Методическая разработка конспекта нетрадиционного урока-экскурсии в "Музей сказок" по теме "Слова, обозначающие признак предмета"
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Григорьева Надежда Анатольевна

Урок построен с учетом актуальности здоровьесберегающих технологий, с использованием нетрадиционных методических приемов арт-педагогики: сказкотерапии, арт-терапии, хромотерапии. Речевой материал разминок является авторским.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon slova-priznaki.zip34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий по теме «Слова, обозначающие признак предмета» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с нерезко выраженным общим недоразвитием речи

                 Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей  квалификационной категории  ЦПМСС  Калининского  района  Санкт-Петербурга   Григорьевой  Надеждой  Анатольевной

Форма урока:  экскурсия в «Музей сказки»

Аудитория: учащиеся 1-го класса общеобразовательной школы с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Темы: 

Коррекционная:

 «Слово, обозначающее признак предмета»

Грамматическая:

 «Согласование слов, обозначающих предмет и признак предмета»

Лексическая:

 «Сказки»  

Цель:  Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:  

                                                                                 

-   учить определять слова, обозначающие признак предмета;    

                     

-   объяснить роль слов, обозначающих признак предмета, в речи;                                                                                      

-  учить правильно изменять слова, обозначающие признак предмета по родам ;

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику рук;


- развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;

- развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

- развивать лексико-грамматический строй речи;


- обогащать и актуализировать словарь;


- развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные: 
- развивать умение слышать и слушать друг друга;
- воспитывать культуру поведения;

- прививать любовь к сказкам;

Методические приемы:  наглядность (использование театрального реквизита: элементов костюмов, предметов, связанных со сказочными героями,  карточек-таблиц, слайдов презентации), практическая  совместная деятельность, использование  игровых ситуаций.

Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль

Оборудование:   индивидуальные карточки с домашним заданием, театральный реквизит (волшебная палочка, красная шапочка,  полосатый колпак, хрустальная туфелька, шарик, золотой ключик), корзинка с муляжами овощей и фруктов, тактильные карты, картинки в рамках с изображением сказочных героев, тарелка с бобами, горохом и фасолью, три миски с надписями-вопросами, таблица подсказка,  чисты листы, гуашь, кисточки, салфетки, диплом «Лучшему сказочника», карточки-таблицы с домашним заданием.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  1.   Беседа о культуре поведения в музее.
  2.   Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

  1. Основная часть

  1. Слово-премет, слово-действие – проверка домашнего задания.
  2. Слова, обозначающие признак предмета.
  3. Тактильная разминка.
  4. Динамическая пауза.
  5. Согласование слов-признаков со словами-предметами.
  6. Различение слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.
  7. Арт-терапия для пальчиков.
  8. Конкурс сказочников.

  1.  Подведение итогов занятия.

 Домашнее задание.

 Рефлексия.

                                                          Ход урока

Деятельность логопеда

         

Деятельность детей

 

 Оборудование

I. Организация начала урока.

1.Принятие закона о культуре поведения в музее

(перед входом в класс)

Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас на занятие-экскурсию в «Музей сказки». Но сначала давайте вспомним правила поведения в музее.

- Как, по-вашему, нужно вести себя в музее?

- Чего нельзя делать в музее?

- Совершенно верно, так принято во всех музеях мира, но только не в нашем «Музее сказки». Здесь вы можете трогать руками любые предметы. Добро пожаловать в «Музей сказки».


2. Развитие пространственных представлений и ориентировки.

- Сядьте так, чтобы  на парте перед Сережей   оказалась туфелька, перед Лизой –  палочка, за парту на которой лежат ключ и шарик,  сядут Соня  и Глеб, перед Мариной должна находиться  шапка, а перед Костей  колпак. Молодцы!

-  Положите эти музейные экспонаты на край парты, они пригодятся нам позже.

 

Дети здороваются, отвечают на вопросы.

- В музее нужно вести себя культурно, разговаривать тихо и внимательно слушать экскурсовода.

- Трогать руками экспонаты.

Дети выполняют указания логопеда  

 На двери кабинета вывеска «Музей сказки»

 

На партах располагаются:

туфелька, палочка, ключик, шарик,

шапка, колпак

II. Основная часть

  1. Слово-предмет, слово-действие – проверка домашнего задания.

Дома вы выполняли следующее задание – соединяли слова, обозначающие предметы и действия предметов. У всех получилось? Давайте проверим.

  1. Слово-признак

Вернемся к нашим экспонатам.

Эти предметы нашему музею подарили сказочные герои. Кто и что подарил музею?

(После называния  предмета, педагог каждый раз задает вопрос - КАКОЙ? или КАКАЯ?)

