Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 класса по УМК "Начальная школа 21 век".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Шванкова Екатерина Сергеевна

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второгопоколения и на основе авторской программы "Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы" Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2014-2015_shvankova_izo_21vek_1-4_kl.doc368 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа № 169

Московского института открытого образования

«Рассмотрено и принято»

 на заседании МО

учителей _______________

Протокол № от _______

 Председатель МО

_______________/________/

«Согласовано»

зам. директора по УВР

«_____»________20__г.

____________/________/

«Утверждаю»

Директор СОШ № 169

____________/ _____________/

«______»____________20__г.

Печать ОУ

Рабочая программа

на 2014/ 2015 учебный год

Учебный предмет: изобразительное искусство

Класс: 1-4

 Количество часов:    в неделю 1;      всего за год 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа,  3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Учитель (ФИО): Шванкова Екатерина Сергеевна

Планирование составлено на основе программы (название, авторы)

Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы, УМК 

Используемый учебник (название, авторы, выходные данные)

  1. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  2. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  3. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  4. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  5. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  6. Савенкова, Н.В. Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф,  2010.

Формы и сроки контроля:

Вид контроля

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Год

Анализ продуктов деятельности

Творческое портфолио

Творческое портфолио

Творческое портфолио

Выставка творческих портфолио

Рабочую программу  составила – Шванкова Е.С. / ___________________/

2014 г.


Пояснительная записка

  Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ  к комплекту учебников «Начальная  школа ХХI  века» - 3- е изд. дораб.  и доп. – М: Вентана – Граф, 2009). Программа  соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам  начального  общего  образования по образовательной  области «Искусство». Программа рассчитана на 143 часа, 1 час в неделю (1класс 33 недели, 2-4 классы 34 недели в год)

В авторскую программу изменения не внесены.

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей,  формирование  основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество,  художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся;  воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие  умений и навыков исследовательского поиска.

     Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.

     В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

 развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

     Задачи курса «Изобразительное искусство»:

  • совершенствовать эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формировать навыки работы с различными художественными    материалами.

Методическая основа преподавания предмета:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
  • активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.

Личностными результатами изучения предмета «Изобразительного искусства» являются следующие умения:

  • проявлять познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;
  • анализировать свои переживания и поступки;
  • находить общие нравственные категории в культуре разных народов;

сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • осуществлять само- и взаимопроверку работ;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения,  на определенном этапе.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
  • отбирать необходимые  источники информации;
  • анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
  • активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
  • критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
  • участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
  • осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора, совершенствование эстетического вкуса. Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности.

В программе представлены три направления художественного развития учащихся.

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
  2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя  в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления – вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
  3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Литература.

  1. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  2. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  3. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  4. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  5. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф,  2011.
  6. Савенкова, Н.В. Богданова. Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф,  2010.

Календарно – тематическое планирование уроков изо  в 1 классе

№ п\п

Тема урока

Кол-во  

Тип  урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля

Дата

план

факт

1

Кто такой художник?

    1

Открытие нового знания

Качества, которыми должен обладать художник.

Изображение всего , что видишь по пути домой.

Иметь представление о качествах, которыми должен обладать художник.

Иметь понятие о том,  чем могут  различаться  предметы (форма, размер, цвет, характер, детали).

Уметь  характеризовать  предметы по этим  признакам.

Создавать изображения по памяти.

Просмотр и анализ работ.

2

Чем работает художник?

    1

Открытие нового знания

Материалы и инструменты художника.  Создание различных форм  предметов изображение: дерева, листа…Формирование первичных навыков пользования палитрой и кистями.

Иметь представление о материалах и инструментах художника.

Овладевать первичными навыками работы с палитрой. 

Иметь представление о  главных и составных  цветах, способах получения составных цветов.  

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе их смешивания.

Просмотр и анализ работ.

3

Как появилось изобразительное искусство?

1

Открытие нового знания

Наскальный рисунок.

Иметь представление о зарождении изобразительного искусства.

Уметь организовать  рабочее место.

Создавать  графический рисунок, подражая наскальным рисункам.

Просмотр и анализ работ.

4

Гуашь

1

Открытие нового знания

Рисование гуашью ковриков.

Овладевать первичными навыками работы гуашью.  Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Просмотр и анализ работ.

5

Кисть в руке художника

1

Открытие нового знания

Передача настроения с помощью цвета.

Рисование картины-фантазии (гуашь).

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Просмотр и анализ работ.

6

Придумываем, сочиняем, творим.

1

Практико-ориентированный

Придумывать загадку и нарисовать к ней отгадку.

