Рабочая программа "Арт-дизайн" 2-ой год обучения
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Кириллова Надежда Александровна
Уровень освоения программы-углубленный. Второй год обучения охватывает возрастную группу детей 9-10-ти-летнего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_art-dizayn_2_god_obucheniya.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка-32»

СОГЛАСОВАНО

на Педагогическом совете

Протокол № _______

от  «____»__________20___г.

          УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУДОД ДДТ

 Центрального района СПБ

           «Фонтанка-32»

________________Л.В. Леонова

           Приказ № _______

           от  «___»_________20___г.

Рабочая программа

дополнительного образования детей

«Арт-Дизайн»

для обучающихся  9 – 10  лет

2-й год обучения

Автор:

педагог дополнительного

образования

       Кириллова Надежда Александровна

Санкт-Петербург

2014 г.

Пояснительная записка

Уровень освоения программы-углубленный.

Второй год обучения охватывает возрастную группу детей 9-10-ти-летнего возраста. Дети этого возраста значительно отличаются от детей 7-8-ми лет: их визуальный опыт гораздо больше, восприятие глубже, познавательная активность высока, но не устойчива, требует мотивации. Чтобы поддержать интерес к процессу рисования, необходимо «интриговать» внимание учащихся включением в программу  не только новых тематических заданий, но и усложнить способы их выполнения, то есть создать ситуацию, при которой ученик для эффективной реализации поставленной задачи не сможет довольствоваться усвоенными знаниями и полученным опытом, а будет стремиться к постижению новых знаний и методов работы. Именно поэтому в программном курсе 2-го года обучения много тем, предполагающих соединение в одной работе двух и более художественных материалов или изобразительных техник и приемов.

Часть заданий выполняется на нестандартных, разных по величине, фактуре и цвету форматов, что позволяет развить у учащихся гибкость, универсальность мышления, формирует композиционные навыки, пробуждает фантазию.

Одно из важных направлений программы 2го года обучения - изучение изобразительного искусства и древних культур других стран . Знакомство с искусством  Японии и Китая, богатейшей культурой  Древней Африки  поможет расширить сферу образных представлений учащихся, сформирует область чувственного восприятия, разовьет навыки анализа и оценки художественных произведений, привьет любовь к изобразительному искусству в целом.

Немаловажным итогом данного курса будет решение не только учебных, но и воспитательных задач. Развитие в детях таких качеств, как организованность, умение обдумывать порядок работы, логически мыслить, стремиться выполнить работу качественно и в срок, поможет им в их дальнейшей жизни.

Направленность дополнительной образовательной программы.

Образовательная программа «Арт-Дизайн» имеет художественно - эстетическую направленность.

Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Образовательная программа «Арт-Дизайн» представляет собой целостный, методически выверенный комплекс заданий и упражнений , направленных на умственное и эмоциональное развитие учащихся. Углубленное изучение художественного изобразительного языка и знакомство с различными стилевыми направлениями мирового искусства позволят сформировать эсте-тические потребности учащихся, создадут предпосылки для их профессиональной ориентации.

Отличительная особенность данной образовательной программы

от уже существующих:

Она особенна тем, что включает в себя четыре основных вида художественной деятельно-сти, синтезируя графическую, живописную, архитектурную и декоративно-прикладные формы изобразительного творчества. Именно этот синтез разнообразного художественного опыта позво-ляет раскрыть творческий потенциал ребенка, обеспечивает наиболее гармоничное развитие его духовных качеств и эстетических потребностей.

