Открытый урок на тему: "Зимняя сказка"
план-конспект урока по окружающему миру

Елена Вячеславовна Попова

Цели и задачи учебного занятия:

1. Раскрыть детям многообразие ритмико-пластических форм зимней природы.

2. Показать интеграцию искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в передаче образа зимней природы.

3. Развивать образное восприятие природы, формировать гармоничное сочетание формы и цвета, чувство композиции.

4. Учить составлять предложения;развивать связную речь обучающихся и расширять словарных запас.

5.Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства, отзывчивость, терпение.

6. Содействовать созданию положительного и эмоционального настроения и снятия психоэмоционального напряжения через динамические упражнения. Создавать условия для мотивации к учению.

7. Способствовать развитию пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.

8. Закреплять технические навыки работы с гуашью, используя приемы «мазок», «тычок», «плавная линия».

9.Развивать воображение, наблюдательность, навыки построения композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_skazka.docx88.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округаПавловский Посад Московской области

Открытый урок

на тему: "Зимняя сказка"

1 в класс

        

        Выполнила:

учитель дефектолог

Попова Е.В.

2022-2023 учебный год

Тема урока: Зимняя сказка.

Цели и задачи учебного занятия:

1. Раскрыть детям многообразие ритмико-пластических форм зимней природы.

2. Показать интеграцию искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в передаче образа зимней природы.

3. Развивать образное восприятие природы, формировать гармоничное сочетание формы и цвета, чувство композиции.

4. Учить составлять предложения;развивать связную речь обучающихся и расширять словарных запас.

5.Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства, отзывчивость, терпение.

6. Содействовать созданию положительного и эмоционального настроения и снятия психоэмоционального напряжения через динамические упражнения. Создавать условия для мотивации к учению.

7. Способствовать развитию пространственной ориентировки и мелкой моторики рук.

8. Закреплять технические навыки работы с гуашью, используя приемы «мазок», «тычок», «плавная линия».

9.Развивать воображение, наблюдательность, навыки построения композиции.

Ср. обучения: проблемный диалог, наглядный материал, практическая деятельность.

Оборудование:бумага цветная А4 синих, фиолетовых цветов и оттенков или тонированный лист, кисти №4, №6, белая гуашь, палитра, подставка для кистей, шаблоны зарисовок.

Планируемые результаты обучения:

Формируемые БУД:

личностные: осмысление окружающей действительности.

познавательные: научить, формировать не сложные выводы.

регулятивные: принимать цели и активно включаться в деятельность; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

коммуникативные: умение вступать в контакт и работать с учителем и одноклассниками, формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение.

Краткое учебное содержание (виды организации учебной деятельности; учебные задания для разных этапов учебного занятия)

Зрительный ряд: Изображение зимнего леса на цветном фоне.

Литературный ряд: отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Музыкальный ряд:Г.Свиридов «Метель»инструментальная мелодия «Зимняя сказка», Ф.Шопен  Вальс № 7 « Зима », музыкаЕ.Крылатов  « Кабы не было зимы»

ХОД УРОКА

 Организационный момент.

Психологический настрой.

«Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем».

 Изучение нового материала.

Ребята, наступила зима и  тема нашего урока звучит «Зимняя сказка».

Учитель зачитывает отрывок из стихотворения о зиме:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован…

Постановка цели и задач урока

- О каком времени года идет речь в стихотворении.

- О зиме.

- Назовите зимние месяцы.

- Декабрь,январь,февраль

- Скажите, зима, - она какая?

- Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, суровая, вьюжная, красивая, ветреная, весёлая, нарядная, злая, волшебная.

- Каким, словом можно ласково назвать зиму?

- Зимушка

- Зимушка-зима пригласила нас к себе в гости и приготовила интересные задания, которые вы должны выполнить.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Звучит музыка.Инструментальная мелодия « Сказочная зима»

У.- Закройте глаза. Холодно, морозно, бело. Спит земля под снежным одеялом. Зима бывает разная – суровая, чудесная, белоснежная. Очень красива она в своем белоснежном убранстве. Представьте, как падают и кружатся в мелодии снежинки и ложатся на ветви елок и деревьев. А теперь откройте глазки и скажите какими вы увидели снежинки? (белые, пушистые, ажурные, серебристые, нежные).

У. Ребята, а ведь зима то эта не простая, а волшебная. Она приготовила вам задания. И если мы справимся со всеми заданиями в конце урока нас ждёт необычный сюрприз.

Актуализация знаний (зимние признаки)

У. А ведь, действительно, ребята, когда мы идем по зимнему лесу, то деревья кажутся сказочными. Они величественно стоят в зимних уборах. В лесу тихо, только снег скрипит. А какие признаки зимы, вы знаете?

Дети перечисляют признаки зимы, изображённые на картинке.

Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идет снег. Небо чаще покрыто тучами, дни стали короче, а ночи длиннее, многие птицы улетели в теплые страны, а на зимовку остались вороны, синички, снегири, воробьи, звери такие как:еж, медведь и барсук спрятались в свои домики и спят, все озера и реки покрылись льдом.

Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка под музыку Е.Крылатов  « Кабы не было зимы»

На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.

(Ходьба на месте)

Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.

(Ребенок потирает руку об руку)

Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.

(Ребенок топает ножками)

Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.

