Методическая разработка внеклассного мероприятия: урок-экскурсия «Боголюбский собор»
классный час (3 класс) на тему

Дайос Лилия Зиновьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 18 имени

Героя Советского Союза Эдуарда Дмитриевича Потапова»

г. Мичуринска Тамбовской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Урок- экскурсия

«Боголюбский собор» курс ОРКСЭ

учитель начальных классов высшей категории

Дайос Лилия Зиновьевна

Мичуринск - Наукоград

2016


1.  Задания до начала экскурсии:

 1.   Посещение краеведческого музея «История нашего города».

 

 2.   Поиск исторической информации о местах религиозной культуры в городе    Мичуринске (выбор места проведения экскурсии).      

 3.   Знакомство с правилами поведения в храме.


  1. Цель:  

    Знакомство с памятником религиозной культуры г. Мичуринска- Боголюбским собором; воспитание гражданственности и патриотизма, ответственности и самостоятельности.

   

Задачи:

  1. Уважение культурных традиций нашего города.
  2. Становление гражданских качеств личности с познанием правил поведения в различных ситуациях.
  3. Развитие самостоятельности школьников при разработке собственных творческих работ.


  1. Межпредметные связи.

1.История:

а) История Руси:

- явление Пресвятой Богородицы благоверному князю Андрею Боголюбскому (1155);

история создания иконы Боголюбской Божьей Матери ( см. раздел «Престолы собора»).

б) Храмовая архитектура России ХIX века ( см. раздел «Особенности архитектуры»).

2.Краеведение ( история родного края):

          см. раздел Вводная часть;

           см. раздел «Боголюбский собор. Историческая справка»;

            см. раздел «Дальнейшая история храма»;

            см. раздел «Особенности строительства».

     

    3.МХК ( мировая художественная культура):

- ознакомление с иконой;

- ознакомление с каноническими правилами оформления иконостаса;

- храмовые реликвии.

см. раздел «Внутреннее убранство храма», книгу «Памятник милосердию Божией Матери  граду Козлову» (прошлое и настоящее Боголюбского кафедрального собора города Мичуринска), Мичуринск, 2009.

- храмовая архитектура Константина Тона- великого русского архитектора ХIX века ( см. раздел «Особенности архитектуры», см.книгу).

4.Технология:

- резной иконостас Боголюбского собора:

особенности художественной обработки дерева; породы деревьев для художественной резьбы ( см. раздел «Внутреннее убранство храма», см. книгу)

 - особенности красок при написании икон; работа с красками ( см. раздел «Внутреннее убранство храма», см. книгу).          

 


  1. Ход урока:
  1. Аннотация (описание сути урока):
  1. Сегодня мы пойдем в место, выбранное вами, ребята, по предварительным заданиям.

-Что же это за исторический  памятник религиозной культуры г. Мичуринска?

- Да, вы выбрали Боголюбский собор- аналог Храма Христа Спасителя в г. Москве.

2) Беседа о правилах безопасности поведения на улице и о поведении в храме.

  1. Вводная часть.

1).Рассказ перед храмом ( храм обходится со всех сторон).

Храмовая архитектура Козлова – Мичуринска включала в себя немало замечательных по своему стилю культовых сооружений. Большинство из них были заложены и воздвигнуты в период ХVIII – XIX веков. Достаточно отметить, что 40- тысячный Козлов в начале ХХ века (до 1917г.) насчитывал 14 церквей, 2 монастыря и 5 часовен. Многие из них были обетными, т.е. построенными на добровольные пожертвования горожан в память избавления от опустошительных эпидемий, либо в память о каком-либо историческом событии. Каждый храм возводился по своему единственному плану- проекту и служил неповторимым украшением города, являя собой образец русского национального зодчества.

2).   Историческая справка (рассказ перед храмом).

Боголюбский собор был воздвигнут в память избавления города от опустошительных эпидемий чумы и холеры.

Главной иконой храма является образ Боголюбивой Божией Матери, в честь которой именуется собор. Удивительна история обретения Боголюбской иконы Божией Матери в Козлове. В 1771 году в город пришла из Москвы страшная моровая язва – чума. Свирепствовала она с такой ужасающей силой, что многие дома в городе оставались пустыми. В это время была обретена Боголюбская икона Божией Матери. Она была обнаружена на воротах дома жителя Козлова Зенина, где была заключена в доме оставшаяся в живых девочка 10-12 лет. Был отслужен молебен Матери Божией и проведен крестный ход с этой иконой вокруг города. По совершении крестного хода, молебного пения, чума в Козлове отступила.