Цель обучения

Гармоничное развитие духовных качеств и эстетических потребностей учащихся. Формирование базы профессиональных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства

Основные задачи 2-го года обучения:

I. Образовательные задачи

  1. Познакомить с художественными материалами, их техническими качествами и изобразительными возможностями.
  2. Формировать творческо-композиционные способности учащихся.
  3. Дать представление об основных видах, жанрах, стилевых направлениях изобразительного искусства.
  4. Формировать навыки рисования по памяти и представлению.
  5. Развивать навыки натурного рисования: анализа конструктивных особенностей формы предмета, наблюдения, пропорциональных соотношений частей и целью, выявление объемно-пластических качеств натуры.
  6. Дать начальные знания в области «цветоведения». Учить различать теплые и холодные ахроматические и хроматичексие цвета, выделять такие свойства цвета как светлота, цветовой фон, насыщенность.
  7. Формировать творческие навыки работы в области промышленного и архитектурного дизайна.

II. Воспитательные задачи

  1. Развивать коммуникативные навыки учащегося, учить работать в коллективе, сотрудничать, сопереживать.
  2. Учить видеть и понимать красоту окружающего мира.
  3. Воспитывать сознательное понимание исторической и художественной ценности произведений изобразительного искусства.
  4. Воспитывать любовь и уважение к достижениям национальной художественной культуры.

III. Развивающие задачи

  1. Развивать пространственное и конструктивное мышление.
  2. Формировать систему образных представлений, развивать ассоциативное мышление.
  3. Развивать наблюдательность, зрительную память.

Возраст учащихся: 8 - 10 лет.

Количество детей в группе - не менее 15 человек. Группы формируются без специальной подготовки.

Количество часов обучения:

Занятия проводятся два раза в неделю. Время занятий – 2 учебных часа. Общее количество учебных часов в год: 144 часа.

Ожидаемые результаты

2 год обучения:

  1. Владение  основными теоретическими знаниями языка искусства: виды и жанры изобразительного искусства, художественно-выразительные средства, технические приемы, возможности художественных материалов.
  2. Формирование устойчивого интереса к художественному творчеству. Воспитание уважения и любви к достижениям национальной художественной культуры, мировому искусству.  

Формы подведения итогов реализации данной образовательной программы:

  • организация тематических выставок на базе ДДТ;
  • участие в текущих районных, городских, всероссийских и международных выставках, конкурсах и художественных фестивалях.

Учебно-тематический план 2-го года обучения.

п.п.

Название темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Букет сухих трав (натурная постановка)

-

-

6

3

«Осень»  (Пейзаж - настроение)

-

-

6

4

«Рыба» (Бумажная пластика)

-

-

10

5

«Буква-Дом» (Графический дизайн)

-

-

6

6

«Таинство линии» (Графическое искусство Японии)

-

-

6

7

«Чудо-остров» (Бумагопластика. Рельеф)

-

-

10

8

«Дракон. Граттаж.» (Китайская мифология)

-

-

10

9

«Африканская маска» (Искусство древней Африки)

-

-

8

10

«Доисторический мир. Динозавры» (Объемная пластика)

-

-

10

11

«Мое имя» (Шрифтовая композиция)

-

4

4

12

«Зима» (Аппликация)

-

8

8

13

«Лубочная картинка»

 (Русский лубок)

1

5

6

14

«Я и моя мамочка» (Парный портрет)

-

8

8

15

«Пасхальное  яйцо» (Прикладное творчество)

-

6

6

16

«Дамы и кавалеры» (Объемная пластика)

-

-

10

17

«Лунная ночь» (Равновесие черного и белого).

-

6

6

18

Натюрморт в сложном ритме (Натурная постановка).

-

10

10

19

«Город моей мечты» (Коллективная работа. Итоговое занятие).

1

-

12

Всего 144 часа.

Содержание образовательной программы. Второй год обучения.

  1. Вводное занятие. 

Материалы:   фломастеры, гелевые ручки.

Диалог на тему: «Как я провел лето? Что нового узнал и увидел? Какие посетил музеи и выставки?»  Работа на тему: «Мои впечатления о лете». Материал по выбору. Беседа о правилах безопасного поведения на улице. Инструктаж по технике безопасного обращения с травмоопасными материалами на уроках ИЗО и  ДПИ.

  1. Букет сухих трав (Натурная постановка). 

