Внедрение ИКТ в предмет изобразительное искусство.
материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Зинина Галина Юрьевна

Исследовательская работа по изобразительному искусству, описание  приемов и методов работы с использованием ИКТ, плюсы и минусы работы с ИКТ, анализ полученных результатов после внедрения ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы68.27 КБ
Файл презентация1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение                                                                                                                3

Глава I.

Необходимость внедрения ИКТ в учебный процесс                                 5

1.1. Плюсы использования ИКТ в учебном процессе                                       7

Глава II.

Описание системы работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства примере одной из школ города                 11

2.1. Технология и использование компьютера на уроках                               изобразительного искусства                                                                               11

2.2. Использование электронных образовательных ресурсов                         13

2.3. Мультимедиа  презентации на уроках                                                        15  

2.4.   Создание и представление учащимися творческих  проектов с использованием ИКТ                                                                                           16  2.5.Результативность использования ИКТ на уроках изобразительного искусства                                                                                                               18

Заключение                                                                                                          21

Список  источников и литературы                                                                    23

Приложение                                                                                                         23

Введение

Учебный предмет, в рамках которого проводится данная исследовательская работа:  «Изобразительное искусство».

Одновременно с вооружёнными знаниями и на их основе надо учить учащихся способам познания и практической деятельности. Под влиянием прогресса науки и техники перед людьми будут возникать новые всё более сложные задачи, для решения которых старые, усвоенные в школе способы окажутся недостаточными или вовсе непригодными. Необходимо передать ученикам не только накопленные обществом знания и готовые способы деятельности, но и развивать способность самостоятельно находить, приобретать, конструировать ранее неизвестные способы познавательной и практической деятельности.

Цель: Формирование коммуникативных и информационных компетентностей у обучающихся на основе использования ИКТ в процессе обучения по предмету изобразительное искусство.

  Поставленная цель предопределила следующие задачи:

1. Формирование информационных и коммуникационных компетентностей, как учителя, так и учащихся.

2.  Активное внедрение и использование электронных средств обучения на уроках изобразительного искусства.  

3.  Охарактеризовать электронные  средства обучения, демонстрационные  материалы, компьютерные программы, используемые для эффективного обучения на уроках изобразительного искусства.

4. Обобщить, проанализировать практический опыт внедрения и применения ИКТ на примере одной из школ города.

  Объектом исследования является процесс обучения по предмету изобразительное искусство.

  Предметом исследования: информационно – коммуникативные технологии.  

  Гипотеза – если  внедрение и использование ИКТ на уроках изобразительного искусства получит широкое применение  и распространение, то это будет являться огромной помощью не только учителю, но и  ученику.

В исследовании использованы следующие методы:   сравнения, анализ,  синтез, обобщение.

Актуальность

При интенсивном развитии информационного общества встает вопрос выбора направлений применения компьютеров, в том числе и в учебном процессе. Интернет и персональный компьютер сегодня открывают новые возможности не только на пути познания, но и для реализации творческого потенциала каждым участником воспитательного образовательного процесса через интеграцию получаемых знаний, исследований, проектирования, новаторства.

Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельной творческой деятельности ученика на уроке и во внеурочное время. Информационно-коммуникационные технологии становятся необходимым компонентом уроков изобразительного искусства в современной школе, а современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии.

Глава I.  Необходимость внедрения ИКТ в учебный процесс

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа строительства школы будущего: «Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учётом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать».

Существенно обогащается и социальная функция образования. Задача современной школы –  давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии. [1.3]

Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

Урок – это логически закономерный, целостный, ограниченный определёнными рамками времени отрезок  учебно-воспитательного процесса. По отношению к процессу обучения урок необходимо рассматривать как самостоятельную целостную систему, как целенаправленную деятельность.

Современному обществу нужны люди, обогатившие свой ум научными знаниями, самостоятельно мыслящие, умеющие творчески применять эти знания для решения творческих и познавательных задач, выдвигаемых жизнью. [1.2]

Обучение строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Большими возможностями по имитированию изучаемой  реальности обладает компьютер и программы, воспроизводящие наиболее существенные черты происходящего.

