

20

6

Познавательная деятельность

9

7

Речь

11

8

Самообслуживание

2

9

Социальные отношения

9

3.Цифровые образовательно-воспитательные ресурсы

№ п\п

Тема

Ресурсы

1

Ресурсы по специфике нарушений нервно-психического развития детей

http://defectolog.ru/

http://www.autism.ru

www.deti-indigo.ru

http://www.osoboedetstvo.ru/

http://www.adhdkids.narod.ru

2

Рекомендации дефектолога, логопеда, психолога; развивающие игры

http://defectolog.ru/

3

Развитие логики и мышления у детей, развитие математических способностей

https://logiclike.com/

4.Список литературы

1.Баенская Е. Р., Никольская О. С., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2016.

2.Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

3.Батышева Т.Т. Ранняя диагностика расстройств аутистического спектра в практике детского невролога. Методические рекомендации. М.: 2014.

4.Башина В.М. Аутизм в детстве - М.: Медицина, 1999.

5.Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2

6.Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.- М, 2014- 96с.

7.Детский аутизм и АВА. Терапия, основанная на методах прикладного анализа повде- ния, Роберт Шрамм, Т Делани - Рама Паблишинг, 2013

8.Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007

9.Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: учебно-методическое пособие.-М, 2011.-64с.

10.Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога.-М, 2007.-176с.

11.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 1997.

12.Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей: методические разработки. М.: Теревинф, 2008.

13. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. М.: Теревинф, 2011.

14.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под.ред. И.М. Бгажноковой.-М, 2012.-181 с.

15Обучение детей с расстройством аутистического спектра. / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012.

16.Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: методическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной.- М.: ЛОГОМАГ, 2013.

17.Развитие основных навыков у детей с аутизмом, Рама Паблишинг, 2014

18.Савицкая Н.М. «Логопедические игры и упражнения на каждый день»

19.Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети: системный подход к помощи детям с нарушениями в развитии. М.: Теревинф, 2009.

20. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007

21.Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012.

22.Стребелева Е.А. Коррекционно - развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. - М.: Владос, 2014.

23. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии (в соавторстве с Г.А. Мишиной). - 2-переиздание.- М.: Парадигма. – 2015

24.Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACCH / Пер. с немецкого Клочко Т. - Минск: Изд-во БелАПДИ «Открытые двери», 1997.

25.Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА

Программа расчитана для  младших школьников 2 класса с ОВЗ.Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)С уч...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Цель  коррекционно-развивающего курса: развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений у учащихся, испытывающих трудности в обучении и освоении АООП.Задачи:- корригировать нарушения...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Содержание№п/пРазделСтраница1.Целевой раздел31.1Общее назначение программы31.2Цель  программы61.3Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, ...

Рабочие программы учителя-дефектолога

Рабочая программа корреционно-развивающей работы (дефектологические занятия), рабочая программа "Сенсорное развитие", рабочая программа "Альтернативная коммуникация"...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Рабочая программа дефектолога (начальная школа)...

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с ЗПР

Эта рабочая программа будет полезна учителям-дефектологам, которые работают в детских садах....