Придумывать загадку (словесный образ) и рисовать к ней отгадку (художественный образ).  

Наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

Просмотр и анализ работ.

7

Художник - живописец

1

Открытие нового знания

Ознакомление  с  произведениями  художников – живописцев.

Рисование осеннего парка.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать произведения художников.

Участвовать в обсуждении содержания произведений художников.

Создавать живописное изображение осеннего парка,  передавая в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

8

Художник - график

1

Открытие нового знания

Характер линий, рисование  графических узоров (карандаш)

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами.

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

Создавать графический рисунок  с помощью линий.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

9

Фломастеры

1

Открытие нового знания

Рисование открытки (фломастер)

Овладевать первичными навыками работы  штрихом и штриховкой;

Создавать графический рисунок  с помощью штриха.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

10

Придумываем, сочиняем, творим.

1

Практико-ориентированный

Вспомнить сказки с известными сказочными героями, охарактеризовать их, нарисовать этих героев, максимально передавая их характер (групповая работа)

Создавать образы по представлению.

Использовать различные материалы для реализации замысла.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

11

Художник - скульптор

1

Открытие нового знания

Знакомство с работами известных скульпторов.

Лепим по памяти и по представлению.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях.

Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

12

Пластилин и глина.

1

Практико-ориентированный.

Знакомство с особенностями пластилина и глины, с правилами лепки. Лепка собачки (работа по подсказке)

Осваивать технику   работы  с  пластилином.

Овладевать первичными  умениями  работать по инструкционной карте. Создавать пластический образ.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

13

Аппликация.

1

Открытие нового знания

Техника аппликации. Дерево.

Осваивать технологию изготовления аппликации.

Понимать и выполнять технику безопасности при  работе  с  ножницами.

Последовательно  наклеивать  элементы  композиции.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

14

Художник - архитектор.

1

Открытие нового знания

Создание  моделей  зданий.

Изготовление макета дома для своей игрушки (из бросового материала)

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

Использовать подручные материалы для конструирования.

Просмотр и анализ работ.

15

Художник - прикладник

1

Открытие нового знания

Познакомить с народными промыслами, народными игрушками.

Изготовление из глины  Дымковской игрушки.

Определять по внешнему виду отличия игрушек разных промыслов.

Создавать  игрушку из глины, опираясь на правила работы с глиной.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

16

Делаем игрушки сами.

1

Общеметодологической направленности

Делаем игрушку из ниток.

Работа по инструкционным картам.

Изготавливать игрушку,  ориентируясь на инструкционную карту.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

17

Пейзаж

1

Открытие нового знания

Знакомство с картинами художников – пейзажистов.  

Рисование зимнего пейзажа.

 Уметь объяснять, что  такое пейзаж.

Продумывать и составлять композицию рисунка.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. 

Просмотр и анализ работ.

18

Портрет

1

Открытие нового знания

Виды и жанры изобразительного искусства: портрет.

Знакомство с картинами художников – портретистов.

Особенности изображения человеческого лица.

Рисование портрета.

Уметь объяснять, что такое портрет и его особенности;

Создавать портрет, соблюдая пропорции при изображении лица человека.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

19

Сюжет

1

Открытие нового знания

Представление  о  сюжете. Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.

Изображение сюжетного рисунка карандашами, фломастерами, восковыми мелками.

Передавать в рисунке сюжет.  Овладевать  практическими умениями располагать изображение на листе бумаги.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

20

Натюрморт

1

Открытие нового знания

Дать толкование понятия «натюрморт».

Знакомство с произведениями художников: П. Сезан Фрукты, А. Матисс красные рыбки.

Уметь объяснять, что такое натюрморт, обозначать  отличие натюрморта от других жанров изобразительного искусства;

Овладевать  первоначальными навыками изображения натюрморта.

Просмотр и анализ работ.

21

Иллюстрация: рисунок в книге.

1

Открытие нового знания

Иллюстрация, художник иллюстратор.

Создаем иллюстрации к книжке  «Сказка о том, как дружили солнце, ветер  и море».

Уметь объяснять, что такое  «иллюстрация».

Выполнять  иллюстрации, выделять  главное  в  рисунке.

Просмотр и анализ работ.

22

Рассказываем сказку с помощью линий.

1

Открытие нового знания

Особенности изображений линией, характер линий. Создаем изображение линией  «Сказка о том, как дружили солнце, ветер  и море».

Иметь представление о  разных типах линий.

Исследовать характер линий в работах художников.

Изображать сюжет рассказа с помощью линий.

Просмотр и анализ работ.

23

Акварель.

