Рабочая программа по ИЗО 2 класс "Планета знаний"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Шебанова Марина Николаевна

 

Основными целями изучения курса изобразительного являются:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
  • обогащение нравственного опыта, представление о добре и зле;
  • воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;  
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_no1_izo_2_klass.docx76.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                       директор МБОУ СОШ №2

                                                                                      _____________Е.В. Фролов

                                                                          Приказ от _________ № ___    

РАБОЧАЯ       ПРОГРАММА

        по  изобразительному искусству

Уровень общего образования:

                            начальное общее  2 класс

Количество часов: 34 часа

Учитель: Шебанова Марина Николаевна

Программа разработана на основе

Примерной программы по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования РФ, Н. М. Сокольникова  

  М., АСТ Астрель, 2012 год

Пояснительная записка к рабочей программе

по изобразительному искусству.

Данная рабочая программа по изобразительному искусству 2 класса составлена на основе  нормативно-правовой базы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ)
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26 – 3С «Об образовании в Ростовской области»
  • Федеральный государственный общеобразовательный стандарт содержания начального образования II поколения
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 186 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы»
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего и среднего общего образования»
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области в 2014 – 2015 учебном году»
  • Приказ Муниципального учреждения отдела образования администрации города Донецка Ростовской области от 09.06.2014 № 305 «Об организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях муниципального образования «Город Донецк» в 2014 – 2015 учебном году»
  • Приказ по МБОУ СОШ №2 от 02.07.2014 года № 108 «Об утверждение учебного плана на 2014 – 2015 учебный год»
  • Учебный план школы  на 2014 – 2015 учебный год.
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №2  на 2014 – 2015 учебный год.
  • Локальный акт МБОУ СОШ №2 «Положение о  рабочей программе учебных курсах, предметов, дисциплин (модулей) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2»
  • Устав школы

  • Примерная программа по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования РФ, Н. М. Сокольниковой.

Основными целями изучения курса изобразительного являются:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
  • обогащение нравственного опыта, представление о добре и зле;
  • воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;  
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;  
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
  • совершенствование эстетического вкуса.

Для эффективного достижения целей предусматривается в процессе обучения решение следующих задач:

  • ознакомление учащихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
  • обучение учащихся пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства; творческим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки; способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме; основам народного и декоративно-прикладного искусства; основам дизайна; основным средствам художественной выразительности, необходимым для создания художественного образа; элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
  • формирование интереса и любови к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну; эстетического восприятия произведений искусства; представления о видах и жанрах изобразительного искусства; представления об архитектуре как виде искусства; представления о дизайне как виде искусства; представления об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства; навыков работы с различными художественными материалами;
  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;                                                                                      
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; творческого воображения, художественного мышления, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных способностей; эмоционально-эстетической и нравственной сфер личности.   

Общая характеристика учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

         Важную роль в обучении изобразительному искусству играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют внесению особого вклада в духовно-нравственное, эстетическое воспитание учащихся; формированию представления о мире искусства, знакомству с жанрами и видами изобразительного искусства, лучшими произведениями русских и зарубежных живописцев, графиков, скульпторов, национально-культурными традициями народных промыслов, с декоративным искусством и архитектурой, знаменитыми художественными музеями и картинными галереями мира; взаимосвязи с другими предметами (окружающий мир, музыка, литературное чтение, технология), формированию умения видеть прекрасное и создавать его своими руками.

Ценностные ориентиры содержания.

  • духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции;
  • эмоционально-ценностное отношение ребенка к миру.
  • опыт эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой  деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. Их эмоционального оценивания.

  Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

  Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой  деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке.искусству и культуре в целом.

  Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

В классе на 2014 – 2015 учебный год учатся 26 учеников: 12 мальчиков и 14 девочек.

Для детей, обучающихся на 4 – 5 характерен высокий уровень развития познавательных процессов: высокий уровень собранности, внимательности, умениеработать сосредоточенно; настойчивость в достижении поставленных целей; стремление преодолевать трудности в учебе; умение видеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами.

