Главные вкладки

    Конспект урока по изобразительной деятельности. "Орнамент в русском народном костюме" УМК Школа 2100. 4 класс
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

    Шмойлова Ирина Сергеевна

    Тема урока ___ Орнамент в русском народном костюме

     

    Тип урока____ Урок изучения нового материала

     

    Цель урока: познакомить с особенностями национального костюма и ролью орнамента в нем; научить рисовать орнамент.

    Развивающие: развитие творческих способностей, познавательной активности; развитие уверенности в своих силах.

    Воспитательные: воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи; формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны.

                                                                          

    Предметные: выполнять орнамент и оформлять костюм с учетом национальных традиций.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;

    Познавательные УУД:  искать и отбирать информацию о национальном костюме (из учебника, собственных наблюдений и др. источников); определять под руководством учителя особенности национального костюма.

    Коммуникативные УУД: составлять рассказ об особенностях национального костюма на основе иллюстраций и собственных наблюдений; вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

    Личностные: формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны.

     

    Задачи:

    1.Образовательные: изучить понятия орнамента; научить изображать орнамент национального костюма.

    2.Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к истории Родины; воспитывать уважение к искусству своей страны.

    3.Развивающие: развивать внимательность, творческое мировоззрение. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл izo.docx26.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока ___ Орнамент в русском народном костюме

    Тип урока____ Урок изучения нового материала

    Цель урока: познакомить с особенностями национального костюма и ролью орнамента в нем; научить рисовать орнамент.

    Развивающие: развитие творческих способностей, познавательной активности; развитие уверенности в своих силах.

    Воспитательные: воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи; формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны.

                                                            

    Предметные: выполнять орнамент и оформлять костюм с учетом национальных традиций.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;

    Познавательные УУД:  искать и отбирать информацию о национальном костюме (из учебника, собственных наблюдений и др. источников); определять под руководством учителя особенности национального костюма.

    Коммуникативные УУД: составлять рассказ об особенностях национального костюма на основе иллюстраций и собственных наблюдений; вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

    Личностные: формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны.

    Задачи:

    1.Образовательные: изучить понятия орнамента; научить изображать орнамент национального костюма.

    2.Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к истории Родины; воспитывать уважение к искусству своей страны.

    3.Развивающие: развивать внимательность, творческое мировоззрение.

            

    Этапы урока,

    содержание (задания)

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы, методы и приёмы обучения

    УУД

    Орг.момент

    2

    -Ребята, покажите мне свою готовность к уроку изобразительной деятельности.

    - Проверьте, есть ли у вас учебники, тетради на печатной основе, карандаши, акварель, гуашь.

    - Присаживайтесь аккуратно.

    Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

    Словесный

    Актуализация знаний

    - Чем мы обычно занимаемся на уроках ИЗО?

    - Отлично, тогда послушайте стихотворение.

    Я - человек.

    Я - живу на этой Земле.

    Здесь мой дом, мои родные, мои друзья.

    Я - как часть народа

    Как часть Родины.

    Что общего у этих слов?

    Что он означает?

    НАРОД, РОДИНА, РОДНЫЕ, РОДИТЕЛИ

    - А кто знает, как одевались на Руси 200-300 лет назад?

    - Можете ли вы, по костюму определить национальность человека?

    (показываю японское кимоно)

    - Где вы встречали русский национальный костюм?

    Национальную одежду носили на Руси вплоть до 17 века.

    Давайте рассмотрим сарафан и рубаху.

    Для традиционного русского костюма характерна со свободно падающими линиями одежда.

    Характерным покроем сарафанов являются косые клинья. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками.  

    Мужские рубахи были короче, чем женские.

    Что делает эту одежду, нарядной и праздничной?

    (украшения, узор, цвет)

    - А какой цвет преобладает? (красный)

    КРАСНЫЙ - значит красиво.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Изображаем; Общий корень - род.

    Несколько поколений, которые идут от одного предка.

    - у растений.

    - Русская кадриль. Ее танцевали девушки и парни.

    - сарафан, рубаха.

    Слушают рассказ учителя.

    Словесный – беседа, объяснение.

    П – определять под руководством учителя особенности национального костюма.

    Изучение  нового материала

    Мы сегодня познакомимся с элементами орнамента русского костюма.