По каким признакам мы узнали, что эти вещи принадлежат именно этим сказочным героям? Какие слова нам подсказали? Сравните:

КЛЮЧИК – ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК

КОЛПАК – ПОЛОСАТЫЙ КОЛПАК

ШАРИК – ГОЛУБОЙ ШАРИК

ПАЛОЧКА – ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА

ШАПОЧКА – КРАСНАЯ ШАПОЧКА

ТУФЕЛЬКА – ХРУСТАЛЬНАЯ ТУФЕЛЬКА

Перечисленные нами  предметы какие?

- Все эти слова обозначают признак предмета. Вспомним, какие вопросы я ставила к словам признакам? Как будет звучать вопрос к словам-признакам во множественном числе?

Молодцы!

- Продолжим нашу экскурсию по музею. А вот и новые экспонаты. В этой волшебной корзинке лежат овощи и фрукты, которые упоминаются в сказках. Я буду раскладывать их перед вами, а вы вспоминайте из каких они сказок и называйте автора.

- ЯБЛОКО

- РЕПА

- ЛУК

- ЛИМОН

-Как звали в этой сказке ПОМИДОР?

- Я попрошу вас рассмотреть эти экспонаты и описать их, а помогут вам слова-признаки. Они опишут форму предмета, его цвет и его вкус. Итак, действуем по плану:

форма, цвет, на вкус.

  1. Тактильная разминка:

- А теперь ваши глазки немного отдохнут,  работать будут пальчики.

Словами-признаками можно описать не только форму, цвет и вкус, но и то, какие предметы на ощупь (Дети с закрытыми глазами на ощупь должны охарактеризовать поверхность)

  1. Динамическая пауза

(проводит ученик)

В нашей сказочной стране

Собрались герои все:

Гулливер и Мальчик с пальчик,

Серый Волк, трусишка Зайчик,

Сто принцесс и королей,

И Бессмертный Царь Кощей,

Трубадур и Буратино,

Змей Горыныч и Мальвина.

Всех увидеть рады будем,

Потому что сказки любим.  

  1. Согласование слов- предметов со словами-признаками.

В «Музее сказки» есть зал, в котором висят картины-портреты сказочных героев. Кто изображен на них?

Из каких сказок эти герои?

Подберите к словам-предметам по два слова признака. Например:

Колобок (какой?) – круглый, румяный

Лиса (какая?)

Разбойники (какие?)

Волшебник (какой?)

Сова (какая?)

Поросята (какие?)

Гном (какой?)

Чудо-Юдо (какое?)

  1. Развитие слухового внимания и памяти, мелкой моторики.

Ребята, вы наверняка помните, как в известной сказке Шарля Пьеро злая мачеха перемешала бобы и горох и заставила бедную Золушку разбирать их.

 Этой кропотливой работой мы сейчас  и займемся. Перед вами тарелка с бобами, горохом и фасолью. Вам предстоит разложить их по мискам. Но это было бы слишком просто для таких умников как вы. Я усложнила задачу.

Представьте, что фасоль – это слова-предметы, горох – слова-действия, а бобы – слова-признаки. Я называю слово, а вы определяете какое оно и кладете в миску или боб, или горох или фасоль. Трудно? Что ж у Золушки были помощники, у вас они тоже будут. Это таблица подсказка и вопросы-наклейки на мисках. Попробуем? (первых три «слова» дети раскладывают под руководством логопеда)

УМЕЛЫЙ, ВЫШИВАЕТ,

МЕЧ, ДРЕМУЧИЙ, ПОМОГАЕТ,

ИЗБУШКА,СКАЗОЧНЫЙ,

ЖАДНЫЙ, ЯЙЦО,СПАСАЕТ,

ДУБРАВА, СИНЕЕ, ГОРШОЧЕК,

КОЛДУЕТ, ПРЕКРАСНАЯ,

КЛУБОК, ДОБЫВАЕТ, ПОСЛУ ШНЫЙ, СЛУЖИТ,

КОРОНА, ОБИЖАЕТ, СТОРОЖИТ,

УДИВИТЕЛЬНОЕ, ЛУКОМОРЬЕ,

ДОГОНЯЕТ, ТЕМНИЦА, СЕРЫЙ

ГНЕВАЕТСЯ, ДОБРЫЕ, КАРЕТА

Правильность выполнения задания определяется по количество бобовых в мисках (должно быть по 10 штук).

  1. Зрительная гимнастика

А в стране любимых сказок

Есть гимнастика для глазок.

Мы за палочкой следим,

Зорче видеть мы хотим:

Вверх и вниз, налево, вправо,

И зажмурить глазки надо.