Для детей, обучающихся на 3 – 4 характерен недостаточный уровень развития познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления. Слабость запечатления и воспроизведения поступающей информации обусловливают малый запас знаний и представлений, препятствующий усвоению программы обучения.

Поэтому в программе предусмотрены задания и упражнения различного уровня сложности, а также временные рамки выполнения этих заданий.

Таким образом, на основе характеристики своего класса была составлена следующая программа.

Место учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в учебном плане

Процесс изучения курса изобразительного искусства 2 класса определяется разработанным календарно-тематическим планированием, которое  представляет собой  вариант структурированного учебного процесса в условиях реализации программы курса, рассчитанного на 1 час в неделю.  

     Календарно-тематическое планирование по объёму соответствует Федеральному государственному общеобразовательному стандарту содержания начального образования II поколения и требованиям, предъявляемым  к уровню подготовки выпускников начальной школы.

          На реализацию программы по русскому языку  в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа (1 час в неделю):       1 четверть – 8 ч.

                                                                                                         2 четверть – 8 ч.

                                                                                                         3 четверть – 10 ч.

                                                                                               4 четверть  - 8 ч

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины(модуля)

2 класс (34 ч)

«Мир изобразительного искусства»(14 ч)

«Путешествие в мир искусства»( Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж,  Музей изобразительных искусств  им.  А. С.Пушкина,  Музей современного искусства в Москве, Музей изобразительных искусств в Казани и др.).

«Живопись. В мастерской художника-живописца» Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Акварель. Тёплый цвет. Небо на закате. Холодный цвет. Облака. Зимнее окно. Краски и настроение.

«Графика. В мастерской художника-графика»  Выразительные средства графики. Ветвистое дерево. Что может карандаш. Тушь и перо. Нарядные ёлочки. Кувшин и яблоко. Осенний листок. Сказочное окошко.

«Скульптура. В мастерской художника-скульптора»  Лепка декоративной чаши. Лепка рельефа «Птичка». Котик и медвежонок.

«Мир народного и декоративного искусства» (15 ч).

«Декоративное искусство. Декор вокруг нас»  Декоративное рисование. Грибы и ёлочки. Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. Монотипия. Бабочка. «Волшебные ладошки». Печать предметами. Печать осенними листьями. Декоративные эффекты. Рисуем солью. Коллаж. Грибы. Аппликация из листьев «Лесные человечки». Декоративная бумага для подарков. Декоративные ракушки. Коллаж «Море».

«Народное искусство» Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Птица сирин. Пермогорские узоры. Борецкая роспись. Прялки. Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Каргопольская игрушка. Полкан. Тетёрки. Птица счастья.

«Мир архитектуры и дизайна» (5 ч)

«Форма и цвет в дизайне и архитектуре». Дизайн и архитектура.

Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Пирамиды. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. Конусы. Петушок. Весёлая мышка. Цилиндры. Весёлые зверята. Гусеничка. Подарочная упаковка.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы, основное содержание по темам

Характеристики основных видов деятельности ученика, универсальных учебных действий

1.

«Мир изобразительного искусства»

«Путешествие в мир искусства»

«Живопись. В мастерской художника-живописца»

«Графика. В мастерской художника-графика»

«Скульптура. В мастерской художника-скульптора»

Предметные: уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным, навыки работы с акварелью, представление о ведущих музеях России. Применять основные средства художественной выразительности при иллюстрировании произведений литературы, передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами. Подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением. Уметь применять различные художественные материалы. Уметь применять основные средства художественной выразительности в скульптуре, применять различные художественные материалы (пластилин, солёное тесто) . Знать виды изобразительного искусства, основ цветоведения.  

Личностные: положительная мотивация  и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства, осознание своей принадлежности народу. Чувство уважения  к традиционному народному художественному искусству России, чувство причастности к мировой художественной культуре. Эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Метапредметные: уметь выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому. Уметь выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью. Адекватно оценивать правильность выполнения задания. Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому. Уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочный материал учебника. 

