Рабочая программа по изобразительному искусству, ИКТ в 3 классе по УМК "начальная школа 21 века"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Колесникова Лидия Владимировна

Рабочая программа создана на основе интегрированной программы для 3 класса по уебнику Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской в соответсвие с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_3.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 167 имени Маршала Л.А. Говорова

СОГЛАСОВАНО

Протокол МО

№_______от «____»________

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

К.Р. Момот

                «_______»________ 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ИКТ

ДЛЯ  3 КЛАССА

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Разработчик  программы

учитель начальных классов

Колесникова Лидия Владимировна

г. Москва

2015год

Пояснительная записка

Определяющие характеристики данной программы – интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, основные положения творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Б. Л. Юсуповым в учреждении РАО «Институт художественного образования»

Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно – творческое развитие учащихся:

  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
  • активизация самостоятельной творческой деятельности;
  • развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);
  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
  • развивать творческий потенциал ребёнка путём активмзации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне;
  • развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
  • формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно – прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
  • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
  • развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

На изучение курса отводится 1 час еженедельно. В 3-ем классе 34 часа.

Ценностные ориентиры

В основе учебников лежит системно – деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности.

Планируемые результаты

Личностные отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой области, личностные качества. Учитель должен учитывать учебно-познавательные мотивы, взаимоотношения со сверстниками, гражданскую идентичность (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере);уровень рефлексивных качеств(уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка, мировоззренческая позиция). Ученик может вести портфолио.

Портфолио может включать следующие материалы: творческие работы, выполненные как в виде рисунков, так и в других  видах творческой деятельности – сочинение, эссе, поэтические пробы, проекты и др.

В портфолио могу включать различные награды (дипломы, грамоты, благодарности); оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций на темы произведений изобразительного искусства, жизни и творчества разных художников.

К личностным  результатам относятся:

  • целостное, гармоничное восприятие мира;
  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
  • умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
  • способность выражать свои чувства;
  • представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания), и выделение её этапов;
  • умение доводить работу до конца;
  • способность предвидеть результат своей деятельности;
  • способность работать в коллективе;
  • адекватная оценка результатов своей деятельности;
  • умение работать индивидуально и в малых группах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог.

Метапредметные результаты

  • постановка учебной задачи и контроль её выполнения;
  • принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
  • умение критически оценивать результат своей деятельности;
  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
  • умение сопоставить события с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
  • умение объяснять. Чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

  • сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению;
  • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
  • способность обосновывать своё суждение , подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
  • умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета),
  • умение выбрать выразительные средства для реализации творческого замысла;
  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  • умение распознавать выразительные средства, используемые автором для создания художественного образа, выражение идеи произведения.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности

учащегося

1

Природное пространство в творчестве художников: пейзаж, натюрморт. «Букет осенних листьев»

Работа на плоскости

Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе)

2

Освоение картинной плоскости. Этюды на пленэре.

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников

3

Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции. «Закат солнца»

Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок,  орнамент).

4

Открытое и закрытое пространство. «Корабли в море»

Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.
 Иллюстрации к литературным произведениям.

5

Ритм орнамент в природе и в искусстве. Условное изображение карты рельефа.

Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины). Отделять главное от второстепенного. Выделять композиционный центр. Стр22-26

6

«Перспектива» и «воздушная перспектива». «Журавлиная стая на восходе солнца»

Передавать графическими средствами воздушную перспективу. Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания. Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата. Овладевать приёмами коллективного со-творчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся.

Стр 42-43,

7

Освоение понятий контраста, цвете, размере. «Камни»

Глухие и звонкие цвета

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.

Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)

стр28-31, 49-50

8

«Тематический натюрморт» - «Морской натюрморт с ракушкой»

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.
Изображать с натуры предметы конструктивной формы.
Сознательно
выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения.

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте

9

Идём в музей. Импрессионисты.

