Главные вкладки

    «Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

    Водопьянова Ирина Викторовна

    В статье рассказываертся о методах и приемах,используемых на уроках ИЗО, которые способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»

    Темы уроков объединялись общей целью — дать учащимся представление об окружающем мире. Земля, люди, их труд, праздники и обычаи, природа, космос, произведения различных искусств — все является предметом для изучения. Научные факты и вымысел равно достойны внимания. Анализ и синтез художественных образов способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания.

    Знакомя детей с той или иной темой, использовался прием театрализации, что помогало ребенку глубже постичь новое явление. Кроме того, раскрывались артистические способности детей, снималась внутренняя неуверенность. Ребенок психологически готовился к публичным выступлениям, что ограждало его от «комплекса школьной доски».

    Работа над темами не только снабжала ученика большим объемом доступной информации, но и обогащала его словарный запас терминами и понятиями. Побуждала его к рассуждениям по тому или иному поводу, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы, прогнозировать будущее, т.е. развивала его интеллект.

    Ученик на деле постигает законы мироздания, которые отражаются в законах искусства. Складывая по-разному лист бумаги, он еще в 1 классе знакомится со сложением и делением.

    Членение плоскости на разные фигуры закладывает в его зрительную память информацию о многообразии и подобии геометрических форм, их соразмерности и подчиненности математическим правилам. Работая по линиям сгиба листа, ребенок приобретает навыки координации движений, что помогает ему при освоении письма.

    Работа с бумагой (от плоскости к рельефу и объему) вкупе с последовательным изучением окружающей среды направлялась на формирование у ребенка пространственного мышления, на развитие способности воспринимать конкретные пространственные формы и преобразовывать их по эстетическим законам.

    Технология развития образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста на уроках ИЗО выстраивалась по трем направлениям работы с детьми.

     

    I. Работа над образным содержанием композиций.

    1. Помочь ребенку в формировании базы предметно-конкретных образов, отражающих разнообразные явления действительности.

    2. Развитие абстрактно-логического мышления с выявлением причинно-следственных связей в явлениях природы и жизнедеятельности людей.

    3. Развитие ассоциативного образного мышления средствами различных видов искусств, образующих интегративные межпредметные связи (художественная литература, графика, музыка, лепка, выразительные движения).

    4. Развитие способностей восприятия и оперирования условно-символическими образами.

    5. Развитие способностей восприятия художественных образов в произведениях изобразительного искусства и их соотношения с реальной действительностью.

    Темы занятий, над которыми работали дети, затрагивали все жизненно важные вопросы, с которыми должен быть знаком ученик. Они являются базой для развития образных представлений.

     

    II. Работа над формированием графических навыков.

    1. Обучение ориентации на листе при помощи осей координат и

    вспомогательных линий.

    2. Развитие навыков владения линейной графикой:

    а) Прямые вертикальные, параллельные линии, проведенные сверху - вниз и снизу-вверх.

    б) Прямые горизонтальные параллельные линии, проведенные слева - направо и справа - налево.

    в) Композиции из сочетания вертикальных и горизонтальных линий.

    г) Наклонные, параллельные линии, пересекающиеся линии, ломаные линии.

    д) Кривые дугообразные линии.

    е) Волнообразные линии.

    ж) Петлеобразные и спиралевидные линии.

    з) Композиции с комбинированными линиями.

    и) Рисование изображений на основе геометрических фигур.

    к) Рисование концентрических овалов, кругов и окружностей со сдвинутым центром.

    л) Рисование геометрических фигур с использованием опорных точек.

    м) Рисование с использованием осей координат и прицельных сходящихся и расходящихся линий.

    н) Пиктографические композиции с разнообразными линиями. Символы и знаки.

    о) Композиции с элементами печатных и письменных букв. Начертание печатных букв в сочетании с линейно-графическими композициями.

    3. Формирование навыков работы с плоскостью, рельефом и объемом (бумагопластика и лепка).

    4. Развитие навыков работы с разными инструментами и графическими материалами.

    5. Развитие навыков работы в коллажных техниках для усиления образной выразительности композиций и отработки графических технических приемов.

     

    III. Работа с формально-содержательными аспектами композиций.

    1. Обучение сознательному подходу к выбору изобразительных средств и графических материалов в зависимости от образной задачи.