2.

«Мир народного и декоративного искусства»

«Декоративное искусство. Декор вокруг нас»

«Народное искусство

Предметные: Уметь понимать  выразительные возможности цвета в дизайне.  Уметь использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники. Определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов.  

Личностные: положительная мотивация  и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства, осознание своей принадлежности народу. Чувство уважения  к традиционному народному художественному искусству России, чувство причастности к мировой художественной культуре. Эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Метапредметные: уметь группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям.уметь выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому. Уметь выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью. Адекватно оценивать правильность выполнения задания. Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому. Уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочный материал учебника.

3.

«Мир архитектуры и дизайна»

«Форма и цвет в дизайне и архитектуре».

Предметные: Уметь использовать в работе разнообразные художественные материалы и техники. :Уметь понимать  выразительные возможности цвета в дизайне.

Личностные: положительная мотивация  и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства, осознание своей принадлежности народу. Чувство уважения  к традиционному народному художественному искусству России, чувство причастности к мировой художественной культуре. Эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства.

Метапредметные: уметь конструировать объекты дизайна, продумывать план действия при создании проектов, выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом, осуществлять самоконтроль своих действий. Уметь выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому. Уметь выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью. Адекватно оценивать правильность выполнения задания. Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому. Уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочный материал учебника.


Н. М. Сокольникова            ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО       2 класс 34 ч (1 ч в неделю)

Календарно - тематическое планирование

урока

Тема урока,  контрольные, проверочные и др. работы, проектная деятельность

Кол-во час.

Дата

Вид контроля

Домашнее

задание

Основные виды учебной деятельности и

требования к результату

план

факт

Виды изобразительного искусства (14 ч)

1

Живопись.

 Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца.

 С. 3 – 15

1

3.09

3.09

Текущий.

Повторить мазки кистью

Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о живописи. Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека. Получить представления о роли искусства в жизни человека.

Выполнить задания (с. 8-11 учебника), основываясь на картине (с. 6 учебника). Выявить главную информацию из текста (с. 14-15 учебника).

Выполнить ассоциативные упражнения по передаче цветом различного вкуса. Соотносить вкус и цвет. Использовать разнообразные приёмы работы акварелью, основываясь на правилах работы акварельными красками. Оценивать результаты своей работы. Выделение приёмов работы по разделу «Учимся у мастеров» (с. 24-25 учебника).

Рассмотреть акварельную живопись, выделить сюжет, проанализировать приёмы, с помощью которых изображены отдельные детали.

Установить последовательность нанесения слоев краски и изучить мазки.

2

Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи.                                 С.16 – 21

1

10.09

10.09

Текущий

Доработать сюжет сказки

Знакомиться с иллюстрациями Ю. Васнецова, Е. Рачёва, В. Конашевича к русским народным сказкам. Определить, какие приёмы работы художники использовали для создания представленных иллюстраций.

Выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства. Участвовать в игре «Расскажи сказку».

Выбрать сюжет, выполнять иллюстрацию, ориентируясь на определённый порядок работы.

3

Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». (продолжение работы) Школа графики и живописи.                                 С.18 – 21

1

17.09

17.09

Текущий

Повторить приёмы работы краской

Знакомиться с картинами В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на сером волке» как выдающимися произведениями национальной культуры. Выделять в картинах и иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности.

Проверить полученные знания в играх по цветоведению.

Решать творческую задачу: выполнить иллюстрацию к сказке. Выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

4

Акварель. Тёплый цвет.

Школа живописи. «Небо на закате»

                                               С. 22 – 27, 31

1

24.09

24.09

Текущий

Репродукции картин

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать разницу в изображении природы в разное время суток. Нарисовать несколько этюдов закатного неба.

Подобрать тёплые цвета. Использовать правила и приёмы работы акварельными красками («по сырому», «вливание цвета в цвет» и др.). Сопоставлять замысел и полученный результат работы.