(Ребенок приплясывает)

Практическое задание (первичное проверка понимания):

Музыкальное сопровождение во время практической деятельности Ф.Шопен  Вальс № 7 « Зима ».

Изобразить белой гуашью зимнюю композицию на фоне холодного оттенка синего, напоминающего фон вечера или ночи.

У. На столах у вас сегодня 1 баночка с белой гуашью, которую мы ласково называем «Беляночкой». Представим, что Зима-волшебница околдовала другие зимние краски, т.е. работу выполняем белой гуашью, будто и деревья околдованы в снежном инее. Еще у нас есть готовый фон разных оттенков синего цвета.
Синяя цветная бумага послужит нам фоном, его мы не изображаем.

– А теперь я напомню вам, что на палитре мы можем не только получать нужные цвета ,но и пробовать густоту краски. Воды много добавлять не нужно. Япокажу способы работы на листе.

Показ учителя способов работы кончиком кисти и нанесения на лист бумаги мазков, линий, тычков. Можно использовать кисть меньшего размера для мелких деталей. В ходе инструктажа учитель поясняет и напоминает, что снежинки падающие из снежных  облаковзасыпают елочку снежинками и постепенно она становится покрытой белым снегом, как и весь лес.

    Учитель проводит индивидуальную работу, привлекает внимание детей к общим ошибкам.

– А теперь, ребятки, позовем на помощь ветерок. Он нам поможет поскорей просушить работу.
Для этого дети встают возле своего рабочего места и изображают ветерок руками. Проводится физкультурная пауза «Ветерок». Можно провести вместо зарядки гимнастику для пальчиков «Деревья».

Возможные ошибки:

– ребенок не применяет разные варианты нанесения мазков, в результате работа смотрится грубо, однотипно, нет пластики линий;
– гуашь наносится слишком жидко, прозрачно как акварель, в результате работа течет.

Первичное закрепление

Учитель вывешивает на доске готовые работы, совмещая в коллективное панно. Отмечается работы не однотипные, оригинальные и учащиеся, проявившие себя на данном уроке. Учитель делает вывод, что совместно получилось прекрасное панно для оформления интерьера в классе, отмечает интересные сюжеты, хвалит всех ребят. Закрепляют информацию по теме урока.

О каком времени года сегодня шла речь? – О зиме.

Игра: Закончи предложения.

-Зимой бывает снегопад, а осенью….

-Зимой катаются на санках, а летом….

-Зимой бывает холодно, а летом…

-Зимой снег падает, а весной….

-Зимой растут сугробы, а летом растут….

Что вам больше всего понравилось на нашем уроке? (ответы детей по очереди)

Инструктаж о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Мне очень понравилось как вы сегодня работали на уроке, особенно хочу отметить … (называю детей, которые особенно постарались работать на уроке).

-Вашим домашним заданием - подумать и изобразить ночное небо зимой это задание от Зимушки-зимы.

Рефлексия

- А вот и сюрприз, про который мы говорили в начале урока. Мы хорошо справились со всеми заданиями и Зима хочет вас поблагодарить и подарить необычный подарок. Его нельзя пощупать. Его нельзя съесть его можно только услышать, почувствовать и полюбить это – Зимняя мелодия.

Дети слушают Г.Свиридова «Метель».

- Мелодия зимы какая? (бодрая, нежная,с переменным веселым настроением,…)

Что вам больше всего понравилось на нашем уроке? (ответы детей по очереди)

 Методическая литература

Останкова Ю.В. Система коррекционно - развивающих занятий по подготовке к школе. Волгоград: Учитель, 2007.-130с.

Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс - М.:ВАКО,2006-240с

Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков.2017

https://otvet.imgsmail.ru/download/23383059_26e0b8a182e83ae62302efe4d6e4512e_800.jpg

https://raskraskityt.ru/img/raskraski-priroda/oblaka/raskraski-priroda--oblaka--1.jpghttp://cdn01.ru/files/users/images/93/f2/93f2fdf4a3ff32a84111e458981f46e8.png

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: обучение грамоте - изобразительное искусство (тема: Зимняя сказка)

Интегрированный урок: обучение грамоте - изо (тема: Зимняя сказка)Цели:1)Закрепить умение характеризовать звуки, составлять слова, умение писать  имена собственные с большой буквы.2) Познакомить ...

Коррекционно-развивающее занятие по теме: "Зимняя сказка".

Разработка занятия для детей с нарушением зрения...

Новогодний проект на тему: "Зимняя сказка"

Общешкольный новогодний проект для учащихся 1-4 классов.Планируемые результаты: дети познакомятся со сказками на зимнюю тему, особенностями профессий – режиссера, постановщика, актера, художника-декор...

Творческая мастерская по литературному чтению по теме "Зимняя сказка" ("Начальная школа XXI века")

Технология творческой мастерской позволяет обобщить зания детей по теме, выявить уровень усвоения материала. Все проходт в игровой форме. В резельтате у каждого ребенка получается красивое мини-сочине...

Внеклассное занятие по теме "Зимние сказки"

Материал предназначен для учащихся 2 класса по духовно-нравственному направлению....

КОНСПЕКТ открытого занятия. Тема «Зимние игры»

КОНСПЕКТоткрытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе:«Мир моих интересов»социально-педагогической направленностиТема «Зимние игры»...