Материалы: Бумага, маркеры, гелевые ручки мягкий простой карандаш, фломастеры.

Скомпоновать в листе вазу с букетом из сухих трав и цветов; как можно точнее подбирая графический материал, постарайся передать фактурность, материальность изображаемых с натуры предметов: тонкая линия гелевой ручки – хрупкие травинки, мягкий тон карандаша – пушистые «метелочки-травки», жесткая линия фломастеры – сухие скрученные листья, колючие корзиночки луговых цветов и т.д.

  1. Осень (пейзаж – настроение).

Материалы: Бумага, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды.

Карандашной линией разделить лист на две неровные части. Верхнюю часть листа, работая коротким и длинными мазками, набрать в холодной гамме, стараясь получить колорит, выражающий определенное эмоциональное состояние (например, небо – солнечное, радостное или тревожное, сумрачное, дождливое). Нижнюю часть листа – землю, усыпанную листьями, выполнить в теплой гамме. По готовому фону нанести кистью несколько разных по характеру силуэтных изображений деревьев.

  1. Рыба (Бумажная пластика).

Материалы: Бумага-ватман, цветная бумага, ножницы, клей.

Используя приемы объемного моделирования бумаги (вырезание, скручивание, сжатие, сложение слоями, «гармошкой» и т.д.), создать образ сказочной рыбы. Постараться через пластику форм придать образу какие-либо доминирующие черты характера.

  1. Буква-Дом. (Графический дизайн).

Материалы: Бумага, маркеры, фломастеры, гелевые ручки.

Отталкиваясь от «конструктивной» основы выбранной буквы,  создать

красивый архитектурный  образ жилого дома (замка).  Архитектурные элементы художественного проекта могут быть разностилевыми, но целостное восприятие композиции должно быть образно-выразительным, конструктивно точным.

  1. Таинство линии. (Графическое искусство Японии).

Материалы: Бумага, черные чернила, кисть, баночка для воды.

Познакомить с культурой японского графического искусства. Дать понятие о ее художественной ценности и индивидуальности. Выполнить 2 – 3 композиции в технике работы тушью и кистью по сырому листу. Темы композиций:

  • Цветы и травы.
  • Деревья.
  • Птица.

  1. Чудо-остров (Бумагопластика. Рельеф.)

Материалы:  Бумага-ватман, цветная бумага, ножницы, клей.

Используя уже знакомые приемы объемного моделирования бумаги, создать красивую ритмичную композицию на тему «Чудо-остров». Каждое «экзотическое» дерево или растение острова должно быть индивидуальным по «характеру», непохожим на другие.

  1. Дракон (Граттаж) . (Китайская мифология).

Материалы: Бумага-ватман, акварель, кисти, баночка для воды, восковая свеча, кусочек мыла, тушь черная, инструмент для процарапывания.

        1. Подготовить лист для выполнения граттажной композиции:

        а. Используя акварельные краски, закрасить лист белой бумаги произвольными пятнами.

        б. После высыхания плотно натереть лист восковой свечой, а затем залить его мыльной пеной. Дать просохнуть.

        в. Закрыть основу черной тушью.

        2. Показать способы изображения одного из наиболее любимых персонажей восточной мифологии – образом Дракона.

        3. Создать динамичный, яркий образ «Огнедышащего Дракона». Найти интересное композиционно-пластическое решение темы.

  1. Африканская маска (Искусство древней Африки). 

Материалы: Бумага, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра.

        1. Провести беседу об искусстве древней Африки, его особенностях и художественной ценности. Познакомить с одним из направлений Африканского искусства создания масок.

        2. На основе впечатлений от беседы, создать свой художественный образ доброй или злой африканской маски.

  1.  Доисторический мир. Диназавры. (Объемная пластика).

Материалы: Пластиковый и стеклянный флакон (бутылочка), пластилин, нестандартные материалы (макаронные изделия, крупы, семечки, фасоль, горох и т.д.).