5

Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи.

«Зимнее окно». «Облака». Гуашь».

                                       С.28 – 30, 32 – 33

1

1.10

1.10

Текущий

Репродукции картин о зиме

Воспринимать репродукцию картины К. Васильева «У окна», анализировать средства выразительности.

Рисовать зимнее окошко с морозными узорами, на котором стоит горящая свеча. Восстановить последовательность рисования (с. 30-31 учебника). Использовать цветовой круг (с. 25 учебника) для выбора цветовой гаммы.       Вариант: рисовать облака в холодной гамме (акварель).

Взаимооценкаработ с позиции, что удалось в работе (применить приёмы, подобрать цветовую гамму, выразить настроение).

6

Школа живописи. «Краски и настроение».                            С.34 – 35

1

8.10

8.10

Текущий

Подготовить рассказ о графике

Выделять главную информацию из текста (с. 34-35 учебника) и иллюстраций. Обсуждать полученную информацию, подтверждая мнение отрывками из текстов и стихов.

Выполнить задания. Подобрать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу, нежность, любовь.

7

Графика. В мастерской художника-графика.

Выразительные средства графики.

Школа графики «Ветвистое дерево».                     С.36 – 41, 48 – 49

1

15.10

15.10

Текущий

Отрабатывать штриховку

Участвовать в беседе о графике. Ответить на вопросы и выполнить задания с. 7, 36-37, 40-43.

Высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отражать многообразие окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живописи. Нарисовать ветвистое дерево графическими материалами. Изучать последовательность работы (с. 48-49 учебника). Выполнить упражнения по передаче штриховки, тонировки, растяжки, растушёвки и растирки. Выбрать породу дерева для рисования. Определять размеры изображаемых предметов. Учитывать направление различных участков контура, их характер и размеры.

Находить причину ошибок и исправлять их.

Анализировать выполненные рисунки.

8

Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные ёлочки»

                                                С.42 – 45, 52

1

22.10

Текущий

Отрабатывать штриховку

Участвовать в беседе о графике как способе познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Отвечать на вопросы, основываясь на тексте и иллюстрациях. Выполнить задания (с. 42-45 учебника).

Выделять средства выразительности графики (линию, штрих, пятно, тон) для наилучшего воплощения замысла у мастеров графики.

Решать творческую задачу (с. 52 учебника): нарисовать «Нарядные ёлочки», используя разнообразную штриховку.

9

Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко».

                                                С.46 – 47, 53

1

5.11

Текущий

Нарисовать натюрморт из точек, линий, пятен

Продолжить знакомство с графикой как видом изобразительного искусства. Отвечать на вопросы, используя репродукции произведений графики русских и зарубежных мастеров. Выполнять задания (с. 46-47, 52-53 учебника), используя приёмы штриховки пером.

Изучать последовательность работы (с. 53 учебника). Решать творческую задачу: нарисовать натюрморт, используя точки, линии, штрихи, пятна.

10

Школа живописи и графики. «Осенний листок».

                                                       С.50 – 51

1

12.11

Текущий

Аппликация

«Листья»

Участвовать в беседе, используя для ответов текст и картинки учебника. Выполнить задания (с. 50-51 учебника), используя изученные приёмы работы. Нарисовать осенний листок дуба или клёна акварелью или гуашью (живопись). Решать творческую задачу: выполнить аппликацию «Листья» с дорисовкой прожилок тушью (графика).

11

Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки.

                                                       С.54 – 57

1

19.11

Текущий

Подготовить рассказ о скульптуре.

Познакомиться со скульптурой как способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях. Исследовать особенности материала для лепки (с. 7, 54-55, 58-59 учебника).

Участвовать в воображаемом посещении мастерской художника. Слепить рельеф «Птичка» (пластилин). Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результаты работы.

12

Лепка декоративной чаши. Школа декора.

                                                       С.60 – 61

1

26.11

Текущий

Повторить виды лепных элементов.

