РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» на 2011-2015 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Клименкова Елена Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Изобразительное искусство»

на 2011-2015 учебный год

 

Составитель:

Клименкова Е.И - учитель начальных классов

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

протокол №1 от __ августа 2011 года

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании школьного методического объединения

протокол №1 от ____августа 2011 года

_________     /С.В. Гудовская/

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 2

_____________Г.В. Витман

     ____ августа 2011 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Изобразительное искусство»

на 2011-2015 учебный год

Составители:

Клименкова Е.И - учитель начальных классов,

Вейбер Т.В. -  учитель начальных классов,

Радцева И.Н- учитель начальных классов,

Хамчукова Н.В.- учитель начальных классов,

       Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: «Школа 2100» Обучение  изобразительному искусству  обеспечивается учебниками и пособиями: О.А.Куревина, Е.Д.Ковальская, Изобразительное искусство «Разноцветный мир» (1-4 классы), О.А.Куревина, Е.Д.Ковальская, Рабочая тетрадь к учебнику  Изобразительное искусство «Разноцветный мир» (1-4 классы).

 Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся первого уровня обучения составлена  на основе:

  • Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г, регистрационный номер 17785;
  • приказа Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010г № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утвержденный приказом приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г, регистрационный номер 19707;
  • Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования;
  • приказа Минобрнауки РФ от 18 декабря 2012г № 1060. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утвержденный приказом приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля 2013г, регистрационный номер 26993;
  • приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2012г № 1067г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. На 2013-2014 учебный год»;
  • постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных Главным санитарным врачом РФ от 29.12.2010г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3.03.2011г, регистрационный номер 19993;
  • Примерной основной образовательной программы НОО;
  • Примерной программы по  изобразительному искусству.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально – логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

2. Общая характеристика учебного предмета

Изучение  изобразительного искусства в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

 - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных  чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно – прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

- совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни    ( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- формирование навыков работы с различными художественными материалами.

3. Место учебного предмета  в учебном плане

В соответствии с базисным (образовательным) планом образовательного учреждения РФ на изучение изобразительного искусства в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34ч во 2, 3, 4 классах (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Ценность жизни – реализуется в отношении к другим людям и к природе.  

Ценность добра – реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы - воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества - формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Ценность патриотизма - любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества - сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5.Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

- в ценностно – эстетической сфере – эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

- в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности;

- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно – эстетическим содержанием;

- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно – творческую и предметно – продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты художественно – творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

- в ценностно – эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной         деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

- в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;

- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

6.Содержание  учебного предмета

Виды художественной деятельности (50 ч)

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведения изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры ( на примере народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно – прикладное искусство. Истоки декоративно – прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметы быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве. Разнообразие формы в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и др.).ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учётом местных условий).

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально -ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства;
    участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? (40 ч)

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ – в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешивание цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности объёма. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоциональное состояние.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый         характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.).ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве.

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально -ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства;
    участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (45 ч)

Земля – наш общий дом. наблюдение природы и природных явлений, различие их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношение к природе в произведениях авторов – представителях разных культур, народов, стран.

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов. Образы архитектуры и декоративно – прикладного искусства.

Родина моя – Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного декоративно – прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно – творческой деятельности.

Участие в различных видах изобразительной, декоративно – прикладной и художественно – конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры и материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, Бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастера, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению

Основные содержательные линии

Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно – творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно – нравственную эмоционально – ценностную направленность тематика заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно – творческий опыт.

В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать  различные модели курса изобразительного искусства, по- разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время на его изучение. Предусмотрен резерв свободного времени – 16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

.


7. Учебно-тематическое планирование  (изобразительное искусство) 135 часов

№п/п

Требования к результатам

Тематическое планирование

Всего часов

Характеристика деятельности учащихся

 Выпускник научится

 Выпускник  получит возможность научиться

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Восприятие искусства и виды художественной деятельности (50 ч)

1

Различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать  в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

- эмоционально-ценностное относиться  к природе, человеку, обществу; различать  и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и  своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и значение.

Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д.  в природе, на улице, в быту);

- высказывать  аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Кто  такой художник.

Фантазируем        и учимся.

Тренируем наблюдательность. Детали.

Чудо-радуга. Тренируем наблюдательность.

Цвет.

«Живое письмо». Тренируем наблюдательность: тепло и холод.

Линии – какие они бывают.

Изучаем         работу мастера. Линия  и форма.

Какие         бывают фигуры. Тренируем  наблюдательность. Аппликация.

Что         такое         симметрия.

Тренируем наблюдательность; сим- метрия в жизни.

Г е о м е т р и ч е с к и й орнамент.

Как         получаются разные орнаменты.

Смешиваем краски

(гуашь).

Тренируем наблюдательность; дополнительные цвета.

Закрепление знаний о геометрическом  орнаменте.

Мир вещей.

Твоя    мастерская:

«тепло» и «холод». Что такое композиция.

Тренируем наблюдательность: фон.

Графика.

Чёрное на  белом  и белое на чёрном. Что   такое  иллюстрация.

Пейзаж.

Народные  художники.

Прозрачность  акварели.

Секреты акварели:

работа слоями.

Цвета и цветы.

Картины о  жизни людей.

Наброски. Тренируем наблюдательность.

8 ч.

12 ч.

15 ч.

15 ч.

