КТП
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Арсланова Рамиля Хамзиевна

УМК «Школа России»

Программа составлена на основе «Примерных программ начального общего образования». В 2 ч., М: Просвещение. «Школа России». Концепция и программы для начальных классов». В 2 ч., М: Просвещение.

Авторы: Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_tem.docx53.99 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.


п/п

Тема,
тип урока

Планируемые результаты обучения

Виды деятельности
учащихся,
форма работы

Дата

проведения

освоение предметных знаний

универсальные учебные действия (УУД)

план

факт

1

2

4

5

6

7

8

I четверть. Чем и как работают художники? (9 ч)

1

Три основные краски создают многоцветие мира. Цветочная поляна (изучение и первичное закрепление новых знаний)

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Основные и составные цвета, цветовой круг. Многообразие цветовой гаммы летней природы. Правила безопасно-
сти на занятиях

Личностные: анализировать работы; проявлять потребность в общении с искусством.

Познавательные: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать
и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Фронтальная работа – рассматривание репродукций картин, беседа «Как художник и поэт чувствуют красоту».

Индивидуальная работа – работа гуашью в тетради, изображение цветов или бабочки (по выбору ученика).

Практическая работа – смешение гуашевых красок

2

Гуашь.
Добавление белой и черной

Восприятие и изображение красоты природы.

Настроение в природе.

Темное и светлое (смешение

Личностные: проявлять эстетические чувства
в процессе рассматривания картин; анализировать выполнение работы.

Познавательные:  различать и сравнивать, ана-

Фронтальная работа – рассматривание репродукций картин, бесе-

краски. Природная стихия (изучение и первичное закрепление новых знаний)

цветных красок с черной и белой). Различное эмоциональное звучание цвета. Правила безопасности на занятиях

лизировать результаты, самостоятельно создавать различные творческие работы.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

да, обсуждение работ.

Индивидуальная
работа
 – работа
гуашью в тетради:

1) изображение солнечного дня;

2) изображение
бури, грозы

3

Выразительные возможности восковых мелков. Букет осени

(изучение
и первичное закрепление новых знаний)

Яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели.

Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими.

Передача различного эмоционального состояния природы.

Правила безопасности на занятиях

Личностные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

Познавательные: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой работы; отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятель-

Фронтальная работа – рассматривание репродукций картин, беседа, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – работа восковыми мелками и акварелью
в альбоме. Изображение осеннего букета

Продолжение табл.

ность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

4

Выразительные возможности восковых мелков. Золотая рыбка (урок закрепления изученного)

Яркость восковых мелков, выразительные возможности наждачной бумаги, особенности работы с этими материалами.

Правила безопасности на занятиях

Личностные: обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

Познавательные: использовать знание особенностей работы на наждачной бумаге восковыми мелками при создании творческой работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Индивидуальная работа – работа восковыми мелками на наждачной бумаге (изображение сказочной рыбки).

Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ

5

Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних

Особенности создания аппликации. Восприятие и изображение красоты осенней природы. Ритм листьев в природе. Ритм пятен. Правила безопасности на занятиях

Личностные: сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, анализировать работы.

Познавательные: овладевать техникой и способами аппликации, развивать чувство цвета и композиции, применять технологическую карту для решения учебной задачи; участвовать в беседе

Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – работа
с природным ма-

листьев
(по замыслу ученика)

(изучение
и первичное закрепление новых знаний)

с учителем.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения (сотрудничать
в совместном решении поставленной учебной задачи)

териалом на цветном картоне. Составление композиций из листьев (по желанию детей возможна парная работа)

6

Выразительные возможности графических материалов. Линия-выдумщица

(изучение
и первич-

Что такое графика? Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.

Выразительные возможности линии, точки, темного
и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.

Личностные: проявлять эстетические чувства при рассмотрении произведений искусства; анализировать работы.

Познавательные: определять характер предложенных линий, способы создания линий; апробировать разные способы работы пером и палочкой, сравнивать выразительные возможности графики и живописи; участвовать в обсуждении репродукций картин; дорисовывать линии и пятна.

