Рабочая программа учителя-дефектолога
рабочая программа (1, 2 класс) на тему

Цель  коррекционно-развивающего курса: развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений у учащихся, испытывающих трудности в обучении и освоении АООП.

Задачи:

- корригировать нарушения восприятия пространства, пространственного анализа, зрительно-моторной координации, внимания, мелкой моторики;

- формировать способы познавательной деятельности, позволяющие осваивать АООП;

- предупреждать вторичные нарушения в развитии, затрудняющие образование и социализацию ребенка;

- устранять затруднения в  освоении знаний и умений, специфичных для предметных областей «Филология, Математика и информатика,  Обществознание и естествознание (Окружающий мир)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_programmy_6.2.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Пояснительная записка

В системе образования обучающихся с НОДА работа учителя-дефектолога является важным звеном в общей системе коррекционной работы.

Для данной категории детей характерно сочетание нескольких нарушений (ДЦП в сочетании с нейросенсорной тугоухостью, нейровизуальными нарушениями, различными неврологическими синдромами и др.). У большинства учеников с НОДА наблюдается выраженная дисгармония в способностях усваивать разные циклы учебных дисциплин. При хороших (и даже высоких) показателях усвоения одних предметов они могут испытывать значительные затруднения при обучении другим учебным предметам. Это связано и с направленностью личности ребенка, но чаще – со спецификой познавательной деятельности, обусловленной поражением центральной нервной системы. Кроме того учащиеся с НОДА отличаются медленным и неустойчивым формированием пространственных, плоскостных и первоначальных математических представлений, замедленным темпом усвоения учебного материала. При изучении индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных АООП.

Программа коррекционной работы позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Для обучающихся, нуждающихся в особых условиях обучения в соответствии с темпом и уровнем усвоения образовательной программы, актуально введение коррекционно-развивающего курса занятий учителя-дефектолога, направленного на устранение пробелов в знаниях.  Данный курс способствует реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием познавательных процессов, мелкой моторики, графомоторных навыков, сенсорных и пространственно-временных представлений, устранением пробелов в знаниях по учебным предметам, профилактика вторичных нарушений (дисграфия, дислексия, дискалькулия).

Цель  коррекционно-развивающего курса: развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений у учащихся, испытывающих трудности в обучении и освоении АООП.

Задачи:

- корригировать нарушения восприятия пространства, пространственного анализа, зрительно-моторной координации, внимания, мелкой моторики;

- формировать способы познавательной деятельности, позволяющие осваивать АООП;

- предупреждать вторичные нарушения в развитии, затрудняющие образование и социализацию ребенка;

- устранять затруднения в  освоении знаний и умений, специфичных для предметных областей «Филология, Математика и информатика,  Обществознание и естествознание (Окружающий мир)».

Место коррекционно-развивающего курса в учебном плане

Коррекционно-развивающие занятия данного курса проводятся с обучающимися индивидуально, 2 раз в неделю (66 часов в 1 классе, 68 часов во 2-4 классах) в рамках внеурочной деятельности.  

Планируемые результаты освоения курса

Обучающиеся получат возможность к овладению следующими предметными результатами:

– дифференцировать форму, размер, материал, температуру, фактуру предметов;

– сравнивать, классифицировать и ранжировать предметы по указанным признакам;

– определять и называть направления в пространстве относительно себя, человека, расположенного напротив, в плоскости листа;

– безошибочно употреблять в речи предлоги отношения и направления;

Обучающиеся получат возможность к овладению следующими личностными результатами:

– развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;

– освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

– развитие способности к осмыслению временно-пространственной организации картины мира;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных условиях учебной и предметной деятельности;

– формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.

Обучающиеся получат возможность к овладению следующими метапредметными результатами:

– развитие способностей принимать и сохранять цели решения типовых учебных и практических задач;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

– использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

– готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса занятий.

Основное содержание коррекционного курса

Содержание программы занятий учителя-дефектолога включает в себя следующие направления работы:

– коррекция нарушений и развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия (цвет, форма, размер, тяжесть предметов; характеристики предмета, выявляемые при ощупывании; пространственная ориентировка и пространственные представления; коррекция нарушений и развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха);

– коррекция нарушений и развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации (пальчиковые игры, пальчиковый массаж и бассейн, конструирование из мелких деталей, лепка, рисование, шнуровка, соотносящие действия, складывание разрезных картинок и пазлов);

– коррекция нарушений и развитие мыслительных операций анализа и синтеза (классификации, систематизации, дифференциации), а также внимания и памяти.

В основу проведения занятий положены следующие принципы:

– содержание и материал заданий подбирается не по возрасту, а по возможностям детей;

–дозировка заданий в соответствии с возможностями ребенка, постепенное их усложнение;

– индивидуальный подбор поз ребенка для занятий.

В процессе решения задач курса могут быть использованы различные приемы, наглядный и дидактический материал на усмотрение учителя-дефектолога с учетом индивидуальных особенностей детей.

После проведения обследования, проводятся встречи с родителями и обсуждаются рекомендации для занятий дома.

На каждого обучающегося, зачисленного на занятия, составляется рабочая программа, включающая индивидуальное тематическое планирование, в соответствии с имеющимися особенностями развития. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объем изучаемого материала.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

В работе учителя дефектолога с учащимися с НОДА  особую роль играет сенсорный материал. Для проведения коррекционно-развивающих занятий  используются:

- для развития тактильного и кинестетического восприятия (Игровой комплект «Пертра»);

- для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);

- развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.);

- для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы;

- символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);

- знаковый материал: наборы цифр и букв, таблицы и др.,

- компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога(тифлопедагога). Сопровождение обучающихся первых классов с нарушением зрения и группы риска в образовательном процессе.

Наибольшее значение сопровождение тифлопедагога учащихся с нарушением зрения и группы риска  приобретает на начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполнения пробело...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГА

Программа расчитана для  младших школьников 2 класса с ОВЗ.Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.)С уч...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Содержание№п/пРазделСтраница1.Целевой раздел31.1Общее назначение программы31.2Цель  программы61.3Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, ...

Рабочие программы учителя-дефектолога

Рабочая программа корреционно-развивающей работы (дефектологические занятия), рабочая программа "Сенсорное развитие", рабочая программа "Альтернативная коммуникация"...

Рабочая программа учителя-дефектолога

Рабочая программа дефектолога (начальная школа)...

Рабочая программа Учителя - дефектолога

Рабочая программа для учащихся 1-4 классов РАС...

Рабочая программа Учителя - дефектолога

Рабочая программа учителя - дефектолога для обучающихся 1- 4 классов с УО...