В 1831,1847 годах в городе снова случаются эпидемии чумы(1831) и холеры (1847). Эпидемия холеры уносит жизни трети горожан. Смя-


тенные жители опять устремляют свои мысли под покров Богородицы и после горячей молитвы пред иконой получают избавление от свирепствовавшей холеры. В благодарность за избавление от смертоносной болезни козловцы в 1849 году закладывают храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Строительство храма было окончено в 1873 году. В феврале 1873 года храм был освящен. 1873 год считается датой основания Боголюбского собора. В нынешнем, 2013 году, исполняется 140 лет основания Боголюбского собора.

3).  Особенности строительства.

В ходе строительства храма поступали пожертвования от многочисленных семей города: Вороновых, Гридчиных, Полянских. Строили собор братья Парфентьевы. Храм строился на века, с особой тщательностью. Само здание храма стоит на так называемых кирпичных «лилиях».

4).  Особенности архитектуры.

Построен в русско - византийском стиле. Проект Константина Тона – известного русского архитектора, автора проекта храма Христа Спасителя в Москве. Храм 5- купольный. Пять куполов храма символизируют Иисуса Христа ( главный купол) и четырех евангелистов – Марка, Матфея, Иоанна, Луку ( четыре боковых купола).

В Боголюбском соборе помещается 5 тыс. человек. Обширное подкупольное пространство освещается 16-ю окнами барабана большого купола.

5).  Судьба храма.

Храм был закрыт после 1917 года. Огромное пространство храма было приспособлено под склад – хранили церковную утварь с закрывшихся церквей города. Во время Великой Отечественной войны в Боголюбском соборе разместился склад авиационной техники (хранили моторы самолетов), а после 1949 года здесь был устроен соляной склад. Соль, сваленная прямо на пол, методично и неумолимо разъедала добротную кирпичную кладку.

Как знать, как сложилась бы дальнейшая судьба храма, не найдись в городе люди, не равнодушные к нашей истории и понимающие всю трагичность положения. Десятки, сотни писем были отправлены в адрес всевозможных инстанций.

Григорий Яковлевич Можеев, отставной инженер- майор, отважился на решительный шаг. Удалив кирпич из стены храма, он вывез его на экспертизу в Москву. Проведенные исследования обнаружили 7% засоленности – такой «низкий» показатель был угрожающим. Вскоре было


принято решение: соль из храма удалить. Началось его восстановление.

Бригада рабочих – реставраторов во главе с главным архитектором города Николаем Николаевичем Пряхиным приводили собор в надлежащий вид. Были вновь воздвигнуты купола, расчищены фрески, оштукатурены стены.

В 1990 году Боголюбский собор был возвращен верующим, а в 2000 году рядом с собором построена колокольня – часовня в честь новомучеников и исповедников российских.

Многое сделано было за эти годы стараниями настоятелей храма: в начале 90-х  годов – отца Виктора (Медведева), со второй половины 90-х и по  настоящее время – отца Анатолия (Солопова). Сегодня храм украшает прекрасный резной иконостас алтарной части, великолепные настенные росписи, выполненные художниками, резчиками Тамбова, Владимира, Москвы, Мичуринска.

  1. Основная часть. Предоставить очередной

Внутреннее убранство храма.

Боголюбский собор г. Мичуринска по праву считается одной из духовных сокровищниц Тамбовской епархии. Искусно написанные святые лики и великолепное хоровое пение позволяют на время забыть о сиюминутных проблемах и помогают настроиться на разговор с Богом - тихую молитву.

Расположение икон на иконостасах трех приделов, стенах и колоннах собора не случайно, а имеет свою логику и глубоко символично.

Храм имеет 3 престола: главный – Боголюбской иконы Божией Матери, придельные – престол Преподобного Сергия Радонежского и престол в честь праздника Сретения.

История появления Боголюбской иконы Божией Матери уносит нас в Древнюю Русь. В 1155г. сыну князя Юрия Долгорукова Андрею по дороге следования на княжение в Суздальскую землю явилась Богоматерь со свитком в руках и завещала не ехать дальше, а остаться во Владимире, а на месте сего явления учредить монастырь. Место, где ему было видение, было названо Боголюбимым, или Боголюбовым, а князь Андрей получил в истории прозвище Боголюбского

Андрей Боголюбский заказал иконописцам изобразить Богородицу так, как она ему явилась – со свитком в руках. Икону он назвал Боголюбскою и установил праздник в честь нее – 18 июня (ст. стиль) или 1 июня (нов.стиль). Таким образом, престольный праздник иконы Боголюбивой Божией Матери – 1 июня по нов. стилю.


Свое путешествие мы начнем с большого иконостаса центрального придела собора, освященного в честь Боголюбивой иконы Божией Матери. В двух его верхних ярусах представлены канонические изображения ветхозаветных пророков и апостолов, тем самым показана преемственность Ветхого и Нового Заветов (4-ый, 3-ий ярус). В центре верхнего (4-го яруса иконостаса) представлена икона Пресвятой Троицы. В центре 3-го яруса располагается образ Господа Вседержителя.