Распахнем ресницы сами,

Лучше глазки видеть стали?

  1. Арт-терапия для пальчиков.

Герой какой сказки был ростом с пальчик?

Он был такой маленький, а смог спасти своих братьев и сестер и победить великана-людоеда.

Вот и вы при помощи своих помощников – пальчиков можете сделать великие и полезные дела.

Сейчас вы придумаете свой сказочный мир, и нарисуете его при помощи  ваших пальчиков.

  1. Конкурс сказочников

-У вас получились чудесные работы.

Теперь мы устроим «Конкурс сказочников». Расскажите о своем сказочном мире, используя слова-признаки. А можно придумать мини-сказку. Ваши картины станут иллюстрациями к вашим сказкам.

  Логопед контролирует использование в речи учащихся слов, обозначающих признак предмета, дополняет, если есть необходимость, задавая вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

  Подведение итогов конкурса – коллективное определение победителя. Вручение диплома.

- Ребята, подумайте и скажите, могли бы люди не использовать в речи слова-признаки и понимать друг друга? Но какой тогда была бы наша речь?

Молодцы!

111. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия.

- Наша экскурсия по «Музею сказки» заканчивается. Что нового вы узнали о словах? Что мы сегодня вспоминали во время экскурсии? Что вам понравилось в музее? В каком настроении вы прибываете? С какими чувствами вы покинете музей?  

 В качестве домашнего задания, я предлагаю вам заполнить карточки- таблицы. В них написаны слова-признаки, а вам нужно вписать противоположные по смыслу слова-признаки. В карточках дан образец, он поможет вам успешно справиться с заданием.

  Помните нашу беседу о культуре поведения в музее? После нашей экскурсии я могу утверждать, что вы культурные и воспитанные дети, и я вами горжусь. На память о нашей экскурсии возьмите ваши пальчиковые картины. Может быть, кто-то из ваших родных или близких тоже захочет научиться так рисовать.

  Наша экскурсия закончена. До новых встреч!

Дети зачитывают получившиеся словосочетания

-  Буратино подарил  ключик.

- ЗОЛОТОЙ И колпак - ПОЛОСАТЫЙ

- Пятачок –  шарик. - ГОЛУБОЙ.

- Фея –  палочку. – ВОЛШЕБНУЮ.

- Красная Шапочка –  шапочку. –КРАСНУЮ.

- Золушка –  туфельку.

- ХРУСТАЛЬНУЮ

-ЗОЛОТОЙ

-ПОЛОСАТЫЙ

-ГОЛУБОЙ

-ВОЛШЕБНАЯ

-КРАСНАЯ

-ХРУСТАЛЬНАЯ

- Сказочные.

-Какой? Какая?

-Какие?

Учащиеся называют сказки и авторов.

-«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С Пушкин

- «Репка» Русская народная сказка

- «Чиполлино» Джанни Родари

-Сеньор Помидор

Дети дают описание овощей и фруктов по плану

ЛИМОН  (КАКОЙ?) ОВАЛЬНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, КИСЛЫЙ

Дети с закрытыми глазами на ощупь определяют качество предлагаемых на тактильной карте поверхностей

- гладкая

- шершавая

- мягкая

- шелковистая

- бархатная

- меховая

Дети рассказывают стишок вместе с ведущим, синхронизируя речь и движения

Ученики называют героев и сказки.

- рыжая, хитрая

- злые, страшные

- добрый, всемогущий

- глазастая, мудрая

- веселые, находчивые

- веселый, забавный

- удивительное, загадочное

Ученики выполняют задания

Дети выполняют зрительную гимнастику

- Мальчик с пальчик

Дети ставят на бумаге пальцами цветовые пятна, а потом дорисовывают картину кисточкой

Ученики рассказывают мини-сказки или соединяют свои истории в одну.

- Да.

- Бедной.

- Некрасивой.

- Грустной.

Ученики отвечают на вопросы учителя-логопеда, получают карточки с домашним заданием и покидают класс.

Карточки с домашним заданием

Корзинка с муляжами фруктов и овощей

План и образец записан на доске

  Тактильные карты с образцами: бумаги, наждачной бумаги, ваты, шелка, меха и

бархата.

 

Картинки в рамках с изображением сказочных героев можно расположить  на стене класса

Тарелка с бобовыми, три миски с надписями: «Что?»,

«Что делает?», «Какой? Какая? Какое? Какие?», таблица- подсказка на доске:

               

           - слово предмет

          - слово действие

         - слово признак

Волшебная палочка

Чистые листы бумаги, гуашь, кисточки, салфетки.

Диплом «Лучшему сказочнику»

Карточки-таблицы с домашним заданием