Участвовать в беседе, анализировать средства выразительности художественной керамики.

Выполнить задания (с. 72-73 учебника) руководствуясь заданной последовательностью действий.

Лепить декоративную чашу щипковым методом или по шаблону (глина или пластилин).

Передавать фактуру с помощью различных видов лепных элементов. Участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результат работы.

13

Лепка рельефа «Птички.» Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок».

С. 62 – 63

1

3.12

Текущий

Подготовка к итоговому уроку

Выполнить задания (с. 62-63 учебника).

Лепить рельеф птички.

Объяснять и применять приём наложения формы на пластину (пластилин). Решение творческой задачи: создать декоративный образ.

Использовать приёмы передачи фактуры с помощью штампов.

14

Проверочный урок. Твои творческие достижения.     С.64 – 65

Лепка декоративной чаши. С. 58–61

1

10.12

Тематический. Проверочная работа

Материал о музеях

Выполнить задания (с. 64-65 учебника). Участвовать в обзорной викторине по определению видов изобразительного искусства, тёплых, холодных и контрастных цветов.

Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам. Называть ведущие художественные музеи России. Оценивать свои творческие достижения.

 Декоративное искусство (8 ч)

15

Декоративное искусство вокруг нас.                                               С.70 – 71

1

17.12

Текущий

Гелевые ручки, повторить штриховку

Ориентироваться в учебнике. Участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры.

Исследовать, как один и тот же образ изменяется в зависимости от материала в произведениях декоративного искусства.

16

Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки»                                 С. 72 – 73

1

24.12

Текущий

Найти рисунки орнаментов

Выполнить задания (с. 72-73 учебника). Решение творческой задачи: рисовать декоративные грибы и ёлочки гелевыми ручками на цветном фоне. Сравнить форму и цвет изображённых объектов в жизни и на рисунке. Узнать, какое дерево или гриб изобразил сосед по парте.

17

Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент.

                                                       С.74 – 77

1

14.01

Текущий

Гуашь

Копировать греческий орнамент (с. 77 учебника).

Выявить закономерности построения орнамента. Нарисовать линейный орнамент (цветные карандаши).

Исследовать традиционные мотивы орнаментов своего народа. Использовать их для составления линейных узоров. Выражать эмоционально-ценностное отношение к выполненным работам.

18

Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки».

                                                       С.78 – 79

1

21.01

Текущий

Заготовить шаблоны листьев

Изучить художественные достоинства, разнообразие декоративных эффектов. Выявить возможности применения цветовых контрастов в декоре. Решать творческую задачу: сделать несколько разноцветных отпечатков ладошек и превратить их в реальные или фантастические образы (деревья, цветы, птиц, животных и др.).

Дать эстетическую оценку выполненным работам.

19

Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами.             С. 80 – 83

1

28.01

Текущий

Гуашь, соль

Анализировать средства декоративного искусства, при рассмотрении ковровых изделий.

Выполнить ковёр в тёплой или холодной гамме по желанию (печать листьями). Участвовать в коллективной работе: наклеить отдельные работы на ткань, изготовить большой ковёр. Планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате.

20

Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью.                   С.84 – 85

1

4.02

Текущий

Разноцветные шерстяные нитки

Установить последовательность работы. Выполнить задание, работая в паре. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции. Обсуждать, планировать результат, совершать совместные действия.

Оформить работу в рамочку. Подготовить презентацию работы в виде рассказа о получившейся картине.

21

Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр».        С. 86 – 89

1

11.02

Текущий

Подготовка к итоговому уроку. Продумать технику.

Выполнить задания по заданной последовательности работы (с. 87, 89 учебника). Решать творческую задачу: выполнить декоративную композицию «Волшебный ковёр» из разноцветных ниток, наклеенных на основу. Изобразить солнышко, цветок, птичку, рыбку или какой-нибудь узор. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе.

22

Проверочный урок. Твои творческие достижения. С.90 – 91

1

18.02

Тематический. Проверочная работа.