Во 2-м ярусе располагаются канонические иконы двунадесятых христианских праздников (т.е. этих праздников 12). Над царскими вратами – икона «Тайная Вечеря»: Иисус Христос для своих 12-ти учеников преломляет хлеб ивино – символ Причастия ( тело и кровь Христова). Справа от иконы «Тайная Вечеря» - образы Воскресения Христова, Преображения Господня и Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а также Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Слева от иконы «Тайная Вечеря» - изображения Рождества Девы Марии, Введения во храм Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова.

В нижнем ( первом) ярусе центрального иконостаса по бокам от царских врат перед нами предстают иконы Спасителя и Божией Матери «Невеста Неневестная».

Слева от иконы Божией Матери расположен образ священномученика Владимира ( Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого – уроженца Моршанского уезда Тамбовской губернии. В 80-х годах XIX столетия он служил священником Покровского кафедрального собора и Троицкой церкви Козлова.

Левее расположен образ архиепископа Стефана ( дьякон первых веков христианства в Иерусалиме). Далее – изображение святого Амвросия, старца оптинского – уроженца с. Большая Липовица Тамбовского уезда. Замыкают ряд левой северной стороны от Богоматери лики трех столпов православной веры, составителей богослужений - святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Крайняя слева икона великого заступника людей – святого чудотворца Николая Мирликийского.

Справа от изображения Господа Вседержителя расположен образ святителя Питирима, епископа Тамбовского и Шацкого. Известно, что, возглавляя тамбовскую кафедру, он неоднократно бывал в Козлове и Козловском Свято- Троицком монастыре.

В завершении южной части нижнего ряда иконостаса находится образ преподобного Серафима – подвижника Саровской пустыни Там-


бовской губернии. Справа от этой иконы – изображение Царственных Мучеников. За образом Царственных Страстотерпцев следует изображение святого благоверного князя Александра Невского.

Престольный образ располагается справа от изображения благоверного князя Александра Невского. Напротив Боголюбивой иконы, на колонне, запечатлено явление Божией Матери святому князю Андрею Боголюбскому.

Правый придел собора в честь Сретения Господня, в котором совершается таинство Крещения, окружен образами (настенными росписями) Крещения и Сретения Господня. Также иконы этого придела отражают события из земной жизни Пресвятой Богородицы: «Рождество Богородицы», «Введение во храм Девы Марии», «Благовещение Божией Матери».

Западная часть этого придела посвящена собору великомучеников и мученикам: св. Георгию Победоносцу, св. мученице Варваре и др. Также в этом приделе находятся иконы св. Иоанна Кронштадского, св. блаженной Ксении Петербуржской, икона с изображением Иоанна Богослова и др. иконы.

В центральной части собора на обращенных друг к другу сторонах размещены настенные росписи – иконы апостола Андрея Первозванного и равноапостольного князя Владимира, заложивших духовный фундамент православия Древней Руси.

Западная часть главного придела храма посвящена поминовению усопших. Здесь располагается канун и совершаются панихиды. В этом месте изображены иконы – росписи «Воскресение Христово, сошествие во ад», «Успение Пресвятой Богородицы», «Страшный суд», «Собор архистратига Михаила». Здесь же находятся иконы – росписи «Собор святителей» и «Собор великомучеников».

Большие храмовые иконы левого придела тематически поделены на 2 группы. Первая отражает евангельские сюжеты из жизни Иисуса Христа: «Рождество Христово», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Голгофа. Распятие Христа». Между иконами Рождества Иисуса Христа и Преображения Господня располагается вырезанное из дерева распятие, что символизирует путь человека от рождения к преображению через крестные страдания и скорби. Остальные росписи связаны с двумя великими российскими чудотворцами - Сергием Радонежским и Серафимом Саровским: «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому», «Явление Иисуса Христа преподобному Серафиму Саровскому», «Сергий Радонежский и Серафим


Саровский».

Алтарь Боголюбского собора поражает своими размерами и величественным убранством. В центре каждого из трех приделов располагаются престолы Божии, оформленные великолепной резьбой и покрытые сусальным золотом.

Восточную стену алтаря кафедрального собора города Мичуринска украшает огромное полотно «Тайная Вечеря» высотой около 5м, шириной – 12м. Это полотно является самой большой иконой Тамбовской епархии.

  1. Рефлексия (завершение экскурсии):

Обращение к ожидаемым результатам, анализ достигнутого.

Результат – творческие работы учащихся (мини-сочинения, рисунки по материалам проведенной экскурсии).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".

Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка конспекта нетрадиционного урока-экскурсии в "Музей сказок" по теме "Слова, обозначающие признак предмета"

Урок построен с учетом актуальности здоровьесберегающих технологий, с использованием нетрадиционных методических приемов арт-педагогики: сказкотерапии, арт-терапии, хромотерапии. Речевой материал разм...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...