Отработка навыков рисования на разной бумаге (глянцевая, чертежная и др.).
Отработка графических приемов (набросок, зарисовки, тушевка, шриховка) карандашом.
Знакомство с орнаментами.
Отработка приемов работы углем и фломастером (работа по контуру, штриховка внутри контура, работа «клячкой», растушевка).
Декорирование интерьера.
Работа пастелью (нанесение, втирание).
Знакомство с сангиной. Гризайль.
Первобытная живопись.
Работа с гуашью(смешивание на палитре, с белилами, накладывать послойно).
Знакомство с пейзажем. Освоение работы гуашью: подготовка, смешивание красок, способы нанесения (от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение).
Знакомство с работой восковыми мелками (совместно с акварелью).
Знакомство с городским пейзажем.
Передача представлений о величине предметов, об их строении.
Передача с помощью цвета фактуры и формы предмета (шар, прямоугольник).
Знакомство с эмоциональным назначением цвета в живописи.
Создание сюжета. Нахождение словесного аналога. Реализация эстетического контекста (рисование на основе музыкального, литературного образа).
Мозаика. Работа локальными мазками.
Бумагопластика.

Азбука искусства. Как говорит искусство? (40 ч)

2

Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

-различать составные и основные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (Русского Севера).

Пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint .

Виды         изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика.

Рисуем  цветными карандашами. Развиваем  наблюдательность: взаимодействие

цветов.

Аппликация.

Музей         искусств.  Третьяковская галерея. Обрамление   картины.

Иллюстрация. Композиция иллюстрации. Эскиз к композиции. Изучаем работу мастера.

Развиваем наблюдательность: наброски.

Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.

Для любознательных.

Русский лубок и его выразительные средства.

Рисунок.         Штриховка.

6 ч.

10 ч.

12 ч.

12 ч.

Отработка основных приемовполучения цвета, оттенков и использование их в работе.
Самостоятельно подбирать светлые и темные тона путем смешивания с белилами и черным цветом.
Передача настроения через цветовые сочетания.
Передача линий различного характера при помощи штриха, росчерка, зигзага.
Передавать относительную величину предметов в композиции.
Уметь выделять и изображать смысловой центр цветом, величиной, расположением объектов.
Передавать фактуру материала: способы передачи фактуры: гладкая, пушистая, прозрачная и т.д.
Знакомство со светотенью: возможности передачи формы предмета.
Передача холодного и теплого света, дневного и ночного освещения.
Передача эмоционального состояния в рисунках по замыслу, с натуры.
Работа с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по сырому»).
Знакомство с жанровой живописью.
Художественный контекст: рисование на литературные и музыкальные сюжеты.
Изображение человека в рисунке и живописи.
Изображение природы в рисунке и живописи.
Изображение натюрморта в рисунке и живописи.
Декоративное и конструктивное моделирование:
– создание эскиза;
– знакомство с декоративным искусством народов России.

                                                              Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?(45 ч)

3

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать  художественные задачи с опорой на  правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа;         импрессионизм;  зимний  колорит.

Портрет.         Какие бывают портреты. Исторический        и батальный жанры в живописи. Бытовой и  анималистический жанры.

Цветовая гамма. Твоя  мастерская: цветовой круг. Твоя  мастерская: штриховка и  цветовой тон.

Работа  цветными карандашами. Тренируем наблюдательность:  изучаем  работу  мастера.

Декоративное панно.

Твоя мастерская: панно из природного материала.

10 ч.

10 ч.

12 ч.

13 ч.

Закрепление навыков работы с различными графическими материалами.
Использование в пластических работах природных и синтетических материалов (глины, пластилина, бумаги и др.).
Использование в работе элементов объемного изображения
: 2–3-х и более цветов.
Выделение смыслового центра картины и подчеркивание его.
Умение передавать воздушную перспективу цветом.
Передача в рисунке пропорций изображения.
Изготовление декоративных и сувенирных изделий из соленого теста, пластических материалов.
Использование эмоционального значения колоритов.
Использование разных видов графики: минотипии, линографии, граттажа.
Передача движения средствами динамики рисунка.
Использование предварительного наброска и прорисовки мелких деталей на заключительном этапе работы.
Совершенствование умения работы графическими материалами для передачи объема, фактуры, светотени.
Создание изобразительного образа, используя знакомые техники и свойства графики и живописи.
Закрепление умения самостоятельно применять различные техники живописи в работах по замыслу.
Иллюстрирование произведений литературы, музыки.
Создание графических набросков архитектурных проектов.
Знакомство с творчеством художников родного края.

Тематическое планирование по предмету математика

Содержательные линии

1 класс

(количество часов)

2 класс

(количество часов)

3 класс

(количество часов)

4 класс

(количество часов)

Всего часов

1

Восприятие искусства и виды художественной деятельности (50 ч)

8

12

15

15

50

2

Азбука искусства. Как говорит искусство? (40 ч)

6

10

12

12

40

3

Значимые темы искусства.  О чем говорит искусство?(45 ч)

10

10

12

13

45

4

Всего

33

34

34

34

135

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по литературному чтению.

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (1-4 класс) О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская

Тетради: Куревина О.А. «Разноцветный мир».

К

Д

УМК выбирается с учётом школы с русским (родным) языком обучения.

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

 Портреты русских и зарубежных жудожников.

Д

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по ИЗО (в том числе в цифровой форме)

Ф

Д

 Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Д/К

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Мультимедийный проектор.

Компьютер

Экспозиционный экран.

Принтер.

Д

Д

Д

Д

Д

Экранно – звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие содержанию

Д

Игры и игрушки

Викторины

Ф

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

К

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Полки для уголка книг.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.

Д

Д

Д

Д

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель Максимова О.В.

Планирование составлено на основе      Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Фед...

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа Предмет «Изобразительное искусство» для начального общего образования

Изобразительное искусство. Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и в...

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство»

Цели программы:-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;- воспитание нравственных чувств, уважение к культуре...

Рабочая программа предмета Изобразительное искусство, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа предмет Изобразительное искусство 1-4 класс

Программа  разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство1-4 классы». Она соответствует требо...