Регулятивные: планировать и грамотно осущест-

Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ, рассматривание репродукций картин известных
художников.

Индивидуальная работа – работа тушью, пером

Прод.

ное закрепление новых знаний)

Приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

Правила безопасности на занятиях

влять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

в тетради. Превращение пятен
в птиц, зверей
и разные волшебные существа

7

Выразительные возможности графических материалов. Волшебный лес (урок закрепления изученного)

Выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.

Приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть), тонирования бумаги.

Правила безопасности на занятиях

Личностные: проявлять художественно-творческое мышление при рассматривании картин; обсуждать работы.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы работы с пером и палочкой для решения учебной задачи; участвовать в обсуждении репродукций картин художников-графиков; приводить примеры в качестве доказательства своей мысли; изображать, используя графические материалы, волшебный лес.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения

Фронтальная
работа –
 беседа, обсуждение работ, рассматривание репродукций картин известных
художников.

Индивидуальная работа – работа тушью, пером, палочкой и акварелью в альбоме. Изображение волшебного леса

 различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

8

Выразительность материалов для работы
в объеме. Пингвинчик на льдине

Скульптура, образный язык скульптуры. Материалы, с которыми работает скульптор.

Выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Приемы работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипле-

ние).

Правила безопасности на занятиях

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные работы.

Познавательные: применять технологическую карту для решения поставленной задачи, воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы по теме; создавать объемное изображение животного с передачей характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии
с поставленной задачей; осуществлять пошаговый

контроль для соблюдения форм и пропорций работы; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою

Фронтальная
работа
 – беседа,
обсуждение работ, практикум.

Индивидуальная работа – работа
с пластилином
и стеками. Лепка пингвина

Продолжение табл.

точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

9

Для художника любой материал может стать выразительным.

Изображение родного города
с помощью
неожиданных материалов

(обобщение и систематизация
знаний)

Красота различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники, неожиданные материалы. Вид искусства коллаж. Отличие коллажа и аппликации.

Художественные материалы
и их выразительные возможности. Правила безопасности на занятиях

Личностные: обсуждать и анализировать работы
с позиций творческих задач темы.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения поставленной учебной задачи; создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, договариваться  и приходить
к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Фронтальная
работа
 – беседа, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – работа гуашью, акварелью, мелками, неожиданными материалами. Изображение родного города

продолжение табл.

II четверть. Реальность и фантазия (7 ч)

10

Изображение и реальность. Павлин (изучение и первичное
закрепле-
ние новых знаний)

Реальность, анималистика.

Строение птиц. Пропорции частей тела птиц.

Характер выбранной птицы
в изображении.

Правила безопасности на занятиях

Личностные: проявлять наблюдательность и фантазию, анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности изображения разных птиц, применять технологическую карту для решения поставленной задачи; рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную
задачу; планировать действие в соответствии
с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить дополнения и коррективы
в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками
и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Фронтальная
работа
 – беседа, рассматривание репродукций картин известных
художников, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – работа гуашью. Изображение павлина

Продолжение табл.

11

Изображение и фантазия. Сказочная птица

(изучение
и первичное закрепление новых знаний)

Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы акварелью.

Правила безопасности на занятиях

Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создания фантастического образа; анализировать авторские работы, подмечать оригинальность исполнения.

Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками
и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Фронтальная работа – беседа, рассматривание иллюстраций, изделий художественных промыслов с изображениями сказочных птиц, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – гуашь. Изображение жар-птицы

12

Украшение
и реальность.

Паутинка.

Красота природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.). Изобра-

Личностные: проявлять эстетические потребности; обсуждать и анализировать выполненные работы с позиций творческих задач темы с точки зрения содержания и средств их выражения.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание иллюстраций

Продолжение табл.

Узор
на стекле
(изучение
и первичное закрепление новых знаний)

жения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т. д.) с помощью графических материалов, линий.

Правила безопасности на занятиях

Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих суждений.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную
задачу; планировать действие в соответствии
с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

с изображениями паутины в природе, обсуждение работ.

