Тульский пряник. Тульский самовар.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме

Морозова Светлана Николаевна

Конспекты занятий кружка "Юный художник". Можно использовать на уроках изо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_risovaniya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративное рисование.

Выполнение эскиза фигурного пряника.

Р.К.  История тульского пряника.

  Задачи урока: воспитывать у учащихся уважение к труду и людям труда, интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; формировать умение в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета; развивать творческое воображение учащихся.

  Материалы к уроку. 

  Для учителя:  таблицы «Пряничные доски и печатные пряники», «Силуэтные архангельские козули», современные детские работы, «Примеры сочетание коричневого цвета с другими цветами», открытки, книги, коробки «Тульский пряник», стихи, загадки, пословицы о русском прянике.

  Для учащихся: бумага, акварельные и гуашевые краски, кисти, палитра, тряпочки, палочки (в форме тычка), банка для воды.

План урока

  1. Оргмомент.

  1. Сообщение темы и целей урока.

  1. Беседа о русском прянике. Резные пряничные доски и пекарское искусство на Руси. Тульский пряник – гордость туляков.

  1. Объяснение учебного задания. Приемы декоративного изображения форм действительности. Значение цветового контраста.

  1. Физкультминутка.

  1. Самостоятельная работа учащихся – выполнение линейного рисунка и завершение эскиза фигурного пряника в цвете.

  1. Коллективный анализ детских уроков.

  1. Домашнее задание .

  1. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

       Учитель.  Прозвенел звонок, начинается урок.

                        Все готовы? Тихо сели,

                        На меня посмотрели.      

  1. Сообщение темы и целей урока.

 

             Учитель обращает внимание детей на отрывок из былины, который  записан на доске:

Учили  добры  молодцы

  Есть пряники печатные.

(Из былины)

    Ребята, все вы, наверное, любите сладкие пряники. Сегодня мы заглянем  в историю рождения русского пряника. Мы будем выполнять эскиз тульского печатного пряника.

  1. Беседа о русском прянике. Резные пряничные доски и пекарское искусство на Руси. Тульский пряник – гордость туляков.

     Пряники. Это лакомство любили на Руси и взрослые, и дети с древнейших времен. Легко представить, какими они были, потому что при  археологических раскопках найдены пряничные деревянные формы. Память о пряниках сохранилась и в народном эпосе. В одной былине говорится: «Учили добры молодцы есть пряники печатные». А немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший в 30-е годы 17 века русское государство, в путевых дневниках писал: «…позабавившись охотой, угощал нас царь под палаткой… пряниками, астраханским виноградом и вишневым вареньем».

   С пряниками было связано много народных обычаев, использовали в различных обрядах, праздниках. Их дарили в знак любви и уважения. Особые пряники делались в связи с каким-либо торжественным событием. Некоторые старинные документы прямо указывают, в каких случаях дарили пряники. Пеклись иногда пряники по несколько пудов, и, чтобы доставить такой подарок по назначению, везли его на санях, да не на одних, а на двух сразу.

    Кроме обряда подношения «в почесть», с пряниками связывались многие  старинные обычаи и поверья. Пряник дарился невесте на свадьбу, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника. Получив угощение, гости знали, что праздник окончен, пора расходиться по домам. Поэтому этот пряник называли «разгонный» или «разгоня». Такого обряда порой не хватает на теперешних свадебных пирах, которые растягиваются на несколько дней. На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям молодой с пряником, а на него клали подарки и деньги. Отсюда и пошло выражение «класть на пряник».

   На Руси существовал обычай к каждому значительному дню выпекать строго определенные виды пряников. Так, в Егорьев день (23 апреля) – день первого выгона скота и лошадей – пекли козули – сделанные из ржаного теста фигурки птиц, лошадей, коров, овец, оленей с ветвистыми рогами. Козули раздавались детям, ставились на окна и даже скармливались домашним животным для того, чтобы скот летом ходил сам домой и лучше плодился.

  По народному поверью, считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении тяжелых болезней. В таких случаях их украшали с особым тщанием.

   Употреблялись пряники и в печальных обрядах. Когда по умершему справлялись поминки, трапеза оканчивалась угощением пряником.

   В некоторых областях (например, в Саратовской и Калужской губерниях) пряники имели совсем неожиданное применение – в них играли. Во время ярмарок и базаров собирались люди и кидали пряники. Для этого брали их размером не более 20 см. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и падая, не разбивался. Бывали среди играющих такие ловкие, что за время ярмарки, которая длилась обычно неделю, увозили по 15 – 20 пудов вкусного трофея.

