Урок по программе "Здравствуй, музей!" по теме "Рисунок".
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Башун Мария Евгеньевна

Разработка урока по музейной педагогике, на котором ребята знакомятся с инструментами, материалами и техниками выполнения рисунка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок по музейной педагогике в 3 классе «Рисунок»

( учитель начальных классов Башун Мария Евгеньевна)

Цель урока: Сформировать представление о рисунке, как о произведении уникальной графики и разнообразии техник рисования.

Задачи урока: 1.Сформировать представление о рисунке, как о произведении уникальной  

                             графики.    

                          2. Сформировать представление о различных техниках рисунка.

                          3. Сформировать представление о материалах, с помощью которых создаётся      

                              рисунок.        

Формирование УУД

  1. Личностные – развитие художественно-эстетической ориентации, развитие самостоятельности.
  2. Познавательные – общеучебные ( самостоятельное выделение и формирование познавательной цели), постановка и решение проблемы.
  3. Коммуникативные – умение работать в группах, умение выражать свои мысли.

Оборудование:

  1. ноутбук, презентация;
  2. словарики;
  3. материалы, с помощью которых создаётся рисунок;
  4. прямоугольники ( окошки);
  5. рисунок с изображением  Русского музея;
  6. рисунки дворцов;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

( показываю 2 дворца: один тёмный, другой яркий, красочный)

Какой дом вам больше нравится?

Почему?

Как называются эти здания? ( дворцы)

А сейчас люди живут во дворцах?

Что в наше время находится во дворцах?

Что хранится в музеях? ( экспонаты)

В каком дворце вы хотели бы побывать?

Да, он красивый, светлый. Но мы сегодня попробуем зажечь окна во втором дворце, чтобы он стал не хуже первого.

Как вы думаете, что нам для этого понадобиться? (хорошее настроение,  старание, желание, любознательность.)

Я вам желаю отличного настроения и удачи в познании нового!

  1. Определение темы урока.

Слайд №1 Дети смотрят отрывок из мультфильма « Точка, точка, запятая».

            Кто герой песенки?

            Как он появился? ( его нарисовали)

           Посмотрите на рисунки.

           Чем они отличаются? ( разные  изображения и материалы)

          Назовите тему урока. (Слайд №2. Рисунок. Материалы, которыми создают рисунок)

        Чтобы вы хотели узнать? Что хотели бы обсудить7

Молодцы!

Оцените свою работу. На партах лежат прямоугольники. Если вам было всё понятно, работа не вызвала затруднений, раскрасьте  первый прямоугольник  желтым цветом.

  1. Открываем новые знания.

Ребята, вы любите рисовать?

Что же называется рисунком? ( основной вид графики)

(Проверим по словарику)

Что вы любите рисовать?

Что вы используете для того, чтобы создать рисунок?

У вас на парте коробочки. Как вы думаете, что там может лежать?

Вам интересно узнать?

Открываем.

Посмотрите, что можно сказать об этих предметах?

Для чего они нужны?

Отгадайте загадку :

Палочка волшебная есть у меня друзья,

Палочкою этой могу построить я

Башню, дом и самолёт,

И большущий пароход. (карандаш)

Что вы знаете об этом предмете?( от тюркского « чёрный камень» - стержень для письма)

(Как появились графитные карандаши? ( краткая историческая справка))

Слайд №3

Рассмотрите рисунок В.А. Серова « Портрет балерины Карсавиной»

Что составляет основу рисунка, выразительные средства? (линия, штрих, светотень)

Используя эти средства выразительности, можно передать объём, форму, светотень.

Уголь.

Предположите какой из этих предметов может быть не только полезным ископаемым, но и предметом  для рисования?

Что это? ( уголь)

Что знаете об этом? Читаем определение в словарике.

Но именно этот уголь не является полезным ископаемым. Получить его можно другим способом.

Кто знает, каким?

Слайд №4    М.А. Врубель Портрет Н.И. Забелы – Врубель в кресле-качалке

Рассмотрите рисунок.

Обратите внимание на цвет.

Что можно сказать про линии?

Как вы думаете, чтобы получить тонкие линии, что делает художник? ( использует стирательную резинку)

Тушь

Обратите внимание на жидкость в баночке.

Это тушь.

Что можете рассказать?

Читаем в словарике.

Какой ещё бывает тушь?

 Сегодня у вас чёрная тушь. Рассмотрим рисунок выполненный этим материалом.