Компьютер представляет огромные возможности для учебных процессов, а также для работы с базой данных –  огромным количеством информации, хранящейся в пригодном для автоматической обработке виде. Ученику легко осуществить поиск, систематизацию и обработку сведений. В процессе работы легко запоминаются события, понятия, а также названия произведений искусства, виды и жанры, имена художников, даты. [1.8]

Таким образом, обучение с активным использованием ИКТ позволяет четко организовать умственную деятельность ученика на основе изучения главного в учебном содержании, а используемые компьютерные программы более четко закрепить изучаемый материал.

Достижение главных образовательных целей зависит от того, в какой мере учащиеся обучены восприятию информации и ее использованию, поэтому освоение современных информационных технологий педагогами и учащимися является насущной необходимостью. Современный урок невозможен без использования информационных и коммуникационных технологий.

Информационные технологии используются педагогом для демонстрации учебного материала, разнообразных средств контроля, выполнения практических и самостоятельных работ, построения схем, графиков, моделей, диаграмм, викторин. Использование мультимедиа позволяет сделать урок наглядным и эмоционально насыщенным, а содержание –  более доступным. Использование ИКТ настраивает учащихся на активную работу и развивает познавательный интерес к обучению.

На уроках изобразительного искусства можно применять самые разнообразные формы работы с информационными технологиями.  Это может быть использование наглядности, тем более, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор демонстрационных таблиц по этапам рисования, схем, репродукций, иллюстраций, видео. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.

Если по курсу есть электронные издания, фильмы и другие материалы, ими можно дополнять лекцию и использовать фрагментарно. Например, изложение событий и фактов может сопровождаться показом слайдов со схемами и фотографиями, создание собственных образовательных ресурсов; работа в Интернет.

  1. Плюсы использования ИКТ в учебном процессе

Использование проектора и экрана дает возможность:

  • ярко и наглядно иллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
  • обсудить просмотренный материал с учащимися;
  • принять совместное решение по предлагаемым заданиям;
  • организовать индивидуальную работу с последующей проверкой на экране.

 Создавая собственную образовательную базу, необходимо скомплектовать материал в доступной и наглядной для учащихся форме. Структурирование большого объема информации наиболее приемлемо при помощи программы Power Point –  здесь и создаются презентации. Уроки с использованием презентации становятся более насыщенными, эффективными и дают возможность развивать у учащихся интерес  к предмету. Мультимедиа презентация может быть использована  на уроках – беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. [1.5] Она поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий.  При этом обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким-либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения и основные понятия, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у учащихся навыков общения с помощью ИКТ, дает дополнительную мотивацию к изучению материала способствует повышению уровня восприятия информации.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

  • обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки и т. п.), чтобы работать с ними на уроке;
  • создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
  • использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
  • организовать работу с электронным изданиями на уроке;
  • применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

Главным преимуществом использования ИКТ технологий в преподавании изобразительного искусства является смещение акцента с вербальных методов обучения на методы поисковой, творческой деятельности. Одновременно ИКТ технологии должны формировать собой основу для организации учебно-познавательной деятельности учащихся. [1.6]

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет добиться максимальной эффективности обучения за счет повышения интереса обучаемых к предмету изобразительное искусство.

При использовании средств ИКТ в процессе обучения появляется возможность улучшения психолого-педагогических условий учебной деятельности у учащихся за счет:

  • создания устойчивого интереса и положительной мотивации учения;
  • включения механизма развития исследовательских, творческих качеств;
  • обеспечения положительного эмоционального состояния обучающегося, отсутствия страха в момент возникновения затруднения;
  • создания благоприятных условий для формирования общей культуры мышления, коммуникативной культуры, развития информационной культуры обучающегося;
  • развития рефлексии, самореализации, самопознания.

Возможность работать с различными видами информации: текстовой, графической, звуком, рисунками, анимацией и видео существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер учебной коммуникации. Учебное время используется более эффективно.

Усиливается творческая роль учителя и учащихся, осуществляется «педагогика сотрудничества». Использование ИКТ технологий обучения способны существенно углубить содержание излагаемого материала, формировать практические умения и навыки учащихся.

Современные учащиеся быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов преподавателя.