1

Открытие нового знания

Ознакомление  с  техникой выполнения рисунка акварелью, с приёмами работы «по – сырому»

Иметь  представление  об  основных свойствах акварельных красок.

Пользоваться    приёмами работы «по – сырому».

Просмотр и анализ работ.

24

Рисуем животных из кляксы.

1

рефлексии

Изучение пятна как средства выразительности рисунка. Рисование животных из кляксы.

Уметь увидеть в обычном необычное: клякса – рисунок.  

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Видеть зрительную метафору — находить  потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Просмотр и анализ работ.

25

Лепим животных.

1

рефлексии

Выбор  и  применение  соразмерности для  реализации  собственного  замысла  в  изделии.

Изготовление животного и его детёныша.

  Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Передавать в изделии  форму, общее  пространственное  расположение, пропорции, соразмерность предметов.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

26

Наблюдаем за птицами.

1

Открытие нового знания

Представление  о  богатстве  и  разнообразии  природы  России  и  мира.

Освоение приёмов складывания из бумаги (работаем по подсказке).

Выполнять простейшие приёмы складывания из бумаги.

 Овладевать  умением понимать инструкционную карту.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

27

Изготавливаем птицу из бумаги.

1

Открытие нового знания.

Ознакомление с техникой киригами.

Освоение приёмов складывания из бумаги (работаем по подсказке).

  Выполнять простейшие приёмы складывания из бумаги.  

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

28

Разноцветный мир природы.

1

Общеметодологической направленности

Изображение радуги акварелью. Радуга в произведения художников.

Уметь  называть   порядок   цветов спектра.

Иметь  представление  об основных  и дополнительных цветах. Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

29

Разноцветный мир природы.

1

Рефлексии

Передача  эмоционального состояния  в  творческой  работе  с  помощью  цвета. Изображение «Царства ледяных цветов» или «Солнечного города».

Иметь  представление  о   тёплых  и холодных цветах.

Применять правила смешивания цветов.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

30

Состояния природы.

1

Общеметодологической направленности

Знакомство  с  произведениями  выдающихся  художников:

А. Саврасов, И. Левитан,

К, Юон.

Изображение лета по памяти.

Исследовать, какое состояние природы передают  художники в пейзажах и  какое настроение передано в  каждом пейзаже.

Овладевать  практическими умениями рисования по памяти.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

31

 

Деревья

1

рефлексии

Определение характерных изобразительных особенностей разных видов деревьев. Изображение различных деревьев.

Выделять  характерные  особенности  изображения деревьев.

Создавать  графическое изображение дерева.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

32

Цветы.

1

рефлексии

Определение характерных изобразительных особенностей разных цветов. Рисование  с  натуры    цветов.

Выделять  характерные  особенности  изображения цветов.

Создавать  живописное изображение цветка.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

33

Придумываем, сочиняем, творим.

1

рефлексии

Коллективная работа:

«Скоро лето» (гуашь)

Знать и использовать в работе правила работы с гуашью; правила смешивания цветов.

Овладевать приёмами коллективного сотворчества.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.


  Календарно – тематическое планирование уроков изо  во 2 классе

Тема урока

Кол-во

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата

план

факт

1

Что значит быть художником? Фактура предмета.

Учебник с. 6 - 13

1

Открытие нового знания

Снимаем отпечаток с фактуры предмета. Рисование гуашью ковра-самолёта с применением приёма «отпечаток фактуры листа».

Передавать в рисунке фактуру.

Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др.

Уметь размещать предметы на предметной плоскости.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

2-3

Рисуем натюрморт.

Рефлекс в изобразительном искусстве.

Учебник с. 14 - 17

2

Открытие нового знания

Рисование гуашью натюрморта «Дары осени».

Передавать первый план и второй план в натюрморте,

Уметь размещать предметы на предметной плоскости.

Передавать рефлекс в натюрморте.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Анализ результатов  художественного творчества.

4

Что могут рассказать вещи о своём хозяине?

Учебник с. 18 - 25

1

Открытие нового знания

Рисование карандашами интерьера комнаты человека, кокой либо профессии.

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.

Просмотр и анализ работ.

5

Что такое открытое пространство?

Учебник с. 26 - 33

1

Открытие нового знания

Понятие об открытом пространстве. Рисование гуашью «Моя улица ранним утром или вечером» (по выбору учащегося).

Наблюдать, замечать и передавать в рисунке  изменения цвета, и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно.

Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

6

Открытое пространство и архитектура.

Учебник с. 34 - 37

1

Открытие нового знания

Рисование цветными карандашами в технике графики «Дом и окружающий его мир природы».