Индивидуальная работа (по выбору учащихся):

1) изображение
морозного узора
на стекле в рабочей тетради;

2) рисование полета снежинок на черном или синем картоне;

3) изображение паутины в альбоме гуашевыми красками

жения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т. д.) с помощью графических материалов, линий.

Правила безопасности на занятиях

Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих суждений.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную
задачу; планировать действие в соответствии
с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

с изображениями паутины в природе, обсуждение работ.

Индивидуальная работа (по выбору учащихся):

1) изображение
морозного узора
на стекле в рабочей тетради;

2) рисование полета снежинок на черном или синем картоне;

3) изображение паутины в альбоме гуашевыми красками

13

Украшение
и фантазия.

Украшаем кокошник
и сарафан

(закрепление изученного)

Преобразование природных форм в декоративные для создания различных узоров, орнаментов. Перенесение красоты природы в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии.

Приемы создания орнамента:

Личностные: проявлять эстетические чувства, чувство гордости за культуру Родины; анализировать работы.

Познавательные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих

Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ, рассматривание иллюстраций женской одежды.

Индивидуальная работа – работа

Продолжение табл.

повторение модуля, ритмическое чередование элемента

суждений.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную
задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

гуашью и акварелью в тетради, украшение кокошника, сарафана
и блузки

14

Постройка
и реальность.

Подводный мир

(изучение
и первичное закрепление новых знаний)

Навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание).

Приемы тонирования бумаги.

Эмоциональный отклик на красоту различных построек в природе

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в беседе, которая поможет собрать информацию для самостоятельного решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ.

Парная работа –

работа с цветной бумагой на формате А4, конструирование природных форм (рыбка,  водоросли, черепаха, медуза, улитка,

ракушка)

15–

16

Постройка
и фантазия.

Сказочный город

(индивидуально-групповой проект)

(обобщение и систематизация знаний)

Природные формы и архитектурные постройки.

Приемы работы с бумагой.

Разнообразные конструкции.

Макеты фантастических зданий, фантастического города

Личностные: владеть навыками коллективной деятельности под руководством учителя; анализировать работы.

Познавательные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою

Фронтальная
работа
 – беседа, обсуждение работ.

Групповая рабо-

та – конструирование из готовых форм, работа
с цветной бумагой, пластилином, создание сказочного города

Продолжение табл.

точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

III четверть. О чем говорит искусство? (9 ч)

17

Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море

(изучение
и первичное закрепление новых знаний)

Выразительные средства художественной деятельности для передачи настроения
в природе.

Изображение разного по характеру моря. Природа в различных состояниях. Живописные материалы при изображении контрастных состояний природы.

Колористические навыки работы гуашью

Личностные: проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать выполнение работы.

Познавательные: рассматривать репродукции картин художников-маринистов и участвовать
в их обсуждении, сравнивать и анализировать характер моря; принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно восприни-

Фронтальная
работа
 – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – работа гуашью, акварелью. Изображение моря с передачей настроения природы

Продолжение табл.

мать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками
и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

18

Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных

(изучение
и первичное закрепление новых знаний)

Анималистические изображения, созданные художниками в графике, живописи и скульптуре.

Животные в различных состояниях.

Устная зарисовка – характеристика зверей.

Животное с ярко выраженным характером и настроением.

Приемы работы простым карандашом.

Рисунки Е. Чарушина

Личностные: проявлять эстетические чувства, наблюдательность; анализировать работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диало-

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин В. Ватагина, сравнение, анализ, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – работа простым карандашом, гуашью
и черным фломастером. Изображение животного
с передачей характера

Продолжение табл.

ге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы,
с точки зрения содержания и средств его выражения

19–

20

Образ человека и его характер (женский
образ)

(изучение
и первичное закрепление новых знаний)

Внешнее и внутреннее содержание человека, выраженное средствами искусства с ис-

пользованием живописных
и графических средств. Обсуждение женских качеств характера: верность, нежность, достоинство, доброта

и т. д. Противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна Лебедь, добрая и злая волшебницы). Портретное изображение

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в беседе, находить ответы на вопросы учителя, анализируя репродукции картин и иллюстрации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную
задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Фронтальная
работа
 – беседа, рассматривание репродукций картин известных
художников, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – работа
в тетради цветными карандашами. Изображение положительного
и отрицательного женского образа

21

Образ человека и его характер

(в объеме мужской образ) (изучение и первичное закрепление новых знаний)

Выразительные возможности различных художественных материалов, которые

применяются в скульптуре (дерево, камень, металл
и др.). Создание образов из целого куска пластилина.