Глава II. Описание системы работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства примере одной из школ города

2.1. Технология и использование компьютера на уроках                               изобразительного искусства

   Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития учащихся.

Рассмотрим следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

Урок с мультимедийной поддержкой –   в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые  электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации,  и ученики для защиты проектов.

 Урок с компьютерной поддержкой – несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

 Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

  1. Урок с мультимедийной поддержкой.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать

последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения. [1.8]

В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. Ничего удивительного не будет в том, что у более опытного учителя подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее, нежели у его молодого коллеги. Но урок – мини-технология предполагает существенное уменьшение «педагогического брака» даже начинающим учителем.

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:                                        

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний.

Следует затронуть и другой аспект:  проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Учитель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. [1.5]

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт  с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

                                           

2.2. Использование электронных образовательных ресурсов  

После поступления в школу компьютеров  началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления.

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет. [1.10]

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

Если кабинет подключен к сети Интернет, можно предложить провести урок в форме виртуальной экскурсии.

2.3. Мультимедиа  презентации на уроках 

       Используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений,  формируя собственные средства обучения, составляя свои презентации и осуществляя образовательные проекты, можно создать многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить уроки искусства. Это небольшие мультимедиа презентации по творчеству того или иного  художника, тесты-опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. Всё это:

  • можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (при наличии проекционного экрана) во время опроса;
  • позволяет каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе;
  • позволяет ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Используя возможности программы PowerPoint, можно разработать презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки.

  • на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства;
  • при изучении таких тем по изобразительному искусству как «Живопись», «Музеи России»,  «Искусство Гжели»,  «Стили дизайна и их отражение в интерьере» и др.

Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  • возможность обеспечить не только аудио, но и визуальное восприятие информации;
  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

                     

         2.4.   Создание и представление учащимися творческих             проектов с использованием ИКТ

Учащиеся –  не просто пассивные поглотители информации, целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта. [1.4]

При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.

Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации.

Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися – это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.

1. Урок с компьютерной поддержкой.

Возможны, когда

  • учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером;
  • учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.

При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и

дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний.

Возможны также самостоятельные экскурсии в Интернете, просмотр мультимедийных лекций.

  1. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет

          При изучении отдельных тем учитель может использовать Интернет на уроках с мультимедийной поддержкой.  Так при изучении некоторых тем можно выходить в сеть, знакомиться с предложенной информацией. Подобный урок можно провести и в классе информатики, когда учащиеся самостоятельно знакомятся с ресурсом, делают выводы, выполняют задания учителя.

  1. Результативность использования ИКТ на уроках изобразительного искусства.
  • повышение мотивации в обучении;
  • обеспечение разнообразия форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования;
  • расширение кругозора учащихся;
  • повышение информационной компетентности учащихся;
  • усиливает внимание;
  • повышает объем восприятия;
  • активизирует мыслительную деятельность путем вовлечения образной сферы человека в процесс обучения.
  •  создание и активное использование электронных дидактических материалов;
  •  повышение уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса;
  •  положительная динамика мотивации обучения, повышение качества образования в целом. ( Приложение таблица 2.1)

Преимущества, получаемые учителем:

  • скорость объяснения увеличивается почти вдвое;
  • качество процесса обучения также возрастает, т.к. в работу включаются несколько органов чувств учащегося (слух, зрение);
  • более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, следовательно, удается задействовать непроизвольную память-залог прочных знаний;
  • использование Интернет-ресурсов позволяет «идти в ногу со временем», что особенно важно;
  • изготовление презентаций – это творчество преподавателя, позволяющее ему полно и ярко донести до учащихся необходимую информацию, это способ самовыражения преподавателя;
  • поднятие авторитета преподавателя в глазах учащихся;
  • удержание внимания учащихся;
  • оптимизация процесса запоминания и понимания учебного материала.

Преимущества, получаемые учащимся:

  • легкий путь усвоения информации (задействуется непроизвольное внимание, сразу несколько анализаторов);
  • при выполнении практических работ, работ  в Интернете, работ  с другими носителями цифровой информации учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые им в будущей жизни;
  • ощущают себя активными участниками процесса обучения;
  • получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, делают выводы.