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства.

Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

7

Кто создаёт архитектуру?

Учебник с. 38 - 47

1

Открытие нового знания

Лепим из пластилина проект детской площадки.

Представлять и рассуждать о роли архитектора.

Участвовать в беседах и обсуждениях.

Создавать объемный проект детской площадки из пластилина.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Анализ результатов  художественного творчества

8

Какие бывают виды искусства?

Учебник с. 48 - 51

1

Комбинированный

Передача в различных техниках одного из видов искусств.

Иметь представления о видах  искусства (музыка, живопись, театр, скульптура…); высказывать свои представления и объяснять их.

Передавать любой вид искусства в различной технике.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

9

Сочиняем сказку и показываем её как в театре.

Учебник с. 52 - 53

1

Комбинированный

Работа с разными материалами «Тростевая кукла».

Создавать тростевую куклу из бумаги и картона.

Уметь работать по подсказке (инструкционная карта).

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

10-11

Какие бывают игрушки?

Учебник с. 52 - 59

2

Открытие нового знания

Знакомство с разнообразием народной игрушки. Лепка народной игрушки из глины (пластилина) и роспись игрушки.

Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок.

Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства.

Создавать народную игрушку (лепка из глины или пластилина).

Расписывать игрушки, передавая особенности декора определенного народного промысла.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

12

Художественно - выразительные средства. О чём говорят на картине цвета?

Учебник с. 60 - 71

1

Открытие нового знания

Рисование гуашью «Я из теплой комнаты смотрю на падающий снег», «Мы играем на улице, а в доме уже зажгли огни»

Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение, в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Анализ результатов  художественного творчества

13

Учимся изображать с натуры.

Учебник с. 72 - 73

1

Открытие нового знания

Рисование карандашами предмета с натуры.

Наблюдать, замечать и передавать характерные особенности  формы и цвета предмета при изображении его с натуры.

Иметь представление о художественных средствах изображения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Анализ результатов  художественного творчества

14

Портрет.

Учебник с. 74 - 79

1

Открытие нового знания

Рисование гуашью – портрет.

Изображать по представлению и по наблюдению человека  кистью от пятна без предварительного прорисовывания.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Анализ результатов  художественного творчества

15

Такие разные маски.

Учебник с. 80 - 83

1

Открытие нового знания

Работа с разными материалами «Карнавальная маска».

Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и материалов от содержания и замысла. Работать по представлению и воображению.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

16

Графическое изображение.

Учебник с. 84 - 87

1

Открытие нового знания

Рисование графическими материалами «Иллюстрация к любимой сказке».

Иметь представление о композиционном центре. Создавать изображение графическими материалами.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

17

Контраст.

Учебник с. 88 – 90

1

Открытие нового знания

Рисование гуашью «Планета чёрного и белого цвета»

Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

18

Пятно.

Учебник с. 91

1

Открытие нового знания

Рисование акварелью «Небо».

Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.

Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе.

Просмотр и анализ работ

19

Тон.

Учебник с. 92 – 93

1

Комбинированный

Работа гуашью по замыслу учащегося «Работа в светлых или тёмных тонах».

Уметь импровизировать в цвете, линии, пятне на основе восприятия музыки, поэтического слова.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. 

Просмотр и анализ работ

20

Штрих.

Учебник с. 94 – 95

1

Комбинированный

Работа цветными карандашами «Музыкальный отрывок в штрихе», «Передача образа через штрих».

Уметь импровизировать в штрихе.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

21

Набросок.

Учебник с. 96 - 99

1

Комбинированный

Работа цветными карандашами, этюд.

Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

22

Придаём бумаге объём.

Учебник с. 100 – 101

1

Открытие нового знания

Работа с бумагой «Объёмная аппликация дерева»

Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы.

Просмотр и анализ работ

23

Пейзаж.

Учебник с. 102 - 105

1

Открытие нового знания

Рисование акварелью «Пейзаж».

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

24

Работаем в смешанной технике.

Учебник с. 106 - 107

1

Открытие нового знания

Рисование акварелью «Весенний пейзаж».

Выполнять работы в акварели и акварельных карандашах.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

25

Животные в произведениях художников.

Учебник с. 108 – 115

1

Открытие нового знания

Рисование животных по выбору учащихся.

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки,  слова, художественного движения.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

26

Сюжет.

Учебник с. 116 - 121

1

Комбинированный

Лепка из пластилина сюжетной композиции «Человек и животные».

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов.

Выполнять сюжетную композицию из пластилина.

Просмотр и анализ работ

27

Удивительный мир растений.