Приемы работы с пластили-

ном (вдавливание, заминание,

вытягивание, защипление). Передача пластики движений. Объем сказочных образов с ярко выраженным характером. Эмоциональная
и нравственная оценка образа в его изображении.

Обсуждение мужских качеств характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т. д.

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении

проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности объемного изображения мужского образа, применять технологическую карту для решения поставленной задачи; рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками
и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Фронтальная
работа
 – беседа, рассматривание

репродукций картин известных
художников, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – работа
с пластилином.
Лепка сказочного героя

22

Выражение характера человека через украшение

(изучение
и первич-

ное закрепление новых знаний)

Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Обсуждение мужских качеств характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта
и т. д. – и влияние этих качеств на внешний вид человека. Приемы работы с цветной бумагой

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи; рассматривать иллюстрации, участвовать в их обсуждении; предлагать свои варианты решения поставленной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии
с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания

Фронтальная
работа
 – беседа, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – аппликация из бумаги.

Украшение готовых форм доспехов и кокошников

23

Выражение характера человека через украшение, конструкцию и декор (закрепление полученных знаний)

Украшения, имеющие разный характер. Украшения для женщин подчеркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.

Декор. Декоративные композиции заданной формы.

Приемы работы с гуашью.

Возможности цвета, тона,
ритма для передачи характера персонажа

Личностные: обсуждать и анализировать работы; проявлять эстетические потребности.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать свои варианты решения поставленной задачи, опираться на имеющиеся знания о цвете, ритме, характере.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Фронтальная
работа
 – беседа, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – работа

гуашью в альбоме.

Изображение «злых и добрых» кораблей, украшение паруса

24–

25

Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев

(обобщение и систематизация знаний)

Художественный образ в ар-

хитектуре. Восприятие архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Опыт творческой работы. Техники и приемы работы с разными изобразительными материалами

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: анализировать архитектурные образы в окружающей жизни, возможность перенесения частей образа из реального мира в сказочный; участвовать в обсуждении вариантов решения поставленной учебной задачи, в ходе самостоятельной деятельности выбирать наиболее эффективные способы и приемы работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную
задачу; планировать действие в соответствии
с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника,

Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – работа
с разными материалами. Изображение дома доброй феи и сказочной колдуньи

Продолжение табл.

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

IV четверть. Как говорит искусство? (9 ч)

26

Цвет как средство выражения.

Теплые
и холодные цвета. Чудо-коврик
(изучение и первичное закрепление новых знаний)

Средства художественной выразительности. Цветовой круг, теплые и холодные цвета. Эмоциональная выразительность теплых и холодных цветов. Борьба и взаимовлияние цвета в природе.

Колористические навыки работы гуашью

Личностные: проявлять эстетические чувства, потребности; обсуждать выполненные работы.

Познавательные: использовать  имеющиеся знания  о теплых и холодных цветах в ходе практической работы; участвовать в беседе, обсуждении репродукций картин.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою

точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Фронтальная
работа
 – беседа, рассматривание репродукций картин известных
художников, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – работа гуашью в альбоме. Изображение чудо-коврика

27

Цвет как средство выражения.

Тихие
и звонкие цвета

(изучение
и первичное закрепление новых знаний)

Тихие (глухие) и звонкие цвета на бумаге. Эмоциональная выразительность цвета – глухого и звонкого. Борьба тихого (глухого) и звонкого цветов в изображении сна
и праздника. Колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Умение работать кистью. Состояние, настроение в природе, переданное с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Цвет в природе, на картинах художников. Различные приемы работы кистью (мазок, «кирпичик», «волна», «пятнышко»)

Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в анализе использования цвета на картинах художников, применять имеющиеся знания о цвете в самостоятельной работе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную  задачу; планировать действие в соответствии
с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач
.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций картин известных художников, обсуждение работ.