        Стеклянный или пластиковый флакон (бутылочку) среднего размера плотно облепить пластилином. В соответствии с физиологическими особенностями  выбранного диназавра, долепить получившуюся основу недостающими элементами (голова, лапы, хвост, шины и т.п.). «Шкуру» животного облепить нестандартными материалами: фасоль, горох, макаронные изделия, крупы и т.п.

  1.  Мое имя (Шрифтовая композиция). 

Материалы: Бумага, черная тушь, кисти, перьевая ручка.

Используя черную тушь и тонкую кисть, написать свое имя крупными буквами. Украсить каждую букву оригинальным узором.

  1.  Зима. (Аппликация).

Материалы: Бумага, цветной картон, цветная и фактурная бумага, ножницы, клей.

Используя технику «рваной» аппликации, выклеить «фон» кусочками цветной бумаги (в выборе цвета придерживаться определенного колорита). «Наложить» на фон сугробы, а затем и главные персонажи композиции – зимние деревья (основной сложностью будет целостное вырезание ствола с ветками).

  1.  Лубочная картинка. 

Материалы: Бумага, черный фломастер, черная гелевая ручка.

1. Познакомить с народными традициями лубочной графики.

2. Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке, интерпретируя выразительные приемы лубочной графики.

  1.  Я и моя мамочка (Парный портрет).

Материалы: Бумага, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра.

Нарисовать парный портрет: себя и маму, ввести в композицию 2-й план: фрагмент пейзажа или интерьера (по выбору). Найти колорит, который придаст портретной композиции тонкий лирический строй.

  1.  Пасхальное яйцо (Прикладное творчество), 

Материалы: Цветной картон, цветные ленты и нитки – мулинэ, цветное кружево, пуговицы, бусины, ножницы, клей.

1. Познакомить с традициями декоративного оформления пасхальных яиц.

2. Выполнить 2 – 3 эскиза будущей композиции (любыми графическими материалами).

3. Вырезать из плотного цветного картона форму яйца. Отталкиваясь от наиболее удачного эскизного варианта, украсить яйцо узорами, используя в качестве рабочего материала прикладные элементы в виде полос кружева, цветных лент и ниток, бусин, пуговиц и т.п.

  1.  Дамы и кавалеры (Объемная пластика). 

Материалы: Пластилин, стэки, стеклянный или пластиковый флакон (бутылочка).

Используя готовую форму бутылки и таблицы, иллюстрирующие искусство костюма 19 века, вылепить фигуру дамы или кавалера в парадной одежде. Переданное движение или характерный жест «оживит» скульптурный образ, усилит образное восприятие композиции.

  1.  «Лунная ночь» (Равновесие черного и белого). 

Материалы: Бумага, черная тушь, кисти.

1. Познакомить с особенностями композиционного решения на листе круглой формы.

2. Нарисовать 3 – 4 дерева, стоящих на берегу пруда, а на небе – луну и звезды. Фон вокруг изображения «залить» черной тушью, оставив силуэты деревьев, луну и звезды белыми пятнами. Отражение в воде выполнить тушью короткими мазками, имитируя водную гладь.

  1.  Натюрморт в сложном ритме (Натурная постановка).

Материалы: Бумага, фломастеры.

Используя систему наблюдения и анализа натурной постановки, выполнить контурной фломастерной линией натюрморт в сложном ритме. Усилить образные характеристики предметов включением в композицию графических фактур и декоративных элементов.

  1.  Город моей мечты. Итоговое занятие. Коллективная работа.

Материалы: Бумага-ватман, цветная бумага, ножницы, клей.

1. Исходя из интересов и творческих возможностей учащихся, распределить объем работы между учениками: «большие» дома поручить тем детям, кто работает быстрее и качественнее, другим учащимся – меньщие по объему.

2. Каждый дом должен иметь индивидуальные характеристики, быть непохожим на другие (например: отличаться формой крыши, этажностью, объемом и рисунком окон, дверей, фактурой стен и т.п.).