Учебник с. 122 - 123

1

Открытие нового знания

Рисование карандашами «Букет цветов в вазе».

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

28

Человек учится у природы.

Учебник с. 124 - 125

1

Открытие нового знания

Выполнение рисунка

Уметь наблюдать и замечать, чему человек учится у природы.

Наблюдать  узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

29

Природные формы в архитектуре.

Учебник с. 126 - 127

1

Открытие нового знания

Лепка из пластилина с использование различных материалов «Сказочный дворец».

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины  и т. д.),  анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Отображать в объемной работе свои наблюдения за природой.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

30

Собираем коллекцию камней.

Учебник с. 128 - 133

1

Комбинированный

Украшение камня рисунком. Придумывание сказок о камне.

Наблюдать, какие узоры создает природа.

Создавать рисунок на предмете, учитывая его форму.

Придумывать сказки про созданные изображения.

Просмотр и анализ работ

31

Симметрия в природе и искусстве.

Учебник с. 134 - 137

1

Открытие нового знания

Аппликация из бумаги.

Иметь представления о симметрии в природе и   изобразительном искусстве.

Высказывать свои представления и объяснять их.

Осваивать приемы симметричного вырезывания.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

32

Орнамент.

Учебник с. 138 - 139

1

Открытие нового знания

Создание орнамента в геометрической форме.

Иметь представления об орнаменте, видах орнамента.

Создавать орнамент, учитывая форму предмета.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

33

Слушаем и наблюдаем ритм.

Учебник с. 140 - 143

1

Комбинированный

Изображение ритмичных узоров.

Иметь представления о ритме в  изобразительном искусстве.

Осваивать приемы  декоративного рисования.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

34

Смотри на мир широко открытыми глазами.

Учебник с. 144 – 145

1

Комбинированный

Рисование  «Летние зарисовки».

Наблюдать и эмоционально оценивать произведения искусства.

Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве.  

Уметь передавать в рисунке свои впечатления.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ

Календарно – тематическое планирование уроков изо  в 3  классе

Тема урока

Кол-во

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата

план

факт

1

Природа и художник.

1

Открытие нового знания

Жанры изобразительного искусства.

Работа на плоскости: передача красоты природы в одном из жанров изобразительного искусства.

Понимать отражение  природного пространства в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. 

Иметь представление о жанрах изобразительного искусства.

Выполнять тематическую композицию. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение.

Просмотр и анализ работ.

2

Воздушное пространство. Облака.

1

Открытие нового знания

«Облака и птицы в небе»,  «Гроза в лесу», «Подводные обитатели», «Горные вершины». Работа в технике акварели «по-сырому».

Понимать,  что воздушное пространство (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса) создает  в природе особый рисунок.

Объяснять, что такое «открытое» и «закрытое» пространство.

Осваивать технику работы акварелью «по-сырому».

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

3

Воздушное пространство. Птицы.

1

Комбинированный

Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников. Создание эскиза летательного аппарата.

Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.

Применять её законы при создании продукта дизайна.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

4

Водный мир. Морские пейзажи.

1

Комбинированный

Маринистика. Композиция «Корабли в море» по мотивам работ И.К.Айвазовского

Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства.

Передавать высокий и низкий горизонт, воздушную и линейную перспективу.

Участвовать в обсуждении итогов  практической деятельности.

Просмотр и анализ работ.

5

Водные обитатели.

1

Комбинированный

Объемная композиция «Водный мир».

Работа в малых группах.

Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.

Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

6

Земная поверхность. Деревья.

1

Комбинированный

Изображение разных видов деревьев.

Выделять конструктивные особенности деревьев.

Создавать изображения деревьев графическими материалами.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

7

Камень в декоративно-прикладном искусстве.

1

Открытие нового знания.

Рисунок отделочного камня.

Техника марморирования.

Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, рисунок отделочного камня.

Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.

Выявлять декоративную форму узором и цветом.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

8

Выразительность формы в декоративном искусстве. Ваза из «камня».

1

Комбинированный

Создание вазы из «камня». Лепка из цветного пластилина или выполнение работы в технике марморирования.

Создавать предметы для интерьера
с учётом его особенностей.
Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.

Находить в поисковых системах Интернета вазы, выполненные из камня русскими мастерами.

Просмотр и анализ работ.

9

Недра земли.

1

Комбинированный

Изображение подземных жилищ: «Дюймовочка в жилище полевой мыши», «Пещера хозяйки медной горы»

Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.

Рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге.

Создавать иллюстрации подземного царства.

Передавать индивидуальную манеру письма.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

10

Ритм  в природе и  в искусстве.