Индивидуальная работа (в альбоме):

1-й вариант. Рисование букета цветов с использованием холодных и теплых оттенков (акварель, кисти, трубочка).

2-й вариант. Рисование пейзажа
с использованием теплых и холодных оттенков (гуашь)

28

Пятно как средство выражения. Силуэт (изучение и первичное закрепление новых знаний)

Средства художественной выразительности. Силуэт.

Навыки работы с гуашью
(подготовка фона) и бумагой

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов; рассматривать репродукции картин, делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Фронтальная
работа
 – беседа, рассматривание репродукций картин известных
художников, обсуждение работ.

Индивидуальная работа (в альбоме) – работа с гуашью и черной бумагой. Изображение силуэтных композиций

Продолжение табл.

29

Ритм и движение пятен как средство выражения. Мыльные пузыри

(изучение
и первичное закрепление новых знаний)

Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяются восприятие листа, его композиция. Ритм. Навыки работы с восковыми мелками
и пастелью

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: участвовать в решении проблемных вопросов, использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном;  адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,  обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Фронтальная
работа
 – беседа, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, обсуждение работ.

Индивидуальная работа – изображение летящих мыльных пузырей восковыми мелками или пастелью

30

Линия как средство выражения. Ритм линий. Весенняя по-

Выразительные возможности линий. Навыки работы
с акварелью «по мокрому», тушью, пером и палочкой

Личностные: проявлять эстетические чувства; обсуждать и анализировать работы.

Познавательные: применять имеющиеся знания
в ходе беседы  и в ходе творческой работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную
задачу; планировать действие в соответствии

Фронтальная
работа
 – беседа, рассматривание иллюстраций, графических картин, обсуждение ра-

Продолжение табл.

ляна (обобщение и систематизация знаний)

с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

бот.

Индивидуальная работа (на аль-

бомном листе) – создание фона

акварелью, тушью.

Изображение весенней поляны

31

Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево

(изучение
и первичное закрепление новых знаний)

Линии в окружающей действительности. Весенние ветви различных деревьев (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев). Создание художественного образа при помощи определенного материала. Простой карандаш или черная гелевая ручка в работе. Ветви деревьев с определенным ха-

рактером и настроением

Личностные: проявлять эстетические чувства; анализировать выполненные работы.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи,  использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии
с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих  задач; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Фронтальная
работа
 – беседа, рассматривание репродукций картин известных
художников, обсуждение работ.

Индивидуальная работа (в рабочей тетради).

Дорисовывание

деревьев, разных по характеру

32–

33

Ритм линий и пятен, композиция – средства выразительности.

Весна идет (обобщение и закрепление знаний)

Ритм линий, пятен, цвет.
Пропорции составляют основы образного языка. Роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Навыки работы с разными материалами

Личностные: владеть навыками коллективной деятельности, сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности; анализировать работы.

Познавательные: использовать полученные знания в ходе творческой работы, выбирать (и доказывать) наиболее эффективные способы и приемы работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную
задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить необходимые дополнения и коррективы по ходу работы; адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Фронтальная
работа
 – беседа, обсуждение работ.

Коллективная работа с разными материалами (гуашь, пастель, бумага). Изображение весеннего леса
и птиц

34

В музее
у веселого художника

(обобщающий урок)

Роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа

Коммуникативные: уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, договариваться, объяснять замысел, выполнять работу в границах заданной роли

Личностные: обсуждать и анализировать выполненные творческие работы.

Познавательные: выбирать и обосновывать средства художественной выразительности для решения поставленной учебной задачи, опираясь на полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии
с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Фронтальная работа – беседа, обсуждение работ.

Индивидуальная работа (материалы по выбору учащихся): 1-й вариант. Принести самую хорошую работу и уметь ее представить.

2-й вариант. Украшение заготовки закладки. Работа
с конструктором (по замыслу ученика)