Конспект урока "В гостях у зимней сказки"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Ионова Татьяна Константиновна

На уроке ребята познакомятся с произведениями  художников и народных мастеров, расширят представление о живописи и графике, научатся рисовать углем в технике графики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_zimney_skazki.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

В гостях у зимней сказки

Цели деятельности  педагога

Учить рисовать в графической технике, ознакомить с произведениями народных мастеров и художников, способствовать проявлению детской фантазии, погружению в мир народной сказки, чудес, связанных с образами   Деда Мороза , Снегурочки и Зимы; дать почувствовать неразрывную связь человека с природой, создать условия для   развития эстетического видения родной природы.

Тип урока

Решение   частных задач.

Методы и формы  обучения

Объяснительно-иллюстративный / индивидуальная. фронтальная.    

Основные понятия и термины

Холуй,  Мстера, декоративная композиция, графика, художник-графист, линия, шрих,спираль.                    

Образовательные   ресурсы

  Интернет-ресурсы:

 http://www. prozagadki. ru /187- zagadki-pro-janvar.html            

http://www.ivanok. gor_menu /st_ng.php

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд:произведения живописи и народных мастеров Холуя и Мстеры с изображением зимних пейзажей. Образец- рисунок педагога.

Музыкальный ряд:песня «Зима» ( муз. Ханка, сл. С. Острового)

Оборудование

Альбом, карандаши, уголь.  

Планируемые образовательные результаты

Предметные  (объём освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с произведениями  художников и народных мастеров, расширят представление о живописи и графике, научатся рисовать углем в технике графики, создавать декоративную композицию.

Метапредметные  (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретённая компетентность):овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником,  рабочей тетрадью, образной речью.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве, уважительно относятся к труду мастеров; сориентированы на бережное отношение к природе. 

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты. задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятель ность

учащихся

Форма организации

совзаимодействия на уроке

Универсальные      учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Эмоциональная,Проверяет готовность учащихся к уроку.

Сообщение темы урока.

Звучит песня «Зима» («Потолок ледяной…»).

-Чьё жилище описывается в этой песне?

- А в каком доме могла бы жить Снегурочка?  Емеля?

-Давайте пофантазируем сегодня и нарисуем жилища сказочных героев.

 Слкшают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Устные

ответы

II.   Изу чение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме.

Просмотр  мультимедийной презентации и работа по учебнику (с.84-85)

Холуйская лаковая миниатюра.

Зимние пейзажи в технике графики.

Работа с учебником     ( с.86).

Что мы будем рисовать?

Физкультми-нутка

Организует беседу по теме.

- Да, тяжело сейчас тем, у кого нет дома. Ведь на улице зима.

Отгадайте загадку.

       Щиплет уши, щиплет нос,

       Лезет в валенки мороз.

       Брызнешь воду – упадёт

       Не вода уже, а лёд.

       Даже птице не летится,

       От мороза стынет птица.

       Повернуло солнце к лету.

       Что скажи за месяц это? (Январь.)

-А из окошек дома мы видим прекрасный зимний пейзаж.

Пришла зима нарядная             Припудрила дорожки все,

С мелодией метели:                   Аллеи и тропинки,

Усыпала гирляндами                 Украсила окошечки

Берёзы, сосны, ели.                    Морозными картинками.

     

Теперь они не окна уж,

А чудные пейзажи,

И в них уже не стёкла, нет,

А чудо- вернисажи.

И это всё нам нравится…

Царит зима-красавица!

                                 Н. Самоний

- А теперь полюбуемся произведениями художников и народных мастеров, в которых представлен зимний пейзаж. Можете ли вы сами определить, где здесь работы художников, а где – народных мастеров? Как выражают своё настроение художник и народный мастер? Опишите представленные произведения, используя красочные выражения или отрывки из стихотворений. Есть ли различия в изображении пейзажей?

-  Обратите внимание, что представленные произведения народных мастеров выполнены мастерами разных промыслов. Одна из работ выполнена мстерским мастером, а другая- холуйским.

  В старинном русском посёлке Холуй живут потомки иконописцев, а в настоящее время художники лаковой миниатюры на папье-маше. Опираясь на каноны древнерусского  изобразительного искусства, традиционные технологии русских художественных лаков, холуйские мастера сумели создать особую манеру живописи, сделать свои произведения – шкатулки, коробочки, броши, декоративные панно – оригинальными, живописными, занимающими достойное место в искусстве лаковой миниатюры.

-Пейзаж может быть нарисован в технике графики или даже вырезан из бумаги. Сравните эти два варианта.