Информация о мастерах глиняных игрушек.

Самостоятельная работа: выполнить декоративное панно «Времена года».

Провести экскурсию по выставке декоративных работ своего класса. Оценивать свои творческие достижения.

Народное искусство (7 ч)

23

Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись.

Школа народного искусства.

                                                       С.94 – 97

1

25.02

Текущий

Гуашь

Ориентироваться в учебнике. Познакомиться с миром народного искусства как частью национальной культуры: каргопольской глиняной игрушкой, расписными пермогорскими, борецкими и мезенскими прялками и другими изделиями. Выделить и оценить цветовую гамму изделий.

Повторять узоры пермогорской росписи. Изучать образцы (с. 98-99 учебника). Выполнять бордюры и рисовать цветок по заданной последовательности. Выполнить задания (с. 28, 30 тетради). Расписать бумажную тарелочку пермогорскими орнаментами; нарисовать птицу Сирин (гуашь). Изучить последовательность работы и образцы (с. 96 учебника). Искать информацию о мастерах, живущих на берегах Северной Двины.

24

Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства.

                                                      С.98 – 101

1

4.03

Текущий

Повторить линейные арнаменты

Совершить воображаемое путешествие по русскому Северу. Познакомиться с мастерами, которые изготавливают и расписывают прялки. Участвовать в беседе о значении традиционных народных художественных промыслов для современного человека. Расписать вырезанный силуэт пермогорской или мезенской прялки (гуашь, тушь, перо).

25

Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства.                             С.102 – 103

1

11.03

Текущий

Повторить каргопольскиеарнаменты

Знакомиться с народным искусством как частью национальной культуры.

Повторять линейные орнаменты мезенской росписи (с. 102 учебника).

Изучать способ рисования коней, птиц и оленей (с. 103 учебника).

Дополнительно можно расписать мезенской росписью предметы быта (по выбору).

26

Каргопольская игрушка.

Полкан. Школа народного искусства.                             С.104 – 107

1

18.03

Текущий

Приготовить солёное тесто

Изучать традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов каргопольских игрушек.

Сравнивать дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки.

Повторить каргопольские узоры по образцам (с. 106 учебника).

Решать творческую задачу: расписать каргопольскими узорами игрушки (контуры, силуэты, вылепленные по выбору).

27

Печенье тетёрки. Школа народного искусства.      С.108 – 109

1

1.04

Текущий

Познакомиться с изготовлением щепных птиц

Участвовать в беседе о народном искусстве как части национальной культуры.

Повторять узоры печенья тетёрки на альбомном листе (гуашь) по образцам в учебнике (с. 109 учебника).

Лепить из солёного теста или пластилина тетёрки, используя изученные приёмы.

28

Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства.

                                                  С.110 – 111

1

8.04

Текущий

Подготовка к итоговому уроку. Продумать технику.

Принять участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры.

Выявить художественные достоинства и технологию изготовления щепных птиц.

Изучить последовательность работы (с. 111 учебника).

Решать творческую задачу: сконструировать свою чудо-птицу счастья из бумаги.

29

Проверочный урок. Твои творческие достижения

                                                 С.112 – 113

1

15.04

Тематический . Проверочная работа.

Цв. бумага.

Коробочки

Участвовать в обзорной театрализованной викторине по всем изученным темам раздела «Народное искусство». Задавать вопросы и отвечать на вопросы других.

Определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных

промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь). Сравнивать их между собой, группировать.

Давать оценку изделиям народных промыслов. Изготавливать изделия в традициях художественных промыслов (по выбору).

Оценивать свои творческие достижения.

Вести поисковую работу и создать совместно с друзьями коллекцию картинок с объектами дизайна и архитектуры в форме призм.

Мир дизайна и архитектуры (5 ч)

30

Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна.

                                                С. 118 – 123

1

22.04

Текущий

Цв. бумага.

Ориентироваться в учебнике. Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме призм.