    Вы знаете, что такое орнамент?

    ОРНАМЕНТ - украшение, узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов: геометрических, растительных и животных.

    Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности.

    Орнамент – это условное изображение. Если вы посмотрите, то поймете, что, на самом деле, орнамент далек от настоящего предмета.

    Наши древние предки - славяне, были издавна земледельцами. Вот почему их мысли были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь их рода. Наш предок обожествлял СОЛНЦЕ  и  ЗЕМЛЮ, воспринимал их, как живые существа, верил в добрые начала природы. Это отразилось не только в песнях, плясках, сказках, но и нашло отражение и в своеобразии костюма.

    Например, птица  была женским символом, а конь – мужским.  По костюму можно было «прочитать» историю семьи. Если в костюме женщины присутствовала птица, то это значило ожидание прибавления девочки, а если коня – то мальчика.

    Мужчина отождествлялся с конем. Сильный, смелый, решительный. В орнаменте он так же изображался схематично.

    Откройте учебник на стр81. Какие символы встречаются в русском орнаменте?  

    Что они обозначают?

    Слушают рассказ учителя

    Словесный - рассказ

    Л – формировать о себе представление как о гражданине России

    К –

    Формулировать высказывания, задавать вопросы

    Практическая часть

    Выставка работ учащихся

    Итог урока.

    Рефлексия

    - Ребята, посмотрите в свои тетради на стр16.  Вам представлена вышивка крестом.

    В таком узоре не более 3 цветов. Каких?

    - А теперь придумайте и нанесите на бумагу узор для полотенца, выполняемый в технике «вышивка крестом».

    А пока вы рисуете, я вам расскажу  про одежду наших предков.

    Оболочка. А одеваться, значит облачаться. Одежду часто в крестьянской семье носило несколько поколений, ее передавали, как самое ценное.

    Для человека она представляла большую ценность, так как вбирала в себя все жизненные ремесла: и ткачество, и вышивание, и шитье, и плетение.

    Одежду в крестьянской семье не выбрасывали. Из старых рубах шили одежду детям. Ребеночек, одетый по взрослому, должен и жить как взрослый.

    Из поколения в поколение передавалось мастерство и традиции изготовления и украшения костюма.

    Готовя свое приданое и подарки своему жениху, девушка рано садилась за ткацкий станок и пяльцы. В узорах старалась выразить свои пожелания и мечты.

    Ребята давайте посмотрим, что у вас получилось.

    Выставляются детские работы

    (Обсуждение детских рисунков, что получилось, что не удалось и как можно исправить ошибки).

    Подведение итогов:

    О чем мы сегодня говорили на уроке?

    Что такое орнамент?

    Как называли в старину одежду?

    Почему люди украшали свою одежду?

    Что вам больше всего понравилось?

    Почему?

    Слушают рассказ учителя

    Отвечают на вопросы учителя.

    Изображают символы.

    Рассматривают изображения.

    Слушают рассказ учителя.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Выставка работ учащихся

    Подводят итог урока.

    Отвечают на вопросы учителя

    Словесный - беседа, рассказ

    Словесный- рассказ, беседа

    Словесный – рассказ, беседа

    Словесный - беседа

    П – выполнять орнамент и оформлять костюм с учетом национальных традиций


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока на тему "Лиса и журавль", русская народная сказка

    Конспект урока по сказке "Лиса и журавль" 2 класс "Школы России"...

    Конспект урока литературного чтения по теме: Собиратели русских народных сказок

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока: Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.Цель урока: сформировать представление о народной сказке её особенностях и видах; поз...

    Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Русская народная одежда».

    Цели урока: знакомство учащихся с народными традициями и историей русского костюма; развитие творческие способностей; воспитание эстетико-художественного восприятия мираЗадачи:- познакомить учащихся с...

    Конспект урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»

    Конспект  урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»...

    Конспект урока «Запись смешанного числа в виде неправильной дроби» ОС "Школа 2100" 4 класс

    План - конспект урока по математике (ОС «Школа 2100») «Запись смешанного числа в виде неправильной дроби» 4 класс...

    Конспект урока по изобразительному искусству" Музей в жизни города"(УМК "Школа России", 3 класс)

    Конспект урока по изобразительному искусству" "(УМК "Школа России", 3 класс)...