Новейшие компьютерные системы и программы, развивающаяся сеть Интернет, компьютерные и телекоммуникационные технологии, спутниковые системы связи активно внедряются во все сферы деятельности человека, придавая совершенно новое значение информации как определяющей категории экономического, социального, культурного развития общества и критерия его стабильности.

Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере.

Известно, что от совершенства учебного материала, его новизны, практической проработанности, а также формы представления во многом зависит качество и эффективность образования. Поэтому разработка дидактического обеспечения учебного процесса является одним из актуальных направлений информатизации системы образования. Анализируя работу с ИКТ учителей ГБОУ СОШ № 9 г.о. Чапаевск на уроке изобразительное искусство, можно сделать следующие выводы, включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.

Полученные результаты:

повышение учебно-познавательной мотивации обучения к содержанию курса искусства в соответствии с содержанием учебной дисциплины;

  • позитивное изменение характера взаимодействия педагога и учащегося;
  • технологизация обучения изобразительному искусству за счет дидактической оснащенности педагога учебными материалами, информационными источниками;
  • сформированность информационных компетенций педагога и учащихся;
  • разработанные электронные средства обучения: дидактические демонстрационные материалы к урокам искусства;
  • оснащенный кабинет изобразительного искусств

Заключение

Таким образом, показателем эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе в рассмотренной мною школе  может служить уровень сформированности информационно-коммуникативной деятельности и качество знаний по изо.

Таблица 2.2  Качество знаний по предмету ИЗО.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
  • психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор детей;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Список источников и литературы

1. Литература

1.1  Апатова Н.В., Информационные технологии в школьном образовании. – М.,1994. – 15 с.

1.2  Беспалько В.П., Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. Программированное обучение.  Дидактические основы.  – М., 1970.

1.3  Гальперин П.Я., Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.

1.4  Гузеев В.В., Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.

1.5  Кларин М.В., Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М.:Наука, 1997.

1.6  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.

1.7  Оконь В., Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990.

1.8  Петрусинсхий В.В. , Автоматизированные системы интенсивного обучения. – М., 1987.

1.9  Разенберг И. М.,  Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. – 1989.-№3.

1.10 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. - с.14 - 15.

1.11 Шеншев Л.В., Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. -1992.

1.12 Тамберг Ю.Г., Развитие творческого мышления. – Санкт - Петербург, «Речь», 2007.

2. Интернет-источники

1.1 «Открытый урок рисования»: сайт: [Электронный ресурс]. –http://risunok.love2learn.ru/

1.2 «Уроки рисования»: сайт: [Электронный ресурс]. –http://arttower.ru/forum/index.php?showforum=21

1.3 «Школа карандашика»: сайт: [Электронный ресурс]. –http://www.solnet.ee/sol/026/ris_000.html

Приложение

Активные ссылки на порталы и сервисы для учителей ИЗО:

http://www.uchportal.ru/load/150 - Учительский портал;

http://www.mifolog.ru/ - Мифологическая энциклопедия;

http://www.smallbay.ru/ - Виртуальный музей живописи;

http://www.pottery.ru/ - Виртуальное объединение керамистов;

http://www.vvvasilyev.ru/ - Лекции по истории искусства;

http://www.world-art.ru/painting/ - База данных по живописи;

http://louvre.historic.ru/collect/ - Виртуальное путешествие по Лувру;

http://geraldika.ru/ - Вся геральдика;

http://www.hi-braa.spb.ru/ - Культура Востока;

http://hist-usadba.narod.ru/ - Исторические усадьбы России;

http://www.crsbi.ac.uk/index.html - Романская скульптура Британии;

http://www.lavra.spb.ru/ - Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра;

http://www.abcgallery.com/G/giotto/giotto.html - Джотто;

http://www.abcgallery.com/K/korovin/korovin.html - Константин Коровин;

http://www.abcgallery.com/C/caravaggio/caravaggio.html - Караваджо;

http://www.abcgallery.com/K/kuinji/kuinji.html - Архип Куинджи;

http://www.abcgallery.com/V/vasnetsov/vasnetsov.html - Виктор Васнецов;

http://www.abcgallery.com/S/serov/serov.html - Валентин Серов

http://www.abcgallery.com/R/repin/repin.html - Илья Репин;

