РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель Максимова О.В.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Максимова Ольга Владимировна

Планирование составлено на основе

 

     Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_izo_3_klass.doc81.5 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie_izo.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Пояснительная записка

 Статус документа

      Рабочая  программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая  программа распределяет учебные часы по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности учащихся.

 

Структура документа

      Рабочая  программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс начальной школы.

 Общая характеристика учебного предмета

     Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

      Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

     Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно

информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

      Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком  рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

      Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

     Изобразительное искусство является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно- прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно - творческую активность, интерес к внутреннему миру, к сознанию своих личных связей с искусством, развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческой задачи.

В основе лежит четкая последовательность приобщения ребенка к связям искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения жизни.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных: видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Основные содержательные линии

В рабочей  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

     

Цели обучения

      В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств:

изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия  произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому многонациональной культуре.

Место предмета в базисном учебном плане

      В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б.М.Неменского, В.Г.Горяева, Г.Е.Гурова, Л.А.Неменской и др.  

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

      На уроках изобразительного искусства формируются умения:

  • воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
  • выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения;
  • объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
  • работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
  • решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;
  • умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

Задачи художественного развития учащихся в 3 классе

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- развивать понимание неразрывной связи своей жизни, предметного окружения с деятельностью пластических (пространственных) искусств;

- развивать понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании любого предмета быта и произведений искусства в окружающей человека жизни;

- развивать умение видеть и ценить труд художников, создающих неповторимый облик родного города на протяжении веков;

- развивать интерес к восприятию памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства;

- развивать эмоциональную сферу ребёнка средствами комплексного воздействия разных видов искусств: изобразительного искусства, музыки, литературы.

Формирование художественно-творческой активности:

- уметь видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для дома, для придания своего облика городу, улице, театру;

- творчески участвовать в создании эскизов предметов, окружающих детей дома (игрушек, книжек, посуды и др.), на улицах города, в театре;

- активно участвовать в беседах на уроке, в индивидуально-коллективных формах творчества;

- активно участвовать в организации выставок в классе и школе.

                            Результаты обучения

 

Формирование художественных знаний, умений, навыков у учащихся 3 класса:

- учиться понимать, что в создании разных предметов для дома, школы, театра, города важную роль играют качество и красота материала, разнообразие и красота форм, узоров, конструкций;

- знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды, произведений искусства принимают участие Мастера Изображения, Украшения и Постройки;

- знать основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;

- знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительного искусства, художественных галереях, музеях декоративно-прикладного искусства и музеях под открытым небом; знать основные музеи нашей страны;

- иметь представление о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (И.Билибин, Ю.Васнецов и др.), об известных народных художественных промыслах России (Хохлома, Гжель, промыслы народной игрушки, промыслы своего региона);

- запомнить ряд имён мастеров, с работами которых встречались на уроках (И.Левитан, А.Саврасов, И.Репин, В.Серов, В.Ватагин);

- владеть элементарными навыками работы гуашью, цветными мелками, а также работы с пластилином или глиной, бумагой, необходимыми для осуществления творческих замыслов;

- владеть элементарными приёмами изображения глубины пространства (наблюдательной перспективой) с элементами загораживания, передачи величины предметов (дальше – меньше, ближе – больше);

- знать начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс);

- учиться передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;

- владеть простейшими навыками объёмного конструирования из бумаги при создании «проектов» оград, фонарей, зданий, витрин, транспорта, выразительных масок и кукол для школьного театра.  

Содержание программного материала

        

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1.

«Искусство в твоём доме»

8 часов

2.

«Искусство на улицах твоего города»

7часов

3.

«Художник и зрелище»

10часов

4

«Художник и музей»

9 часов

Всего

34 часа

                         

                 

 

             Список литературы по реализации программы

          1.  Концепция и программы начальных классов.  2  часть.

          2.  Учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс  

              под ред. Б.М. Неменского.

          3.  Поурочные планы 3 класс по программе Б.М. Неменского.

          4.  Набор таблиц по ИЗО, слайды.



Предварительный просмотр:

Учебная неделя


п/п

  Тема урока

 Формирование УУД

   

  1. неделя

1.Твои игрушки (Создание формы)


1.Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.



2.Познавательные:

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.



3.Регулятивные:

оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя».



Самооценка


 4.  Личностные. Формирование основ личностно-этической ориентации.


  1.  неделя

2. Твои игрушки

(Украшение)

1 2   4

  1. неделя

3. Посуда у тебя дома

(Создание посуды на каждый день и праздничной. Связь формы и декора посуды с её назначением)

1 2 3 4

  1. неделя

4. Мамин платок

(Создание эскиза росписи платка. Композиция и эмоциональное звучание цвета в росписи)

1 2  4

  1. неделя

 5. Обои и шторы в твоём доме

(Создание орнамента для обоев)

1 2 4

  1. неделя

6. Твои книжки

(Создание книги. Форма, цвет, размер, оформление обложки, иллюстрации)

1 2  4

  1. неделя

7.  Поздравительная открытка

Создание поздравительной открытки-образа.