3. Когда каждый дом будет закончен, собрать все строения в единую ритмичную композицию, дополнив её,  вырезанными из цветной бумаги, фигурами деревьев и кустов.

Методическое обеспечение образовательной программы:

        Для решения поставленных целей и задач данной программы использовались различные методы целостного педагогического процесса.

        На занятиях 2-го года обучения наряду с выше перечисленными используются конкурсы, экскурсии, индивидуальная и коллективная формы работы.

I. Формы  обучения:

        1. Теоретическая: беседа, диалог, работа с наглядным материалом (словарная работа), опрос.

        2. Практическая: работа с художественными материалами, освоение приемов работы с бумагой, основных форм, конструирования.

        

II. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

        1. Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог.

        2. Наглядные: демонстрация иллюстраций, рисунков-таблиц, макетов, фото-материалов, рисунков учащихся.

        3. Практические: знакомство с новыми художественными материалами, освоение технических приемов работы с бумагой, знакомство с формами объемного конструирования (бумагопластикой), экскурсии.

        4. Групповые: коллективное решение поставленной творческой задачи, задания на сплочение коллектива.

        5. Индивидуальные: задания в зависимости от достигнутого уровня учащихся.

III. Методы мотивации учебно-познавательной деятельности:

коллективные обсуждения, экскурсии, конкурсы, участие в выставочной деятельности коллектива.

IV. Методы воспитания:

беседа, метод педагогического  примера, совершенствование, поощрение, создание  воспитательных ситуаций, анализ результатов, педагогическое требование.

V. Метод контроля:

организация и участие в выставках и  конкурсах, итоговые задания в конце каждого полугодия.

Материально – техническое обеспечение образовательной программы:

Оборудование:

  1. Учебный класс;
  2. Магнитная доска;
  3. Рабочие столы;
  4. Стулья;
  5. Видеотехника;
  6. Музыкальный центр.

Расходные материалы и инструменты: бумага-ватман, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандащи, фломастеры, маркеры, пластилин, акварельные краски, гуашь, чернила, тущь, цветные карандаши, восковые мелки, кисти.

Дидактический материал:

        1. Плакаты-таблицы.

        2. Рисунки учащихся.

        3. Схематические таблицы.

Наименование раздела

Формы обучения

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактические материалы

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

Инструктаж, беседа, диалог, опрос

Объяснительно-демонстративный

Материалы по технике безопасности (схематические таблицы, плакаты-таблицы). Рисунки учащихся, образцы готовых  изделий , выполненные учащимися (методический фонд педагога)

Учебный класс, рабочие столы   и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы

Устный опрос, коллективное обсуждение

2.

Графика

Инструктаж, объяснение,  беседа, презентация (к темам №2, №8), опрос, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод

Плакаты-таблицы, репродукции, иллюстрации, фото-материалы, рисунки учащихся (методический фонд педагога), электронный ресурс, аудиокассеты

Учебный класс, рабочие столы      и  стулья,     магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные графические  материалы (бумага, фломастеры, маркеры, гелевые ручки, простые и цветные карандаши, тушь, чернила, перья, кисти, восковые мелки)

Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности коллектива

3.

Живопись

Объяснение, беседа, презентация (тема №1), опрос, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод

Плакаты-таблицы, репродукции, иллюстрации, фото-материалы, рисунки учащихся (методический фонд педагога), электронный ресурс, аудиокассеты

Учебный класс, рабочие столы  и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные живописные  материалы ( гуашь, акварель, кисти, палитры, пластиковые баночки для воды)

Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности коллектива

4.

Декоративно-прикладное творчество

Инструктаж, объяснение,  беседа, презентация (тема №7), практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод

Образцы готовых изделий, карты-инструкции, фото-материалы, плакаты-таблицы, схемы, электронный ресурс, аудиокассеты

Учебный класс, рабочие столы и и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы по темам (пластилин, стэки, цветной картон, цветная бумага, безопасные ножницы, клей, нитки-мулинэ, текстильные ленты, кант, тесьма и т.д.)