http://www.abcgallery.com/P/polenov/polenov.html - Василий Поленов;

http://www.abcgallery.com/K/kramskoy/kramskoy.html - Иван Крамской;

http://www.abcgallery.com/F/fedotov/fedotov.html - Павел Федотов;

http://www.abcgallery.com/V/vrubel/vrubel.html - Михаил Врубель;

http://www.abcgallery.com/P/petrov-vodkin/petrov-vodkin.html - Кузьма Петров-Водкин;

http://www.abcgallery.com/N/nesterov/nesterov.html - Михаил Нестеров;

http://www.abcgallery.com/V/vereshchagin/vereshchagin.html - Василий Верещагин;

http://www.abcgallery.com/V/venetsianov/venetsianov.html - Алексей Венецианов;

http://www.abcgallery.com/V/vasilyev/vasilyev.html - Федор Васильев;

http://www.abcgallery.com/T/tropinin/tropinin.html - Василий Тропинин;

http://www.abcgallery.com/S/surikov/surikov.html - Василий Суриков;

http://www.abcgallery.com/K/kiprensky/kiprensky.html - Кипренский;

http://www.abcgallery.com/G/gay/gay.html - Николай Ге;

http://www.abcgallery.com/D/delacroix/delacroix.html - Эжен Делакруа;

http://www.abcgallery.com/S/shishkin/shishkin.html - Иван Шишкин;

http://www.abcgallery.com/M/monet/monetbio.html - Клод Моне;

http://www.abcgallery.com/V/vangogh/vangogh.html - Винсент ванГог;

http://www.abcgallery.com/S/savrasov/savrasov.html - Алексей Саврасов;

http://www.abcgallery.com/P/perov/perov.html - Василий Перов;

http://www.abcgallery.com/I/ivanov/ivanov.html - Александр Иванов;

http://www.abcgallery.com/A/aivazovsky/aivazovsky.html - Иван Айвазовский;

http://www.abcgallery.com/L/levitan/levitan.html - Исаак Левитан;

http://www.abcgallery.com/B/briullov/briullov.html - Карл Брюллов;

http://www.abcgallery.com/M/manet/manet.html - Эдуард Мане;

http://www.abcgallery.com/C/cezanne/cezanne.html - Поль Сезанн;

http://www.abcgallery.com/G/goya/goya.html - Франциско де Гойя;

http://www.abcgallery.com/V/velazquez/velazquez.html - Диего Веласкес;

http://www.abcgallery.com/B/botticelli/botticelli.html - СандроБотичелли;

http://www.abcgallery.com/R/rubens/rubens.html- Рубенс;

http://www.abcgallery.com/R/renoir/renoir.html - Пьер Огюст Ренуар;

http://www.abcgallery.com/R/rembrandt/rembrandt.html - Рембранд;

http://www.abcgallery.com/R/raphael/raphael.html - Рафаэль;

http://www.abcgallery.com/G/gauguin/gauguin.html - Поль Гоген;

http://www.abcgallery.com/T/titian/titian.html -Тициан;

http://www.abcgallery.com/L/leonardo/leonardo.html - Леонадро да Винчи;

http://www.abcgallery.com/M/michelangelo/michelangelo.html - Микеланджело;

http://www.abcgallery.com/P/picasso/picasso.html - Пабло Пикассо.

Электронные учебники и сайты:

http://artschool.forum.ru/list.htm - Изостудия;

http://www.panphoto.spb.ru/index_r.htm - Панорамный Петербург;

http://www.liart.ru/ - Государственная библиотека по искусству;

http://art-rus.narod.ru/main.html - Страницы русской истории;

http://www.abcgallery.com/index.html - Музей живописи онлайн;

http://palekh.narod.ru/ - Виртуальный музей Палеха;

http://religionart.narod.ru/ - Религиозные сюжеты в русской живописи;

http://sobory.ru/ - Православная архитектура;

http://www.temples.ru/ - Храмы России;

http://www.tretyakovgallery.ru/ - Государственная Третьяковская Галерея;

http://www.museum.ru/gmii/ - Государственный музей имени Пушкина;

http://www.kreml.ru/ - Московский Кремль;

http://www.rusart.nm.ru/index.html - Передвижники;

http://sovietart.narod.ru/main.htm - Советская живопись;

http://www.artbatik.ru – Батик;

http://www.rbtl.ru/konkurs/kirsanova/SDM/master/color.htm - Колористика ткани;

http://www.izomir.narod.ru/Knigi/Iskusstvo/Spisok.html - Искусство Хохломской росписи;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зинина Галина Юрьевна- Учитель изобразительного искусства Внедрение ИКТ в систему обучения по предмету «Изобразительное искусство»