1

Открытие нового знания

Примерные темы: Полет журавлей на восходе солнца. Ритмичный рисунок журавлиного клина.

«День и ночь», ритмичная смена дня и ночи.

 «Времена года», изображение человека за характерными занятиями.

Понимать значение ритма и орнамента в жизни и в искусстве. 

Осознавать цикличность и ритм в жизни и в природе.

Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины).

Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.

Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных и изобразительных произведениях.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

11

Глухие и звонкие цвета.

1

Открытие нового знания

Понятие о глухих и звонких цветах. Передача красками впечатления от яркого солнечного утра. Работа раздельным мазком.

Передавать настроение и характер изображаемого с помощью цвета.

Получать при смешении краски необходимое звучание цвета; представлять, какие пропорции того или иного цвета надо использовать.

Иметь представление об эмоциональном влиянии цвета на воспринимающего человека.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

12

Главные и дополнительные цвета. Нюанс.

1

Комбинированный

Главные и дополнительные цвета, контраст, нюанс.

Работа в малых группах.  «Яхты в море». «Солнечный день в горах», «Дюны», «Прогулка в парке».

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.

Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от желтого к синему, от белого к зелёному и д.)

Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

13

Гризайль.

1

Открытие нового знания.

Изображение в технике гризайля.

Экспериментировать с тоном: выполнение растяжек, получение новых тонов.

Создавать плавные переходы тона.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

14

Монотипия.

1

Открытие нового знания.

Изображение в технике монотипии.

Овладевать техникой выполнения монотипии.

Использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

15

Композиции на передачу контраста в рисунке.

1

Комбинированный

Композиции на передачу контраста в рисунке. Примерные темы композиций: «день и ночь», «унылое и радостное», «мягкое и пушистое, твердое и колючее», иллюстрации  к народной сказке «Про ленивую и Радивую».

Передавать индивидуальную манеру письма.

Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики.

Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

16

Представление о контрасте в объёмных формах.  Контраст в скульптуре.

1

Комбинированный

Отражение формы, содержания, динамики в скульптуре через материал и фактуру. Примерные темы композиций: «Волк и ягненок».

Понимать, представлять и передавать контраст в объёме (лепка из глины или пластилина).

Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

17

Представление о контрасте в объёмных формах.  Контраст архитектурных форм.

1

Комбинированный

Игровой проект архитектурно-паркового ансамбля для детского сада с игровыми площадками, постройками в форме лабиринта, беседками…

Понимать, представлять и передавать контраст в объёме (лепка из глины или пластилина).

Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.
Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.

Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

18-19

Освоение разнообразных видов штриха. Воскография.

2

Комбинированный

Техника воскографии. Графический рисунок различными видами штриха.

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Передавать объём графическими средствами.

Передавать форму предмета с помощью штриха.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

20

Перспектива. Воздушная перспектива.

1

Комбинированный

Передача воздушной перспективы в пейзаже. Получение нужных оттенков смешиванием красок.

Передавать графическими средствами воздушную перспективу.

Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.

Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

21

Знакомство с разнообразием растительного мира. Работа с натуры.

1

Комбинированный

Изображение цветка с натуры. Композиционное решение работы.

Наблюдать и выделять характерные особенности строения цветка, цвето-тональные характеристики.

Передавать объем изображаемого предмета.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

22

Выразительные средства изобразительного искусства. Форма.

1

Комбинированный

Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика).

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.
Изображать с натуры предметы конструктивной формы.
Сознательно
выбирать формат.

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

23

Художественная форма буквы – шрифт. Буквица.

1

Открытие нового знания.

Создание коллективного алфавита из буквиц, изображение своего имени в технике графики, используя карандаши, фломастеры, гелевые ручки.

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

24

Форма – главное слово в искусстве дизайна.

1

Комбинированный.

Разработка дизайнерского решения любого предмета.

Понимать задачи дизайна и  уметь рассказывать о его происхождении и целях.        работы        художников-дизайнеров.

Создавать дизайнерское решение предмета.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

25

Выразительные средства изобразительного искусства. Цвет.

1

Комбинированный.

Передача в пейзажах два разных состояния природы – солнечный день и пасмурное утро.

Передавать настроение и характер изображаемого с помощью цвета.

Получать при смешении краски необходимое звучание цвета.

Иметь представление об эмоциональном влиянии цвета на воспринимающего человека.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

26

Выразительные средства изобразительного искусства. Абстракционизм.

1

Комбинированный.

Создание цветовых композиций без изображения конкретных предметов (формальные композиции). Изображение музыки.

Улавливать настроение и ритм музыкального произведения и передавать их графическими средствами.
Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.

Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий.

Создавать цветовые композиции без изображения конкретных предметов

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

27

Сюжетная скульптурная композиция.

1

Комбинированный.

Скульптурная композиция из двух фигур на одну из тем: «Человек и животное», «Мама и ребенок», «Спорт», «Отдых».

Овладевать приёмами работы с пластическими  материалами.

Создавать скульптурный образ в пластическом виде искусства.

Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

28

Рельеф.

1

Комбинированный

Медаль или декоративная композиция в технике полуобъема.

Овладевать приёмами работы с пластическими  материалами.

Создавать полуобъемный скульптурный образ в пластическом виде искусства.

Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

29

Изображаем предметы в объеме как художники-графики.

1

Освоение новых знаний

Объем в графике одного предмета с помощью штриха.

Уметь использовать различные виды штриховки для  более  выразительной передачи объёма.

Иметь понятие о конструкции предмета.

Уметь определить, откуда на  постановку падает свет и как в зависимости  от этого на предметах распределяется светотень.

Выполнять изображение одного предмета в графике.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

30

Передаем объем в живописи.

1

Освоение новых знаний

Правила передачи объема в живописи. Собственная тень и падающая тень.

Уметь использовать свето-тональные отношения для  более  выразительной передачи объёма.

Иметь понятие о конструкции предмета.

Уметь определить, откуда на  постановку падает свет и как в зависимости  от этого на предметах распределяется светотень.

Выполнять изображение одного предмета в графике.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

31

Эскиз архитектурного сооружения на основе природных форм.

1

Комбинированный

Создание из пластических материалов архитектурного сооружения по мотивам природных форм.

Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство.

Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.
Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

32

Орнамент.

1

Комбинированный

Виды орнаментов, ритм в орнаменте, композиция в орнаменте. Передача ритма стихотворения в ритм орнамента.

Моделировать различные растительные   и  геометрические  орнаменты  с использованием одного элемента в разных  сочетаниях и положениях.

 Различать  простые типы  композиции  орнамента и уметь их создавать.

Уметь создавать орнамент по ритму стихотворения.

Просмотр и анализ работ.

33

Изразец.

1

Комбинированный

Выполнение изразца с рельефной поверхностью.

Овладевать приёмами работы с пластическими  материалами.

Создавать полуобъемный скульптурный образ в пластическом виде искусства.

Выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

34

Красота архитектурных сооружений.

1

Экскурсия

Архитектурные памятники, их история, связь архитектуры с природой.

Представлять и понимать связь архитектуры с природой.

Называть архитектурные памятники региона, знать их историю.


Календарно – тематическое планирование уроков изо  в 4  классе

Тема урока

Кол-во

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата

план

факт

1

Природа. Человек. Искусство.

1

Комбинированный.

Передача акварельными красками состояния природы в технике «а-ля прима».

Примерная тема композиции: «Пейзажи родного края»

Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы в технике «а-ля прима».

Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.

Понимать, что такое пространственное окружение.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

2

Красота и величие природы в малом и обыденном.

1

Пленэр.

Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна.

Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.

Понимать, что такое пространственное окружение.

Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

3

Мировое древо.

1

Комбинированный.

Изображение дерева в технике аппликации из различных материалов.

Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.
Видеть и замечать красоту в явлениях

окружающей среды.

Выполнять работу в технике аппликации.

Просмотр и анализ работ.

4

Многофигурные композиции по мотивам былин, сказаний и мифов.

1

Комбинированный.

Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве — в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях.

Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами.

Овладевать навыками передачи сюжета, содержания литературного произведения через изображение.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

5-6

Путешествие по сказкам народов мира.

2

Комбинированный.

Создание своей  сказки о происхождении мира.

Участвовать в обсуждениях тем о том, как описывается происхождение мира у разных народов.

Сравнивать, чем эти истории похожи и чем отличаются.

Создавать свои сказки о происхождении мира.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

7

Колорит.

1

Комбинированный.

Колорит — средство выразительности изобразительного искусства. Изображение пейзажа. Передача настроения с помощью колорита.

Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.

Передавать в творческих работах с помощью колорита  нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

8-9

Природное пространство и народная архитектура. Русская изба.

2

Комбинированный.

Обусловленность своеобразия архитектуры природными условиями и укладом жизни народов. Создание композиции «Деревенская улица» в технике аппликации.

Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.
Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека.

Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

10

Аул в горах.

1

Комбинированный.

Полуобъемная композиция из пластилина или глины горного рельефа с саклями горцев, фигурками людей, деревьев.

Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона.

Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.

Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.

Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

11

Жизнь в степи.