Устный опрос,  коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности коллектива

5.

Бумажная пластика

Инструктаж, объяснение,  беседа, презентация (тема №8), практическое занятие

Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод

Образцы готовых макетов и изделий, карты-инструкции, фото-материалы, плакаты-таблицы,схемы, электронный ресурс, аудиокассеты

Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные   материалы (бумага, картон, цветная бумага, цветной картон, безопасные ножницы, клей)

Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности


Список литературы

Литература для педагогов:

  1. Дагядиян К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. -  Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2011.
  2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010.
  3. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006.
  4. Бесчастнов А.П. Изображения растительных мотивов. – М: М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
  5. Быков В.В.  Материалы и техника художественно-оформительских  работ. – М., 1986.
  6. Клике Р.Р. Художественное проектирование экспозиций. – М., 1978.
  7. Кошевникова Е.Н., Кошевников А.И. Основы теории дизайна. – М., 1999.
  8. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М., 1994.
  9. Хворостов А.С. Декоративно-оформительское искусство в школе. – М., 1988.
  10. Демичев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
  11. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства  художественного проектирования». – М: Издат. Центр «Академия», 2009.
  12. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
  13. Лушников Б.В., Перцов В.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006.
  14. Панксенов Г.И. Живопись. Форма. Цвет. Изображение. – М: Издат. центр «Академия», 2008.
  15. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
  16. Елисеев М.А. Материалы, оборудование, техника живописи и графики. – М: АСТ

      Астрель, 2004.

  1. П. Станьер, Терри Розенберг. Практический курс рисования. – Минск: «Попурри», 2005.
  2. Натали Сиретт. Рисуем оптические иллюзии. – М: ЭСМО, 2011.
  3. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. – М:  Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010.
  4. Буквенный орнамент и искусство шрифта. – М: Издательство «В. Шевчук», 2008.

Литература для учащихся:

       

  1. Джеки Шоу. Шаг за шагом. Курс живописи. – М.: Астрель – Аст, 2005.
  2. Г.М. Ройг. Практический курс рисования. Издательский клуб семейного досуга. –Харьков: Белгород, 2010.
  3. Хазел Харрисон. Энциклопедия техник рисунка. – М.: Астрель. АСТ, 2005.
  4. Девид Браун. Серия «Учитесь рисовать. Перспектива». – Минск, 2009.
  5. Гэри  Грин. Простое руководство для начинающих. Карандащ и фломастер. – М.:АСТ, Астрень.
  6. Джек Кунц. Основа акварели. Цвет. – Минск: «Попурри», 2005.
  7. Юрген Занд. Основы рисования карандашом. – М.: «Питер», 2011.
  8. Джейн Стразер. Цветные карандаши. Энциклопедия. – М.: «Арт-Родник», 2010.
  9. О. Шматова. Самоучитель по рисованию гуашью. – М.: ЭСКСМО, 2011.
  10. Мастер-класс. Мягкая пастель. Шаг за шагом. – М.: Аст. Астрель, 2006.
  11. Серия «Школа рисования», «Свет и цвет в живописи. Особенности изображения». – М.: «Мир книги», 2010.
  12. Д. Яусли. Рисуем акварелью. Свободное творчество и абстрактное искусство. – М.:

      «Арт-Родник», 2007.

13. Ли Эймис и Тони Д.Адамо. Рисуем птиц. – Минск: «Попурри», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ

Рабочая программа  1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ...

Рабочая программа по математике (надомное обучение) 2 класс.( УМК " Школа России")

В данном материале содержится учебная программа по математике  (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Рабочая программа 1 класс ФГОС Обучение грамоте (русский язык, литерат чтение)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС вторго поколения. УМК "Школа России"....

Рабочая программа по литературному чтению+ обучение чтению 1 класс

Рабочая программа по лиературному чтению УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС 1 класс. Содержит курс обучения чтению и литературное чтение....