Слайд 2

ЦЕЛЬ : Формирование коммуникативных и информационных компетентностей у обучающихся на основе использования ИКТ в процессе обучения по предмету изобразительное искусство. Формирование информационных и коммуникационных компетентностей как учителя, так и учащихся. Активное внедрение и использование электронных средств обучения на уроках изобразительного искусства. Охарактеризовать электронные средства обучения, демонстрационные материалы, компьютерные программы используемые для эффективного обучения на уроках изобразительного искусства. Обобщить, проанализировать практический опыт внедрения и применения ИКТ на примере одной из школ города.

Слайд 3

Объектом исследования является процесс обучения по предмету изобразительное искусство. Предметом исследования: информационно – коммуникативные технологии. Гипотеза – если внедрение и использование ИКТ на уроках изобразительного искусства получит широкое применение и распространение, то это будет являться огромной помощью не только учителю, но и ученику.

Слайд 4

МУЛЬТИМЕДИА ПРОЕКТОР и ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА Использование ИКТ

Слайд 5

Использование нетбука при выполнении учащимися задания Использование ИКТ

Слайд 6

Учебные программные средства Использование ИКТ

Слайд 7

Использование документ - камеры Использование ИКТ

Слайд 8

Преимущества получаемые учителем: скорость объяснения увеличивается почти вдвое; качество процесса обучения также возрастает, т.к. в работу включаются несколько органов чувств учащегося (слух, зрение); более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, следовательно, удается задействовать непроизвольную память-залог прочных знаний; использование Интернет-ресурсов позволяет «идти в ногу со временем», что особенно важно; изготовление презентаций- это творчество преподавателя, позволяющее ему полно и ярко донести до учащихся необходимую информацию, это способ самовыражения преподавателя; поднятие авторитета преподавателя в глазах учащихся; удержание внимания учащихся ; оптимизация процесса запоминания и понимания учебного материала.

Слайд 9

Результативность использования ИКТ на уроке повышение мотивации в обучении; обеспечение разнообразия форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования; расширение кругозора учащихся; повышение информационной компетентности учащихся; усиливает внимание; повышает объем восприятия; активизирует мыслительную деятельность путем вовлечения образной сферы человека в процесс обучения. создание и активное использование электронных дидактических материалов; повышение уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса; положительная динамика мотивации обучения, повышение качества образования в целом.

Слайд 10

Средний показатель качества знаний по ИЗО на примере использования ИКТ в ГБОУ СОШ №9

Слайд 11

Результаты освоения обучающимися образовательных программ с использованием ИКТ технологий

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс (Программа Б.М.Неменского, УМК «Школа России)

В календарно-тематическом планированиипо предмету «Изобразительное искусство» (1 класс по программеБ.М.Неменского,УМК «Школа России)   в соответствии с программой представлены деятельность д...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс (Программа Б.М.Неменского, УМК «Школа России")

В календарно-тематическом планированиипо предмету «Изобразительное искусство» (1 класс по программеБ.М.Неменского,УМК «Школа России)   в соответствии с программой представлены деятельность д...

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Презентация по предмету изобразительное искусство , 2 класс на тему "Виды изобразительной деятельности"

Данный материал подготовлен в рамках преподавания предмета изобразительное искусство по Образовательной системе "Школа 2100", Разноцветный мир (автор Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.) во 2 классе....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1-ом классе на тему «Форма и цвет предметов»

Цели урока: Формировать навыки организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельной живописи, получению разных оттенков цвета; обо...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись,  Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: искусство

Рабочая программа учебного и календарно-тематическое планирование предмета   «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России», рассчитанная на 1 час в неде...