1

Комбинированный.

Сюжетная композиция в технике аппликации или рельефа «казахская юрта».

Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.
Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты.

Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

12

Архитектура Китая. Дом на воде.

1

Комбинированный.

Работа в смешанной технике с помощью акварели, туши и пера.

Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.
Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты.

Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

13

Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве.

1

Комбинированный

Примерные темы композиций: «Перед грозой», (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)» с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы.

Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде.

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы.

Осваивать и создавать выразительные образы природы.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

14

Организация внутреннего пространства народного жилища. В русской избе.

1

Открытие нового знания

Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В избе». Отображение в композиции традиционного крестьянского труда (ремесло крестьян, их одежда).

Создавать композицию внутреннего пространства избы,  применяя различные материалы.

Находить нужный формат, выделять композиционный центр.

Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

15

Организация внутреннего пространства народного жилища. Внутри кавказской сакли.

1

Открытие нового знания

Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В сакле».

Выполнение изображения цветными карандашами.

Создавать композицию внутреннего пространства сакли.

Находить нужный формат, выделять композиционный центр.
Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.

Выполнять наброски  фигур человека.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

16

Организация внутреннего пространства народного жилища. В казахской юрте.

1

Открытие нового знания

Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В юрте».

Выполнение изображения фломастерами.

Создавать композицию внутреннего пространства юрты.

Находить нужный формат, выделять композиционный центр.
Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.

Выполнять наброски  фигур человека.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

17

Организация внутреннего пространства народного жилища. Интерьер китайского дома.

1

Открытие нового знания

Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения.

Выполнение изображенияв технике аппликации.

Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.
Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу.

Выполнять изображение  предметов разной формы в технике аппликации.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

18

Построение замкнутого пространства.

1

Открытие нового знания

Перспектива, трёхмерность замкнутого пространства, линия горизонта.

Создание проекта интерьера (закрытого пространства).

Создавать проект интерьера.

Передавать в работе перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

19

Символика народного орнамента. Русский орнамент.

1

Открытие нового знания

Разработка фрагмента узора. Проведение исследования: какие символы встречаются в русском орнаменте и что они обозначают.

Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент.

Создавать орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).

Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

20

Узоры народов Северного Кавказа.

1

Комбинированный

Декоративная монета в технике металлопластики.

Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент.

Создавать орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).

Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

21

Орнамент казахского народа.

1

Комбинированный

Эскиз ковра, используя в его орнаменте символику и цветовую гамму, присущие казахскому народному искусству.

Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент.

Создавать орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).

Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

22

Традиционные узоры Китая.

1

Комбинированный

Создание изображения китайской вазы гуашевыми красками на цветном фоне.

Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент.

Создавать орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).

Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

23-24

Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство. Филимоновская и каргопольская игрушки.

2

Открытие нового знания

Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Лепка  из глины и роспись фигурки животного или человека в традициях филимоновского и каргопольского промысла.

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета.

Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

25

Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Богородская игрушка.

1

Комбинированный

Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.

Выполнение богородской игрушки из картона.

Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства.
Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета.
Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике.

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.

Просмотр и анализ работ.

26-27

Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Матрешка.

2

Комбинированный

Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Виды матрешек. Роспись объемной деревянной формы.

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

28

Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Дымково.

1

Комбинированный

Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке.

Создание игрушки в технике бумажной пластики.

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

29

Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Жостовские подносы.

1

Комбинированный

Особенности росписи жостовских подносов. Коллективная работа: узоры на подносе из природных материалов.

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

30-32

Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Городец. Хохлома.

3

Комбинированный

Особенности декора и цветовой гаммы городецкого промысла.

Украшение изделий росписью хохломского и городецкого промысла.

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Просмотр и анализ работ.

33-34

Ярмарка народных промыслов России.

2

Итоговый

Создание коллективных объемно-пространственных композиций, оформление ярмарки.

Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.

Выставка-ярмарка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2-6 классов школы I вида

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2-6 классов начального общего, основного общего образования специального (коррекционного) образовательного учреждения I вида  разработана на ос...

Рабочая программа по изобразительному искусству, ИКТ в 3 классе по УМК "начальная школа 21 века"

Рабочая программа создана на основе интегрированной программы для 3 класса по уебнику Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской в соответсвие с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов. УМК "Школа России"

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов УМК "Школа 21 века"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;- при...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов. УМК "Школа России".

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов. УМК "Школа России"....

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»3-5Содержание учебного предмета5Тематическое планирование5-7...

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Школа России"

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета  «Изобразительное  искусство»2 Содержание учебного предмета «Изобразительное  искусство»3. Тематическое план...