Различать призмы в объектах дизайна и архитектуры.

Выполнять упражнение на узнавание призмы.

Сконструировать коробочку-сувенир из бумаги.

Изучить последовательность работы (с. 123 учебника).

Декорировать коробочку (превратить в котика, птичку, тигрёнка, жирафа, клоуна и др.).

31

Пирамиды. Школа дизайна.

Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки.    С. 124 – 127

1

29.04

Текущий

Цв. бумага.

Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры в форме пирамид. Различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Участвовать в обсуждении по теме урока, приводить примеры. Выполнить упражнение на узнавание пирамиды.

Сконструировать упаковку «Пирамида».

Использовать выкройку (с. 126 учебника).

Декорировать упаковку.

32

Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка».

                                                 С. 128 – 131

1

6.05

Текущий

Цв. бумага.

Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры конической формы.

Различать формы конусов в объектах дизайна и архитектуры.

Выполнить упражнение на ощущение формы конуса.

Сконструировать сувениры «Петушок» или «Весёлая мышка».

Изучить последовательность работы, выполнить задания (с. 130—131 учебника)

33

Цилиндры. Школа дизайна.

«Весёлые зверята».  «Гусеничка».

                                                  С.132 – 135

1

13.05

Текущий

Подготовка к итоговому уроку. Продумать технику.

Знакомиться с объектами дизайна и архитектуры цилиндрической формы.

Различать цилиндрические формы и их половинки в объектах дизайна и архитектуры.

Обсуждать вопросы по теме, приводить примеры.

Выполнить упражнение на ощущение формы.

Сконструировать из цилиндров разного размера весёлых человечков, гусеничку или забавных зверят. Анализировать, из каких деталей состоят игрушки (с. 134-135 учебника).

Выполнить работу по образцу или придумать свои варианты.

Решать творческую задачу: использовать конструкции из одного-двух или большего количества цилиндров. Использовать правило склеивания бумажных деталей (с. 134 учебника).

34

Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел».                                 С.136 – 137

1

20.05

Проверочная работа

Конструировать ангела из бумажной тарелки.

Изучить последовательность работы, выполнить задания (с. 136-137 учебника).

Украсить подвесками вместе с одноклассниками классную комнату.

Оценивать свои творческие достижения.


Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами.

Программа курса «Изобразительное искусство» (автор – Н. М. Сокольникова). –М.: АСТ: Астрель, 2012.

Учебники и учебные пособия:

Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов «Изобразительное искусство 2 класс» - учебник -  Москва: АСТ. Астрель,  2013 г.,

Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов Рабочая тетрадь  к учебнику «Изобразительное искусство». 2 класс   Москва: АСТ. Астрель,  2014 г.

Методические    пособия    для    учителя:    

Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство 2 класс»: программа,  методические рекомендации для учителя, поурочные разработки. Москва: АСТ. Астрель,  2013 г.

Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru

 Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Результаты освоения конкретного учебного курса, дисциплины (модуля) и система их оценки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по изобразительному искусству

к концу 2 класса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут формироваться:

  • положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
  • осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
  • внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
  • эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
  • понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
  • положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
  • интереса к посещению художественных музеев, выставок;
  • представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  • составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
  • определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
  • использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
  • учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
  • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
  • изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
  • выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
  • понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
  • выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
  • подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать цель выполняемых действий,
  • понимать важность планирования работы;
  • выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
  • осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  • осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  • решать творческую задачу, используя известные средства;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
  • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
  • различать и соотносить замысел и результат работы;
  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
  • характеризовать персонажей произведения искусства;
  • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
  • конструировать объекты дизайна.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
  • сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
  • уметь слышать, точно реагировать на реплики;
  • учитывать мнения других в совместной работе;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Критерии оценивания

Предмет «Изобразительное искусство » подразумевает как творческое развитие. Так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

  1.  ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
  2.  оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
  3.  осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
  4.  включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
  5.  использование критериальной системы оценивания;
  6. оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
  7.  разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету

Уровень

Отметка

Комментарий

Материал не усвоен

«2»

(неудовлетворит.)