    2. Подвести детей к осознанию необходимости освоения письменности, как средству, помогающему познанию миру и передаче информации.

    3. Развитие способностей к оперированию пиктограммами простого и сложного временного содержания перед переходом к письменности.

    Темы занятий находились в определенной ритмической последовательности, повторяясь, они расширяли сюжетный спектр и дали возможность детям связать разрозненные впечатления в единое целое представление о явлении или предмете.

    Главным выразительным средством на занятиях являлась линия, наносимая на бумагу различными инструментами (шариковые ручки, гелиевые ручки, цветные и простые карандаши разной твердости от 2Т до 3 М, фломастеры, уголь, восковые мелки, пастель — твердые материалы и беличьи или колонковые кисти при работе с гуашью, акварелью, тушью — полутвердые и жидкие материалы). Работа с различными материалами не только позволяла оценить специфику их выразительных возможностей, но и позволяла корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для развитие мелкой моторики, когда потребуются длительные статические нагрузки и четкие движения.

    Знакомство с основными направлениями и способами про ведения линий, с формообразованием в орнаментах и сюжетных композициях происходило в следующем порядке:

    1. Поэтапно в занятиях предусматривалось освоение выразительных возможностей графических средств: точки «.», штриха «-» и линии «—» и их трансформации в изобразительной, декоративной, шрифтовой композициях.

    2. В занятиях каждое направление линий отрабатывалось отдельно, затем они суммировались и впоследствии входили в упражнения, которые развивали и закрепляли навыки рисовальных движений руки с различными инструментами и в работе с разными графическими материалами.

    3. Освоение способов линейного рисования, как и темы занятий, находились в определенной последовательности: от простых к сложным движениям и к переключению с одного движения на другое, при создании сложных орнаментально-графических композиций, а также к передаче временных категорий в рисунках, сходных по стилистике с пиктографией и письмом. Работа над формой и содержанием композиций связана с образными представлениями и техническими графическими средствами.

    Развитие мелкой моторики кисти руки и коррекция движений глаз являлись на занятиях столь же важными, как и развитие способности к образному мышлению, поэтому каждое занятие сопровождалось пальчиковой гимнастикой и физкультурой, связанной с художественными образами.

    Форма композиции предполагала использование средств бумагопластики, позволяющей сделать разбивку листа бумаги для последующего ориентирования по осям сложения и для того, чтобы облегчить процесс компоновки изображаемых элементов рисунка. Также занятия элементарным конструированием давали возможность осмыслить детям такие понятия как плоскость, рельеф, объем, сложная комбинированная форма — именно в такой последовательности идет работа над внешней формой изделий, в результате чего дети научились складывать, вырезать, склеивать, конструировать из бумаги книжечки, альбомы, сумочки, коробочки и др.

    Таким образом, дизайнерский подход к графическим композициям связан с внешней и внутренней формой детских работ, что приучает ребенка различать конструктивные и информационные элементы в изобразительной деятельности.

    Развитие образного мышления, идущее параллельно с формированием графических навыков и освоением элементарного конструирования, с привлечением знаний по композиции, цветоведению и материаловедению, как специфических средств изобразительного искусства, позволяет идеальные невидимые образы мыслеформ сделать материальными, видимыми. В таком комплексном подходе к работе с образным мышлением и с изобразительно-выразительными средствами заложена возможность развития у детей проектного мышления, так необходимого в жизни человека;

    объемного, а не линейного сознания, позволяющего ему активно, творчески действовать в разных ситуациях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

    В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....

    Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]

    Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

    Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]

    Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

    Развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Игровая программа по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева".

    Эмоциональная сфера у детей как бы находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью,наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непо...

    Развитие логического мышления на уроках математики у детей младшего школьного возраста по ФГОС НОО.

    Презентация для методичекого объединения учителе начальных классов....

    Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

    В системе обучения письму Л.Я. Желтовская  выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось каком...

    Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

    В настоящее время большое внимание уделяется возрождению нашей духовности и перед учителями, композиторами, деятелями искусства стоят важные задачи по музыкальному воспитанию подрастающего поколения. ...


     

    Комментарии

    Курбанова Елена Владимировна

    Спасибо за интересную статью.