   Пряники всегда были излюбленным народным лакомством, особенно детворы. Для них делали специальные пряники в виде птичек, петушков, рыбок, различных животных. Пряники с изображением букв служили азбукой.

   Разнообразно было на Руси употребление пряников, велик поэтому на них был и спрос. Покупали и продавали пряники на торгах, ярмарках пудами. Людей, которые изготавливали их называли «прянишниками». Профессия эта передавалась из поколения в поколение: из рода в род, от отца к сыну передавали пекари-умельцы свое мастерство. Так появились распространенные в наши дни фамилии «Прянишниковы» и «Пряниковы».

  Выпекались пряники по готовым деревянным формам (пряничным доскам). Внешний вид и красота продукции зависели от этих форм. Многообразием, богатством декоративного убранства отличались деревянные пряничные доски. Любимым занятием на Руси всегда было печение пряников на меду.

   Уже в 17 веке пряничные доски получили широкую известность. Различную форму пряникам придавал резной узор, которым декорировалась доска. Рельефная, углубленная резьба доски при выпечке давала на пряниках выпуклое изображение. Иногда по краям пряника делались надписи на славянском языке. Резчики пряничных досок предпочитали для своей работы мягкие породы дерева: липу и березу. Мотивы петушка, рыбы, лошади, лебедя, фантастических зверюшек  были наиболее распространенными на пряничных досках. Народными мастерами был особенно любим образ птицы. Давайте рассмотрим фрагмент пряничной доски 19 века. Кто на ней изображен? Рассмотрите его внимательно. Каким изображен петух?

   Ответы детей: У него пышный гребень, напоминающий большую корону, четкие узоры перьев, плавный контур шеи, туловища, крыльев и лап. Видна замечательная работа искусного мастера.

   Трудно вырезать рисунок на доске, а сделать надпись резцом еще труднее. Ведь на пряничной доске надпись сделана в зеркальном отражении. Лишь на отпечатке она станет правильной и понятной. Так же вырезаются и цифры. Сейчас деревянные пряничные доски хранятся в музеях, и насчитываются их десятки и сотни. Почти все они попали туда в конце 19 века, когда возрос интерес к старине, к народному творчеству.

   В разных областях страны готовили пряники по-разному, в каждом городе  были свои излюбленные  образцы. Тульские пряники не похожи на вологодские, а нижегородские разрисовывались и выпекались иначе, чем калужские, редкой красотой отличались архангельские «козули».

   Существовали разные способы приготовления пряников: лепили, вырезали из теста с помощью металлической формы, делали на тесте оттиски с печатных досок – печатные пряники.

   Самыми красивыми считались печатные пряники. В них сочеталось мастерство резчиков пряничных досок и творчество пекарей-пряничников.

   Что поражает воображение зрителя при взгляде на пекарское искусство? Орнаментальное украшение и многообразие декоративных сюжетов. Конь, птица, лев – древние образцы; бытовые мотивы: самовар, кувшин, рыба, прялки, часы, пароходы, люди.

   Сегодня в ассортимент кондитерской промышленности входят пряники: тульские, вяземские, архангельские, московские, городецкие, воронежские.

   Печатные пряники выпускает Тульская кондитерская фабрика. Издавна славилось тульское сладкое угощение. Ссылаясь на давние сказания, знатоки утверждают, что пряничное ремесло здесь возникло гораздо раньше оружейного или самоварного.

   Древний промысел в наши дни переживает второе рождение. Сейчас увеличина мощность производства тульских пряников. Особенно большим спросом пользуются сувенирные пряники. Тульские пряники любят и взрослые, и дети. Готовится тульский пряник по оригинальному рецепту из муки высшего сорта с добавлением меда, сиропов, яичной массы, сливочного масла и других компонентов.

   Для усиления декоративной выразительности пряников важно умение применить различные приемы декоративного украшения изделия. Цвет темно-коричневого медового теста красиво сочетается с украшениями, выполненными сахарным сиропом (белым, светло-коричневым и т.д.).

 Чтобы тесто превратилось в готовое изделие, нужна форма. Лучшие тульские резчики по дереву вкладывают свое умение и фантазию в изготовление этих, пришедших из древности приспособлений.