Ритм в природе. «День –ночь»

Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами. Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.

Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий

10

Главные и дополнительные цвета. «Нюанс».

Натюрморт

Передавать индивидуальную манеру письма.

Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха.

Стр56-57

11

Гризайль. Натюрморт в стиле гризайль.

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.

Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения.

Стр58-59

12

Монотипия. Творческая работа в этом стиле.

Стр 60-61

13

Контраст. Иллюстрация к сказке «Про Ленивую и Радивую»

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Стр62-63

14

Контраст в архитектуре и скульптуре. Коллективный проект (архитектурно-парковый проект в лепке или аппликации)

Коллективно создавать необычное игровое пространство (реальное или в эскизе). Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла. Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества.

15

Воскография. «Пригласительный новогодний билет»

Представлять особенности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объёмной декоративной форме настроение.

Украшать форму декоративными элемента-ми в соответствии с её особенностями и назначением предмета.

Стр 68-69

16

Идём в музей. Творческая работа по мотивам работ художников.

Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации. Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении.

Стр 70-71

17

Перспектива, воздушная перспектива. Пейзаж

Передавать индивидуальную манеру письма.

Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.

Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения.

Стр 72-75

18

Работа с натуры. «Рисование цветка»

Передавать графическими средствами воздушную перспективу.
Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.
Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.
Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся.

Стр 76-77

19

Выразительные средства изобразительного искусства.  Художественная форма. Натюрморт.

Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.

Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)

Стр. 78-81

20

Шрифт. Буквица.

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы.

Стр.82-85

21

Дизайн.

Передавать индивидуальную манеру письма.

Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха.

Стр. 86-87

22

Цвет. «Солнечный день» и «Пасмурное утро»

Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.

Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения.

Стр.88-91

23

Идём в музей. Абстракционизм.

Создание произведения на основе прослушанной музыки.

Стр 92-93

24

Объём. Скульптура (лепка)

Осваивать профессиональную лепку. Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).

Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок.

Стр. 94-97

25

Рельеф.

Стр. 98-99

26

Объём в графике. «Кувшин»

Работа на плоскости Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами. Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.

Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий

27

Объём в живописи.

« Яблоко»

Работа на плоскости Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами. Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.

Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий

Стр 102-103

28

Архитектура. Эскиз

Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм  (по описанию в сказках).

Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек.

Стр. 104-105

29

Ритм. Орнамент.

Представлять особенности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объёмной декоративной форме настроение.

Украшать форму декоративными элемента-ми в соответствии с её особенностями и назначением предмета

Стр 106-109

30

Какой бывает орнамент?

«Жар – птица»

Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».
Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др.

Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт

Стр.110-113

31

Идём в музей. Изразец.

Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.
Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы).

Понимать специфику выразительного языка каждого из них.

Стр 114-117

32

Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой.

Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.
Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.

Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши

33

Декоративная роспись камня узорами (фломастеры, карандаши)

Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».
Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др.

Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт

34

Изготовление игрушек, фигурок в национальных костюмах в технике бумажной пластики (использовать пузырьки, коробки для каркаса)

Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира.

Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек

35

Коллективный проект «Дворец, в котором может жить ветер»

Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены

36

Коллективный проект. Оформление сцены по мотивам сказок.

Работа в объёме и пространстве
Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.
Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному).

Уметь работать в коллективе, распределять обязанности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа по изобразительному искусству   для 2 класса составлена по ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 класс ФГОС "Начальная школа 21 века"

Данная программа рассчитана на 4 года обучения и составлена на основе ФГОС. Состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание учебного предмета и материально-техническое обеспечение....

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1-4 классы. УМК "Начальная школа XXI века". ФГОС.

Программа разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству 1-4 классы Л. Г. Савенковой "Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1-4 классы". Москва. "Вентана-Граф"...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы ФГОС (Начальная школа XXI века)

Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы ФГОС (Начальная школа XXI века)...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века"

  Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Начальная школа XXI века" ориентирована наобучающихся 2-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в...