Задаёт вопросы по учебнику.

-Зима – сказочное время, несмотря на морозы. Недаром в зимних сказках живёт так много героев- волшебников: Дед Мороз, Снегурочка,  Морозко. Каких ещё вы знаете героев?

-А какие дома у этих героев? Кто живёт в избушке? Кто – во дворце, в хоромах?  

- Давайте пофантазируем и устроим новоселье сказочным героям.

Берём мы кисть, берём листок.

Фантазий радужный поток

Тебе поможет сотворить

Прекрасный мир, волшебный мир…

Проводит физкультминутку.

Называют приметы зимы, наблюдаемые в природе и  описываемые в стихотворении, читают (по желанию)

Стихотворения о зимнем пейзаже.

Обсуждают произведения искусства

Отвечают на вопросы,  работают с учебни-ком.

Слушаютучителя, отвечают на вопросы.

Выполня-ют упражне-ния.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, уважительного отношения к труду мастеров; сориентированы на бережное отношение к природе.

Познавательные:строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках зимы; составляют описания  зимней поры; приводят поэтические примеры изображения зимы;  осуществляют поиск существенной информации о признаках зимы, сравнивают произведения искусства, определяют сходство и различие.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные; строят понятное монологическое высказывание; согласовывают свои действия с партнёром; активно слушают одноклассников, учителя; вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируют их; выразительно читают стихи о зиме, используют образную речь.

Устные

ответы

III.Тво-

рческая  практическая деятельность.

Организация рабочего места. Последовате льность работы над рисунком. Работа с учебником (с.87-88).

Проверяет правильность организации рабочего места.

Организует работу по составлению последовательности рисования композиции.

Обращает внимание детей на то, что рисунок следует располагать в центре листа бумаги, напоминает приёмы работы карандашом, углем.

Контролирует правильность держания в руках карандаша, угля, приёмы работы в процессе рисования.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельность, отвечает на вопросы учащихся.

Взаимоконтроль. Работают с учебни ком, отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над рисунком.

Групповая(парная).

Фронтальная.

Познавательные: организуют своё рабочее место с учётом       функциональнос ти, удобства, рациональности и безопасности в размещении и применении принадлежностей и материалов.

Регулятивные:

Ориентируются  в учебнике, следуют плану при выполнении практической работы.

Устные ответы

Творческая работа.

- Нарисуйте в творческой тетради дом для героя сказки в технике графики с использованием карандаша, угля, чёрной или белой гуаши (по выбору ).

Рисуют в технике графики.

Индивидуальная

Личностные: понимают значимость правильной организации рабочего места, соблюдают правила поведения на уроке.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности выполнения работы и техники исполнения рисунка.

Выполнение рисунка.

IV.Итог

урока.

Рефлексия

Выставка работ учащихся

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.

Организует просмотр и обсуждение выполненных работ.

- Расскажите, для какого героя построен дом.

Проводит  беседу по вопросам:  

- Что нового узнали на уроке?

- Чем вы рисовали рисунок?

- Какой рисунок вам кажется наиболее красивым? Почему?

-Какое настроение у вас сейчас?

Рассматривают выполненные рисунки, рассказывают о содержании рисунка. Отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке, оценивают работы.

Фронтальная

Фронтальная

Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений художников, народных мастеров для человека.

Регулятивные:анализируют собственную деятельность на уроке, оценивают работу, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

Коммуникативные: излагают своё мнение и аргументируют собственную точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сочи 2014: зимняя олимпиада"

материал с фото зимних видов спорта, символами и талисманами олимпиады. Актуален при проведении классных занятий по теме в предверии олимпиады 2014г....

Конспект урока "Сочи 2014: зимняя олимпиада"

материал с фото зимних видов спорта, символами и талисманами олимпиады. Актуален при проведении классных занятий по теме в предверии олимпиады 2014г....

Урок изобразительного искусства "Зимняя сказка". 4 класс.

Использование нетрадиционных техник рисования: рисование воском, рисование на наждачной бумаге пастельными мелками, рисование гуашью на стекле, рисование гуашью на бумаге руками....

Конспект занятия по рисованию "Зимняя сказка"

Конспект занятия по рисованию "Зимняя сказка"...

План конспект урока развития речи "Зимние забавы"

Методическая разработка урока развития речи во 2 классе для слабослышащих детей и детей с задержкой речевого развития...

Конспект урока на тему: "Зимние забавы, приметы зимы"

Знакомство с приметами и признаками зимы....