Слайд №5            Орловский « Голова лошади»

Рассмотрите рисунок.

Обратите внимание на линии. ( чёткие, резкие)

Цвет ( яркий, насыщенный)

Один из графических приёмов важный приработе с тушью – штрих.

На что похоже рисование тушью? ( на письмо)

Используется не кисть, не карандаш, а стальное перо. До появления шариковых ручек оно было основным инструментом письма в школе и инструментом для художника- графика.

Чем похожи рисунки выполненные углём, графитным карандашом и тушью?

Чем отличается рисование тушью от угля и графитного карандаща7

Физминутка.

Пастель

Техники карандаша, угля, пера дают чёрно – белые изображения. Но мы в графике можем видеть  цветные рисунки

Найдите в коробочке мелок яркого цвета Как он называется? ( пастель)

Что вы знаете об этом предмете?

Читаем в словарике что называется пастелью.

Слайд №6.   « Мне снится папа, которого нет»

Рассмотрите рисунок.

Цвет (тусклый и нежный, яркий и насыщенный)

Краски наносят штрихами или втирают пальцами. Это позволяет художнику добиваться нежных переходов, бархатистой поверхности. Работа выполнена пастелью чувствительна к внешним воздействиям, поэтому её покрывают спецальным раствором.

Слайд №7

Кто это? (каракатица)

Я не случайно показала этого моллюска. Оказывается есть материал, название которого происходит от этого слова.

Что это? ( сепия)

Найдите в коробочке сепию.

Читаем определение в словарике.

Слайд №8

 Рассмотрите рисунок.

Можно работать как по сухой так и по мокрой бумаге.

На мокрой – краски растекаются, образуя мягкие переходы от светлого к тёмному.

На сухой – линии чёткие.

Но у нас есть ещё один мелок. Это соус.

Читаем определение. Что узнали нового?

О чём мы сейчас узнали?

Какие бывают инструменты и материалы?

Оцените свою работу. Закрасьте прямоугольник.

IV Применение  новых знаний

Используя полученные знания, попробуйте определить какими материалами выполнен рисунок. ( Каждая группа получает конверт с разрезанным на 4 части рисунком.  Собирите рисунок)

Что каждая группа может сказать о рисунке, который составила?

Что у вас получилось?

 Самооценка.

V  Практическая работа.

 Я палочкой волшебной тихонько проведу

По белому и чистому бумажному листу.

И на листе распустятся волшебные цветы.

Нигде, нигде на свете таких не встретишь ты.

 О каких цветах идёт речь?

А только ли на бумаге можно рисовать?

Представляете, древние рисунки были обнаружены 35 тыс. лет назад. Это были не животные, а изображения ладоней людей. Древние люди расправлялись с добычей, мазали свои руки кровью и оставляли оттиски своих ладошек на камнях.

Ваш рисунок – это ваши ладошки. Обведите ладошки, но тем материалом, который вам болше нравится. А теперь посмотрите, что бы вы добавили, что бы ваш рисунок ожил. Оцените свою работу.

Молодцы. Выставка работ.

VI  Подведение итогов

Назовите тему урока.

Что запомнилось?

Что понравилось?

Вы молодцы. Покажите прямоугольнички, они все желтые, яркие. Посмотрите на наш дворец. Он мрачный, скучный. Давайте сделаем его весёлым и ярким. Наклеим наши прямоугольники на окошки. В музее стало светло. Музей ждёт вас и будет всегда вам рад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта нетрадиционного урока-экскурсии в "Музей сказок" по теме "Слова, обозначающие признак предмета"

Урок построен с учетом актуальности здоровьесберегающих технологий, с использованием нетрадиционных методических приемов арт-педагогики: сказкотерапии, арт-терапии, хромотерапии. Речевой материал разм...

Урок-конкурс "Строим музей пушкинсих сказок"

Это мероприятие позволяет расширить кругозор детей на знание сказок А.С.Пушкина....

Метапредметный урок в школьном музее, посвященный 70-летию Победы, "Назад в прошлое".

Целью урока-путешествия "Назад в прошлое" является знакомство с историей Люберецкого аэродрома и его ролью в ВОВ....

Презентация к уроку изобразительного искусства "Музеи искусства" (3 класс,IV четверть) по программе Б.М. Неменского

Презентация знакомит обучающихся с Музеями искусства; дает представление ребенку о том, что в музеях и картинных галереях хранятся лучшие произведения искусства, которые должны пренадлежать всем людям...