   Большинство форм сделаны самобытным художником, потомственным оружейником Василием Борисовичем Соколовым. За несколько десятков лет по его формам в Туле и других городах России выпущено более 800 образцов пряников. Талант искусного резчика унаследовал от Василия Борисовича его сын Александр. Его формы отлично выполнены и посвящены родному городу и области, 600-летию Куликовской битвы, Ясной Поляне, персонажам детских сказок.  

   В канун празднования 58 годовщины Победы русского народа над фашистской Германией в город Тулу приезжал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, где ему был вручен огромный тульский пряник – символ города, символ радушия и гостеприимства.

  1. Объяснение учебного задания. Приемы декоративного изображения форм действительности. Значение цветового контраста.

     Приступая к самостоятельной работе, ребята, вы должны помнить, что эскиз выполняется крупно, во весь размер альбомного листа. Форму пряника вы выбираете сами: он может быть круглый, овальный, прямоугольный , сердечком или птичкой… (показать таблицу). В линейном рисунке отмечается лишь силуэт пряничной фигурки. Цветовое решение должно быть близко к оригинальному прянику (показать фотографии пряников или сами пряники). Все детали орнаментального украшения наносятся кистью и тычком по цветной поверхности изделия.

  1. Физкультминутка.

  1. Самостоятельная работа учащихся – выполнение линейного рисунка и завершение эскиза фигурного пряника в цвете.

  1. Коллективный анализ детских уроков.

   Предлагаю вам организовать выставку работ, их коллективное обсуждение, анализ и оценка.

  1. Домашнее задание.

    По своим эскизам вы можете дома вылепить из пластилина или теста объемные пряники. Также к следующему уроку вам нужно подобрать занимательный материал о пряниках: стихи, пословицы, поговорки и т.д.

  1. Подведение итогов урока.

   Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали и чему научились?

Молодцы! Всем спасибо за урок.

   

Литература по теме урока:

  1. Бойков В.  Русский народный пряник. – Художник, 1976, №6;

  1. Жегалова С., Жижина С. и др.  Пряник, прялка и птица Сирин. М., 1971;

  1. Званцев М. Нижегородские мастера. Горький, 1978;

  1. Шкаровская Н. Пекарское художество. Обрядовые фигурки и декоративные пряники. – Советское декоративное искусство, вып. 5. М., 1982, с. 238 – 258;

  1. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе. М., 1985.

  1. Щербаков С.Н.  История пряника. – Педагогическое творчество, 2004, №2.

Тульский пряник.

Где родился пряник тульский?

Там, где медом

 в день июльский

Пахнут русские луга,

А зимой –

Метут снега.

Там, где, словно на крылечке

Светлый лес стоит у речки,

И в Упу

Роняет он

Золотистых

Листьев

Звон.

Пряник тульский

Рос на поле

Там, где пот

Рубаху солит,

Там, где дождик проливной

Клонит   колос    наливной.

Пряник тульский

Там родился,

Где с любовью потрудился

Возле мельниц и печей

Хлебопек страны моей.

Пряник мастером замешан

На цвету рябины здешней

И на песнях

Тех, что пели

Мамы нам у колыбели.

Ты возьми его в ладони,

Аромат земли вдохни

И увидишь:

Мчатся кони,

Летний вечер

В травах тонет,

По реке плывут огни.

  (В. Степанов)

        

        

        

        

Рисование с натуры .

Выполнение эскиза самовара.

Р.К.  История тульского самовара.

  Задачи урока: воспитывать у учащихся уважение к труду и людям труда, интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

 

  Материалы к уроку. 

  Для учителя:  таблицы «Самовары», плакаты: «Устал – пей чай», «Жарко – пей чай», «Холодно – пей чай»,  детские работы, открытки, книги, фотографии, коробки «Тульский самовар», фонограмма песни в исполнении В.Утесова «У самовара я и моя Маша», стихи, загадки, пословицы о русском самоваре, иллюстрации к произведениям К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» и др..

  Для учащихся: бумага, акварельные и гуашевые краски, кисти, палитра, тряпочки, банка для воды.

План урока

  1. Оргмомент.

  1. Сообщение темы и целей урока.

  1. Беседа о русском самоваре. История самовара, его устройство и назначение, разновидности.

           Тульский самовар – гордость туляков.

     Заочная экскурсия в тульский музей Самовара.

       4.  Объяснение учебного задания.

       5. Физкультминутка.

        6. Самостоятельная работа учащихся – выполнение линейного рисунка и           завершение эскиза самовара в цвете.

       7. Коллективный анализ детских рисунков.

       8. Домашнее задание.

        9. Подведение итогов урока.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

-Добрый день!

Проверим, все ль у нас на месте:

Карандаши, стиралки, кисти.

Посмотрим, все ль у нас в порядке:

Альбомы, краски, банки.

  1. Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, послушайте загадку – и, если вы отгадаете, узнаете,  что же является обязательным атрибутом русского чаепития  и назовете тему нашего урока.

       Стоит толстячок,

       Подбоченивши бочок,

       Шипит и кипит –

       Всем чай пить велит.      

- Верно! Это самовар. Сегодня на уроке мы будем рисовать с натуры самовар, а также узнаем историю самовара, познакомимся с его биографией и всей большой семьей.

  1. Беседа о русском самоваре. История самовара, его устройство и назначение, разновидности.

           Тульский самовар – гордость туляков.

     Заочная экскурсия в тульский музей Самовара.

-   В словаре В. Даля слово самовар толкуется так:

 Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба (показать иллюстрации интерьера, где есть самовар).

И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «печка-матушка, да самовар-батюшка». Самовар упоминается в сказках, художественных литературных произведениях (зачитать отрывки, показать иллюстрации).

 А знаете ли вы, когда появился самовар? Спросим у него самого.

Выходит ученик – Самовар и рассказывает.

-Ух, расскажу я вам про себя, про семью свою. Лет мне немало. Да и семья у меня большая: прадед мой, Автепс, в древности грекам и римлянам служил. Он и воду кипятил и еду готовил. От него на Руси дед мой народился – кухня-самовар. В ней русские богатыри пищу себе готовили. С виду дед мой, правда, неказист был, на горшок похожий, но много людям пользы принес.

   А отец мой – сбитенник. В нем в старину сбитень варили – сладкий, целебный напиток из меда. Я по сравнению с ним еще очень молодой, мне около 200 лет.

   Родился я на самоварной фабрике в середине девятнадцатого века в городе Туле. Тогда на Руси много мастеров-самоварников было. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим и красивым. Делали они их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали им краники, ручки, шапочки резные. Есть самовары, похожие на вазы, бокалы, колонны, на круглые шары. А есть похожие на сундучок, паровоз, на яйцо, на петуха. Иные делали совсем маленькими – это самоварцы, а другие великанами – это самоваорища. С виду разные, а устройство в целом одинаковое и воду грели одинаково.

  Учитель:  Рассмотрим устройство самовара (демонстрирует таблицу).

   Как же пользовались таким самоваром?  Самовари продолжает рассказывать.

  В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом (показать). Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

Учитель: Итак, самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самоваров – Тула. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя (демонстрация рисунков и фотографий различных самоваров, заочная экскурсия по музею). Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Поэтому сибиряки и туляки могут поспорить, где же все таки родился самовар.

  Самовар не раз завоевывал награды на различных выставках. На Всемирной выставке во Франции, в городе Париже, его наградили золотыми и серебряными медалями.

   Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель…

   Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические самовары и чайники. Но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась до наших дней.

Учитель и ученики проводят анализ картин  К.Коровина «За чаем», В.Перова «чаепитие в Мытищах».

       4.  Объяснение учебного задания.

   5.  Физкультминутка.

        6. Самостоятельная работа учащихся – выполнение линейного рисунка            и  завершение эскиза самовара в цвете.

       7. Коллективный анализ детских рисунков.

       8. Домашнее задание.

        9. Подведение итогов урока.

Литература.

    1.  Добрынин Ю. «Самоварец, самовар, самоварище». Издательство  «Малыш», Москва, 1990.

   2.  Мельник О.А., У самовара я и моя семья. // Педсовет. 2004. №6.

   3.  Премудрова С.Е., К гости к Самовару.// Педсовет. 1999. №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Тульский пряник"

класс:2 адисциплина:  изобразительное искусство Тема урока:  «Печатный пряник с ярмарки»...

Тульские самовары и пряники

Презентация к уроку изобразительного искусства...

Презентация "История Тульского пряника"

Материал может быть использован на уроках ознакомления с окружающим миром,а также на классных часах....

Мастер класс "Тульский пряник"

Мастер класс по изготовлению макета Тульского пряника из бумаги...

Тульский пряник.

Тульский пряник....

Тульские самовары и пряники

Тульские самовары и пряники...

План-конспект урока в 4классе по изобразительному искусству на тему :"Тульские самовары и пряники"

Конспект урока в 4 классе на тему:"Тульские самовары и пряники" по изобразительному искусству к учебнику 4 класс "Изобразительное искусство " Сокольниковой Н..М.В конспекте содержа...