Учащийся не владеет изученными материалами и техниками, не знает соответствующей терминологии, основ изобразительного искусства, выполняет рисунок по образцу с серьёзными нарушениями технологии.

Минимальный уровень

«3»

(удовлетворительно)

Минимальные знания о материалах и техниках, слабое владение терминологией, выполнение работы по образцу с отклонениями от основ изобразительного искусства, небржно.

«4»

(хорошо)

Умение оперировать терминологией обязательной для усвоения, знание изученной информации о материалах и техниках, выполнение работы по образцу с незначительными отклонениями  от  канонов в использовании материалов, в аккуратности исполнения.

Программный уровень

(решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

«4+» (очень хорошо)

Владение обязательной терминологией. Знание информации о материалах и техниках, умение применять полученные умения и навыки при создании собственных творческих работ с незначительными отклонениями от канонов либо с помощью взрослых.

«5»

(отлично)

Свободное владение обязательной терминологией, информацией о материалах и техниках, умение применять их при создании собственных творческих работ без ошибок и помощи.

 Высокий уровень  

(решение нестандартной  

  задачи с привлечением не  входящих в программу данного класса знаний,   умений и навыков)

«5+»

(превосходно)

Владение знаниями, умениями, навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала, соблюдение правил живописи, декоративного рисования, свободное применение обязательных и неизученных техник и материалов при создании собственных творческих работ без помощи взрослых.

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4»и «5».

Текущий контроль: проверяется уровень освоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией. Оцениваются практические работы как результат изучения темы.

Тематический контроль проводится в конце изучения раздела. Оценивается уровень сформированности  практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которой учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.

Критерии оценки теоретических знаний учащихся по изобразительному искусству .

Вид

работы

«5»

(отлично)

«4»

(хорошо)

«3»

(удовлетворительно)

«2»

(неудовлетворительно)

Устный опрос

Полные и  безошибочные ответы на все вопросы учителя

Ответы на вопросы с незначительными ошибками, либо с незначительной помощью.

Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников.

Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа.

Тестирование

Безошибочное выполнение всех заданий

Верное решение не менее 80 % заданий либо незначительные недочёты ,  неполные и неточные ответы  на отдельные вопросы

Верное решение не менее 60% заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы.

Верное решение 60% заданий.

Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание .

Самостоятельные творческие работы оцениваются в соответствии с критериями, за каждый из которых даётся 1 балл:

  • Соответствие теме задания.
  • Самостоятельность выполнения работы(делал всё сам или привлекал взрослых)
  • Оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник) исполнения
  • Аккуратность исполнения.
  • Умение представить свою работу, описать ход, технологию

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  

методического объединения  

МБОУ СОШ №2

от______________20__года  № ____                              

Руководитель МО

 ________/ __________/  

Подпись               Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО                                                      Заместитель директора по УВР

_____________________/________/

Подпись                 Ф.И.О.                           ______________________20__ года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа поматематике УМК "Планета знаний"

рабочая программа составлена на основе программы по математике УМК "Планета знаний, примерное тематическое планирование...

Рабочая программа по УМК Планета знаний 1 класс

Данная рабочая программа составлена на основе  Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК « Планета знаний»...

Рабочая программа по УМК Планета знаний 2 класс Русский язык

Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующихцелей:– формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции...

рабочая программа по математике "Планета знаний" 3 клссс

рабочая программа  по математике 3 класс УМК "Планета знаний" с календарно - тематическим планирование на год, содержание программы , пояснительная записка...

Рабочие программы по УМК " Планета знаний"

Рабочие программы по литературному чтению, русскому языку, математике,окружающему миру....

Рабочая программа по УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по  всем предметам содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

рабочие программы по УМК Планета знаний 2 класс

рабочие программы по УМК Планета знаний 2 класс по новым ФГОС...