Открытка как предмет искусства)

1 2  4

  1. неделя

8. Что сделал художник в нашем дом        

1 2  4

  1. неделя

9. Памятники архитектуры – наследие веков

(Изображение памятников архитектуры, основываясь на разнообр. архит. форм и их нарядном декоре).

1 2  4

  1. неделя

10. Парки, скверы, бульвары 

(Изображение культурной природной среды. Разные по характеру парки (для сказочных героев, весёлый детский парк-аттракцион, аллея воинской славы)

1 2  4

  1. неделя

11. Ажурные ограды

(Создание проектов ажурных оград. Приобщение детей к красоте ажурно-сетчатых конструкций оград и решёток скверов, парков, перил мостов (чугунное литьё, ковка); деревянного узорочья изб, ворот и т. д.

1 2  4

  1. неделя

12. Фонари на улицах и парках

(Создание проектов фонарей.

Важная роль уличных и парковых фонарей в создании неповторимого облика города.)

1 2  4

  1. неделя

13. Витрины магазинов

(Создание проектов оформления витрины. Композиционное решение, цветовой строй, ритм. расположение предметов в пространстве).

1 2  4

  1. неделя

14. Транспорт в городе

(Создание проектов машин.

Образ машины через её форму.)

1 2  4

  1. неделя

15. Что сделал художник на улицах моего города (моего села)

(Обобщение темы четверти)

1 2  4

  1. неделя

16. Художник в цирке

(Изображение циркового зрелища, отдельного номера или персонажа в процессе выступления).

1 2  4

  1. неделя

17. Художник в театре

(Создание «Театра на столе».  

Художественно-декоративное

оформление спектакля).  

1 2  4

  1. неделя

18. Театр кукол

(Изготовление перчаточных кукол и создание спектакля).

1 2  4

  1. неделя

19. Маска

(Создание маски).

1 2  4

  1. неделя

20. Афиша и плакат

(Составление эскиза афиши к своему кукольному спектаклю или цирковому представлению).

1 2  4

  1. неделя

21. Праздник в городе

(Создание эскиза праздничного оформления города, села, двора на тему «День инопланетянина»).

1 2  4

  1. неделя

22.   Школьный карнавал

1 2  4

  1. неделя

23. Музеи в жизни города

 (музей искусства) Просмотр слайдов с изображением Третьяковской галереи, Музея изобраз. искусств им. А.С.Пушкина и др

1 2  4

  1. неделя

24. Картина – особый мир

Знакомство с станковым искусством. Отличие картины от иллюстрации в книге. Роль рамы в восприятии картины. Просмотр слайдов.

1 2 3  4

  1. неделя

25. Картина-пейзаж (жанр пейзажа)

Изобразить два эмоционально разных пейзажа: радостный и грустный.

1 2  4

  1. неделя

26. Картина-портрет (жанр портрета)

(Изобразить портрет интересного для себя человека)

1 2  4

  1. неделя

27. Картина-натюрморт

 (жанр натюрморта)

(Изобразить натюрморт разного эмоционального звучания: радостный,

грустный, нежный).

1 2 3 4

  1. неделя

28. Исторические картины и картины бытового жанра

(Создать композицию на тему исторических событий или будничной человеческой жизни).

1 2 3 4

  1. неделя

 29. Скульптура в музее и на улице

(Создать из глины (пластилина) фигурку человека или животного в движении).

1 2 3 4

  1. неделя

 28. Скульптура в музее и на улице

(Создать из глины (пластилина) фигурку человека или животного в движении).

1 2  4

  1. неделя

29. Художественные выставки

Занимательные игры-угадайки.

1 2  4

  1. неделя

30. Художественные выставки

Подготовка выставки детских работ, выполненных за год.

1 2  4

  1. неделя

33. Резервный час

  1. неделя

34. Резервный час 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИЗО на 2013-2014 учебный год

календарно -тематическое планирование...

2 класс. Рабочая программа по музыке за 2013-2014 учебный год.

Рабочая программа по                 музыкеступень обучения        начальное общ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.

Планирование составлено на основе    Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания лич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель Максимова О.В.

Планирование составлено на основе     Федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития ивоспитания ли...

Рабочие программы по предметам на 2013-2014 учебный год.

Рабочие программы по предметам на 2013-2014 учебный год....

Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год.

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык, 2008г.На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе ...

Рабочая программа по литературному чтению, 2013-2014 учебный год.

    Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев...